Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пульс эпохи

Авторы :

№ 3 (1286), март 2011

Вечера серии «Музыка ХХ века», которые вот уже 15 лет проводит межфакультетская кафедра фортепиано, представляют богатую палитру направлений и стилей эпохи. При формировании программы не оказывается предпочтение какому-либо композитору, той или иной эстетической тенденции. Замысел, который реализуют эти концерты, состоит не в противопоставлении одного художественного течения другому, а в широком освещении всего самого ценного в наследии столь сложной и плодотворной эпохи, какою был ушедший век. В декабрьском концерте в Рахманиновском зале звучали произведения как классиков ХХ века, так и признанных современных авторов.

Как всегда, были широко представлены произведения для различных исполнительских составов: фортепиано соло (Н. Воронов, С. Майский, Л. Пушкарь, К. Фибич), для двух фортепиано (М. ИглицкийС. Иглицкая, А. ДружининаД. Хоров), для скрипки и фортепиано (Д. Кадымов и А. Никулина), кларнета и фортепиано (А. Шушпанов и Е. Хмелевская), гитары и фортепиано (А. Страхов и А. Чернаков) и др. В интерпретации Н. Воронова красочно и виртуозно прозвучала сказка Н. Метнера «Леший», А. Страхов и А. Чернаков блестяще исполнили пьесу Г. Нуньеса «Булериа», а С. Майский – Сонату для фортепиано А. Самонова, произведение необычайной глубины, требующее от исполнителя большой интеллектуальной и душевной работы, а также незаурядной фортепианной техники.

По многочисленным просьбам слушателей в концерте было много вокальной музыки. Несомненное достоинство программы – включение редко исполняемых произведений, таких как «Испанский романс» Н. Метнера на слова Пушкина и «Душистый хмель» С. Слонимского на слова Ахматовой. Прозвучали романсы Г. Свиридова «Флюгер» на слова Блока (К. Дудникова, ф-но Е. Селезнева) и «Подъезжая под Ижоры» слова Пушкина (Д. Даниленко, ф-но Л. Михайлова), три вокальные миниатюры на тексты из журнала «Крокодил», Д. Шостаковича (М. Головушкин, ф-но С. Радченко), ария из оперы «Ванесса» С. Барбера (М. Коробко, ф-но Е. Кузнецова), романс З. Левиной «Красивые глазки» (Е. Ясинская, ф-но Д. Давыдова). Особенно яркое впечатление произвел последний из названных номеров: исполнительницам удалось тонко воплотить заложенную в музыкальном и поэтическом тексте идею острого внутреннего конфликта. Столь же прочувствованным было исполнение романса Г. Свиридова «Богоматерь в городе» (П. Есин, ф-но И. Спельник) – слушатели наслаждались счастливым соединением изысканной лирики Блока, проникновенной музыки Свиридова и чуткой интерпретации исполнителей.

(далее…)

Рожденный для кларнета

Авторы :

№ 3 (1286), март 2011

21 февраля в Малом зале прошел вечер памяти, посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося кларнетиста, Народного артиста России профессора Владимира Александровича Соколова (1936-1999).

Прекрасный музыкант, солист «светлановского» состава Государственного академического симфонического оркестра 70-80-х годов, Владимир Александрович пользовался большим уважением и любовью как в оркестре, так и среди своих коллег. Красивый, всегда подтянутый и опрятный, с лучезарной улыбкой и мягким, бархатным голосом, он располагал к себе окружающих его людей. Учились мы вместе у одних профессоров – сначала у А. Г. Семенова, затем у А. В. Володина. Володя был на два года старше меня, и, когда я поступил в консерваторию, он уже был на третьем курсе. У нас (позднее к нам присоединился Лев Михайлов) сразу сложились добрые коллегиальные отношения, которые укреплялись благодаря желанию расширять кларнетовый репертуар – и технически, и стилистически. В этом нам помогали выдающиеся современники – С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Шнитке и многие другие.

Володя по природе был рожден с кларнетом. Обладая красивым сочным звуком, блестящей техникой с четкой артикуляцией и природным стаккато, он как никто другой соответствовал своим исполнением творениям великих русских классиков – П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Иногда меня приглашали в гастрольные поездки с Госоркестром, и я получал удовольствие от его исполнения шедевров Рахманинова (3-й части Второй симфонии), увертюры Чайковского «Франческа да Римини» и др. К счастью, остались записи сольных, ансамблевых и оркестровых шедевров, сделанные при участии В. А. Соколова. Это достойный вклад в отечественную кларнетовую исполнительскую школу наших выдающихся предшественников: в первую очередь, основоположника этой школы, солиста Большого театра, профессора Московской консерватории С. В. Розанова и его учеников – профессоров консерватории А. В. Володина (тоже солиста БТ), А. Г. Семенова и солиста Госоркестра СССР, проф. РАМ им. Гнесиных А. Л. Штарка.

(далее…)

Благородство аристократа

Авторы :

№ 3 (1286), март 2011

Ушел из жизни профессор Георгий Вильгельмович Крауклис (12.05.1922-15.02.2011) – доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России, старейший педагог кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории, член Союза композиторов. Глубоко символично, что этот в высшей степени благородный человек покинул нас в светлый праздник Сретения Господня, подобно евангельскому старцу Симеону, уходя, воспевшему благодарственную песнь. А девятый день по кончине Георгия Вильгельмовича совпал с Днем защитника Отечества, что тоже символично, ведь профессор Г. В. Крауклис еще и ветеран Великой Отечественной, участник эпохальных событий, награжденный орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Георгий Вильгельмович прожил насыщенную трудовую жизнь, ни на один день не оставляя любимой работы. Его занятия, научная и организаторская деятельность повлияли на музыкантов нескольких поколений. Созданное им наследие давно вошло в творческий обиход музыкантов – а это книги, статьи, методические материалы, мемуары. Первые же его монографические работы об инструментальной музыке эпохи романтизма сразу после выхода в свет становились библиографической редкостью, были нарасхват. А завершенная недавно рукопись воспоминаний Георгия Вильгельмовича (около тысячи страниц!) – не только его увлекательная биография, но и живая история Московской консерватории и музыкальной жизни Москвы за период в 70 лет. Его лекции были обращены не только к профессионалам, но и к широкому кругу слушателей филармонических концертов. Своим лекторским даром, но уже на французском языке, покорял он учащихся в городах Франции в 1982-1987 годах, рассказывая о русской музыке XIX-XX веков, проводя там лекции и мастер-классы.

(далее…)

С днем рожденья!

№ 3 (1286), март 2011

Профессору И. М. Кандинской

Дорогая Ирина Михайловна!

Поздравление человека с какой-либо датой мне представляется пустым делом. Почему поздравлять надо именно с этим днем? Разве объект вчера был этого недостоин? Думается, поздравлять нужно с событиями, свершениями. И тут опять противоречие.

Если поздравлять Вас, очаровательную Даму, замечательного музыканта, блестящего педагога, яркого артиста, чуткого и отзывчивого человека, беззаветно преданного Музыке, со всеми событиями, свершившимися в Вашей жизни, – то не хватит места не только в этом номере газеты, но и во всей последующей подписке.

Тем не менее, я поздравляю себя с тем, что принадлежу к числу Ваших друзей, и всех нас поздравляю с днем Вашего Рождения – Вашего явления в мир.

Искренне Ваш
Александр Бондурянский

Дорогая Ирина Михайловна!

В день Вашего юбилея примите наше публичное изъявление самых глубоких чувств – любви, благодарности – и признание Вашего непоколебимого авторитета во всех областях нашей жизни и творчества.

Вы относитесь к тем людям, которые, прикасаясь к чему-либо, оказывают на это волшебное воздействие. С первого дня, приходя в класс камерного ансамбля, мы неизменно влюбляемся и в предмет, и в профессора. Камерная музыка, самый прекрасный жанр, в Вашем изложении превращается для нас в широкий и безграничный океан музыки. Сколько совместных концертов с прекрасными программами мы сыграли под Вашей опекой, сколько фестивалей Вы для нас открыли! Ваш талант великолепного педагога сделал из нас победителей и призеров престижных международных конкурсов.

(далее…)

Неформальный праздник

Авторы :

№ 3 (1286), март 2011

22 февраля в Малом зале состоялся концерт, посвященный 65-летию Народного артиста России, композитора и пианиста, заведующего кафедрой сочинения профессора Александра Владимировича Чайковского.

Чествование музыканта стало настоящим праздником для всех присутствующих. В этот вечер звучала музыка не только самого юбиляра, но и учеников его класса, среди которых были и студенты, и молодые педагоги, уже преподающие в консерватории. Успех концерта, несомненно, во многом определили прекрасные исполнители.

Настоящей «звездой» вчера стал Никита Борисоглебский, лауреат XIII Конкурса имени Чайковского, уже успевший завоевать славу одного из лучших скрипачей своего поколения. Специально для него написали пьесы все студенты класса Александра Чайковского: первое отделение было целиком отдано скрипке, звучавшей и сольно («Рапсодия» А. Дружининой), и в составе камерного ансамбля (сочинения М. Лысенко,  Т. Хренникова-младшего, А. Сергунина, А. Шишова, Н. Мндоянца, Н. Соколовской).

Смелость исполнителя, отважившегося на подобный эксперимент, сама по себе заслуживает уважения. Но выше всяких похвал оказались безупречное качество исполнения и художественная законченность, свойственные Борисоглебскому в интерпретации каждого произведения. «Это музыкант с большой буквы, профессионал и очень открытый человек. На репетиции он спрашивал буквально по каждой музыкальной фразе, что автор сюда вкладывал, уточнял, как именно надо сыграть тот или иной мотив, тут же предлагал разные варианты… Такое отношение к композитору встречается очень редко!!» – с восторгом отозвался о нем студент Т. Хренников-младший. В исполнении Борисоглебского прозвучали также II и III части Сонаты для скрипки соло А. Чайковского, сочинения молодых композиторов-педагогов – А. Сюмака («The Trip» для скрипки соло) и К. Бодрова (масштабная «Рейнская соната» для скрипки и фортепиано, посвященная Борисоглебскому).

(далее…)

Музыкальный дипломат консерватории

№ 3 (1286), март 2011

Широта и многогранность ее деятельности поражают воображение: дипломированный математик и музыковед, кандидат искусствоведения, член Ассоциации российских университетов по изучению США и Международной ассоциации музыкальных библиотек, обладатель многочисленных исследовательских стипендий и других заслуженных наград – профессор кафедры истории зарубежной музыки Светлана Юрьевна Сигида в первый день весны отметила свой юбилей.

Светлана Юрьевна владеет энциклопедическими знаниями в области американской культуры, а ее лекционные курсы и научные труды охватывают историю музыки США и Великобритании от XVII до XXI века. Сделав бесценный вклад в музыкальную американистику, она остается одним из самых «безосновательно скромных» профессоров консерватории.

Начало изучения истории музыки Северной Америки пришлось на «холодный» период в дипломатических, политических и культурных отношениях между СССР и США. С 1980 года Светлана Юрьевна стала своего рода «атташе по американской и британской музыке», ведя специальные курсы и с конца 1980-х регулярно выступая в американских вузах. В 1990-2000-е годы, читая лекции в университетах США, Великобритании, Германии, Болгарии, Сербии, Аргентины и Канады, С. Ю. Сигида познакомила заокеанских коллег с русской музыкой XIX и ХХ века и шире – музыкальным образованием и культурой нашей страны, которые, вызывая интерес, все же остаются малознакомыми американцам.

Около 20 лет Светлана Юрьевна возглавляла отдел международных связей Московской консерватории. Будучи очень коммуникабельным человеком, она организовывала творческие встречи, лекции, фестивали, мастер-классы крупных музыковедов, исполнителей США, в том числе Д. Брубека и У. Марсалиса, а также композиторов Дж. Крама, Д. Финко, Д. Риза, Д. Левинсона и многие другие мероприятия, укрепляя международные связи в области культуры и образования между крупнейшими державами мира. Настоящий «музыкальный дипломат» консерватории!

(далее…)

Руки, как крылья птицы…

№ 3 (1286), март 2011

3 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного хорового дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, кандидата искусствоведения, профессора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории, Народного артиста СССР Клавдия Борисовича Птицы (1911-1983).

К. Б. Птица родился в Пронске Рязанской области в семье сельского врача и учительницы. С 10 лет он пел в храме, с успехом играл в любительском оркестре в школе, дирижировал хором. Основы профессионального образования молодой человек получил в Рязанском музыкальном техникуме, затем поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1937 году с золотой медалью. Его учителями были прославленные мастера хорового искусства – Н. М. Данилин, П. Г. Чесноков, А. В. Александров, А. В. Никольский, Г. А. Дмитревский. Сразу по окончании консерватории К. Б. Птица был приглашен в нее для работы: в 1947 – доцент, 1956 – профессор, 1960-83 – завкафедрой хорового дирижирования. В 1946-1959 годах Птица преподавал параллельно и в Институте им. Гнесиных, где также заведовал хоровой кафедрой. В 1938-1941 годах он совместно с Г. П. Лузениным работал во вновь созданном хоре Московской филармонии, в 1943-1946 – хормейстер Государственного хора русской песни (рук. А. В. Свешников).

(далее…)

Большой зал в изначальном цвете

Авторы :

№ 3 (1286), март 2011

15 марта. Рахманиновский зал. Открывается пресс-конференция на тему «Реставрация Большого зала». Среди ведущих – ректор А. С. Соколов; проректоры А. З. Бондурянский и С. И. Розанов; директор ЦНРПМ В. Н. Фатин, отвечающий за вопросы, связанные с реставрацией памятника архитектуры; руководитель группы по мониторингу акустики БЗ А. ЯЛившиц; главный проектировщик и главный архитектор Д. С. Подъяпольский; директор по строительству, ответственный за строительные работы и инженерные сети С. В. Кюнер

В зале установлен большой экран, на который на всем протяжении конференции проецируются снимки с места события и кадры документального фильма о нашей «стройке века». Участники – корреспонденты столичных изданий и ведущих телевизионных каналов – по завершении разговора в Рахманиновском получают возможность посетить Большой зал и воочию увидеть то, что сейчас происходит в его стенах: буквально накануне встречи были сняты строительные леса. Работы еще в разгаре, но зал уже предстает перед гостями в своем нежном изначальном цвете. И пресс-конференция стихийно продолжается…

(далее…)