Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Мы вместе – Бессмертный полк

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

«Эхо военных событий не смолкает сквозь десятилетия. И в эти майские дни мы вновь и вновь отдаем дань мужеству защитников Отечества, вернувших нам мир ценой собственных жизней. Московскую консерваторию война не обошла стороной: преподаватели и студенты бесстрашно шли в бой с оружием в руках, участвовали в концертах фронтовых бригад. Мы чтим их подвиг, совершенный во имя мира на планете», – с такими словами на сцене БЗК обратился к залу ректор, профессор А. С. Соколов, приветствуя пятый Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…».

Фестиваль был задуман как ежегодная акция, не приуроченная к специальным датам. Есть события в истории России, о которых мы должны помнить вне зависимости от юбилейности – по велению сердца и совести. Именно об этом говорят темы фестивалей прошлых лет: «После боя сердце просит музыки вдвойне», «Хотят ли русские войны?..», «К 70-летию великой Победы», «У войны не женское лицо», каждая из которых не оставляла равнодушных… В этом году наша тема звучит особенно актуально и волнующе: «Мы вместе – Бессмертный полк».

Фестиваль уже стал ожидаемым событием майских дней – времени, когда мы отдаем дань памяти героям Великой отечественной войны. В этом году в его творческой палитре нашли место разные музыкальные жанры: песни, камерные ансамбли, хоровые миниатюры, кантаты, инструментальные концерты, симфонии. А также смешанные, такие как концерт-спектакль, синтезирующий в пространстве концертного зала разные виды искусств: музыку, театр, танец, мультимедийные технологии. Отдельное место занимает проведение тематических фотовыставок в фойе Большого зала. Впервые в рамках фестиваля открыта персональная выставка Народного художника СССР А. А. Пластова.

4 мая в Большом зале состоялся грандиозный гала. Публику ожидало уникальное представление с участием Симфонического оркестра Министерства обороны под управлением начальника оркестра Заслуженного артиста РФ полковника Сергея Дурыгина, трёх хоров (Камерный хор Московской консерватории, Концертный хор МГИМ имени А. Г. Шнитке, Тульский государственный хор) и блестящих солистов. Сюрпризом стало и яркое видеопредставление хроникальных кадров. В фойе партера была размещена фотовыставка памяти артистов Академического Ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова, приуроченная к концерту возрождённого коллектива, прошедшему с огромным успехом 6 мая в БЗК (художественный руководитель полковник Г. Саченюк).

С 2015 года фестиваль вышел за пределы Москвы и включил в свою орбиту разножанровые концертные программы, связанные с темой Великой отечественной войны. Он объединил многие регионы постсоветского пространства, среди них: Астана, Минск, Санкт-Петербург, Белгород, Калуга, Красноярск, Киров, Ижевск, Новомичуринск, Магнитогорск, Оренбург, Саратов, Тула, Улан-Удэ и др. Особое место в нем заняла и традиционная «Вахта памяти» (руководитель – Я. А. Кабалевская), организуемая Московской консерваторией в Смоленске.

Яркие страницы фестивалей прошлых лет связаны с театральными замыслами. Прежде всего вспоминается совместный проект Московской консерватории и Московского театра «Ленком» под управлением Марка Захарова. Сценарий программы «Хотят ли русские войны?», подготовленный главным хормейстером театра Заслуженной артисткой РФ Ириной Мусаэлян, собрал лучшие песенные и стихотворные строки, объединённые в день славы и памяти мыслью о подвиге наших дедов и отцов, о главных ценностях нашей жизни – свободе, мирном небе, дружбе и созидании.

В 2015 году, в год 70-летия Победы, 5 мая в Большом зале звучали кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева и песни Александры Пахмутовой. Вместе с композитором в их исполнении участвовали звезды эстрады и оперы Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Василий Ладюк, Аскар Абдразаков, Ренат Ибрагимов, Андрей Жилиховский, Ольга Кульчинская, солисты Молодёжной оперной программы Большого театра России Богдан Волков и Павел Валужин, группа «Кватро», а также сводный хор, объединивший коллективы из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, и Центральный военный симфонический оркестр России, за дирижёрским пультом которого стоял Народный артист России генерал-лейтенант В. М. Халилов.

День Победы был бы невозможен без героизма и беззаветного мужества ленинградцев, отстоявших свой город в блокадной осаде. Они выдержали – и вся страна поверила в близость победы. В рамках фестиваля 10 мая 2015 года в БЗК прошла программа Якова Дубравина «Ленинград и Победа»: популярные песни о городе на Неве исполнялись хором Музыкального училища имени Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова при участии Этери Бериашвили, эстрадной певица яркого лирического дарования. За этот проект Народный артист РФ Я. Дубравин был удостоен Премии Правительства Санкт-Петербурга.

В 2016 году мы вынесли в заглавие фестиваля название книги Нобелевского лауреата по литературе 2015 года Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», в которой чрезвычайно остро и правдиво переданы тяготы и ужасы, выпавшие на долю женских судеб в годы лихолетья. В программе фестиваля была показана опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие…» в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России п/у Народного артиста РФ Валерия Полянского.

Отдельное место в истории фестиваля занимает дружба с Н. Р. Малиновской, членом правления «Фонда памяти полководцев Победы», дочерью прославленного Маршала Советского Союза. Благодаря её поддержке стало возможным рассказать живые истории, пронесенные через годы войны, а уже ставший традицией выход на сцену дочерей легендарных полководцев неизменно трогает до слез зрителей фестиваля. Достаточно вспомнить инициированный Н. Р. Малиновской проект «Любимые песни маршалов» и процитировать её слова: «Я точно знаю: есть вещи, которые еще в детстве нужно увидеть своими глазами, а не просто прочитать про них или услышать на уроке. Надо увидеть, ужаснуться, почувствовать и запомнить – навсегда. И понять, что нет у человека на земле другой задачи, кроме одной: стать человеком и остаться человеком».

Словно в подтверждение сказанного на концерте-закрытии нынешнего фестиваля 15 мая прозвучала опера-оратория Давида Кривицкого «Бабий Яр». Музыку, нелегкую для восприятия, исполняли ГСО «Новая Россия» (худ. руководитель Народный артист СССР Ю. Башмет), детский хор «Пионерия» п/у Е. Веремеенко, Мужской хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ РФ (руководитель – Заслуженный артист РФ полковник А. Капралов) и чтец (Народный артист Е. Герчаков) под управлением дирижёра Владислава Лаврика. Это сочинение требует от каждого слушателя душевного труда и отзывается болью – но болью целительной. Ибо – вспомним слова, процитированные композитором – «Если замолкнет эхо их голосов, мы погибли».

Пятилетие фестиваля ознаменовалось почетной наградой – Премией в области культуры и искусства Министерства обороны РФ в номинации «Культурно-просветительские проекты». По словам заместителя Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец: «Фестиваль «Дню Победы посвящается…» – это уникальная культурная акция, единственный в России фестиваль искусств, целиком посвящённой теме Великой Отечественной войны. Каждый из восьмисот музыкантов, которые выступили на концертах фестиваля за пять лет, считает своё участие в нём великой честью. Хочу поблагодарить коллектив Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и всех, кто причастен к проведению фестиваля, за идею этого проекта и колоссальный труд по его воплощению в жизнь».

Профессор А. В. Соловьёв,
художественный руководитель фестиваля «Дню Победы посвящается…»

Фото Эмиля Матвеева

Эпос о Московской консерватории

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

М.: Прогресс-Традиция, 2016

Год 150-летия со дня основания Московской консерватории ознаменовался событием, которое достойно венчает юбилейный сезон: вышла в свет двухтомная энциклопедия «Московская консерватория. 1866–2016», посвященная замечательному учебному заведению.

У этого издания есть своя предыстория, и довольно длительная. Уже к 100-летию консерватории, в 1966 году, увидел свет солидный том – своего рода летопись вуза. К 140-летию был выпущен Энциклопедический биографический словарь, со статьями о педагогах и сотрудниках консерватории на всех этапах ее существования. К той же дате на русском и английском языках вышел богато иллюстрированный двухтомный альбом, где также был представлен ценный исторический материал. Я называю лишь издания-вехи. Кроме них постоянно «в рабочем режиме» публиковались различные материалы и документы, посвященные консерваторскому прошлому и настоящему.

Нынешнее издание можно смело назвать итогом и кульминацией всех этих трудов – и одновременно новым этапом в процессе изучения и обобщения славной истории консерватории и ее современной жизни. Впервые была издана именно энциклопедия – а это жанр очень строгий и ответственный, предполагающий максимальную полноту, точность и систематичность информации. Впервые, помимо биографического, появился отдельный тематический том, включающий огромный объем сведений о кафедрах и структурных подразделениях в их историческом развитии, об отдельных учебных дисциплинах, исполнительских коллективах, разнообразных формах творческой, просветительской, педагогической, научной и издательской деятельности, комплексе зданий и концертных залов…

Подобное издание как история отдельно взятого вуза, представленная во всей ее полноте, для нашей страны беспрецедентно. Насколько мне известно, нечто похожее существует лишь о Московском университете – вышедший в 2010 году энциклопедический словарь «Императорский Московский университет (1755–1917)». Однако его авторы приняли в качестве верхней исторической границы год Октябрьской революции. Создатели энциклопедии «Московская консерватория» поставили перед собой гораздо более амбициозную задачу: основной массив данных в ней приводится на начало 2016 – юбилейного – года, но отдельные коррективы вносились вплоть до отправки в печать. И для энциклопедического издания это тоже беспримерно.

Энциклопедии создаются в России с огромным трудом. Они очень немногочисленны, и работа над ними нередко растягивается на десятилетия. Сложно организовать процесс, сложно создать авторский коллектив, обеспечить квалифицированное научно-издательское сопровождение. В этом плане подготовка энциклопедии «Московская консерватория» может служить примером успешного и конструктивного воплощения задуманного.

Всего три года понадобилось на выполнение огромной работы (проект был поддержан Российским гуманитарным научным фондом). Над энциклопедией трудилась, без преувеличения, вся консерватория. Ее авторы исчисляются многими десятками, в редколлегию вошли представители различных кафедр и подразделений. «Интеллектуальный штаб», разработавший ее концепцию и координировавший все этапы создания, возглавил проректор по научной работе профессор К. В. Зенкин. Подготовка издания шла главным образом в недавно созданном Научно-исследовательском центре методологии исторического музыкознания, силами ведущего научного сотрудника М. В. Есиповой (научно-энциклопедический редактор) и руководителя Центра, заведующего кафедрой истории зарубежной музыки профессора М. А Сапонова (автора первоначального варианта словника, многих статей и объемистого введения).

Работа над энциклопедией позволила заполнить многие «белые пятна» в сложной, разветвленной истории вуза. Одновременно какие-то из подобных пробелов были впервые выявлены и послужат предметом будущих изысканий. В биографическом томе, с учетом опыта предыдущего словаря десятилетней давности, были дополнены сведения о педагогах и научных сотрудниках консерватории, а уже имевшиеся статьи расширены и/или уточнены. Тематический том, как уже говорилось, создан заново, и уже он послужит основой для последующих редакций. Ведь работа над энциклопедией – это в принципе «work in progress», безостановочный процесс. Но важно, что вышедшее издание фиксирует определенный момент в истории консерватории – какой она подошла к полуторавековому рубежу.

Значение энциклопедии выходит далеко за пределы локальной, «внутренней» публикации. Это фундаментальный труд по истории музыкального образования и, шире, музыкальной культуры России, которая во многом создавалась и продолжается создаваться в стенах Московской консерватории. А всем причастным к современной жизни вуза она поможет осознать себя частью единого блистательного коллектива музыкантов, которые служили здесь, начиная с памятного сентября 1866 года.

Н. О. Власова,
доктор искусствоведения,
руководитель Научно-издательского центра «Московская консерватория»

Перестройка длиною в пятьсот лет

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

Центр современной музыки Московской консерватории совместно с Гете-Институтом представил новый проект, посвященный двум ключевым датам в истории: 500-летию немецкой Реформации и 30-летию советской Перестройки. Близкие по смыслу понятия, относящиеся, прежде всего, к социуму и политике, нашли свое отражение в культуре. Многогранное мероприятие, озаглавленное как «музыкальный симпозиум», включало в себя пленарные доклады профессора Лейпцигской консерватории и Венского университета музыки и исполнительского искусства Гезины Шредер, доцента Московской консерватории Романа Насонова, а также концерт ансамбля «Студия новой музыки» под управлением дирижера Феликса Коробова.

Дневные лекции приглашенных спикеров охватывали круг проблем, связанных с претворением идей Реформации и Перестройки в музыке. Как был трактован лютеранский хорал композиторами позднесоветского периода? Что изменилось в современной российской музыке после распада СССР? Насколько сейчас актуальна протестантская тематика в странах Запада? Постоянный участник научных конференций МГК профессор Г. Шредер ответила на эти вопросы, не ограничивая себя в рассуждениях.

Другое, не менее интересное ее выступление касалось тенденций в музыковедении немецкоязычных стран, в котором также произошла своя реформация. Заинтересованные слушатели не уставали задавать вопросы, которые, как и ответы докладчицы, переводил аспирант кафедры зарубежной музыки консерватории Сергей Никифоров.

Его старший коллега, доц. Р. А. Насонов рассказал о том, как воспринимали фигуру И. C. Баха в искусстве 80-х – начала 90-х годов прошлого века. Показанные на экране эпизоды из фильма «Послесловие» режиссера М. Хуциева не только подтвердили его слова, но и вызвали у многих сидящих в Конференц-зале ностальгию по безвозвратно ушедшей эпохе.

Обсуждение плавно перетекло в концерт «Студии новой музыки». Он состоял из произведений, где в той или иной степени претворились идеи Реформации – от обращения к религиозным темам до цитирования лютеранского хорала. Открывший вечер знаменитый хорал «Es ist genug» в версии для квартета медных духовых Г. фон Айнема прозвучал сурово-торжественно – как голос прошлого сквозь призму настоящего. Он же стал основой Вариаций (на тему Баха) для альта и фортепиано Э. Денисова, где первоисточник по мере развития претерпел мелодические и фактурные трансформации и окончательно потерял свой узнаваемый контур.

Другое обращение к баховскому хоралу можно было наблюдать в «Медитации «Von Deinen Thron tret ich hiermit» для фортепиано и струнного квинтета С. Губайдулиной. Здесь произошло обратное явление – хоральная мелодия и аккорды постепенно вызревали в колористически-сонорном пространстве для того, чтобы предстать у всех инструментов.

Вершиной интерпретации музыки Баха стало оркестровое переложение его Фуги-Ричеркаты из «Музыкального приношения», осуществленное А. Веберном. Не меняя структуру и нотный текст, композитор мастерски инструментовал шестиголосную полифоническую ткань, создавав тем самым новое, стилистически реконструированное сочинение. Ансамблю «Студия новой музыки» удалось точно показать тонкие смены тембровых мелодий, равно как и все исполнительские нюансы.

Весьма оригинальное обращение к творчеству Баха наблюдалось у современного композитора Иоганнеса Шельхорна. Основой его сюиты «Anamorphoses» послужил материал контрапунктов «Искусства фуги», от которого в итоге остались отдельные интонации и мотивы, сплетенные в единое целое. Распространенная в живописи техника анаморфоз (отсюда и название пьесы) позволила автору представить баховский оригинал под новым «углом зрения». Возможно, благодаря столь изощренной обработке и без того сложной музыкальной фактуры, произведение показалось несколько «перемудренным», хотя на слух воспринималось без особого усердия.

Наконец, последнее переосмысление Баха продемонстрировал Х. Лахенман: он дописал третий голос к ре минорной инвенции великого композитора, не меняя строгость звучания и не внося значительного контраста в тематизм. За счет органичного добавления мелодической линии к знакомой со школьных лет композиции и возникло то самое ощущение «взгляда сквозь призму времени».

Пожалуй, самое яркое впечатление осталось после исполнения пьесы «Иисус, твои глубокие раны» В. Тарнопольского. Хоральная прелюдия, основанная на протестантском песнопении XVI века «Jesu, deine tiefen Wunden», воссоздала знаменитую сцену распятия. Для этого композитор использовал жанр инструментального театра: два перкуссиониста, продвигаясь через зал на сцену, разными способами игры изображали бичевание, а дирижер в самом конце застыл с раскинутыми руками, словно олицетворяя трагический исход, венчающий Страсти Христовы.

Струнное трио, по мысли автора, символизировало троичное единство – мрачно-торжественный хорал духовых, вторгнувшийся в их печальные переклички, предстал как роковая неизбежность. Подобные ощущения – резкое обновление, внезапное исчезновение привычной реальности, перемены в сознании – возможно, были знакомы многим и в годы советской Перестройки, и в эпоху Реформации. Для каждого времени существовало свое музыкальное зеркало жизни – и в нем находилось место вечным темам, не теряющим свою актуальность и в нынешнее время.

Надежда Травина,
редактор «РМ»

Фото Дениса Рылова

Российская музыка в Китае

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

13 апреля 2017 года состоялось открытие Научно-исследовательского института российской музыки при Университете города Линьи (Шаньдун, Китай). Это первое в Китае научное заведение, которое будет специализироваться на изучении российской музыки и российской традиции музыкального образования.

Открытие Научно-исследовательского института российской музыки. В первом ряду: пятая слева — Чен Ипин, второй справа — Пэн Чэн

Задачи, поставленные перед Институтом, иллюстрируют интерес, который вызывает российская музыка и музыкознание у китайских коллег. Среди этих задач — исследование творчества современных российских композиторов, традиций исполнительского искусства и педагогики, изучение трудов ведущих российских музыковедов и педагогов, изучение российской системы профессионального и общего музыкального образования, создание условий для научного обмена и совместной исследовательской работы российских и китайских учёных.

В Институте организованы три секции: российской музыки, российской теории музыки и российского музыкального образования.

Секцией российской музыки будут разрабатываться две темы. Первая из них — «Портреты современных российских композиторов» — предполагает организацию и проведение бесед-интервью с современными российскими авторами. Предполагаются переводы и публикации (в «Научном вестнике» Университета г. Линьи и в других научных изданиях) текстов интервью с московскими и петербургскими композиторами. В рамках этой работы уже ведётся рубрика «Портреты современных российских композиторов» в китайском журнале «Музыкальная жизнь». Вторая тема, интересующая Секцию российской музыки — «Музыка современного балета в России», которая будет разрабатываться совместно с Шанхайской консерваторией.

Секция российской теории музыки разделит своё внимание между несколькими темами. Во-первых, Институт будет изучать труды различных российских авторов в области теории музыки. Во-вторых, предполагается освоение обширного опыта преподавания теоретических дисциплин в российских учебных заведениях.

Секция российского музыкального образования станет заниматься изучением российской музыкально-педагогической науки. Во-первых, запланировано знакомство с научными материалами по проблемам общего и профессионального российского музыкального образования, трудами российских исследователей в области истории, теории и методики музыкального образования. Во-вторых, организуется работа с учебно-методическими материалами российских авторов, включая перевод учебных пособий по различным исполнительским специальностям.

Директором Института стал профессор Пэн Чэн (и.о. директора музыкального института Университета г. Линьи), а в число научных сотрудников вошли наиболее уважаемые китайские исследователи, такие как декан музыковедческого факультета Шанхайской консерватории, профессор Чен Ипин, профессор Центральной консерватории (Пекин) Бянь Мэн и др. В качестве работников Института с особыми условиями (как иностранцы) были приглашены и три представителя Московской консерватории: в качестве почётного директора Института — доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова, как научные сотрудники — доктор искусствоведения, профессор Т.С. Кюрегян и доктор искусствоведения, профессор А.П. Груцынова.

Надеемся, что работа Института будет плодотворной и способствующей установлению ещё более прочных научных связей между российскими и китайскими научными школами.

Профессор А. П. Груцынова

Исповедь души альтиста

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

6 апреля в Малом зале состоялся концерт, посвящённый 85-летию выдающегося альтиста и композитора Федора Серафимовича Дружинина (1932–2007). Во вступительном слове профессор Е. Б. Долинская рассказала о личности музыканта, для которого сочетание исполнительства, композиторского творчества и педагогики стало основой всей его жизни. Альтисту посвящали свои сочинения М. Вайнберг, А. Волконский, Г. Фрид, Р. Леденёв, Д. Шостакович… Среди многочисленных воспитанников и последователей Дружинина-учителя – три профессора кафедры альта: Ю. Башмет, Ю. Тканов, А. Бобровский… Но этот вечер был посвящен, прежде всего, произведениям Дружинина-композитора. Программа стала исповедью души музыканта.

Тринадцатый квартет Д. Шостаковича напомнил первое исполнение этого произведения в Малом зале почти полвека назад. Очень близкое манере В. В. Борисовского, которому этот опус посвящён, мастерство Ф. С. Дружинина своим благородством, сдержанностью, аристократизмом запомнилось на долгие годы. «Прокофьевцы» с честью переняли эстафету квартета им. Бетховена.

Семь духовных хоров (1989–2007) Ф. Дружинина по технике многоголосного изложения не уступают признанным высоким образцам русского хорового письма. Капелла «Ярославия» под управлением Владимира Контарёва, мягкостью звучания, тонкостью фразировки и динамики показала, как каждый из хоров меняет свою краску, чутко следуя тексту.

В Сонате для альта соло (1961), одном из ранних произведений музыканта, ощущались отзвуки творчества его великих современников, но при этом ни на миг не терялась неповторимость авторской индивидуальности. Композитор трактует альт как самодостаточный инструмент: он то солирует, то звучит как диалог: две нижние струны «спрашивают», а две верхние «отвечают». Умелое использование регистров инструмента создавало мощное звучание – моментами казалось, что играет камерный оркестр. Владение формой, масштабность и отточенность штрихов, виртуозность в сочетании с лирикой исполнения Андрея Симакина убедительно передали замысел сонаты.

Следующее произведение, названное «Simfonia a Due» (1987) – дуэт для двух альтов памяти Ромэна Гари, написанный двадцать лет спустя после Сонаты соло, – уже стало классикой в альтовом репертуаре, в частности, педагогическом. Создание глубочайшего по смыслу опуса при минимуме средств – всего лишь дуэт альтов, – высветило характерные черты исполнительства Ф. С. Дружинина, продолжающие лучшие традиции школы В. В. Борисовского. Сочинение охватывает широкие технические и выразительные возможности инструмента. Два альта в какие-то моменты сливаются в общем «хаосе ужасов», передавая мистику творчества Ромэна Гари. Контрастом появляются то менуэт, то вальс, то страстное танго – возникает аллюзия к Concerto grosso для двух скрипок А. Шнитке, бывшего большим другом и советчиком Дружинина в композиции. Исполненная Юрием Ткановым и Кристиной Моргуновой, симфония захватила глубоким трагизмом.

В заключение программы прозвучал Ноктюрн «Ночь и море» (1988) на слова Л. Рибера для сопрано (Инна Клочко) в сопровождении секстета струнных (две скрипки – Татьяна Поршнева, Ольга Чепижная, два альта – Алексей Симакин, Юрий Мазин и две виолончели – Андрей Березин, Арсений Котляревский). Завороженные слушатели внимали небесной отрешённости солирующего голоса в сочетании с переливающимися красками аккомпанирующего секстета.

Огромный успех концерта убедительно доказал: значение музыки Ф. С. Дружинина велико – это современная классика, которую необходимо пропагандировать не только в нашей стране, но и за рубежом. Его творчество открывает новые пути как альтового искусства, так и композиторского мастерства.

Инна Манолова

Викторина

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

Викторина – весёлый праздник встречи с музыкой, организованный иностранным отделением межфакультетской кафедры фортепиано (МКФ). Он проводился впервые и участие в нём приняли студенты всех факультетов из 12 стран: Англии, Азербайджана, Бразилии, Вьетнама, Греции, Китая, Колумбии, Кореи, Монголии, Тайваня, Турции, Японии. Викторина проходила на фоне ежегодного зачета иностранцев по чтению нот с листа, как одного из приоритетов в обучении музыканта.

В классе МКФ синтезируются все составные профессионального образования, получаемого в Московской консерватории как музыкальном университете. И наша Викторина – одна из форм повышения образовательного ценза иностранных студентов, призванная восполнить некоторые пробелы в среднем звене учебно-музыкального цикла многих зарубежных стран.

Материал викторины состоял из фрагментов известных фортепианных «Альбомов для юношества» композиторов XIX–XX вв, среди которых Чайковский, Шуман, Григ, Прокофьев, Барток, Хачатурян, Щедрин. Главной целью было – сосредоточить внимание студентов на стилевых особенностях представленных композиторов, на их принадлежности к определённому историческому времени, на национальных особенностях мелодического и гармонического языка, ритмического рисунка авторов… Ответы студентов показали, что подобная работа полезна и могла бы иметь продолжение, пополняясь новыми композиторскими именами.

Виртуальная нотная библиотека викторины была заблаговременно разослана по электронным адресам большинству участников этого соревнования. Наиболее активные из них были отмечены художественно оформленными грамотами за подписью членов жюри викторины, сувенирами и памятными фотографиями. В организационной работе активное участие принял преподаватель С. А. Бачковский.

Блестяще исполненные фортепианные фрагменты студентками оркестрового факультета Чжун Че Юн, Линь Цзин И, Ким Лидия, яркие комментарии, аплодисменты после каждого номера, вовлечение в разговор о прослушанном всех присутствующих, а в конце здравица нашей общей Alma Mater – все это наглядно показало, что получился настоящий музыкальный праздник.

Мы уверены, что ежегодный новый приём иностранных студентов будет радовать нас разнообразием талантов, а педагоги продолжат искать новые формы работы с ними, обеспечивая соответствие конечного результата Диплому Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, имеющему столь высокую значимость во всем мире.

Профессор Р. А. Хананина,
зав. иностранным отделением МКФ

Органное искусство молодых

Авторы :

№ 5 (1343), май 2017

В марте 2017 года вместе с долгожданной весной в Москву пришел не менее ожидаемый и уже полюбившийся москвичам XVII Московский международный органный фестиваль. В этот раз главный акцент был сделан на молодое поколение музыкантов – учащихся музыкальных школ, училищ и вузов. Художественный руководитель фестиваля, профессор Наталья Николаевна Гуреева как бы заявила музыкальному миру о большом потенциале и прекрасных перспективах органного исполнительства в России.

Ансамбль «Fiori Musicali»

Открывала фестиваль 9 марта в Малом зале органистка из США Николь Сименталь, победитель IV Международного конкурса органистов имени А. Ф. Гедике (2016), одаренный музыкант, подкупающий непринужденной естественностью, артистизмом и виртуозным исполнением. В настоящее время Николь обучается в докторантуре Школы музыки при Университете Индианы (класс К. Янга). Помимо I премии в Москве, она – победитель Национального конкурса органистов «Sursa» Университета Болл Стейт (США, Манси, 2016 г.).

В игре Николь особенно подкупает отсутствие груза традиций, который часто довлеет над представителями известных органных школ. На концерте 9 марта она представила интересную и разнообразную программу, из которой особенно впечатлили трактовки Сонаты си-бемоль мажор Мендельсона, Колыбельной из сюиты № 2 К. Хэмптона и Allegro из Органной симфонии № 2 Л. Вьерна. Свобода самовыражения, большой вкус и тонкость, с которой Николь обходит острые углы в музыкальной трактовке, не превращая традицию в схему – это, пожалуй, главное в прошедшем концерте. Живая музыка была на первом плане. Публика с большим воодушевлением и благодарностью приняла игру американской органистки.

12 марта в Зале им. Мясковского выступал детский ансамбль старинной музыки «Fiori Musicali». Этот яркий, оригинальный коллектив был создан Еленой Киракосовой (музыковед и выпускница МГК) в 2001 году в ДМШ им. А. Т. Гречанинова. Дети играли с воодушевлением, в программе все было продумано с большим профессионализмом и любовью, начиная от репертуара, охватывающего произведения западноевропейской музыки XVI–XX веков и заканчивая специально для ансамбля сшитыми историческими костюмами.

Руководителю ансамбля успешно удается знакомить подрастающее поколение с особенностями старинной музыки и ансамблевого исполнения. В их игре органично сочетаются детская непринужденность и профессиональная подача. Дети выступают без дирижера, демонстрируя хорошую сыгранность, притом, что состав постоянно обновляется. Слушать и наблюдать за ними – большое удовольствие.

Концерт «Fiori Musicali» прошел с большим успехом. Запомнилось исполнение Трех пьес из «Сюиты в старинном стиле» А. Шнитке и Арии соль минор (BWV 515) из Нотой тетради Анны Магдалены. В концерте приняли участие и подрастающие органисты – ученики класса А. Е. Максимовой. Особенно покорила публику игра совсем юной Анастасии Мазневой, исполнившей Пьесу № 6 из цикла «Монологи» немецкого композитора Й. Рейнбергера.

Ярким событием фестиваля стал концерт 16 марта в Малом зале, где выступила известная органистка и просветитель Анастасия Черток, автор и художественный руководитель органных программ в ГМИИ им. А. С. Пушкина, автор и ведущая цикла «Красота, которая поддерживает мою жизнь» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Анастасия предстала перед московской публикой и как яркий виртуозный солист (ее исполнение «Симфонического этюда» М. Э. Босси со сложнейшей партией органной педали вызвало шквал оваций зала), и как чуткий ансамблист (сопровождая певцов Наталью Мурадымову и Дмитрия Кондраткова), и, наконец, как ведущая концерта, нестандартные аннотации которой к каждому номеру были выдержаны на высоком искусствоведческом уровне. Проникновенное и глубокое исполнение Анастасии вместе со скрипачкой Анной Кабашной Элегии Й. Рейнбергера из цикла «Шесть пьес для скрипки и органа» (соч. 150) стало подлинной вершиной вечера.

20 марта в Малом зале фестиваль продолжился концертом лауреатов III Международного конкурса «Юный органист». И уже во второй раз он открылся выступлением лауреата I премии, юного Матвея Милованова (ДШИ им. М. А. Балакирева, класс Л. Вечхайзера). Матвей исполнил маленькую прелюдию си-бемоль мажор Баха, подкупив своей абсолютной непринужденностью и артистизмом. Из участников младшей группы нельзя не отметить и лауреата II премии, ученика ДШИ им. И. Ф. Стравинского Григория Мелехова (класс Г. Семёновой), в котором органично сочетались трогательность и музыкальная зрелость, продуманность трактовок.

Из старшей группы особенно выделились двое: обладатель I премии конкурса Иван Царев (студент АМУ при МГК, класс Г. Семеновой) и обладательница II премии Елизавета Шабалина (студентка Санкт-Петербургской консерватории, класс Ю. Глазковой-Юферевой). Оба ярко и убедительно исполнили сложнейшие произведения, входящие в репертуар концертирующих органистов: Иван сыграл Финал из цикла «Воскресная музыка» П. Эбена, Елизавета – Прелюдию и фугу ми минор Баха (BWV 548).

Кульминационной точкой фестиваля стало закрытие: на нем прошел третий тур и награждение победителей Конкурса молодых композиторов на лучшее сочинение для органа. В этот раз он привлек большое количество участников, на третий тур были допущены двенадцать человек.

В сольной номинации жюри решило присудить две вторых премии: «Калмыцкой сюите» для органа Ирины Шашковой-Петерсон (студентка МГК, класс органа проф. Н. Н. Гуреевой) и Фантазии для органа Ивана Шмарыгина (студент МГК, класс ф-но проф. Ю. С. Слесарева). Председатель жюри конкурса, Народный артист РФ, профессор В. Г. Агафонников особенно отметил успех органистки Ирины Шашковой-Петерсон, рекомендовав ей начать профессионально заниматься композицией. Было присуждено также пять дипломов – сочинениям Анны Поспеловой, Екатерины Суворкиной, Валерии Кухта, Лилии Якушевой, Ифей Чжао.

В ансамблевой номинации были представлены два сочинения, поделившие между собой второе место: фантазия «Рея» для трубы, арфы, органа и струнных Анастасии Сидоркиной (ассистент-стажер МГК по классу органа, рук. проф.  Н. Н. Гуреева), написанная в традициях русской музыки XX века, и «Sun Goes Down» Юлия Муравьева для вокала и органа – пьеса, интересная по своим находкам, но чрезвычайно сложная технически. Отрадно, что среди участников композиторского конкурса, продемонстрировавших яркую фантазию и высокий профессионализм, были авторы из Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Москвы и г. Хэ Бэ (Китай).

Удивительный праздник, охвативший все вехи органной музыки, завершился. Мы с нетерпением ждем следующего фестиваля, не сомневаясь, что Московская консерватория вновь даст возможность и насладиться игрой титулованных, выдающихся музыкантов мира, и откроет новые имена не только в исполнительском мастерстве, но и на композиторском поприще.

Олеся Кравченко
Фото Дениса Рылова

Экс-ан-Прованс в Москве

№ 5 (1343), май 2017

2017-й год для Большого театра ознаменован сразу несколькими крупными проектами совместно с знаменитым французским Оперным фестивалем Экс-ан-Прованса. Это сотрудничество достигнет своей кульминации осенью, когда постановка генделевской «Альцины» из Экса будет перенесена в Москву и войдёт в репертуар Большого, став третьей оперой Генделя за 160 лет истории театра (в 1959-м был поставлен «Юлий Цезарь в Египте», в 2015-м – «Роделинда» в ко-продукции с Английской национальной оперой).

«Написано на коже». Сцена из спектакля

В преддверии этого события на новой сцене Большого прошли гастроли ещё двух спектаклей из программы Экс-ан-Прованса: опера «Написано на коже» современного композитора Джорджа Бенджамина (Великобритания) и «Траурная ночь», действо, озаглавленное как «сценическое прочтение кантат Баха».

Названные спектакли исполнялись силами разных музыкантов, причём если за звучание Баха отвечал барочный ансамбль из Бордо «Пигмалион» (основатель и дирижёр – Рафаэль Пишон), то партитуру Бенджамина исполнил оркестр Большого театра (под управлением Франка Оллю). Главной объединяющей фигурой двух прошедших спектаклей и одного будущего стала одна из самых интересных и известных современных европейских режиссёров Кэти Митчелл.

«Написано на коже». Сцена из спектакля

Творчество Митчелл, которая в равной степени активно работает и в музыкальном, и в драматическом театре, представлено в Москве не впервые: её постановки из берлинского Шаубюне дважды гастролировали на фестивале «NET – Новый европейский театр». Её спектакль «Кристина» (по «Фрекен Жюли» Стринберга) в 2013-м году получил «Золотую маску» как «Лучший зарубежный спектакль, показанный в России». А в спектакле «Дыхание» (по злободневной пьесе «Лёгкие» Дункана Макмиллана о перенаселении Земли, кислороде и углекислом газе) Митчелл вплотную приблизилась к такому звучанию человеческого голоса как в виртуозном «дыхательном вокале» Жоржа Апергиза (музыкальный спектакль «Махинации») или Хайнера Гёббельса («Суррогатные города»).

«Написано на коже» Джорджа Бенджамина и по музыкальному языку, и по типу либретто (автор – Мартин Кримп по мотивам анонимного предисловия к произведениям трубадуров XIII века) в значительной мере развивает шёнберговские традиции экспрессионистской музыкальной драмы: словно только что завершилось шёнберговское «Ожидание» и начался его второй акт. Работая с этой оперой, Митчелл нащупала баланс между двумя почти взаимоисключающими задачами – представить авторское режиссёрское прочтение и, одновременно, не перенести всё внимание с музыкального исполнения и самой партитуры (которая звучала в России впервые) на режиссуру. В результате постановку в равной степени одобрили как приверженцы традиционалистского подхода к опере, так и апологеты экспериментального театра.

«Написано на коже». Сцена из спектакля

Другой спектакль Митчелл развивает одну из тенденций нового музыкального театра, связанную с театрализацией вокальной музыки. Постановку в подобном жанре с музыкой Шумана по мотивам произведений Гофмана уже привозили в Москву (2015). У Митчелл сценическое прочтение кантат Баха оказалось в лучшем смысле слова лаконичным: персонажи-певцы сидят при приглушённом свете за небольшим столом на авансцене (ненавязчивая аллюзия на Тайную Вечерю). Основу «драматического действа» во время инструментальных разделов составляют их очень аккуратные и сдержанные движения, перестановка кухонной утвари на столе. Замечательное исполнение музыки Баха ансамблем солистов и музыкантами «Пигмалиона», по мнению многих, даже затмило российскую премьеру «Тезея» Генделя в Зале Чайковского с участием не менее известных зарубежных солистов.

…На оба уникальных спектакля студенты могли попасть всего за 100 рублей по традиционной студенческой квоте Большого театра (и это при полном зале!). А Джордж Бенджамин после творческой встречи 21 апреля со студентами Московской консерватории подарил Центру современной музыки МГК экземпляр партитуры «Написано на коже» с автографом. Её обещали передать в наш в читальный зал…

Владислав Тарнопольский
Фото Виктора Паскаля