Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

В Татьянин день

Авторы :

№ 1 (1239), январь 2006

«Дорогой Танюше с благодарностью за душу, которая помогает мне жить»
М. Ростропович

«Великая женщина. Она по праву принадлежит к наиболее значительным личностям отечественного музыкального искусства XX века»
Т. Хренников

«Татьяна Алексеевна Гайдамович — выдающийся музыкальный деятель современности. Педагог, ученый, просветитель — в каждой из этих ипостасей она являет собой пример для подражания»
И. Архипова

Имя Татьяны Алексеевны Гайдамович всегда вызывало ощущение прекрасного, гармоничного. Мы привыкли видеть человека, живущего ярко и напряженно во всем многообразии проявлений искусства — в исполнительстве, педагогике, исследовательской и просветительской деятельности. Творческая биография Татьяны Алексеевны тесно и неразрывно связана с жизнью Московской консерватории. «Радость общения… Меня щедро одарила ею судьба — в семье, с друзьями, коллегами, учениками. Вероятно, по своему характеру я никогда не была сторонним наблюдателем, активно участвуя в жизни моей любимой Alma Mater — как студентка, педагог, декан, заведующая кафедрой… и главное — как член того сообщества, которое и образует Московскую консерваторию. Оно прекрасно, сложно, многообразно. И я горжусь тем, что за более чем 60 лет моей сопричастности к нему многие дарили меня своим вниманием, доверием, дружбой», — писала Татьяна Алексеевна в своей последней книге «Избранное».

(далее…)

Дыхание музыки

Авторы : ,

№ 1 (1239), январь 2006

Конец ушедшего года был отмечен еще одним неординарным творческим событием: в Рахманиновском зале состоялся авторский концерт профессора Владимира Тарнопольского. Прозвучали четыре произведения: «Кассандра» для камерного оркестра (1991), «Чевенгур» для голоса и ансамбля на тексты Андрея Платонова (2001), фантазия по Дж. Джойсу «Отзвуки ушедшего дня» для кларнета, виолончели и фортепиано (1989) и российская премьера новой работы композитора «Маятник Фуко» для камерного оркестра (2004, первое исполнение в Амстердаме в Concertgebouw).

Ансамбль «Студия новой музыки» во главе с профессором Игорем Дроновым в тот вечер был «в ударе». Это было редкое слияние мастерства и воодушевления, которые отличают эксклюзивное творческое событие. Вместе с дирижером И. Дроновым, постоянным исполнителем произведений В. Тарнопольского, в том вечере приняли участие солисты Светлана Савенко (сопрано), Ольга Галочкина (виолончель), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано, синтезатор). (далее…)

Трудно ли сыграть музыкальную драму?

Авторы :

№ 1 (1239), январь 2006

13 ноября 2005 года в Рахманиновском зале в рамках Седьмого международного музыкального фестиваля «Душа Японии» с огромным успехом прошла российская премьера оперы «О-Нацу» композитора Иссэя Цукамото «О-Нацу» по роману знаменитого японского драматурга, автора дзёрури для театра марионеток и драм для театра кабуки Тикамацу Мондзаэмона. 19 января спектакль был повторен. Руководитель проекта — Маргарита Каратыгина, художественный руководитель и дирижер — Александр Соловьев. Исполнители главный партий — Ольга Леман-Балашова и Константин Степанов.

Пришла на концерт, ничего не зная о постановке, исполнителях, оформлении сцены, а также о закулисных интригах и скандалах, то есть как посторонний непосвященный слушатель. Хотя нет, оставались в памяти воспоминания о прочитанном когда-то романе «О-Нацу и Сэйдзюро» Тикамацу Мондзаэмона.

(далее…)

Немузыкальное приношение

№ 1 (1239), январь 2006

Педагоги бывают разные: «воспитатели», «соратники», «мамы», «классовые враги»… Елена Борисовна Долинская — это педагог-вождь.

Вокруг нее постоянно собирается круг молодых талантливых специалистов. Многочисленные студенты, аспиранты, соискатели — не только в Москве, но и в других городах. Сегодня лекции в Московской консерватории, завтра ‑ конференция в Шнитке-центре, послезавтра — госэкзамены в Магнитогорске… Ее феноменальная работоспособность не знает ни временных рамок, ни географических границ!

С каждым своим «подопечным» она всегда устанавливает теплые отношения. При всей кажущейся строгости, Елена Борисовна умеет найти общий язык с любым студентом, создавая дружественную атмосферу и стимулируя творческий поиск. (далее…)

И вечно древо зеленеет

Авторы :

№ 1 (1239), январь 2006

Московская консерватория основана в 1866 году Н. Г. Рубинштейном — выдающимся пианистом, дирижером, композитором, общественным деятелем, возглавлявшим Московское отделение Императорского русского музыкального общества, под патронатом которого разворачивалось становление и развитие учебного заведения.

Пройденный Московской консерваторией исторический путь зафиксировал много высоких свершений, художественных побед и творческих открытий. Мировое признание пришло к ней еще в первый период деятельности благодаря тому, что здесь преподавали великие музыканты, — П. И. Чайковский, Н. Г. Рубинштейн, С. И. Танеев, В. И. Сафонов. Среди выпускников Московской консерватории, сделавших ее знаменитой во всем мире, — гениальные композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер. Исполнительские традиции были продолжены такими корифеями русской фортепианной школы, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. Е. Фейнберг, Г. Г. Нейгауз.

(далее…)

Фотовернисаж ректоров (директоров) Московской консерватории

№ 1 (1239), январь 2006