Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Нет истины вне красоты

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

100-летие со дня кончины Н.А.Римского-Корсакова

korsakov

Николай Андреевич Римский-Корсаков ушел из жизни 8 июня 1908 года. На словах он не верил ни в какое посмертное существование. Считал, что так будет справедливее: все нужно успеть сделать здесь и сейчас, не надеясь ни на признательность грядущих поколений, ни на загробное воздаяние.

Однако созданное им продолжает жить, не только не утрачивая своей ценности, но и приобретая век спустя почти пугающую актуальность. Ибо наши «нулевые» странным образом рифмуются с тогдашними «девятисотыми».

Наверное, истинный масштаб фигуры этого художника нам только предстоит осмыслить. Без него немыслима не только история русской музыки, но и всей русской культуры, и не только 19 века, но и последующего столетия, вплоть до переживаемых нами дней. (далее…)

«В семь часов вечера после войны…»

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

9 мая, в этот святой день земли российской, свои голоса к общему хору поминовения присоединили консерваторцы: в БЗК в рамках «Хоровых вечеров Бориса Тевлина» прошел концерт «Дню победы посвящается». Надо ли говорить, что зал был полон, что лучшие места были отданы ветеранам и что каждая песня находила в сердцах исполнителей и слушателей самый горячий отклик. Камерный хор МГК под управлением худ. руководителя и главного дирижера Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова профессора Б.Тевлина исполнял как песни военных лет, так и произведения, посвященные «суровым тем годам». (далее…)

Новый камерный

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

orchestraВ Московской консерватории оркестров много: студенческие оркестры оркестрового факультета — большие симфонические («старший» и «младший») и камерный; производственные оркестры — кафедры симфонического дирижирования и оперного театра; оркестр-ансамбль «Студия новой музыки» Центра современной музыки. Каждый имеет свою творческую и организационную специфику, но объединяет их общая цель — направленность на учебный процесс. Коллективы оркестрового факультета призваны воспитать классных оркестровых музыкантов, производственные оркестры помогают формированию будущих симфонических дирижеров или оперных певцов-артистов. (далее…)

Единство в многообразии

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

С 14 по 17 апреля в Московской консерватории прошла международная научная конференция «Наследие: русская музыка – мировая культура». Это первое значительное мероприятие научно-исследовательского центра «Наследие», возникшего осенью 2007 года при Кафедре истории русской музыки. Идея такого центра, по словам проф. Е.Г.Сорокиной – главы оргкомитета конференции и инициатора создания центра, – «буквально витала в воздухе». При огромном разнообразии интересов мирового музыковедческого сообщества его члены сегодня в большой мере разобщены. Эта ситуация как в капле воды отражается и на постсоветском пространстве и в самой России. Одной из целей прошедшей конференции и была активизация обмена научным опытом. (далее…)

Благодарная память

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

gajdamovichБольшим событием уходящего сезона стал Фестиваль, посвященный 90-летию со дня рождения Татьяны Алексеевны Гайдамович (1918-2005). Помимо десяти концертов, прошедших в Малом и Рахманиновском залах консерватории, Зеркальном зале Государственного Института искусствознания, Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, в его рамках проводилась научно-практическая конференция «Педагог, ученый, просветитель».

Т.А.Гайдамович принадлежит к ряду крупнейших фигур российской культуры, повлиявших на развитие отечественного музыкального искусства. Своей многогранной деятельностью она вписала одну из ярких страниц в историю Московской консерватории. С удивительной личностью выдающегося музыканта так или иначе связаны творческие биографии всех участников Фестиваля: играли коллеги, ученики и друзья Татьяны Алексеевны, молодые музыканты, совершенствующие свое исполнительское искусство в классах ее учеников, лауреаты конкурса камерной музыки имени С.И.Танеева, созданного Т.А.Гайдамович, наконец, лауреаты конкурса, появившегося после ухода Татьяны Алексеевны и посвященного ее памяти. (далее…)

Лики фантазий

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

bondurjnskiiТот вечер в Малом зале назывался «Концерт-фантазия». Контрастные лики фантазий демонстрировали оригинальные решения композиторов разных эпох и национальных школ. Да и исполнительский состав постоянно видоизменялся: соло фортепиано, фортепиано в 4 руки и, наконец, фортепиано с хором и оркестром. Всю эту драматургию придумал и тонко воплотил главный герой вечера – Александр Бондурянский, один из ведущих камерно-ансамблевых исполнителей в России. Много десятилетий назад при его горячем участии в классе профессора Т.А.Гайдамович был создан ансамбль «Московское трио», ныне обретший мировую популярность. Однако в тот вечер режиссерское видение пианистом звуковой драматургии концерта было совершенно иным.

Среди романтиков Шуберт тяготел к жанру фантазии с особым влечением. Выбор же среди фантазий двух величайших его свершений – раннего «Скитальца» и совсем поздней Фантазии фа минор – был знаковым. (далее…)

Призванный культурой

Авторы :

№ 5 (1261), май 2008

chachavaВаже Николаевичу Чачава – 75! Славный юбилей музыканта подтверждается множеством свершений – замечательными концертами, спектаклями, дисками, учебными пособиями, статьями, мастер-классами, успехами учеников (а их число уже достигло двух сотен), восторженными рецензиями, званиями и наградами (лишь часть из этих достижений стала содержанием вышедшей недавно книги: Важа Чачава. Сост. Г.Г.Алексеева. Якутск, 2007). Но юбилей и весело «опровергает» себя – по-юношески крутым и бодрым восхождением к новым вершинам, смелостью сегодняшних целей, увлеченностью и энтузиазмом в их достижении, неиссякаемой щедростью цветущего таланта. Вот уже много лет я с восхищением и радостью слежу за нарастающими стремительностью и энергией творческой активности Важи Николаевича, пытаясь разгадать загадку столь удивительного и таинственного феномена.

Влюбленность в музыку, в избранное искусство… Они всегда были и будут главной движущей, «подъемной» силой подлинного музыканта. Но иногда культура сама избирает того, кто талантливо и щедро поведает о ней новым поколениям. Важа Николаевич Чачава стал и свидетелем, и частью великой культурной эпохи, впитал глубинные грузинские и русские традиции высочайшей культуры. И не только музыкальные. (далее…)

Нравственная сила

№ 5 (1261), май 2008

buckoТворчество Юрия Марковича Буцко – замечательного композитора, педагога, человека – любимо мной еще со студенчества. Помню поразительное впечатление от оперы «Записки сумасшедшего», ее мощный трагедийный симфонизм, воплощенный скупыми камерными средствами. Затем были поразительные и благоуханные «Белые ночи», другие замечательные сочинения… Новое потрясение – «Полифонический концерт», новаторское сочетание знаменного распева и современных гармонических средств.
Поразителен Юрий Маркович в общении. Он прирожденный педагог, причем его твердые этические и эстетические принципы соединяются с поистине юношеским максимализмом!

С юбилеем Вас, дорогой Юрий Маркович!

Декан Композиторского факультета профессор А.А.Кобляков

Дорогой Юрий Маркович!

Сердечно поздравляю Вас с почетным 70-летним юбилеем! За многие годы нашей совместной работы в Московской консерватории мы часто общались с Вами, беседовали и обменивались своими мыслями. (далее…)