Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Булез, Мантовани, Дюзапен…

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

В Московском международном Доме музыки состоялась крупная международная акция – «Посвящение Булезу» – концерт с участием Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и Жана Деруайе – дирижера знаменитого парижского ансамбля InterСontemporain. На концерте присутствовали Посол Франции в России г-н Жан Кадэ и Министр культуры и массовых коммуникаций РФ, профессор Московской консерватории А. С. Соколов. О концерте и французской музыке корреспонденту «РМ» Марине Воиновой рассказал художественный руководитель МАСМ, композитор Юрий Каспаров.

Во-первых, позвольте поздравить с замечательным концертом! Как возникла идея его проведения?

Наш ансамбль занимается пропагандой французской музыки с 1990 года и регулярно проводит различные концерты и акции. Главное для нас – познакомить публику со всем спектром существующих на сегодня направлений во французской музыке, со всеми интересными композиторами. А во Франции сейчас порядка ста действительно интересных композиторов, которые достаточно широко исполняются за рубежом. Я ученик Э. В. Денисова, он был тесно связан с Францией и познакомил меня с французской музыкой, привил любовь к ней.

(далее…)

Сати, Ромашкова, Стравинский…

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

Имя юной Ани Ромашковой появилось среди мэтров не эпатажа ради. Балетный триптих «Античные фрески» на музыку указанных авторов поставил прославленный московский коллектив «Русский балет» (худ. руководитель – нар. артист СССР В. М. Гордеев). Часть, сделанная  Анной, называется «Сирены».   Танцевали молодые солисты театра, а играли наши студенты – Нина Куприянова (арфа), Иван Бушуев (флейта), Юрий Джанибеков (кларнет), Филипп Нодель (гобой). Графично-утонченный балет имел успех. Публика  горячо приветствовала артистов.

Свой первый балет  – «Сказку о рыбаке и рыбке» – Анна написала, когда ей было одиннадцать лет. Сейчас она студентка второго курса (кл. проф. Т. А. Чудовой), и на подходе уже третий балетный опус с использованием электронного звучания.  Вместе с Аней над «Сиренами» работала хореограф Ольга Каплунова, выпускница  Российской государственной академии театрального искусства (кл. проф. О. Г. Тарасовой). В классе профессора Тарасовой учатся  также Родион Лютый  и  Виктория Костина, которые сейчас сотрудничают соответственно  со  студенткой первого  курса Анной Стрельниковой  и студенткой второго курса Натальей Соломатиной  (обе –  кл. проф. Т. Н. Хренникова). В первой  случае  соавторов заинтересовали народные сказания (балет «Любомир и душа» – новая сербская баллада), во втором – жизнь в современном городе (балет «Сны»). В обоих случаях   ожидается   интригующий сюжет, динамичная хореография  и ярко-театральная музыка.

(далее…)

Каденции — искусство изумлять

№ 4 (1242), апрель 2006

Величайшая красота каденций состоит в том,
что они должны, как нечто неожиданное, изумить слушателя свежей
и неординарной манерой и в то же время вызвать в нем высшую степень волнения и страсти!

И. И. Кванц

Наша искушенная публика, уставшая от набивших оскомину традиционных юбилейных торжеств, восторженно приняла «приглашение к каденции» — конкурс каденций к концертам В. А. Моцарта.

От автора каденций во времена Моцарта требовалось сочетание по крайней мере трех качеств: импровизационного мышления, стилистического чутья и технической оснащенности. По сути, каденция представляла собой пограничный жанр на стыке интересов исполнителя, композитора и, позднее, музыковеда. Конкурс был открыт для представителей всех этих специальностей. В жюри, работу которого возглавила проректор по науке, проф. Е. Г. Сорокина, были приглашены композиторы (проф. А. А. Кобляков, преп. И. Г. Соколов), и концертирующие пианисты (проф. А. Б. Любимов, проф. А. А. Наседкин), историки фортепианного исполнительства (и. о. проф. А. М. Меркулов, проф. В. П. Чинаев), музыковеды (доц. М. И. Катунян, проф. Е. Г. Сорокина). (далее…)

Моцарт в зеркале московской весны

№ 4 (1242), апрель 2006

События, происходящие в мире в год Моцарта, распространились на гигантское культурное и музыкальное пространство. От родного дома в Зальцбурге, от главного города Моцарта – Вены, от города его оркестра («Мой оркестр находится в Праге») до других городов Eвропы и Aзии, Aмерики и Aвстралии. Бесчисленное множество концертов, театральных постановок, лекций, выставок…

В марте в моцартовском марафоне ярко прозвучал оригинальный проект «Moцарт в движении времени. В честь 250-летнего юбилея Вольфганга Амадея Моцарта». Место проведения – Москва, Консерватория – признанный центр изучения жизни и творчества гения. Лично для меня уровень и пульс столицы музыкального искусства высочайшего ранга свидетельствовали парящие звуки клавесина, проникавшие через закрытые двери читального зала, и скромно репетирующий в углу коридора молодой флейтист, звуки инструмента которого не опозорили бы акустику самых знаменитых концертных залов мира. Немаловажным компонентом московской моцартиады стало и наконец-то по-весеннему улыбнувшееся солнце, словно согласившееся с Антонином Дворжаком: «Моцарт – это солнечный свет».

(далее…)

Второй век Кабалевского

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

Исполнился 101 год со дня рождения выдающегося композитора, профессора Московской консерватории Д. Б. Кабалевского. В 35-м классе Консерватории в присутствии коллег и родственников Дмитрия Борисовича был торжественно открыт его портрет, подаренный дочерью Марией Дмитриевной.

(далее…)

Дар интеллигентного мышления

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

24 марта состоялось торжественное заседание кафедры теории музыки, посвященное выходу юбилейного сборника «Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. Педагог. Мыслитель» (М., 2005). Приурочено оно было к столетию со дня рождения известнейшего советского музыковеда.

Сначала дочь Скребкова, М. С. Скребкова-Филатова, рассказала о юбилейном сборнике. Он выстроен как восхождение от «воспоминаний об учителе и друге» (первый раздел) к статьям о наследии ученого (второй раздел, «Ученый») и, наконец, к кульминации – трудам Сергея Сергеевича («Мыслитель»). Среди них есть и одна «премьера» – впервые публикуется статья «О методологических принципах моделирования музыкального мышления». Книги Скребкова хорошо известны и в России, и за рубежом, за 39 лет, прошедших с его смерти, издано более 40 его работ, в том числе центральная – «Художественные принципы музыкальных стилей».

(далее…)

Размышления по прочтению…

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

Вышла в свет книга профессора Т. А. Курышевой о ее работе на телевидении в середине 80-х годов («Диалоги о музыке перед телекамерой»). Молодой доктор искусствоведения, только что защитивший диссертацию по «театральности в музыке» волею судеб окунулся на более чем «пятилетку» в новую профессию — телеведущего, автора передач о современной серьезной музыке на центральных каналах. Я видела некоторые из этих выпусков — все было ново, броско, ярко, композиторы и исполнители в студии, раскрепощенные, разговорчивые, играющие, дирижирующие — пир для общения истинным любителям музыки, посетителям академических залов и музыкальных, в первую очередь оперно-балетных театров. Передач, к сожалению, было всего одиннадцать, но тот калейдоскоп знаменитых лиц, можно смело сказать сегодня, представлял неповторимую эпоху 80-х в музыкальной культуре СССР.

Романтика поиска — так можно определить этот проект Т. Курышевой. Он оказался удачным и привлекательным, а главное — первооткрывательским… Ни для кого не секрет, что на телевидении в Главной музыкальной редакции и ранее существовали различного рода «образовательность» и «развлекательность». В этом же случае все оказалось иначе: взгляд дипломированного музыканта-профессионала, интеллект приглашенных, их эмоционально-одухотворенное творчество — составляющие бесед, диалогов, монологов, а главное — звучание «серьезной» музыки, ненавязчиво, естественно вкрапляемой в контекст — это ли не воспитательные, образовательные, познавательные и прочие функции музыкальной культуры?! (далее…)

Стройка века

Авторы :

№ 4 (1242), апрель 2006

Московскую консерваторию ждет грандиозное обновление. Однако даже при наличии достаточных средств быстро осуществить его не удастся. Проблема не только в сложнейшей акустике БЗК, которую может нарушить любой лишний гвоздь, но и в масштабе работ. Здания консерватории, не знавшие капитального ремонта с начала прошлого века, предстоит приспособить к современной жизни.

О том, как должна преобразиться наша alma mater, ректор МГК, профессор Тигран Алиханов рассказал главному редактору, профессору Татьяне Курышевой.

Тигран Абрамович! Через 100 лет после Сафонова Московская консерватория вновь выходит на качественное обновление. Конечно, хотелось бы, чтобы завершение тоже было таким как у Сафонова: переоборудованное здание, прекрасные новые залы… Это — в мечтах. А пока консерватория полнится слухами, которые дополняют разнообразные газетные публикации. Так что же нас ждет? Грандиозная стройка? «Стройка века»?! (далее…)