Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Окно в Швейцарию

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

В 2014 году исполняется 200 лет дипломатическим отношениям России и Швейцарии. В течение апрельской недели этого особенного для обеих стран года прошел уже III Московский Международный фестиваль камерной музыки «Окно в Швейцарию».

…На одной из открыток набора, выпущенного к Сезонам швейцарской культуры в России, приведены слова А. Н. Скрябина. Он писал из Швейцарии: «Шлем Вам сердечный привет из надоблачного пространства. Здесь чудесно, чистый воздух, тишина. Музыки нет: искусством занимаются только коровы, да и те поневоле, звенят колокольчиками!» Но, глядя на программу фестиваля, в это трудно поверить. В пресс-релизе главной задачей заявлено «ознакомление россиян с современной, классической, ранней и народной музыкой Швейцарии, о которой, к сожалению, в России мало знают». И действительно, за неделю концертов в прекрасных залах Оружейной палаты, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и ЦМШ российский слушатель мог познакомиться с современными швейцарскими композиторами, среди которых Х. Холлигер, К. Хубер, М. Жаррель, Д. Хесс, М. Келлер, Р. Кельтерборн, Ю. Виттенбах и открыть для себя малоизвестные имена ХVII–XIX веков – Х. Альбикастро, И. Глетле, Ф. Фрёлих, Г. Фритц.
В мероприятии приняли участие известные швейцарские ансамбли и исполнители. Это Цюрихский духовой квинтет, блокфлейтист-виртуоз и дирижер Морис Штегер, известные солисты-инструменталисты Флориан Мор (виола д’амур, альт) и Бит Андерверт (гобой, барочный гобой). А в самом центре фестивальной недели в концертном зале ЦМШ блистательно выступил российско-швейцарский тандем: солист одного из лучших симфонических оркестров Швейцарии «Tonhalle» Александр Неустроев (виолончель) и консерваторский ансамбль «Студия новой музыки».

Пожалуй, самыми яркими впечатлениями вечера стали открывавшая концерт Сюита для виолончели соло Гаспара Кассадо и «Intarsioso» для фортепиано, голоса и струнного квартета Клауса Хубера. Бархатное звучание, неуловимое рубато – Александр Неустроев не играл, он «разговаривал» со слушателем о чем-то сокровенном. Такое необыкновенно глубокое начало, несомненно, придало концерту особый тон. И на этой волне душевного откровения особенно остро зазвучало написанное в 2009 году «Intarsioso» Хубера. «Я очень люблю эту пьесу. В ней проявляются лучшие черты музыки Хубера – видение классики сегодняшними глазами и одновременно открытость всему новому. Эта музыка написана с огромной любовью к материалу», – подчеркнет после концерта художественный руководитель «Студии» Владимир Тарнопольский.
Два отделения промелькнули на одном дыхании. Старинная музыка перемежалась взрывами современных красок и плавно перетекала в ясную гармоничность классики. Музыканты не просто создали уникальную атмосферу вечера, они вели диалог российской и швейцарской культур в миниатюре – такой органичный и плодотворный.

«Всё намек, всё обещание, всё мечта», – скажет о Швейцарии Скрябин в одном из своих писем жене. И сейчас, спустя 200 лет крепких дипломатических связей, для русского слушателя всё больше приоткрывается музыкальное окно «в мечту».

Ольга Яковенко

Контрабасовое пиршество

№ 6 (1317), сентябрь 2014

В Москве прошел фестиваль контрабасового искусства, приуроченный к 140-летию со дня рождения выдающегося русского контрабасиста, дирижера, общественного деятеля Сергея Александровича Кусевицкого (1874–1951). В честь этого события Московская консерватория совместно с Российской академией музыки им. Гнесиных организовали цикл концертов и мастер-классов. С 14 по 18 мая контрабас звучал в лучших концертных залах столицы – этакое контрабасовое пиршество. Для участия в фестивале был приглашен контрабасист, удостоенный премии «За выдающиеся заслуги в сольном исполнительстве», лауреат конкурса Международного общества басистов, профессор Высшей школы музыки Университета Аризоны (США) Каталин Ротару. В концертах принимали участие маститые солисты, такие как заслуженный артист России, доц. Николай Горбунов, лауреаты Международного конкурса им. С. Кусевицкого Григорий Кротенко и Геннадий Крутиков, а также студенты консерватории и РАМ им. Гнесиных.
14 мая в Рахманиновском зале МГК состоялось торжественное открытие фестиваля. В этот вечер звучали сочинения из концертного репертуара С. Кусевицкого и приуроченная к празднику московская премьера Сонаты для контрабаса и фортепиано Ф. Прото. Главный инициатор и организатор фестиваля проф. Л. В. Раков в своем вступительном слове рассказал о жизненном пути Кусевицкого и его роли в мировой музыкальной культуре.

В начале программы в исполнении К. Ротару и струнного квинтета студентов консерватории прозвучало переложение Andante сantabile из Первого квартета П. Чайковского. Контрабас олицетворял лирическую природу инструмента: мелодия солиста прозвучала вдохновенно и с исключительным мастерством. Г. Кротенко успешно справился с труднейшими пассажами Арии для баса и контрабаса с оркестром В. Моцарта, раскрыв виртуозные возможности инструмента в превосходном дуэте с певцом П. Маркиным. Особого внимания заслужила Соната № 2 Ф. Прото в интерпретации Ротару и замечательной пианистки В. Алмазовой, которая преодолела немалые сложности фортепианной партии.

Во втором отделении играли студенты консерватории. Тонкой, почти мистической манере Д. Соколовой, исполнившей Концерт Г. Генделя, контрастировала мощная, быть может, даже слишком напористая для Концерта ля мажор В. Моцарта игра А. Кононовой. Ощущение призрачного полета создали Д. Тарбеев и А. Дзюбенко, сыгравшие виртуозную танцевальную музыку Дж. Боттезини и Р. Глиэра. Глубиной интерпретации «Кол нидрей» М. Бруха поразил Р. Шагимарданов, которого с невероятным вниманием слушал сам К. Ротару. В заключение Г. Крутиков исполнил Вокализ С. Рахманинова и Вальс-миниатюру С. Кусевицкого. Прекрасная музыка в сочетании с высокопрофессиональным исполнением артиста вызвала неподдельный интерес публики.

16 мая в Концертном зале РАМ им. Гнесиных прошел концерт с участием студентов академии. Во вступительном слове проф. А. А. Бельский выразил свое восхищение перед идеей фестиваля и отметил, что выступление К. Ротару придало концертам атмосферу праздника.
В первом отделении О. Трусову удалось передать ясный, солнечный характер музыки I части Концерта № 15 ре мажор Й. Шпенглера. Запомнилось хорошо выстроенное по форме «Кичо» А. Пьяццоллы в исполнении Т. Матвеева. Больших оваций удостоился А. Муравьев, который представил собственное сочинение для контрабаса соло – Сюиту по прочтении сказки «Алиса в стране чудес». Музыкант сумел показать все возможности контрабасового искусства: игру смычком и пиццикато, хлопки и постукивание по деке и корпусу инструмента. Кульминацией первого отделения стало выступление доцента МГК Н. Горбунова, виртуозно, с легкостью и блеском сыгравшего «Пеццо каприччиозо» П. Чайковского с пианисткой О. Ледниковой.

Все второе отделение концерта публика наслаждалась игрой К. Ротару. Маэстро исполнил Сонату № 1 Ф. Прото и Танго А. Пьяццоллы, показав безукоризненную технику и артистизм, великолепное владение приемами звукоизвлечения, умение проникнуть в самую сущность сочинения и донести свой замысел до публики. Каталин обращался с инструментом почти играючи – струнный гигант звучал и как виолончель, и как скрипка, поражая точностью интонирования и нюансировки. Надежным партнером в ансамбле был прекрасно владеющий инструментом концертмейстер С. Жилкин.

15 и 17 мая состоялись мастер-классы К. Ротару. Глубокое знание репертуара и музыкальная эрудиция позволяли ему показывать все представленные студентами сочинения в эталонном исполнении, рассказывать о методах работы над ними, о своем понимании произведений. Ротару говорил о звукоизвлечении и распределении смычка, о голосоведении и построении фразы, о различии исполнения трели в произведениях старинных композиторов и романтиков, о чувстве стиля и динамике. Большим сюрпризом для слушателей и участников мастер-классов явилось первое исполнение Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром KV 364 В. Моцарта. Ротару, скрипач К. Кравцов и пианистка О. Плетникова поразили вдохновенной трактовкой этого произведения, их игра блистала чувством подлинного артистизма и свежестью. Партия альта в интерпретации маэстро демонстрировала совершенство мастерства, безупречный вкус и невероятную легкость в исполнении сложнейших пассажей.

18 мая в Большом зале консерватории вместе с солистами выступал симфонический оркестр МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (дирижер – заслуженный артист России Феликс Коробов). Вечер открыл Концерт № 5 для скрипки (в переложении для контрабаса) с оркестром КV 219 В. Моцарта. Солирующий контрабас звучал проникновенно, своим матовым тембром оттеняя оркестр, а в финале цикла Ротару продемонстрировал виртуозные возможности инструмента. В Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром соч. 33 П. Чайковского контрабас предстал в образе лирического героя: инструмент пел и разговаривал с публикой. Различные вариации оживили элегический характер изысканной темы. Проф. Л. В. Раков, поднявшись на сцену, поблагодарил гостя за прекрасное исполнение и добавил, что Каталина по праву можно считать выдающимся музыкантом XXI века. Знаменитый контрабасист, в свою очередь, признался, что неделя, проведенная в Московской консерватории, – одна из лучших в его жизни.

Второе отделение открыл Концерт для контрабаса с оркестром А. Коблякова, где в качестве солиста выступил Н. Горбунов. Медленно-сумрачное, полное тревожных чувств вступление рождало аллюзии на музыку А. Шнитке. Это экспрессивное сочинение вызвало шквал аплодисментов. В заключение вечера прозвучал Концерт для контрабаса с оркестром С. Кусевицкого. Г. Крутиков прекрасно передал меланхолию, чувство неудовлетворенности и томления лирического героя сочинения.

Заключительный концерт надолго запомнился слушателям благодаря интересным произведениям и прекрасным солистам. Исполнители продемонстрировали настоящее мастерство, тем самым доказав, что великое дело Кусевицкого по-прежнему живет и развивается.

Анастасия Попова и Надежда Травина,
студентки ИТФ,

А. Л. Мещеринов, доцент ГКА им. Маймонида

СНТО вернулось в Московскую консерваторию

№ 6 (1317), сентябрь 2014

12 мая в консерватории было учреждено, а точнее, возобновлено Студенческое научно-творческое общество (СНТО). В его состав вошли студенты и аспиранты большинства факультетов. Учредительное собрание провел ректор профессор А. С. Соколов, присутствовали проректор по научной работе профессор К. В. Зенкин и научный руководитель СНТО доц. Р. А. Насонов. С нового учебного года СНТО приступило к работе.

Впервые такое Общество было создано в Московской консерватории еще в 1930-е годы. Его основателем был замечательный композитор и человек Григорий Самуилович Фрид, который считал очень важным общение между музыкантами, заполнение «белых пятен» в музыкальном образовании и всячески этому способствовал. Вот что пишет о первом СНТО музыковед А. Селицкий: «Активными его  участниками были А. Ведерников и С. Рихтер. На заседаниях исполнялись и обсуждались редко звучащие сочинения, в том числе студентов-композиторов. Кружок активно посещали студенты и профессора разных факультетов, чаще других – Г. Нейгауз. На одном из заседаний выступил И. Соллертинский с докладом о Малере».

Возможно, самое главное в аббревиатуре СНТО – слово «общество». К сожалению, наша студенческая среда в значительной мере разобщена: каждый «замкнут» на своей группе, но мало знаком с коллегами старших и младших курсов, а тем более со студентами других факультетов. Что сетовать на стороннюю публику, если мы сами почти не общаемся, не интересуемся делами друг друга и совершенно не ходим друг к другу на концерты! Исправить такое положение дел «сверху» невозможно, это под силу только нам самим. Что и будет пытаться делать СНТО в ходе своих, хочется надеяться, немалочисленных мероприятий.

Под словом «творческое» в СНТО подразумеваются не только гипотетические прожекты на будущее, но и работа уже существующих студенческих исполнительских коллективов, которые согласились с ним активно сотрудничать. В частности, это — «Резонанс» (худрук – студент КФ Александр Тлеуов) и «Mixtum compositum» (худрук – студент КФ Денис Писаревский). Предполагается, что их выступлениями будут отмечены наиболее крупные наши мероприятия.
В основной части – «науч-ной» – важно идти и вглубь, и вширь. «Вглубь» означает, что мы будем проводить своеобразные «мозговые штурмы» – циклы семинаров и лекций студентов и аспирантов (с обязательным их обсуждением), посвященных какой-либо актуальной теме (в нынешнем семестре – современному театру). «Вширь» – потому что эти семинары будут проводиться совместно с другими творческими вузами. Для начала это будет театроведческий факультет наших соседей –   ГИГИСа. Старшекурсники ГИТИСа придут со своими лекциями к нам, а консерваторские музыковеды, в свою очередь, расскажут в ГИТИСе о собственных работах. Ближе к зиме этот цикл семинаров перерастет в конференцию (в прошлом декабре в стенах МГК уже состоялась подобная молодежная конференция; ее организовала музыковед IV курса Мария Зачиняева, ныне секретарь СНТО).

Наконец, «студенческое». На самом деле, мероприятия СНТО открыты для посещения всем желающим. А для тех, кто захочет вступить в СНТО, формальная сторона вопроса сведена к минимуму: достаточно написать короткое заявление на адрес: snto_mgk@mail.ru. Информацию о мероприятиях Общества можно получить на сайте консерватории (www.mosconsv.ru/ru/groups.aspx?id=139436), а также страничке СНТО в соцсети «Вконтакте».

22 сентября 2014 исполнится 99 лет со дня рождения Григория Самуиловича Фрида, и именно на этот день намечен официальный старт нового СНТО. А в следующем году отметить 100-летие основателя будет делом чести для нашего студенческого клуба.

В ближайших планах – декабрьская студенческая конференция «Музыкальный и драматический театр: пересечения и взаимодействия» и мероприятия, посвященные Николаю Яковлевичу Мясковскому. А самыми первыми акциями (в конце сентября) станут лекция нашего сверстника, но уже известного театроведа Антона Хитрова (журнал «Театр», ГИТИС), а также экскурсия по выставке номинантов Премии Кандинского (главной российской премии в области визуального искусства). Выбирайте и присоединяйтесь!

Владислав Тарнопольский,
аспирант ИТФ, председатель СНТО МГК

Обнимитесь, миллионы!

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

Классные вечера профессора Риммы Анатольевны Хананиной по форме всегда представляют собой ноу-хау. Концерт, который состоялся еще 25 апреля, не стал исключением. Как и предыдущие, он был монографичен и посвящен русскому композиторскому творчеству. В этот раз – С. В. Рахманинову.

Программа также была необычна: фортепианные транскрипции Рахманинова и их вокальные и инструментальные источники. Так, после звучания песни Шуберта «Куда?» в исполнении тенора в сопровождении фортепиано тот же пианист предложил вниманию ее фортепианную транскрипцию; вальс Крейслера «Муки любви» в исполнении скрипки и фортепиано также сменила его фортепианная транскрипция… Подобное сопоставление в одном вечере происходило, как ни странно, впервые.

Во вступительном слове Римма Анатольевна коснулась истории жанра транскрипции и глубины рахманиновского подхода к нему. Она также подчеркнула особую ответственность консерватории в обучении и общекультурном воспитании студентов-иностранцев со всех континентов земного шара, которые будут играть большую роль в музыкальном развитии своих стран и для которых московская консерватория останется их Аlma mater.

По отзывам слушателей, вечер показал высокое педагогическое мастерство профессора и выдающийся артистически-исполнительский тонус студентов-участников. Выступали: И. Бабурашвили, Ким Чен Хек, Ким Ен Мун, Пак Се Вон, Ли Хен Люль (фортепиано), а также Д. Давыдова, Н. Неверов, А. Акопян (вокал), Д. Кучёнова (скрипка). Торжественность вечеру придало присутствие на нем руководства иностранного отдела МГК и дирижерско-хорового факультета, как и коллег по кафедре, что было воспринято профессором с глубокой благодарностью.

Заключением вечера стал символический музыкальный message (сверх объявленной программы) выпускника композиторского факультета Ким Ил Гю (КНДР). Его двухрояльная композиция завершилась гимническим звучанием темы из Девятой Симфонии Бетховена «Обнимитесь, миллионы!», подчеркнув главное: у молодежи должна быть вера в высокое предназначение музыканта на земле.

Андрей Кудрявцев,
студент КФ

И печаль, и озорство…

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

10 мая в Рахманиновском зале состоялся один из концертов XII Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука». Гостями на этот раз стали участники джазового коллектива из Норвегии – «Трио Ларса Андреаса Хауга» в составе: Камилла Сюзанн Хауг (вокал), Фруде Халтли (баян), Ларс Андреас Хауг (туба).

Идея включения концерта джазового трио из Норвегии в общую программу была с энтузиазмом поддержана организаторами фестиваля. Благодаря участию в проекте посольства Королевства Норвегии в Москве и норвежского фонда «Music Norway» музыканты смогли приехать в российскую столицу.

Коллектив Ларса Андреаса Хауга, безусловно, один из интереснейших в яркой панораме современного норвежского джаза. Трио, выступившее в Москве, – один из вариантов его состава, имеющего также трубу, рояль, саксофон и ударные. Музыканты работают вместе с начала 1990-х и за эти годы создали собственный неповторимый стиль. В их репертуаре преимущественно произведения, написанные лидером – Л. А. Хаугом. Критики наделяют их различными эпитетами: красивые, озорные, лукавые, юмористические, спонтанные, экспериментаторские… Тонкое соединение в них элегантных джазовых композиций с игривыми импровизациями способствует созданию совершенно особого музыкального облика.

В программе, представленной московской публике, звучали композиции, написанные исключительно участниками трио. В этой искренней, вдохновенно исполненной музыке, одновременно сложной и простой, нашли отражение и экзотические впечатления от путешествий музыкантов в далекие уголки мира, и идиллические норвежские ландшафты, и, казалось бы, обыденные бытовые сюжеты.

Написанная после поездки в Египет композиция «Conrairo» (Л. А. Хауг), была наполнена ориентальными мотивами и ритмами, а в пьесе под названием «Афро-шведское» (Ф. Халтли) соединение прихотливых африканских ритмов с народной шведской мелодией проникнуто настроением северной меланхолии.

Комментируя содержание своей пьесы «Slæba», К. С. Хауг рассказала, что это – название одного из холмов в окрестностях г. Арендал, который зимой становится очень скользким, что затрудняет подъем, но зато он превращается в чудесное место для катания на санях – нужно лишь позаботиться о том, чтобы не скатиться прямо в море! Ее песня «Furukongen» («Король сосен») рассказывает о высоком холме, на котором стоит водонапорная башня; холм «собирает» истории обо всем, что происходит на острове, даже о событиях, «сугубо личных». А ее же песня «Веселому шкиперу» написана в качестве подарка капитану небольшого парома «Колбьёрн», круглый год весело перевозящего пассажиров на островок Колбьёрнсвик.

На бис прозвучали две композиции, основанные на норвежских народных мотивах: «Вальс» (Ф. Халтли) и «Курочки Пола» (Л. А. Хауг). В ходе совместного музицирования солисты свободно и легко общались на сцене, вдохновенно импровизировали, комментировали собственные композиции. Их музыка, в которой было все: и печаль, и озорство, и радость, и любовь к родным местам, вызвала большую симпатию публики и очень теплый прием. Концерт, продолжавшийся полтора часа, пролетел на одном дыхании.

Елена Битерякова,
Центр народной музыки МГК

Вольнолюбивый дух каденций

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

М.: Дека-ВС, 2014

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!
В. В. Маяковский

Современный музыкант-исполнитель, в силу утвердившейся специфики своей профессии с младых ногтей приученный строго следовать предлагаемому нотному тексту, неукоснительно выполнять «волю автора», нередко оказывается в довольно сложной ситуации, когда композитор вдруг предлагает ему хотя бы на время стать своим соавтором: заполнить фермату, сымпровизировать подход к рефрену или (о, ужас!) сочинить каденцию. Внезапно обретенная свобода обескураживает пугающей непредсказуемостью возможного художественного результата до такой степени, что интерпретатор начинает сомневаться в том, что автор ему эту свободу предоставил. В смятенном сознании музыканта лихорадочно проносятся, то ли слышанные еще в консерваторских лекционных курсах, то ли вычитанные  в «авторитетных» справочниках, обрывочные и, увы, зачастую недостоверные сведения о том, какими должны быть легитимные вторжения в «священный» авторский текст. Попутно возникает множество практических вопросов – насколько развернутыми по масштабу могут быть «плоды фантазии» исполнителя, на каком тематическом материале их выстраивать, должны ли они гармонировать со стилем автора или здесь все же уместен некий стилистический диссонанс.

По всем этим животрепещущим проблемам отечественные музыканты теперь, к счастью, имеют авторитетнейшее «руководство к действию» – книгу профессора Московской консерватории А. М. Меркулова «Каденция солиста в эпоху барокко и венского классицизма». В шести главах этого содержательного труда автор выступает последовательным «разрушителем мифов», восстанавливая забытые или неузнаваемо искаженные реалии исполнительской практики прошедших веков. Он убедительно, на основании многочисленных аутентичных источников, доказывает, что в рассматриваемые эпохи не существовало единых правил в создании каденций, что они отнюдь не всегда импровизировались, что называется, сходу и далеко не всегда отличались краткостью, что Бетховен в своем Пятом фортепианном концерте не вписал каденцию в основной текст произведения, как это считают некоторые исследователи, а с помощью специального указания предупредил, что ее здесь не должно быть (ремарка гласит: «Non si fa una Cadenza»).

Перед нами предстает впечатляющая панорама развития  искусства сольной каденции со всеми причудами и эксцессами, сопровождавшими ее бытование на оперных и концертных подмостках. Перелистывая страницы книги, мы становимся свидетелями вдохновенных импровизаций Тартини, считавшего, что каденции «певец или музыкант исполняет по желанию и, невзирая на такт, так долго, как он хочет и может», восхищаемся виртуозными вокализами легендарного Фаринелли, дивимся рекордному выступлению Гаэтано Кривели, который в 1815 году в Миланском театре «украшал два слова арии в течение 25 минут», размышляем над монументальной каденцией-каприччио И. Хандошкина в Сонате B-dur, долгое время ошибочно принимаемой исследователями за самостоятельную часть этого сочинения. Ведомые опытной рукой автора мы с удовольствием внимаем ироническим пассажам Б. Марчелло и Э. Т. А. Гофмана, сопоставляем и сравниваем взгляды на место, роль и содержание каденции, записанные или высказанные Д. Г. Тюрком, Ч. Бёрни, И. Й. Кванцом, Ф. В. Марпургом, К. Ф. Э. Бахом, К. Черни. Тщательно подобранные иллюстрации – факсимиле рукописей каденций, старинные гравюры на музыкальные сюжеты – служат прекрасным дополнением текста рецензируемого труда.

Книга А. М. Меркулова является не только добротным историческим исследованием, но и учебным пособием (с грифом УМО), предназначенным и для музыковедов, и для будущих (добавлю – и для действующих!) концертных исполнителей. Но и здесь автору удается избежать в своих рекомендациях неуместной безапелляционности и постной дидактичности. Он оставляет право выбора, однако, весь ход размышлений, логика и убедительность доказательств неизбежно должны привести к смелому, как талантливая каденция, но такому же мотивированному выводу: «Современному исполнителю музыки барокко и венского классицизма, спрашивающему, какую же каденцию ему сыграть, следует адресовать категорическое требование: любую, кроме авторской! Или, в более мягкой форме и более пространно: любую неизвестную или малоизвестную каденцию, но только не известную авторскую!» (с. 135).

При похвальном пиетете к гениям прошлого современный интерпретатор отнюдь не обязан доказывать слушателю, что автор жил давно, ну, очень давно. Ведь в этом случае, по саркастическому замечанию Г. Г. Нейгауза, «бедный автор умирает на глазах у огорченного слушателя и ничего, кроме трупного запаха, от него не остается». Не лучше ли следовать словам В. В. Маяковского, вынесенным в качестве эпиграфа?! Для еще сомневающихся приведу слова Л. Годовского из его предисловия к собственным каденциям: «Мнение о том, что исполнитель обязан подражать стилю, конструктивному мышлению и другим характерным чертам композитора, является заблуждением. Каденция дает возможность исполнителю раскрыть свои музыкальные, интеллектуальные, эмоциональные и духовные качества, обнаружить масштаб своих знаний, уровень логики и степень вдохновения…»

Итак, если вы музыкант-исполнитель или еще только учитесь, то не бойтесь дарованной свободы, не сковывайте свою фантазию! Ведь к этому вас призывает вольнолюбивый дух каденции.

Борис Бородин

Сезон открыт!

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

4 сентября Большой зал Московской консерватории начал новый концертный сезон. Вечер открыл ректор, профессор А. С. Соколов. Тепло приветствуя публику, он поделился замечательной новостью: в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы с 2000 года, реконструкция Большого зала Московской консерватории признана «лучшим реализованным проектом в области инвестиций и строительства». Поздравляем!

Честь открытия нового концертного сезона в Большом зале консерватория предоставила своему прославленному Камерному хору. Многократный победитель международных состязаний, московский консерваторский хор под управлением своего художественного руководителя доцента А. В. Соловьёва завоевал этим летом на Всемирных хоровых играх в Риге, собравших 460 хоров со всего мира, золотые медали сразу в трех (!) номинациях: «Духовная музыка», «Современная музыка» и «Смешанные камерные хоры».

Слушатели смогли по достоинству оценить акустику Большого зала в программе великолепно звучавшего хора, где эффектно чередовались духовные и светские, классические и современные произведения отечественных и зарубежных авторов. Некоторые из них, как, например, «Каприччио» Кузьмы Бодрова (сочинение посвящено VIII Всемирным хоровым играм) или «O salutaris Hostia» Эрика Эшенвальда, впервые исполнялись в России.

Выступления Камерного хора МГК всегда удивляют экспериментами, но не только. Не меньший интерес вызвал блок духовной музыки, открывавший вечер. Бортнянский, хоровой концерт № 15 «Приидите, воспоим, людие»; Калинников, концерт «Камо пойду от Духа Твоего»; Чайковский, «Ангел вопияше», а затем – взгляд на сакральную тему из сегодняшнего дня: «Stabat mater» Баркаускаса, «Pater noster» Свидера, «Gloria» Нюстедта, «Аллилуйя» Томпсона.

Не забытыми оказались и истоки русской музыки: в свободных обработках русских народных песен особенно выразительно солировали воспитанники Камерного хора разных лет, Мария Челмакина и Дмитрий Волков. В отдельных случаях номера были не просто спеты, но и сценически поставлены с большой изобретательностью («Кунгала» австралийского композитора Лика, попурри на темы из американских мюзиклов). Лес рук, сплетающийся в причудливые рисунки, хористы, непринужденно поющие и одновременно движущиеся то в танце, то в пантомиме…

Интересной и драматургически оправданной показалась идея «перебивки» хоровых номеров инструментальными. Пианисту Наилю Мавлюдову, студенту звездного класса профессора С. Л. Доренского, представилась возможность не только выступить в ансамбле с хором, но и солировать, сыграв вторую и третью части из Седьмой фортепианной сонаты Прокофьева. «Oblivion» и «Libertango» Пьяццоллы прозвучали в исполнении баяниста-виртуоза Михаила Бурлакова.
Камерный хор свято чтит имя своего основателя, профессора Б. Г. Тевлина. Исполнение знаменитой песни «Журавли» Френкеля – красиво срежиссированной сценической миниатюры – Александр Соловьёв посвятил памяти этого выдающегося музыканта, а находящейся в зале супруге, В. К. Гневышевой трогательно преподнес цветы.

Впечатлений этот концерт оставил немало, и можно с уверенностью сказать, что выступление Камерного хора МГК задало высокую планку новому концертному сезону.

Михаил Кривицкий,
студент ИТФ

Фотографии Дениса Рылова

Из Москвы в Казань

Авторы :

№ 6 (1317), сентябрь 2014

Московская консерватория проводит множество различных мероприятий в сотрудничестве с другими творческими вузами России. Недавно в череде подобных событий состоялось еще одно, которое, надеемся, получит продолжение и станет долгосрочным проектом, достойно представляющим Alma mater в регионах России.

В Казани в апреле прошел благотворительный концерт в рамках музыкально-образовательного проекта «Музыка детских сердец», организованный совместно Московской и Казанской консерваториями по предложению В. Валитова, худрука Юношеского симфонического оркестра России им. Л. Николаева. Этот проект в 2014 году отмечает свой 10-летний юбилей. За эти годы он обрел известность (особенно за пределами Москвы!) как серия доступных программ, рассчитанных, в первую очередь, на детей и молодежь. Но последний концерт в Казани показал, что нет пределов вдохновению, желанию внести новое видение в хорошо известное и привычное, когда за дело берется команда единомышленников, уверенных в поддержке своих начинаний. Ведь за их спинами – наша консерватория…

Первое новшество, привнесенное оргкомитетом МГК – формат оркестра, превращающегося на время в «сводный»: в него вливаются музыканты того города, где и проходит концерт. Так, в Казани на сцену лучшего зала Республики Татарстан, безвозмездно предоставленного благодаря личному участию ректора Казанской консерватории проф. Р. К. Абдуллина, вышли студенты Московской и Казанской консерваторий, других учебных заведений Москвы и ребята из «Юниор-оркестра» колледжа при Казанской консерватории. Дирижировали попеременно два руководите-ля – В. Валитов и А. Гулишамбарова, худрук «Юниор-оркестра».

Да, мы все шли на определенный риск, ведь музыканты сводного оркестра, средний возраст которых не более 18-ти, увидели друг друга впервые лишь на репетиции, за день до концерта. До этого вся подготовка в течение 2-х месяцев велась на расстоянии. Не стоит говорить, каким мужеством, самообладанием и мастерством должны обладать дирижеры, чтобы буквально за несколько часов совместных репетиций собрать в единый «звучащий инструмент» два молодежных коллектива для исполнения совсем непростой программы.

Кстати, подход к ее составлению тоже явился новшеством. Его суть – в «региональной» направленности. В основу казанской программы легла тема «диалога культур»: Москвы, как столицы России, и Казани, как столицы тюркского мира. Шедевры из сокровищницы классики – «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, «Половецкие пляски» Бородина, «Pezzo capriccioso» Чайковского (со-лист – Камиль Мухаметдинов), «Арлезианка» Бизе – переплелись с музыкой композиторов Татарстана (две части из балета «Шурале» классика Фарида Яруллина и «Казанская сюита» нашего современника Радика Салимова). Запоминающимся и ярким стало выступление студентки МГК Алии Водовозовой (флейта, кл. проф. А. М. Голышева), которая, помимо блистательно исполненной «Венгерской пасторальной фантазии» Ф. Допплера, преподнесла в качестве «музыкального сюрприза» собственную обработку татарской народной песни для флейты соло, чем еще больше расположила к себе слушателей, вызвав бурю аплодисментов.

Кстати, о публике хочется написать отдельно. Такие отзывчивость, внимание и трепет, с какими слушатели встречали каждый номер программы, с каким воодушевлением и радостью аплодировали всем участникам и оркестрантам, встречаются нечасто. А ведь слушателями бóльшей частью  были дети из детских домов, интернатов, социальных приютов, из многодетных семей, пригласить которых мы смогли благодаря помощи регионального отделения ВПП «Единая Россия» и благотворительных организаций Казани. Дети, которым выделили лучшие места в зале, выдержали 1,5-часовой музыкальный нон-стоп «на одном дыхании». И даже за пределами основной программы, во время исполнения знаменитого Adagio С. Барбера, прозвучавшего в память об Учителе обоих дирижеров, Маэстро Фуате Мансурове, в зале стояла такая пронзительная, звенящая тишина, что, казалось, время остановилось…

Но и среди этой детской аудитории были слушатели, для которых сами музыканты, находившиеся на сцене, возможно уже не казались «людьми из другого мира». Это были ребята из детского дома и интерната для слепых и слабовидящих из небольшого городка Лаишево, что в полутора часах езды от Казани. Потому что именно сюда за два дня до главного концерта мы – ребята из ЮСОР им. Л. Николаева, я как представитель оргкомитета МГК и Радик Салимов – приехали в сопровождении активисток благотворительной организации многодетных матерей «Нэчкебил», чтобы провести небольшой концерт-встречу.

Рассказ о том, как тепло, гостеприимно и душевно нас встретили – отдельная тема. Скажу лишь, что мы, задумав эту поездку, не предполагали, что она станет началом еще одного новшества. Настраиваясь по дороге в Лаишево на непростой концерт для неподготовленной и, думалось, сложной публики, мы оказались там в роли учеников, которым слушатели преподали настоящий урок «воспитания чувств» и «упражнения в отзывчивости»… Благодаря потрясающей поддержке и вниманию ребят, педагогов, руководства Лаишевского муниципалитета, молодые музыканты провели встречу удивительно профессионально  и  неформально – рассказали об инструментах, о музыке, ими исполняемой, поучаствовали вместе с детьми в занимательных викторинах и конкурсах на призы от Московской консерватории… В Казань мы возвращались уже немного другими людьми. И те, кто не был в Лаишево, наслышанные о поездке, подходили ко мне и просили в следующий раз, если будет такая возможность, обязательно взять их с собой.

Но вернемся к концерту. Он вызвал большой интерес у публики, был широко освещен местными СМИ, получил массу положительных откликов. Но самый главный вывод, который сделали мы, организаторы, родился позже – в обсуждениях с ребятами, комментариях, которыми они делились друг с другом и с нами в соцсетях: они говорили о впечатлениях от совместной работы, о важности полученного оркестрового опыта… Что ж, надеемся, что благодаря поддержке ректора А. С. Соколова, чье приветствие участникам и слушателям звучало перед началом концерта, нашим совместным планам и надеждам суждено осуществиться, и проект ЮСОР при поддержке МГК будет продолжен и отметит еще не один свой юбилей.

Ирина Голубенко