Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Слово главного редактора

Авторы :

№4 (1369), апрель 2020

«Российский музыкант» во время возникших всемирных трудностей не намерен даже временно расставаться с дорогими читателями. Напротив, мы будем стараться держать своих приверженцев в курсе событий, на которые падает взгляд наших авторов. Читать нас можно и в Интернете, а бумажное исполнение, которое тоже продолжается, всех, кто его любит и в нем нуждается, обязательно дождется. В портфеле газет еще остались неопубликованные материалы, их чтение принесет с собой как ощущение «допандемийной» жизни, так и даст надежду на желанное нормальное будущее. А студентам все равно надо выполнять программу по музыкальной журналистике, они к дистанционной работе по этой специальности – люди привычные. Сдача материалов, исправления, дополнения – все это в основном и раньше «летало» по интернет-пространству. Так что будем продолжать.

Труднее живой концертной жизни – гордости Консерватории. «Мы не оставим наших слушателей в самоизоляции в это сложное время», – такими словами ректор А.С. Соколов еще 19 марта обратился к зрительской аудитории из Большого зала, открывая двухнедельный фестиваль «Московская консерватория – онлайн». В его многодневной программе трансляций из наших прекрасных, но временно пустых залов, приняли решение участвовать и успели выступить многие выдающиеся отечественные музыканты. Но и это событие было лишь одним из первых шагов более долгого пути сопротивления свалившейся на всех напасти.

7 апреля ректор вновь выступил с видеообращением. В этом выпуске мы приводим его полностью, желая сохранить в истории сложный момент консерваторского бытия. Предметом внимания руководителя становится уже вся временно и по-новому организованная консерваторская жизнь – учебная, научная, творческая, – которая касается всех и каждого.

Многие, наблюдая происходящее и размышляя о нем, говорят, что это – настоящая, хоть и совсем необычная, война. И на ней снова цена вопроса – человеческая жизнь. Надо не заболеть, надо не заразить, надо не мешать сражаться тем, в чьих руках судьба многих и многих. Все более, чем серьезно. Как писал Булат Окуджава в своих знаменитых стихах, ставших главной песней фильма «Белорусский вокзал»: «Когда-нибудь мы вспомним это – и не поверится самим…». Именно так. Поэтому мы желаем нашим читателям терпения и силы воли, ответственности и мудрости, оптимизма и чувства юмора. И, конечно, здоровья! Нам «нужна победа, одна на всех…» (из той же песни) и она обязательно наступит.

Профессор Т.А. Курышева, главный редактор газет МГК

Профессор А.С. Соколов: «Расширяйте свой кругозор!»

Авторы :

№4 (1369), апрель 2020

Добрый день, дорогие консерваторцы! Все консерваторцы: профессорско-преподавательский состав, студенты, аспиранты, ассистенты-стажеры, сотрудники!

Сегодня закончились наши внеочередные каникулы. Это время нам было дано не только для того, чтобы уберечь себя и окружающих от угрозы коронавируса, но и для того, чтобы осмыслить происходящее, как в общемировом масштабе, так и в проекции на нашу собственную жизненную позицию.

Особые условия нашей жизни сегодня предопределены, с одной стороны, волей государства – предписаны президентом, мэром, органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, многое сейчас зависит от нас, от наших намерений. Разумеется, в рамках дозволенного. Вот об этом я и хочу сейчас поговорить.

За эти три каникулярные недели мы очень соскучились по непосредственному живому общению в стенах Консерватории. Однако это не фермата над паузой. Мы переходим к учебному процессу в online. Это новый дистанционный формат, и мы уже обрели некоторый опыт общения такого рода. Он, прежде всего, связан с тем, что мы организовали работу с нашими китайскими студентами, волею судьбы оставшимися у себя на Родине. А это было не просто по причине особенностей выхода в интернет в Китайской народной республике.

Что же мы должны предпринять, пока доступ в учебные корпуса Консерватории запрещен? Учебный год на исходе, и, конечно, все нами запланированное, будет выполнено. Разумеется, предстоит откорректировать режим и сроки проведения экзаменационной сессии. И прежде всего, это касается государственной итоговой аттестации. Этот вопрос прояснится, я думаю, в самое ближайшее время, после консультации с нашим учредителем – Министерством культуры.

Не исключено, что некоторые экзамены, например, защиты дипломов музыковедами, пройдут в дистанционном режиме. Мы уже имеем некоторый опыт такого рода. В марте, совсем недавно, прошел конкурс композиторов и пианистов в online, на инструменте, который уже прижился в Консерватории. Я имею в виду дисклавир – рояль фирмы Ямаха, снабженный такой электронной начинкой, которая позволяет вести занятия на любом расстоянии, в любой точке земного шара, и уже более десяти профессоров фортепианного факультета Московской консерватории освоили эту практику и очень успешно ее используют. А в апреле, также в online, мы проведем уже наш, консерваторский конкурс композиторов имени Н.Я. Мясковского.

Широкий и благоприятный резонанс получила наша концертная программа, которую мы назвали «Московская консерватория – онлайн». В первую каникулярную неделю силами нашего телевидения мы провели прямые трансляции из Большого зала консерватории. Там выступили «Солисты Москвы» Юрия Башмета, «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, пианисты Николай Луганский и Алексей Мельников, органист Константин Волостнов, джазовое трио Даниила Крамера, мультиперкуссионист Пётр Главатских. А вторая каникулярная неделя была посвящена выпуску в эфир ранее записанных нами концертов.

Поговорим теперь об учебном процессе: что именно и как может быть в нем технически обеспечено. На данный момент мы выбрали программу, предоставленную нам безвозмездно Microsoft Officе. Она называется Teams и хороша еще тем, что позволяет контролировать занятия, проводимые дистанционно. Однако нашим педагогам предоставлена возможность пользоваться и теми программами, которые они практически освоили, которые для них удобны. Этот вопрос надо только согласовать с учебной частью. В дальнейшем не исключено, что Министерство культуры предложит всем подведомственным вузам работать по одной унифицированной программе. Будем и к этому готовы.

Таким образом, все лекции, все семинары, написание рефератов, курсовых и дипломных работ на сегодня технически обеспечены. В целом это относится и к занятиям по специальности на исполнительских факультетах, но здесь есть особые проблемные зоны. Например, без доступа в Консерваторию невозможны занятия на органе, на старинных клавишных инструментах, на некоторых ударных. Поэтому нашим органистам, клавесинистам пока предстоит ограничиться занятиями на фортепиано, что, конечно, будет учтено при планировании сессии. 

Сводные репетиции оркестров, хоров до окончания карантина также невозможны. И поэтому сейчас участникам этих коллективов нужно сосредоточиться под руководством педагогов на подготовке и сдаче своих партий. Это же относится и к вокалистам, занятым в спектаклях нашего оперного театра, а также к участникам ансамбля «Студия новой музыки».

В самостоятельной работе по специальности на инструменте под контролем наших преподавателей в нынешних условиях тоже появляются некоторые нюансы. О них очень хорошо сказал, обратившись к студентам, профессор Ю.А. Башмет. Обязательно прислушайтесь к нему. От себя хочу добавить вот что: для исполнителей работа над музыкальным произведением, это ведь не только вопросы штрихов, аппликатуры, артикуляции, туше, педали и так далее. Это и проблема проникновения в авторский замысел, для чего необходимо погрузиться в детали биографии творца, в особенности создания его произведения, в вопросы стиля, жанра, формы… И вот сейчас для этого возникают особые дополнительные возможности. Не пренебрегайте ими. И также, безусловно, время надо посвятить художественной литературе, хорошим фильмам, записям замечательных концертов. Расширяйте свой кругозор!

А когда вновь переступите порог родной Консерватории, вас многое порадует. Потому что сейчас, не боясь шума, закипела работа – строительная, ремонтная, реставрационная. Те, кто живет в общежитии видят, что всего за три месяца поднялись 13 этажей нового здания. Уже в этом календарном году оно будет заселено, и, уверяю вас, что это – высококачественная работа. Приводится в порядок и инструментальный фонд Консерватории. Уже освоено новое помещение в 1-м корпусе для библиотеки, и мы приступаем к реконструкции отдельного, предназначенного для нашей библиотеки здания, примыкающего к Рахманиновскому корпусу.

Уверен, вернувшись к обычному укладу жизни, мы еще больше будем его ценить. А то, что мы должны освоить сегодня – никоим образом не альтернатива традиции, это – подручное средство, которое помогает нам преодолеть возникшее сейчас препятствие. И в дальнейшем, наверное, многое из того, что мы сейчас осваиваем, нам пригодится. Но, дополняя, а не заменяя, золотой фонд, нами унаследованного.

А сейчас – главное: берегите себя и друг друга. С Богом!

И.о. ректора, профессор А.С. Соколов,

видеообращение 7 апреля 2020 года

«Это свет в конце тоннеля!»

№4 (1369), апрель 2020

Богатая концертная жизнь Московской консерватории – ее важнейшее творческое завоевание. Музыканты мирового уровня, маститая профессура и студенчество, знаменитые мастера со всего света и восходящие молодые звезды – все знают и боготворят ее залы, особенно несравненный Большой, считая высокой честью каждое выступление на этих великих подмостках. Обожают его и столичные слушатели, для многих из которых концерты в Московской консерватории – неотъемлемая часть их духовной жизни. Ограничения на нее – массовый карантин и самоизоляция – тяжелое, мучительное событие для тех и для других. Для всех. Понимая это, Консерватория постаралась смягчить удар. Сложный механизм организации концертной жизни Консерватории находится в руках Проректора по концертной деятельности, заслуженного работника культуры РФ В.А. Каткова. Именно с ним о возникших проблемах и новых решениях по просьбе «Российского музыканта» поговорила доцент Московской консерватории Я.А. Кабалевская. Их беседу мы представляем вниманию наших читателей:

 Виталий Александрович, после объявления в Консерватории внеочередных каникул в связи с эпидемией коронавируса, всех очень волновал вопрос, как продолжать концертную деятельность. Даже в Великую Отечественную войну в Большом зале шли концерты, и вдруг он «замолчал». Для ценителей классической музыки это стало большим ударом. Расскажите, как возникла идея исправить эту ситуацию и провести фестиваль «Московская консерватория – онлайн»?

– Музыка всегда была и остается колоссальной поддержкой для всех людей. Ее сила и мощь, помноженные на талант автора и мастерство исполнителя, дают ощущение радости и стабильности. Она помогает обрести веру в то, что мы справимся с любыми трудностями. Недаром в самые сложные для нашей страны годы рождалось много великих музыкальных произведений. Музыкальные события приобретали особую значимость. И именно поэтому руководство Консерватории приняло решение провести фестиваль «Московская консерватория – онлайн». Это стало важным шагом навстречу консерваторской аудитории. Было необходимо упрочить связь с нашими любимыми слушателями, чтобы они знали: концертная жизнь Консерватории продолжается! Мы вместе даже в сложные времена.

Юрий Башмет

 Вы оказались «на передовой», т.к. фестиваль был организован буквально за пару дней. Как Вам и Вашей команде это удалось?

– В Московской консерватории работают увлеченные своим делом, талантливые люди. Думаю, именно поэтому нам удалось все организовать так быстро. Александр Сергеевич Соколов сразу поддержал идею фестиваля и принял непосредственное участие в его формировании. Под руководством ректора была создана рабочая группа, состоявшая из сотрудников Телевидения консерватории, Центра звукозаписи и звукорежиссуры, Отдела информационной политики и рекламы, Отдела международного сотрудничества, Отдела компьютерных технологий и многих других. Вся команда работала быстро и самоотверженно. Общими усилиями мы начали фестиваль 21 марта выступлением Юрия Башмета, Ксении Башмет и «Солистов Москвы».

 А с какими сложностями Вы столкнулись? Как вела себя «техника»?

— Сложности? Нет, скорее речь не о сложностях, а о том, что пришлось принимать неожиданные и гибкие решения. Нестандартная ситуация активизировала творческий потенциал. Особенно это проявилось при формировании программы фестиваля и в процессе проведения прямых эфиров. Удалось договориться о концертах с ведущими музыкантами, практически все из которых выпускники и преподаватели Консерватории. И техника почти не    давала сбоев. Но если даже возникали непредвиденные ситуации, то благодаря слаженной командной работе все решалось очень быстро.

Николай Луганский

– Какие исполнители согласились принять участие в программе фестиваля?

– Мы обратились к большому количеству исполнителей и практически от всех получили согласие. Музыканты понимали, что их выступление будет поддержкой и настоящим подарком для слушателей в это непростое время.

 Юрий Абрамович Башмет  большой друг Консерватории, как он отнесся к приглашению?

– Профессор Ю.А. Башмет – истинный патриот Консерватории, ее выдающийся выпускник, – с радостью откликнулся на приглашение Александра Сергеевича и открыл программу. Нам также удалось провести и записать концерты замечательных музыкантов: Николая Луганского, Даниила Крамера и его трио, Алексея Мельникова, солистов оркестра «Виртуозы Москвы», Константина Волостнова, Петра Главатских. И надо сказать, для всех исполнителей это было возможностью выступить перед публикой, выразить свою поддержку, солидарность со всем миром, который попал в такую сложную ситуацию. Мы уверены, что записанные концерты войдут в золотой фонд телевидения Московской консерватории.

Даниил Крамер

 Мы все с большим интересом следили за трансляциями. Хочется обратить внимание на новую и важную составляющую онлайн-концертов  непосредственный отклик слушателей со всего мира, исчезновение «четвертой стены» и возможность обсуждения прямо во время трансляции. Как Вы к этому относитесь?

– Прежде всего, порадовала реакция наших слушателей. Были очень интересные, теплые комментарии, сопровождавшие концерты. За время проведения трансляций мы получили массу положительных эмоций. География наших слушателей также существенно расширилась: отклики поступали не только из Москвы, но и из российских городов, Греции и даже с Балеарских островов!

 Может быть, вспомните какие-нибудь любопытные эпизоды и ситуации в режиме онлайн?

– Вот что написали наши слушатели: 

«Музыка счастья […]. Дарья Чернакова просто наш Мингус! Александр Зингер потряс мастерством и культурой звука! Даниил Крамер  соперник Оскара Питерсона!!!»

«Спасибо организаторам за потрясающую возможность видеть и слышать таких исполнителей!!! Удивительная пятница получилась! Волшебная!!!»

«Браво!!!!! Спасибо большое Николаю Луганскому за блестящий концерт и Московской консерватории за организацию! Такой сильный концерт в таких сложных условиях… Это свет в конце тоннеля!»

Константин Волостнов

– После усиления карантинных мер через неделю после начала фестиваля от выступлений пришлось отказаться. Как формировалась дальнейшая программа фестиваля?

– Важно в любых ситуациях смотреть на несколько шагов вперед. Уже разрабатывая первую неделю онлайн-концертов, мы рассматривали как перспективу большой программы на несколько недель, так и другие варианты развития событий. В архивах телевидения Консерватории есть масса интереснейших материалов: концертов, мастер-классов, интервью и др. Было принято решение показать все то, чем славится и гордится Консерватория. Это выступления наших выдающихся профессоров, партнерские проекты, программа «В гостях у ректора Московской консерватории»… Уникальным событием стал показ записи мастер-класса выдающегося дирижера современности Ю.Х. Темирканова. Не буду раскрывать все секреты, но скажу, что у телевидения Московской консерватории есть чем удивить и порадовать нашу публику. Так что ждите новых эфиров!

Алексей Мельников

– Очевидно, что делать прогнозы рано, но как Вы, с учетом многочисленных переносов, предварительно выстраиваете концертный план Большого и камерных залов на осенний и зимний сезоны?

– Учитывая то обстоятельство, что несостоявшиеся концерты мы стараемся перенести на более поздний срок, ожидается, что осенне-зимняя программа будет настоящим фейерверком интереснейших музыкальных событий. Наша основная задача – сохранить и упрочить лидирующее положение Московской консерватории в концертной жизни. Мы будем стараться провести все те проекты, которые были запланированы, как в Большом зале, так и во всех камерных залах.

– Насколько, по Вашему мнению, пострадает культурная экономика и будет ли в связи с этим меняться ценовая политика на билеты?

Пётр Главатских

– Насколько полезен опыт проведения онлайн-концертов? Сохранится ли эта традиция в Консерватории?

– Вынужденный перерыв, безусловно, отразится на всей экономике в целом и на концертной деятельности в том числе. У консерваторских концертов всегда были очень демократичные цены, поэтому я уверен, что они будут также доступны для широкой публики, как и до этой невольной паузы. И мы верим, что наши постоянные слушатели останутся с нами, а проведение Консерваторией онлайн-концертов привлечет и новую публику.

– Безусловно, этот опыт оказался очень полезным. И, прежде всего, для развития возможностей телевидения Консерватории. Состоялись концерты в разных жанрах. Был получен неоценимый опыт работы в прямом эфире. Мы привлекли новых слушателей. Этим положено начало еще одной страницы в развитии Московской консерватории: наше телевидение сейчас способно транслировать самые яркие события в режиме онлайн. Люди, находящиеся далеко от Москвы, могут в режиме реального времени присутствовать на концертах и получать максимум удовольствия от консерваторских проектов.

В заключение я хотел бы пожелать всем нам здоровья и терпения. Уверен, что мы обязательно скоро увидимся на концертах в наших замечательных консерваторских залах!

С В.А. Катковым беседовала Я.А. Кабалевская

На передовой

Авторы :

№4 (1369), апрель 2020

В условиях глобальной пандемии и объявленного карантина на передовой позиции оказался деканат по работе с иностранными студентами Московской консерватории уже в самом начале второго семестра. Надев маски защиты и «вооружившись» чесноком, сотрудники этого подразделения первыми вступили в контакт с приехавшими после зимних каникул студентами из разных стран, в том числе, из Китайской Народной Республики.

Возглавляя много лет иностранную комиссию на межфакультетской кафедре фортепиано, имея дело со сменным составом педагогов, преподающих нашу непростую дисциплину студентам всех факультетов, кроме специального фортепиано, я приняла распоряжение руководства (основанного на постановлении Правительства о дистанционной форме работы в вузах страны), взяла электронные адреса своих студентов и начала с ними переписку. То же самое я предложила преподавателям кафедры, работающим с иностранными студентами. 

Нам пришлось отказаться от привычной деятельности, которая требует личных контактов на массовых мероприятиях, мы подобрали и предложили нотный материал для новых форм работы со студентами разных факультетов и многое другое, сообразуясь со спецификой момента. Сейчас, по прошествии двух месяцев занятий в online, можно дать некоторые оценки этой форме обучения, применительно к данному предмету. И не только.

Имея в виду образ будущего, несомненно, что online займет значительное место в системе образования. Новые технологии всегда рождают новые стандарты. Однако, сегодня, глобальное ее применение наспех, может сформировать нежелательные позиции работы в этом формате. И здесь главное – не навредить, выработать положительный опыт. Задача педагога – компиляция тем и способов обучения. Любой формат важен и нужен, если подходить к нему творчески. 

На нашей кафедре индивидуальная форма работы со студентом имеет огромные преимущества. Решающее значение здесь получает личностное общение педагога со студентом. Но в данное время следует максимально использовать те особенности, которые предоставляет формат online.

Вспомним высказывание великого Антона Григорьевича Рубинштейна: «Игра на фортепиано – движение пальцев, исполнение на фортепиано – движение души». Вспомнив, разделим нашу работу по указанным двум направлениям. Первое: ремесло (двигательные приемы игры на музыкальном инструменте); второе: собственно музыка (содержание исполняемого музыкального произведения). Общение в формате online может с успехом использовать и тот, и другой вид работы, имея основой  классическую русскую фортепианную школу. Возможно, это потребует перехода  из привычной для музыканта эмпирики в сферу интеллекта и самоконтроля.

Итак: ремесло – начало всякого искусства. Без тщательной работы здесь  инструменталист остается дилетантом. Видеоэкран в работе online высвечивает  конкретику двигательного аппарата играющего инструменталиста и заостряет внимание на этом, как ученика, так и преподавателя. «Преподавая плохому ученику, я сам учусь», – говорил великий Давид Ойстрах. Положительное значение работы в online, ввиду наглядной конкретики, несомненно: она помогает убрать лишнее, очистить от неточных или ошибочных движений. Все это в целом должно повысить культуру владения инструментом.

И, конечно, собственно музыка. В этой части работы очень важен ответ на вопрос: готов ли студент к работе с мастером, которым является или должен являться, профессор? Формат online дает безбрежные возможности в деле повышения музыкального и общеобразовательного ценза ученика. Но педагог должен уметь направить ученика, научить его учиться, зарядить ученика жаждой знаний. Желательно на всю жизнь. Вспомним древний афоризм: «Ум – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который необходимо зажечь!».

Конечно, в этой части работы следует применять и конкретику: выводить ученика на концептуальный тип мышления, то есть, уметь объединить отдельные замечания в принципы. Можно предложить ученику сделать топографический чертеж исполняемого произведения для лучшего понимания его формы. Можно указать на зависимость агогики от гармонической краски звучащей вертикали и т.п. 

Приемов много. И нужно, чтобы сам педагог был вооружен ими и активен в своих подходах. Работа в формате online может многому научить. Может вернуть, в частности, наше внимание к так называемым «мелочам», которыми в последнее время пренебрегают и в жизни, и в искусстве. Но главное, чтобы этот формат не превратился в ЕГЭ, чтобы не исчез творческий климат, царящий обычно в классе музыканта. Чтобы в деловых советах не потерялись артистические взлеты.

Профессор Р.А. Хананина

Фигуры мирового масштаба

Авторы :

№4 (1369), апрель 2020

В Зеркальном зале Государственного института искусствознания в декабре ушедшего года состоялась презентация книги профессора Ларисы Валентиновны Кириллиной «Театральное призвание Георга Фридриха Генделя» и заключительных выпусков «Музыкально-исторического наследия Ромена Роллана» под ее же редакцией. Дата презентации была выбрана вовсе не случайно: 16 декабря – день рождения Людвига ван Бетховена – праздник для всего человечества.

Сначала Л.В. Кириллина рассказала о вышедшей в консерваторском издательстве своей новой книге «Театральное призвание Георга Фридриха Генделя», подчеркнув, что Гендель – самый репертуарный композитор домоцартовской эпохи. По словам автора, целью этой книги было «познакомить читателя с миром генделевского театра», обрисовав быт Англии XVIII века, условия и задачи, поставленные временем композитору. «Магическое притяжение личности Генделя, универсальность его гения, фантастическая продуктивность и неиссякаемая энергия превратили этого композитора в фигуру мирового масштаба», –пишет Лариса Валентиновна.– Иногда Генделя сравнивают с Шекспиром, что следует расценивать не только как знак высшей признательности (особенно в устах англичан), но и как определенную эстетическую параллель между двумя гениями, выбивавшимися из общего ряда».

Затем разговор перешел на обсуждение «Музыкально-исторического наследия Ромена Роллана», первый том которого вышел еще в 1986 году. Изначально его научным редактором была В.Н. Брянцева, тонкий знаток французской культуры, но на пятом выпуске серия, к сожалению, оборвалась. И только сейчас, при финансовой поддержке Леонида Тумаринсона, последние три тома увидели свет в издательстве «Центр гуманитарных инициатив».

Со времени первых публикаций Роллана прошло много времени, в печать вышли письма и разговорные тетради Бетховена, полное собрание его сочинений и новый двухтомный указатель его произведений. Все это требовало дополнительного исследовательского и источниковедческого комментария к переводу французского классика. Этот труд был выполнен Л Кириллиной. Л. Тумаринсон подчеркнул, что решился на возобновление выпусков, только заручившись поддержкой Ларисы Валентиновны – «исследователя, работающего на очень высоком уровне».

В предисловии заключительного тома Лариса Валентиновна написала: «Книги Роллана о Бетховене явление уникальное. Они высвечивают не только творческий и человеческий портрет великого композитора, но и личность самого Роллана  яркого беллетриста, мыслящего зачастую поэтическими метафорами, тонкого музыканта, чутко слышащего и любовно смакующего все детали бетховенских партитур, начитанного знатока всей европейской культуры, предполагающего в потенциальном читателе равного себе собеседника. И хотя во многом эти тексты принадлежат своей эпохе, их смысловая и эмоциональная насыщенность способна увлечь и читателей нашего времени». Оригинальный французский текст был переведен усилиями М.А. Акимовой и Н.В. Кисловой, также присутствовавших в зале.

В заключение вечер украсил небольшой концерт. Сначала выступила известная молодая певица Мария Остроухова. Под аккомпанемент Анны Арзамановой она спела две арии Генделя: Ариоданта из его одноименной оперы и плач Альмирены из оперы «Ринальдо». Затем пианистка Мария Двоскина исполнила очень сложную программу, состоявшую из Вариаций B-dur и Е-dur Генделя, «К далекой возлюбленной» Бетховена – Листа и Сонаты Бетховена, op. 109.

Несмотря на дождь, публики в зале было много, и слушатели насладились блестящим мастерством исполнителей. Яркий, насыщенный голос певицы и строгая, умная и в высшей степени профессиональная интерпретация М. Двоскиной утвердили изначально заданную высокую планку вечера.

Валерия Лосевичева, студентка ИТФ

Григорианский хорал глазами певчего

Авторы :

№4 (1369), апрель 2020

С 5 по 7 марта Московская консерватория принимала значимого гостя  Раймундо Перейру Мартинеса, певчего Сикстинской капеллы в Ватикане. Построенный в эпоху Высокого Возрождения во времена папы Сикста IV, этот величественный храм занимает особое место в католической культуре современной Италии. Он бережно хранит многовековые европейские церковные традиции, являясь центром конклавов (соборов католических кардиналов для избрания Пап), а также славится на весь мир своим хором. На протяжении трех дней маэстро учил искусству canto gregoriano всех желающих, посвящая своим подопечным от двух до трех часов в день.

Практический мастер-класс назывался «Григорианский хорал глазами певчего. На примере Второго воскресенья Великого поста». Его первый день был ознаменован теплой встречей Раймундо Перейра Мартинеса и профессора Ю.В. Москвы в рахманиновском конференц-зале. Юлия Викторовна произнесла вступительное слово, представив слушателям маэстро, а также лично поприветствовала гостя на итальянском языке. В качестве переводчика на протяжении всех трех дней выступала преподаватель Консерватории Е.С. Дубравская.

В начале мероприятия Раймундо произнес небольшую вступительную речь на русском (!) языке. Маэстро отметил, что нынешняя встреча посвящена профессору Папского института духовной музыки, легендарному учителю – Нино Альбороза, в числе учеников которого был и он сам. Раймундо также не забыл поблагодарить и организаторов мастер-класса – Ю.В. Москву и Е.С. Дубравскую, а также ректора Московской консерватории профессора А.С. Соколова за возможность проведения такого замечательного мероприятия. Венцом работы маэстро стали две мессы в церкви св. Людовика на Малой Лубянке – вечерняя  и дневная.

Первый день мастер-класса был наиболее содержательным, поскольку Раймундо поставил задачу не только объяснить и показать некоторые основы григорианского пения, разобрать четыре песнопения, но и озвучить ряд вопросов, связанных с практикой григорианского хорала. Неоднократно Раймундо отмечал, что экономность усилий и плавность перехода одного звука в другой – основные качества григорианского пения.

После сугубо научной сессии маэстро приступил к разборам песнопений. Надо сказать, что совсем небольшой корпус нот, который требовалось принести на мастер-класс, ближе к событию увеличился примерно втрое. Таким образом, сумма музыкальных текстов составила полную мессу с проприем. Однако, поскольку новые ноты были размещены за два дня до события, подавляющая часть слушателей узнала об обогащении репертуара на самом мастер-классе. В итоге старинные ноты в квадратной нотации пелись с листа. Это слегка затрудняло восприятие традиции. Маэстро прекрасно это понимал, а оттого разбор одного песнопения мог занимать от 10 до 40 минут мастер-класса.

В этот день были озвучены основные технические моменты canto gregoriano. Преимущественно они познавались на песнопении интроита Tibi dixit cor meum («Сердце мое говорит от Тебя»). Это – легкость, легатность, мягкость и внимательное слушание хора. Маэстро также разобрал и более легкие KyrieSanctus и Agnus Dei. Последние песнопения на прозвучавшей впоследствии мессе пелись антифонно: женский и мужской хоры попеременно. Каждое из песнопений подвергалось обстоятельному разучиванию.

Часто после одного спетого отрывка маэстро осведомлялся: «Volontario?» – и особо удачливые (или неудачливые) выходили к маэстро исполнять только что разученный отрывок. Удивительно и необычно было наблюдать, как современные вокальные приемы действовали на столь отдаленную от нас по времени традицию! В той или иной степени все участники мастер-класса за три дня побывали в роли «волонтеров» и пронесли это вплоть до самой мессы.

Второй день начался так, как будто после первого дня прошло немногим более двух часов. Маэстро попросил всех присутствующих встать и глубоко подышать (по-вокальному, животом). После чего нас попросили открыть тракт Commovisti Domine terram («Ты потряс землю»). Это песнопение отличалось необыкновенным количеством мелизматики. Естественно, маэстро потребовалось больше усилий, чтобы добиться по возможности плавного и непринужденного исполнения.

Богатство мелизматики обеспечило маэстро возможность углубиться в детали исполнения – в характер невменных начертаний и особенности их толкования. На этом примере слушатели полностью прониклись тем характером пения, который древние называли cantus planus – «плавное пение». Богатые мелизмы требовали максимальной легатности, в силу чего маэстро пришлось добиваться и гибкости исполнения, и чистоты интонации. Следующий за хоровой частью сольный псалом был личным solo маэстро, в котором он продемонстрировал весь накопленный за многие годы опыт.

После непростого начала участники перешли к более легким песнопениям, которые не удалось разобрать в первый день: это причастный и возгласительный антифоны, 122 псалом Miserere nostri, Domine («Помилуй нас, Господи») и потрясающий по своему светлому и радостному настроению гимн Ave, Regina caelorum («Радуйся, Царица Небесная»). Особенно запомнился проникновенный причастный антифон Parce Domine («Пощади, Господи, [народ твой]»).

Весь второй день был посвящен доразбору песнопений для готовящейся мессы. При возникающих проблемах маэстро скорее повторял уже сказанное, нежели говорил что-то новое. Закрепление изученного проходило в третий день. Новоиспеченные певчие под руководством маэстро дорабатывали последние штрихи и устанавливали окончательный состав солистов (в роли солиста оказалась и автор этих строк). В итоге на обе службы собралась небольшая схола из 10 человек, но, надо отметить, – самые талантливые.

По окончанию мастер-класса до службы оставалось менее двух часов, так что все отправились сначала перекусить, а затем и в сам храм. Субботней службой руководил отец Фернандо, воскресной – настоятель храма, отец Игорь Кавалевский. Безусловным подарком храма было исполнение воскресной службы на трех языках – латинском, русском и итальянском. Служба проходила в необыкновенно теплой атмосфере, гостей-консерваторцев провожали аплодисментами и словами благодарности. Музыканты выражали почтение маэстро и уже ожидали его возвращения в нашу столицу.

Такое необыкновенное чувство единения и равенства всех способно создавать лишь настоящее искусство и мастерство. В тексте интроита Второго воскресенья Великого Поста говорится: Tibi dixit cor meum quaesivi vultum tuumDominerequiram… («Сердце мое говорит от Тебя: “Ищите лица Моего”; и я буду искать лица Твоего, Господи»). Искать Лицо Бога – означает искать совершенство. Пусть в этот раз поиск совершенства был не столь легким, но это был тот первый шаг, который важнее всех последующих. Будем же ожидать возвращения маэстро и нового совместного поиска лица Божия.

Екатерина Савельева, студентка ИТФ

Фото Дениса Рылова