Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вот я такой и есть директор…

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

Ипполитов-ИвановСреди памятных дат нынешней осени, безусловно, особняком стоит юбилей Михаила Михайловича ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА (1859-1935). 150 лет назад, 7 ноября по старому стилю, в Гатчине близ Санкт-Петербурга родился человек, судьба которого будет почти сорок лет связана с Московской консерваторией.

Личность М. М. Ипполитова-Иванова симпатична в каждой своей детали. Самобытный композитор, один из любимых учеников Н. А. Римского-Корсакова, впитавший в себя все лучшее, что было в русской музыке XIX века. Традиционалист, чтущий «живые» традиции и в тоже время дышащий воздухом революции (среди его сочинений есть «Гимн труду» и «Ворошиловский марш»). Талантливый дирижер, которого одинаково любили и музыканты, и слушатели. Педагог, воспитавший С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, Л. В. Николаева, З. П. Палиашвили (свой класс Михаил Михайлович называл классом «товарищеского совета»).

(далее…)

«Память о добрых делах должна жить долго…»

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

НикольскийИмя композитора, регента, музыкального этнографа, теоретика хоровой культуры, дирижера и педагога (с 1928 г. – профессора) Московской консерватории Александра Васильевича Никольского (1874-1943) стоит в первом ряду среди выдающихся представителей русского хорового искусства.

А. В. Никольский родился в селе Владыкино Пензенской губернии в семье сельского священника. Огромная любовь к певческому искусству, сформировавшаяся уже в раннем детстве, привела его в знаменитый Пензенский архиерейский хор, которым руководил в то время А. В. Касторский. По окончании Пензенской духовной семинарии Никольский поступил в московское Синодальное училище, где учителями его были В. М. Орлов, А. Д. Кастальский, С. В. Смоленский, С. Н. Кругликов, а затем в Московскую консерваторию, откуда перешел в Филармоническое училище, завершив образование со званием свободного художника по теории композиции.

(далее…)

Конская школа

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

10-17 ноября 1929 года в Москве проходил очередной пленум ЦК ВКП(б). По следам пленума Главпрофобр выпустил резолюцию следующего содержания: «…основной задачей консерваторий, как и всех остальных вузов, по-прежнему остается задача их пролетаризации, понимаемая, однако, не формально в смысле простого пополнения музыкального студенчества рабочим и крестьянским составом, но и обнимающей в связи с этим всю систему мероприятий, долженствующих изменить целевые установки, учебные планы, программы, методы преподавания и содержания учебного материала в сторону решительного приближения работы консерваторий к выполнению упомянутых выше задач…» Это была подробная инструкция, регламентирующая все стороны жизнедеятельности двух лучших высших музыкальных заведений страны – Московской и Ленинградской консерваторий. Основной акцент был сделан на кадровом вопросе: от состава учащихся («социальный отбор при приеме непролетарского состава учащихся») до преподавательского коллектива («курс на пополнение педагогических кадров пролетарской и близкой рабочему классу молодежью»). Пересмотру подлежали основные учебные курсы «для приведения их в согласие с марксистским методом». Наконец, впервые была зафиксирована необходимость принудительного распределения на работу в провинцию. Следующее затем трехлетие – один из самых «темных» периодов в советской истории Московской консерватории, потерявшей на время даже свое название…

(далее…)

Фауст ХХ века

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

Альфред ШниткеГетевский Фауст стал символом европейского человека – всегда ищущего и всегда сомневающегося. Во времена Гете была выработана диалектическая мысль: истина мира не может быть однозначной, она – только в противоречии (добро – зло, Бог – дьявол, Фауст – Мефистофель и т. д.). Этот род мышления составил сердцевину в музыкальном мышлении А. Шнитке, что сделало его последним классическим симфонистом мира.

Идея Фауста прошла сквозь всю жизнь Альфреда Гарриевича. С юных лет он видел в библиотеке отца роман Т. Манна «Доктор Фаустус» (1945) на немецком языке. И особенно его захватывала музыкальная, композиторская канва книги. Ведь главный герой Адриан Леверкюн был искушен во всех крайних новаторствах середины ХХ века – тут и додекафония, и «мистика чисел», и «магический квадрат» (с гравюры Дюрера). Как ни курьезно, но технику додекафонии, за неимением ничего другого, Шнитке изучал по роману Т. Манна! Также и «произведения» Леверкюна, описываемые писателем, стали для него интригующими моделями творчества. По «сочинению» Леверкюна «Апокалипсис» с картинами Страшного Суда он решил даже написать свое произведение. «Но, слава Богу, не написал» (признавался впоследствии). Зато идея романа «вобрать в себя всю историю музыки» обернулась для него методом полистилистики.

(далее…)

День Рождения Альфреда Шнитке

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

 24 ноября – день рождения композитора Альфреда Шнитке (1934-1998), одного из корифеев музыкального искусства ушедшего столетия.

Музыкальный мир широко отмечает эту юбилейную дату. Масштабные фестивали его музыки – симфонической, камерной, хоровой – проходят во многих странах. Московская консерватория также внесла посильную лепту, чествуя своего знаменитого выпускника. В рамках этого события уже прошло несколько концертов в Малом и Рахманиновском залах, а также хоровой фестиваль проф. Б. Г. Тевлина в Большом.

(далее…)

Пятый Осенний

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

V Осенний хоровой фестиваль Московской консерватории, созданный его бессменным художественным руководителем профессором Б. Г. Тевлиным, – явление масштабное и уникальное в художественной жизни России. Нынешний фестиваль – «Шнитке и его современники» – посвящен 75-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, выдающегося воспитанника Московской консерватории, всемирно чтимого композитора, чей вклад в мировую музыкальную культуру трудно переоценить.

Программа фестиваля, проходившего Большом зале, включала четыре концерта, в каждом из которых при неизменном стечении огромного числа слушателей звучала музыка Альфреда Шнитке в окружении хоровых произведений его современников, демонстрируя многокрасочную палитру певческого искусства.

(далее…)

В защиту Онегина (размышления после спектакля 31 октября 2009 года…)

№ 8 (1273), ноябрь 2009

А пепел грез и боль свиданий – нам…
Максимилиан Волошин

ОнегинИмя собственное в названии оперы – всегда имя главного героя, которому, как правило, принадлежит симпатия и автора, и слушателей. Однако «Евгений Онегин» Чайковского – редкое исключение: композитор любовно и потому щедро одарил проникающими в самое сердце интонациями Татьяну и Ленского, заметно обделив заглавного героя музыкой того же качества, не дав ему даже собственных «слов» для выражения внезапно вспыхнувшей страсти. Вслед за композитором Онегина осуждают зрители, которые всю свою любовь отдают романтически устроенным душам, не успевая проникнуться сочувствием к личной драме Евгения, слишком запоздалой, чтобы растрогать, так что певец-актер в какой-то степени становится заложником роли. Вот почему у меня возникло желание выступить в защиту Онегина, партию которого в дипломном спектакле оперного театра Московской консерватории исполнил студент четвертого курса Александр Гладков (класс проф. Б. Н. Кудрявцева).

(далее…)

Последнее «прости»…

Авторы :

№ 8 (1273), ноябрь 2009

Федоров Д.В. Известие о внезапной кончине Дениса Винцентовича Федорова вмиг облетело всю консерваторию и до глубины души потрясло его коллег по работе, педагогов, сокурсников, учеников. Всего 43 года!.. Сотрудник Научно-учебного центра музыкально-компьютерных технологий, ученый-музыковед, композитор и писатель, он ушел от нас в самом расцвете творческих сил, на пике интеллектуального взлета.

Денис был одни из немногих, кто уже в конце 80-х великолепно освоил компьютер и передавал эти знания студентам консерватории более 15 лет. Друзья и воспитанники долго будут помнить знаменитые приколы «от Федорова», выражение его лица – немного плутоватое, с легкой смешинкой в глазах или, наоборот, «кислое», когда кто-либо делал обычный «ляп». Чисто внешне Денис производил впечатление человека достаточно самоуверенного и ироничного, способного на ерничество по любому поводу и без оного. Но это было лишь маской, за которой скрывались серьезность и почти детская ранимость. Не многие знали, что болезненная, доходящая до самоедства рефлексия была его постоянным спутником, а извечное «Быть или не быть?» неотступно следовало за ним по пятам.

(далее…)