Приобщиться к науке о музыке
№ 6 (1228), октябрь 2004
Десять лет назад в Московской консерватории впервые прошла весьма необычная научная конференция. От всех прочих музыковедческих заседаний она отличалась двумя характерными особенностями: тематикой, сконцентрированной исключительно на актуальных проблемах истории и теории гармонии и составом своих докладчиков, в роли которых выступили совсем молодые, начинающие исследователи — студенты историко-теоретического факультета второго курса. По замыслу главного инициатора и организатора конференции, Юрия Николаевича Холопова «MUSICA THEORICA» должна была стать не просто итоговым аккордом в разработке тем курсовых работ по гармонии. Студенты должны были продемонстрировать свои достижения в форме научных докладов, выступив перед своими педагогами, друзьями и коллегами.
13 марта 2004 года состоялась юбилейная, десятая такая студенческая конференция, она была посвящена памяти Юрия Николаевича. Диапазон тем как всегда впечатлил широтой охвата: от античности до наших дней. Значительная часть докладов была посвящена музыке ХХ века, заглядывая и в наступившее столетие (в частности проблемы электронной гармонии). По традиции выступил композитор с рассказом о собственной музыке. На этот раз это был профессор Московской консерватории В. Г. Тарнопольский с анализом своего сочинения «Чевенгур».
Хотелось бы отметить высокий уровень прозвучавших докладов студентов и большую работу, проделанную их руководителями (доц. М. И. Катунян, проф. И. К. Кузнецовым, преп. Г. И. Лыжовым, доц. Е. А. Николаевой, доц. Р. Л. Поспеловой, доц. Т. А. Старостиной, проф. В. С. Ценовой). Думаю, все пришедшие на конференцию ощутили подлинно научную атмосферу и дух молодого оптимизма.