Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Трибуна современной музыки, или спасение утопающих — дело рук самих утопающих

№ 3 (1233), апрель 2005

Так получилось, что жизнь современной музыки в России главным образом сосредоточена вокруг фестивалей и исполнительских коллективов, где научно-просветительская составляющая охватывает лишь разовые акции, связанные с конференциями и семинарами по современной музыке, а также творческими встречами с композиторами. Конечно, это очень важно для изучения и продвижения новейших музыкальных достижений в нашей стране. Но по-прежнему вызывает недоумение вопрос, почему у нас так катастрофически мало специализированной периодики, посвященной серьезной музыке. Неужели дело только в пресловутом «нет средств»? Например, крупный профессиональный журнал вообще всего один. Согласитесь, маловато для огромной России, где современная академическая музыка все интенсивней набирает обороты, переживает настоящий взлет интереса к новым явлениям и именам.

Желание быть услышанными не только в прямом, но и переносном смысле оказалось настолько сильным, что молодые композиторы во главе с Дмитрием Курляндским решили попытаться исправить сложившуюся ситуацию собственными силами. Не только вызвать полемику, но и по-настоящему вдумчиво заглянуть в глубины современного музыкального творчества стало возможным теперь с «Трибуны современной музыки» — так называется журнал, первый номер которого вышел в свет в январе.

Рождение нового профессионального журнала — дело для наших дней исключительное, почти невозможное, даже по меркам Москвы, где сконцентрированы лучшие возможности и ресурсы. Хотя о последнем говорить пока вообще не приходится, ведь журнал выходит за свой счет, без всякой помощи спонсоров или государства. Хочется, чтобы этот факт привлек к себе самое пристальное внимание и вызвал резонанс. Ведь каждый музыкант так или иначе соприкасается с современной музыкой и творчеством наших современников, а потому не должен оставаться в стороне от информационных возможностей в виде нового журнала. Тем более, если таким изданием занимаются сами композиторы.

(далее…)

Гвоздики из рук Щедрина

Авторы :

№ 3 (1233), апрель 2005

Это был удивительный день. Сияющее солнце ослепляло, а крепчавший мороз заставлял быстрее бежать по узким улочкам к Рахманиновскому залу. Спускаясь по лестнице, ведущей к стеклянной двери входа, я заметила человека в меховой мохнатой шапке. Он, казалось, никуда не спешил и неторопливо читал афиши. Мужчина повернулся, и я сразу же узнала его – это был герой сегодняшней встречи, Родион Константинович Щедрин.

Его облик вдруг напомнил мне моего преподавателя – та же стройность, подтянутость, благородные черты лица, но главное глаза… Они излучали что-то очень близкое и родное. Вероятно поэтому я осмелилась попросить у него маленькое интервью. Он с легкостью согласился и, галантно открыв передо мной дверь, исчез так же неожиданно, как и появился.

Встреча со студентами не была случайной. Это была презентация прекрасно изданного издательством «Музыка» нового сборника хоровых произведений Р. Щедрина, автор-составитель которого – профессор Б. Г. Тевлин. И вот, наконец, наступил тот волнующий момент, когда мы с сестрой смогли пообщаться с этим замечательным человеком.


(далее…)

Вспоминая Галину Туркину

Авторы :

№ 3 (1233), апрель 2005

19 января в Рахманиновском зале состоялся вечер памяти народной артистки России, профессора Галины Андреевны Туркиной, участницы уникального фортепианного дуэта сестер Туркиных, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса. В переполненном зале ощущалась особенно приподнятая атмосфера, присущая искусству знаменитого дуэта.

В начале первого отделения прозвучал романс Глинки «Сомнение» в сопровождении виолончели и фортепиано. Романс исполнили студент консерватории Григорий Соловьев (бас), Дмитрий Почанский (виолончель) и Юлия Туркина (фортепиано).

Концерт очень украсили детские фортепианные ансамбли. В их составе выступили лауреаты конкурса «Классическое наследие» Василиса Богородская и Виктор Маслов, лауреаты премии «Новые имена» Женя Сергеева, Настя Аравина и Аня Галицкая, а также Таня Нетасова и Вероника Наторкина.

Кульминацией концертной программы стала мировая премьера виолончельной сонаты американского композитора Джона Эпплтона, давнего поклонника фортепианного дуэта, автора сочинений, посвященных сестрам Туркиным. В исполнении заслуженного артиста России, солиста МГФ, лауреата международных конкурсов Александра Загоринского и народной артистки России, профессора Юлии Туркиной соната прозвучала предельно искренне и выразительно. Нельзя было не восхищаться благородством звучания виолончели, замечательным ансамблем выдающихся музыкантов. Слушатели бурно приветствовали композитора, вышедшего на поклон. Горячо была встречена и вторая премьера «Северного сказа» для фортепиано в исполнении композитора и пианистки, заслуженного деятеля искусств, профессора Татьяны Смирновой. Склонившись в низком поклоне к утопающему в цветах портрету Галины Туркиной, Татьяна Смирнова возложила к нему рукопись произведения, после чего удивительно тонко сыграла две поэмы Скрябина ор. 69.

(далее…)

Защитник окружающей среды

Авторы :

№ 3 (1233), апрель 2005

Профессор Московской консерватории Лев Николаевич Наумов — из числа тех всесторонне одаренных людей, которые, испытав себя в разных сферах творчества (он окончил Московскую консерваторию как композитор и теоретик) в силу судьбы и сочетания своих дарований, пришли к педагогике, достигнув на этом пути выдающихся достижений. Ученик Генриха Нейгауза и впоследствии его ассистент, преподающий в Московской консерватории уже более полувека, Л. Н. Наумов при каждом удобном случае подчеркивает то, чем он обязан своему великому учителю. «О Генрихе Густавовиче, — читаем в одном из его интервью, — я мог бы говорить бесконечно <…> меня всегда поражало и поражает до сих пор его космическое влияние на судьбы нашего исполнительского искусства. Мало сказать, что он был увлечен педагогикой — им владела прямо-таки неодолимая страсть творить добро, <…> делать учеников артистами. Это было у него в крови, что-то вроде idée fixe».

Вторым великим учителем Наумова явился Святослав Рихтер. «Мои средства художественного воздействия, трактовки музыкального исполнения по природе своей во многом рихтеровские, — продолжает Лев Николаевич, — пианизм Рихтера уникален. Он играет не руками, но как бы всем своим существом; своей сценической пластикой он как бы дорисовывает, досказывает то, что без участия жеста, возможно, осталось бы не всеми понятым, не услышанным. Поэтому жест для меня, как и для Рихтера, — сильное выразительное средство. Я как бы натаскивал своих учеников на определенных жестах, <…> стремясь научить их дифференцировать разные уровни драматизма, лиризма, отрешенности…»

(далее…)

Военное детство

Авторы :

№ 3 (1233), апрель 2005

Год шестидесятилетия Великой Победы совпадает с моим 70–летним юбилеем.

Быстротечно бежит время…

Мне было 10 лет, когда закончилась долгожданной победой всенародная Великая Отечественная война. Мальчишкой я бегал к проходящим на фронт поездам в глухой сибирской деревушке под Омском. Когда воинские составы ненадолго останавливались, я со своими сверстниками пел солдатам, которые нас угощали из своих военных котелков, песни военных лет.

Судьба моя, как и моих близких, в то время складывалась по законам военного времени. Взрослые воевали, дети и престарелые отдавали все свои силы на трудовом фронте: «Всё для фронта, всё для победы!» Мой отец — кадровый офицер, всю войну служил в авиации, был ранен, имел боевые награды. Три его брата по призыву ушли на фронт и не вернулись.

(далее…)

С 60-летием Великой Победы!

Авторы :

№ 3 (1233), апрель 2005

Есть имена и есть такие даты –
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, –
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
А. Твардовский

Великая Отечественная… Какой далекой год от года становится эта война, как непривычны для нас кадры военной хроники! Каждая новая юбилейная дата – это попытка вернуться и почувствовать то, что чувствовали наши отцы и деды. Но 60-летие Победы из разряда тех праздников, когда невольно с горечью приходиться задумываться: а что будет дальше? Как будут отмечать этот праздник наши дети и внуки? Вряд ли кто-то сможет ответить на эти вопросы. Мы – уже другие, но в наших силах не забыть один из славных периодов нашей истории. Долг перед ветеранами – пронести через свою жизнь память о той войне, о героизме и подвиге нашего народа, о людях, вернувших мир на нашу землю. Так появилась идея празднования юбилея Победы в Московской консерватории.

Усилиями небольшой группы выпускников и студентов подготовлен Фестиваль «60 лет Памяти», который, безусловно, станет знаковым событием в музыкальной жизни Москвы. Его задача не в том, чтобы представить всему миру талантливых молодых музыкантов (а в консерватории априори не может быть не талантливых), «броситься» на публику обилием и красочностью афиш и рекламных плакатов, «зажечь» новые звезды. Цель гораздо скромнее – напомнить всем, что за каждым именем неизвестного композитора (а именно на музыке не известных широкой публике композиторов построена большая часть концертов Фестиваля) скрывается незаурядная судьба. Судьба Человека и Музыканта, личности высокой нравственности, творца, жителя совсем незнакомой нам эпохи, от которой мы ушли уже так далеко… Сохранение памяти о них – основная идея Фестиваля.

(далее…)