Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

С Новым годом, дорогие читатели!

Авторы :

№ 8 (1222), декабрь 2003

В уходящем году газете Московской консерватории «Российский музыкант» исполнилось 65 лет. Цифра хотя и не самая круглая, бывают эффектнее, но все-таки возраст юбилейный! «Выходит с 1938 года» – как гласит надпись на календаре газеты. К большому сожалению, этот исток найти не удалось, но таковая надпись присутствует на всех имеющихся номерах, естественно, не только «Российского», но и «Советского музыканта». Именно так называлась газета более полувека своего существования. А потому поверим на слово – печатному слову надо верить.

Газета Московской консерватории переживала разные времена. Как она выходила в свои первые десятилетия можно только предполагать. Все, что происходило с консерваторией, вероятно, происходило и с ней. Но в 80-е годы, о которых могу судить как очевидец и участник, газета выходила дважды в месяц. Вплоть до «эпохи перемен», как говорят китайцы. Двадцать четырехполосных номеров в год! Она печаталась в типографии газеты «Гудок» в М. Вознесенском переулке, неподалеку от консерватории. Главного редактора – С. Н. Юдину «подпирала» солидная по составу редколлегия с представителями всех факультетов и прочих «подразделений». Это видно уже по фотографии – сколько нас было! Каждый материал читался, как правило, несколькими людьми, а потом обсуждался на редколлегии. И далеко не все выходило в свет. Правили тоже все читающие, исходя из своего вкуса и разных задач момента – проблема авторского права не была актуальной! Хотя и материалы зачастую приходили очень сырыми и абсолютно неготовыми к публикации.

В бурные 90-е в судьбе консерваторской газеты произошли три «революционных» события, определившие ее принципиально новую, современную жизнь. Сначала, когда в одночасье в стране все рухнуло, закачалась и наша скромная газета: выходы стали нерегулярными, уволилась многолетний редактор, чтобы как-то зарабатывать на жизнь, газета сменила название «Советский музыкант» на «Российский» и ушла в свободный полет.

Вторая «революция» – техническая. На смену старой редактуре, трудоемкому и грязному типографскому набору, пришла компьютерная верстка. А. В. Власов, наш выпускник, возглавивший газету после ухода Светланы Николаевны, буквально на собственном энтузиазме помог удержать ее на плаву. Мы оба готовили материалы, но он сам набирал их и верстал номер на компьютере «Музыкального обозрения», где работал тогда, а затем помогал и напечатать его вместе с «Обозрением». Сегодня он вырос в большого журналиста-организатора, став главным редактором «Российской музыкальной газеты». Сама набирала и макетировала номер и следующий редактор – А. А. _______, правда количество выпусков за время ее работы сильно снизилось, дойдя до 2–3 в год. Но наступали новые времена и техническая база переместилась в вновь созданный вычислительный центр Московской консерватории.

Третье событие – тоже значимое и знаковое. Еще в 1983 году мы с С. Н. Юдиной в интересах учебного процесса основали в газете новую рубрику – «Трибуна молодого критика», где стали печатать студенческие работы, которые готовились и шлифовались в классе спецкурса музыкальной критики. Мне кажется, что и по тематике, и по стилю они сильно оживили традиционные газетные полосы. Когда же газета практически встала, исчезла и необходимая как воздух публичная платформа для выхода студенческих журналистских работ. И осенью 1998 года мы получили разрешение создать самостоятельную студенческую газету, которую можно верстать и размножать на базе нашего вычислительного центра. Через 15 лет рубрика естественно смодулировала в новое издание со своим особым внешним обликом – «Трибуну молодого журналиста». Статус приложения к «Российскому музыканту» должен был прежде всего напоминать читателю о существовании и главной газеты консерватории.

(далее…)

Задача-шутка

Авторы :

№ 8 (1222), декабрь 2003

Белые начинают и дают мат в 4 хода

Музыкальный кроссворд-2004

По горизонтали: 1. Основоположник русской композиторской школы. 4. Отвергнутый герой из оперы «Руслан и Людмила». 7. Автор музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». 8. Графическое обозначение музыкального звука. 10. Струнный смычковый инструмент 11. Инструмент, установленный в Большом, Малом и Белом залах Московской консерватории. 12. Сказочно-комедийный персонаж А. Пушкина, герой популярного мультфильма с музыкой А. Быканова. 14. «Ах, ….., я тебя любил!». 15. Опера Д. Шостаковича. 16. Русский народный щипковый музыкальный инструмент.

По вертикали: 2. Музыкальный интервал. 3. Крупный раздел музыкально-сценического произведения. 4. «Хрипун, удавленник, …..». 5. Условный знак, связывающий звуки. 6. Опера В. Моцарта «Волшебная ……». 9. Имя пианиста, профессора Московской консерватории, исполняющего сонаты Бетховена. 10. Предварительное объявление о спектаклях, концертах. 11. Директор Парижской консерватории, автор комических опер. 12. Исполнитель собственных песен. 13. Музыковед, восстановивший подлинники опер Мусоргского и Бородина.

С Новым годом поздравлял проф. Е. М. Ботяров

Музыковедческий роман о Шнитке

Авторы :

№ 8 (1222), декабрь 2003

Недавно в свет вышла книга: Валентина Холопова. «Композитор Альфред Шнитке». Выполненная по заказу Издательского Дома «Аркаим» Челябинска, она вошла в серию, объединенную общим названием «Биографические ландшафты», ориентированную как на научно-профессиональный, так и на самый широкий круг читателей.

Новая книга Холоповой – первая на русском языке биография выдающегося композитора современности, классика ХХ века, Альфреда Гарриевича Шнитке. Для автора данная работа составила своего рода продолжение исследовательской монографии «Альфред Шнитке», выпущенной в 1990 году В. Холоповой совместно с Е. Чигаревой. Монография представляла собой анализ творческого пути композитора и включала музыковедческий разбор всех основных произведений, созданных до 1986 года. По отношению к своему новому труду Холопова отмечает: «Публикуемая книга симметрично дополняет первую: она прослеживает жизнь и творческий путь Шнитке в биографическом плане и содержит лишь частичное описание некоторых его произведений» (с. 5). В книге «Композитор Альфред Шнитке» впервые в полном объеме раскрывается личность великого художника от самого «становления» и до «отторжения в вечность».

При создании книги о Шнитке фактологическим материалом послужило множество источников. Здесь, помимо ставших хрестоматийными книг «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» Д. Шульгина, «Беседы с Альфредом Шнитке» А. Ивашкина, и книга А. Ивашкина на английском языке (Alfred Schnittke by Alexander Ivashkin. – London Phaidon Press Limited, 1996), и интервью с композитором разных лиц в журналах и газетах, и устные воспоминания сестры А. Г. Шнитке, Ирины Комарденковой.

(далее…)

Этномузыкология: вчера, сегодня, завтра

Авторы :

№ 8 (1222), декабрь 2003

Научная программа юбилейного фестиваля, посвященного 100-летию А. В. Рудневой, была весьма насыщенна. При всей универсальности дарований Анны Васильевны, она прежде всего осталась в нашей памяти крупным ученым и педагогом. Поэтому открытие фестиваля именно с научного заседания в какой-то мере можно считать символичным. Первым фестивальным мероприятием явился круглый стол, в программе которого значились «Теоретические проблемы этномузыкологии и полевые музыкально-этнографические исследования». Заседания круглого стола состоялись в Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографическом центре Министерства культуры Российской Федерации (СПб, 17–19 октября 2003). Участники представляли главным образом две научных фольклористических школы – Ф. А. Рубцова (Санкт-Петербургская консерватория) и К. В. Квитки – А. В. Рудневой (Московская консерватория).

На заседаниях круглого стола царило удивительное единодушие и редкое для научных конференций взаимопонимание. Частично это определялось давним концептуальным родством фольклористических школ двух столичных консерваторий. Но теперь, думается, появилась и более глубинная основа единомыслия – современное состояние фольклорных традиций и связанные с этим серьезные проблемы, актуальные для представителей всех научных направлений. Современное состояние традиционной культуры весьма неоднородно: оно зависит от множества факторов, среди которых историческая судьба конкретного региона (в том числе в годы советского периода), интенсивность миграционных процессов, сельскохозяйственная и социальная политика советских властей, деятельность местных управлений культуры и даже навязчивое внимание фольклористов (сегодня оно играет, скорее, положительную роль). Но как бы не отличалась ситуация в различных регионах, собиратели сегодня вынуждены констатировать очевидный уход в небытие традиционных форм народной культуры.

В связи с современным состоянием фольклорных традиций перед этномузыкологией встает несколько крупных проблем. Первая из них – проблема максимально подробного и квалифицированного собирания тех традиционных форм, которые сегодня еще можно зафиксировать. Одним из парадоксов настоящего момента является рост научного потенциала отечественной фольклористики, идущий обратно пропорционально процессу угасания народных традиций. Сегодня безусловен приоритет комплексного подхода к собиранию и исследованию музыкально-этнографического материала. В этой связи крайне досадны информационная «недостаточность», которая зачастую присутствует в материалах экспедиций даже 80-х годов, не говоря уже о более ранних поездках. Об этом, в частности, говорила Н. Н. Гилярова, сопоставляя калужские записи 1969, 1989 и 2003 годов. Вопрос методологии комплексного исследования поднимался и в выступлении петербургских коллег И. Б. Тепловой и И. В. Корольковой, представивших видео- и аудиоматериалы, собранные на Смоленско-калужском пограничье летом 2003 года.

(далее…)

Традиции – жить!

Авторы :

№ 8 (1222), декабрь 2003

В рамках фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Анны Васильевны Рудневой, состоялось фольклорных концертов. В Малых залах консерваторий Санкт-Петербурга и Москвы в них участвовали только городские исполнители фольклора. В Зале Воронежской филармонии наряду с молодежными ансамблями выступали носители традиции – несколько известных коллективов области. В московском Доме композиторов в концертах «Московской осени» состоялось выступление этнографических ансамблей. И хотя не все заявленные организаторами коллективы смогли приехать (до Москвы добрались только три – из Самарской, Оренбургской и Белгородской областей), этот концерт оказался достойным завершающим аккордом, подводящим итог всему фестивалю. Он подтвердил наши представления о современном состоянии традиционной культуры и послужил живой иллюстрацией к проблематике, обсуждавшейся на круглых столах, в Санкт-Петербурге и Москве.

(далее…)

А. В. Руднева. 100 лет со дня рождения

№ 8 (1222), декабрь 2003

С именем заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Союза композиторов, профессора Анны Васильевны Рудневой (1903–1983) связана целая эпоха в советской музыкальной фольклористике. Учитель Рудневой К. В. Квитка, рекомендуя ее в качестве преподавателя Московской государственной консерватории, писал о ней как о человеке, обладающем «огромными способностями, необычайным усердием, исключительным энтузиазмом и острой наблюдательностью». Яркая личность, мудрый человек, талантливый ученый исследователь, опытный фольклорист-полевик, прекрасный педагог, патриот своего дела, А. В. Руднева родилась в селе Воронцово-Александровке Ставропольского края. Ее отец был регентом, и с восьми лет Аня уже пела в церкви. В 1923 году она поступила в Московскую государственную консерваторию, которую закончила по двум факультетам – дирижерскому и историко-теоретическому. После окончания консерватории она работала хормейстером студенческого хора в Радиокомитете, заведовала вечерней рабочей консерваторией. С 1931 по 1938 год Руднева жила сначала на Дальнем Востоке, а потом в Воронеже, где работала на радио, руководила общегородским самодеятельным хором. Здесь же, в Воронеже, Руднева начала серьезно изучать народную музыкальную культуру. В 1939 году вместе с коллективом других авторов Анна Васильевна приняла участие в публикации сборника «Народные песни Воронежской области», который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе.

В 1939 году она переехала в Москву, где познакомилась с К. В. Квиткой, пригласившим ее на работу в Московскую консерваторию сначала лаборантом, а потом и в аспирантуру. С 1944 года Руднева была ассистентом на кафедре фольклора, в 1950 году ей было присвоено звание доцента. Она стала вести курс русского народного музыкального творчества и заведовать Кабинетом народной музыки. В 1963 году Руднева защитила диссертацию «Народные песни Курской области. Курские танки и карагоды, таночные и карагодные песни и инструментальные наигрыши», за которую, минуя кандидатскую, ей была присвоена ученая степень доктора искусствоведения.

Научные интересы А. В. Рудневой были чрезвычайно обширны. Большая часть ее работ посвящена анализу музыкально-поэтической стилистики русской народной песни: стихосложению, музыкальной и музыкально-поэтической ритмике, формообразованию, ладовым особенностям. Неоценим вклад Рудневой в дело изучения народного инструментария и региональной стилистики в русском фольклоре.

Делом своей жизни Руднева считала работу, связанную с певческой практикой. Она была научным консультантом, а потом и руководителем народного хора, основанного П. Г. Ярковым (1945–1949), с 1949 по 1954 год – художественным руководителем Хора русской песни Всесоюзного радио. С 1966 по 1972 год Руднева параллельно с занятиями в консерватории преподавала на отделении руководителей народных хоров в Институте имени Гнесиных.

(далее…)