Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Новогодняя карусель

№ 8 (1207), декабрь 2001

Загадки Евгения Ботярова

1. Угадай мелодию!

2. Что? Где? Когда?

Известно, что музыкальные сценические произведения (балеты, оперы) состоят из сцен, картин актов, действий.
Вопрос: Из чего состоит балет Игоря Стравинского «Игра в карты»?

3. Задача-шутка: кролики и удав

Белые начинают и дают мат в 8 ходов

(далее…)

Демон

Авторы :

№ 8 (1207), декабрь 2001

29 ноября 2001 года в Большом зале консерватории открылась выставка эскизов Карины Мкртчян — «Костюмы и декорации к опере “Демон”». Событие отрадное, тем более что позволяет еще раз воздать должное автору оперы — Антону Григорьевичу Рубинштейну — блистательному пианисту, выдающемуся композитору, дирижеру, музыкальному деятелю.

В истории музыкальной культуры немало парадоксов. Среди них тот факт, что Совет Главного управления по делам печати на основании заключения Театрального цензурного комитета запретил постановку «Демона». В результате опера, написанная в 1871 году, увидела свет рампы лишь четыре года спустя, в петербургском Мариинском театре, и только в 1878—м была поставлена в московском Большом.

Постепенно спектакль «оброс» исполнительскими штампами, и возмущенный этим обстоятельством автор 115 лет назад сам встал за пульт Большого театра и продирижировал юбилейным — 101-м — представлением. А уже после смерти композитора к его знаменитому творению обратился еще один московский театр — Опера Зимина (1896).

Отмечая четверть века со дня премьеры «Демона» в Петербурге, «Русская музыкальная газета» (1900, № 4) поместила перечень его исполнений за рубежом — в Лондоне (1882), Лейпциге (1883), Вене (1899). Эпохальным событием в сценической судьбе произведения по праву считается постановка Большого театра с участием Шаляпина в главной роли (1904).

Хорошо, что творчество Антона Григорьевича Рубинштейна продолжает волновать и притягивать к себе художников. Хорошо, что благодаря интересным и красочным эскизам Карины Мкртчян музыканты и меломаны вспомнят его знаменитую оперу.

Открытие выставки в Большом зале особенно радует еще и потому, что именно Антон Григорьевич Рубинштейн и его младший брат Николай Григорьевич стали основателями первых российских консерваторий — в Петербурге и Москве. Портреты двух выдающихся деятелей отечественной культуры украшают стены Большого зала на полотнах Репина, Бодаревского, Яковлева.

Директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна,
кандидат искусствоведения Е. Л. Гуревич

Праздник кларнета

Авторы :

№ 8 (1207), декабрь 2001

26 ноября Рахманиновский зал был не случайно переполнен музыкантами-профессионалами и любителями музыки. В концерте класса Рафаэля Багдасаряна — профессора Московской консерватории, заслуженного артиста России и Армении, солиста оркестра Большого театра — поклонников кларнета ожидало немало сюрпризов.

В тщательно продуманной и хорошо выстроенной программе были представлены произведения классической и современной музыки, как уже известные, так и новые. Несмотря на то, что звучали лишь кларнеты в сопровождении фортепиано, слушатели не скучали. Исполнители всех возрастов — от учащихся ДМШ до студентов Консерватории — продемонстрировали великолепное звучание инструмента, подвижную технику, осмысленную интонацию. Каждый из них заслуживает высокой оценки. Особо хочу выделить студента I курса Консерватории Б. Аллахвердяна, показавшего виртуозные возможности инструмента в Интродукции и Рондо-каприччиозо Сен-Санса (транскрипция для кларнета и фортепиано Р. Багдасаряна). По достоинству оценила публика великолепное выступление студента III курса Музыкального училища при МГК Е. Корнеева («Шесть вариаций для кларнета и фортепиано» А. Чайковского) и его младших соучеников — П. Ляхова и А. Михайленко, исполнивших соответственно Ноктюрн и Скерцо М. Крейна и «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Добрых слов заслуживает подающий большие надежды ученик третьего класса ДМШ Р. Мамыкин, сыгравший «Маленький концерт» Мийо. Нельзя не отметить и «инструментальный театр» студентов Б. Аллахвердяна, Н. Агеева, Е. Корнева и А. Силкиной, представивших Концерт Вивальди (транскрипция для четырех кларнетов Р. Багдасаряна). Особая благодарность — концертмейстеру Д. Арлаускайте — настоящему мастеру ансамбля.

(далее…)

Конкурс! Конкурс?

№ 8 (1207), декабрь 2001

Редакция газеты «Российский музыкант» в прошлом номере начала новую дискуссию, предлагая ее участникам вместе поразмышлять на тему о ситуации вокруг музыкальных конкурсов. Совместными усилиями хотелось бы разобраться в том, что есть современный музыкальный конкурс, для кого он — для профессионалов или для публики, это — творческое событие, спортивное соревнование или пиар-акция, а успех — чей он: конкурсанта, педагога, школы, страны? Наши вопросы носят достаточно произвольный характер, но они позволяют каждому, кто примет участие, предметно коснуться наиболее наболевших и близких ему проблем. Уже высказались проф. С. Л. Доренский, аспирантка В. Иванова. Итак:

Профессор Е. Г. Сорокина, проректор по научно-творческой работе

1. Однозначно на этот вопрос, по-моему, сейчас ответить нельзя. Во времена моей молодости, когда конкурсов было наперечет, и когда лауреатство на каждом из них было событием, которое обязательно повлечет за собой приглашение на сцену, контракты, я бы ответила определенно. А сейчас, когда никто, по-моему, не знает, сколько на свете конкурсов, ответ усложняется. Нужны ли они? Наверное, нужны. Хотя результат от очень многих факторов зависит. От талантливости музыканта, от его психического склада, бойцовских качеств, которые, конечно же, воспитываются или даны априори. Ведь перечень «неконкурсных» пианистов, это едва ли не самый звездный перечень: Юдина, Софроницкий, Нейгауз – их невозможно представить в контексте конкурса. А самый игумновский из всех игумновских – Олег Бошникович?! Это же противопоказано: Олег Драгомирович и конкурс. Не говоря уже о самом Игумнове. Поэтому к конкурсу готовы, наверное, не все, а те, кого все-таки воспитывают и направляют педагоги. Я вспоминаю покойную Татьяну Петровну Николаеву (мы с ней очень дружили последнее время) – как она удерживала своего любимого Колю Луганского от раннего вхождения в конкурсную орбиту, как она его берегла! Клиберну на первом конкурсе Чайковского, если я не ошибаюсь, было 24 года. Наверное, конкурсы дают какую-то перспективу, но у меня убеждение, что все-таки сейчас можно и другими путями получить доступ на эстраду. Учитывая новый уровень информации. Посмотрите, ведь сколько интересных информативных страниц в Интернете, с которыми работают импресарио. Так что не только конкурс.

А детей надо беречь от этой индустрии, к которой их приучают. Я ничего плохого не хочу сказать об этих программах – «Новые имена» и другие, это все замечательно… Но, дети уходят от занятий музыкой в какие-то другие эмпиреи, в борьбу с противником. На концертах – на сборных концертах, показывающих спектр молодых талантов, там в основном катаются одни и те же вещи, они обязательно должны быть броскими, иначе потеряются – какую-нибудь изысканную прелюдию Скрябина, Интермеццо Брамса там не покажешь. Так что же это за воспитание? Это ущербно. Это все потом отзовется, потому что человек на эстраде абсолютно обнажен. А с годами… Все мы портреты Дориана Грея, а игра наша – вдвойне.

(далее…)

Публикация

Авторы :

№ 8 (1207), декабрь 2001

В газете «Культура» от 20.12.2001 было опубликовано Заявление Министерства культуры РФ, касающееся Московской консерватории, и комментарий к нему.
Редакция «Российского музыканта» приводит данную публикацию полностью



Новых творческих успехов в 2002 году!

Авторы :

№ 8 (1207), декабрь 2001

Поздравляем лауреатов международных конкурсов!

Алена Баева

Лауреат (1-я премия) XII международного конкурса им. Венявского, 2001
(ученица ЦМШ, класс проф. Э. Д. Грача)
Ирина Красотина

Лауреат (2-я премия) Международного конкурса Гранадоса, Барселона, 2001
(аспирантка, класс проф. С. Л. Доренского)
Квуп Хюк Чту
Лауреат (1-я премия) Международного конкурса в Клостер Шонтале, 2001
(студент I курса, класс проф. Э. Д. Грача)
(далее…)