Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Прощание

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

2 мая 2011 года ушла из жизни профессор кафедры теории музыки, доктор искусствоведения Татьяна Наумовна Дубравская.

Ее жизнь и деятельность были тесно связаны с Московской консерваторией. В 1970 году она окончила Теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, затем аспирантуру. Любимая ученица проф. В. В. Протопопова, она до конца своих дней была его верным последователем: участвовала в редактировании и публикации трудов, к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого организовала международную конференцию «История освещает путь современности» (2008).

Педагогическая деятельность Т. Н. Дубравской с 1974 года протекала в стенах консерватории на кафедре теории музыки (в курсах полифонии и анализа музыкальных произведений). Она воспитала плеяду талантливых учеников, среди которых один доктор искусствоведения – У. Р. Джумакова, пять защитившихся кандидатов – Л. Я. Копбаева, Ку Ле Зуен, Е. В. Иванова и другие.

Научная деятельность Татьяны Наумовны была поистине всеохватна: свыше 130 научных трудов по проблемам истории и теории полифонии, музыкальных форм и жанров, научное комментирование работ итальянских авторов, составление и редактирование сборников научных трудов. Исследовательский диапазон ее работ включает историческое пространство от ренессанса до современности. Ее учебные пособия «Музыка эпохи Возрождения. XVI век» (1996) и «Полифония» (2008) широко используются в консерваторских курсах полифонии. Созданная ею «Программа-конспект» курса полифонии для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов (2007) охватывает почти тысячелетний период развития искусства контрапункта.

Т. Н. Дубравская была награждена двумя медалями международного Центра научных исследований музыки Палестрины (Fondazione Giovanni Pierluigi da Palestrina-Centro Studi Palestriniani, Италия, 1994, 1996). С 2003 года она была избрана членом этой организации, а также состояла в Итальянском обществе музыковедения (SIdM) и международном обществе «Данте Алигьери».

В лице Т. Н. Дубравской мы потеряли высококлассного специалиста и человека широкой души. Ее рука помощи всегда была надежной и по-матерински нежной. Сегодня мы все скорбим…

Коллеги

Вышла книга

№ 5 (1288), май 2011

Сегодня имя Александра Чугаева знакомо немногим. Творчество композитора, неизменно высоко ценимое небольшим кругом профессионалов, при его жизни не получило широкой известности. «Итак, скрипачи, откройте эти ноты, откройте глаза и уши, ибо здесь есть что играть и во имя чего играть!» – писал о нем композитор С. Беринский. Кто открыл ноты?..

Учителями Александра Георгиевича в 30-е годы были Евгения Фабиановна и Елена Фабиановна Гнесины, Евгений Осипович Месснер. В то время вместе учились А. Чугаев, Б. Чайковский, К. Хачатурян, М. Ростропович и многие другие одаренные дети, чьи имена позднее вошли в историю культуры. По воспоминаниям Т. А. Енько, О. Ф. Гнесина не только называла А. Чугаева одним из лучших учеников школы, но и предсказывала, что он будет «звездой» в музыкальном мире. Война, за год до которой А. Чугаев поступил в консерваторский класс В. Я. Шебалина, прервала и удлинила его студенческую пору. Позднее, в 1954 году, Шостакович о нем написал: «Чугаев обладает великолепным музыкальным дарованием. Он превосходный пианист. Он превосходно читает ноты “с листа”. Он прекрасно владеет оркестровкой… И самое главное, Чугаев обладает настоящим большим композиторским дарованием».

Учеба у Шостаковича была мечтой А. Чугаева с детских лет, и в 1945 году эта мечта сбылась. Но последовали события 1948 года, изгнание Шостаковича из консерватории, клеймо формализма: «ученики формалиста – тоже формалисты». В этих документах поименно назывались Александр Чугаев, его однокурсники и ближайшие друзья – Борис Чайковский и Герман Галынин.

Позднее Александр Георгиевич говорил: «За все хорошее в жизни надо платить». Его личной платой стал уход от сочинения музыки. Отсюда – небольшое число написанного, плюс – больше 40 лет блестящей педагогики, плюс – выдающиеся теоретические работы, такие как «Особенности строения клавирных фуг Баха» (1975), Учебник контрапункта и полифонии (2009) и др.

В вышедшей книге помещены воспоминания известных музыкантов, коллег и друзей, учеников, родных композитора. Издание позволяет читателю познакомиться с эпизодами жизни Александра Георгиевича, сквозь которые просвечивают вопиющие и абсурдные реалии нашей недавней истории; дает ряд отзывов о его музыке, содержит архивные материалы и диск с видеозаписью авторского концерта. В нем воспроизведено несколько музыковедческих откликов, представлены документы и автографы.

«Фигура Александра Георгиевича Чугаева поднимается одиноко и своеобразно над ландшафтом русской музыки последних лет советской власти. Она не всем видна, но те, которые столкнулись с ней, непременно попадут под ее чары», – считает австрийский пианист Кристиан Шустер. По мнению Р. С. Леденева, «Он создавал настоящую, серьезную, свою музыку». И его музыку нам еще предстоит открыть.

Профессор И. К. Кузнецов

Юбилеи гениальных творцов всегда стимулируют издание материалов, которые публикуются впервые и тем самым вводятся в научный оборот. 2011 год, отмеченный 120-летием со дня рождения Прокофьева, знаменуется открытиями на безбрежном острове, именуемом его художественным наследием. К их числу, несомненно, следует отнести издание новой, в основном неизвестной коллекции из эпистолярного наследия автора «Войны и мира» – переписки Сергея Прокофьева с дирижером, издателем и меценатом Сергеем Кусевицким.

Основой послужила их переписка 1910–1953 годов. Большинство писем публикуется впервые, они собраны в архивных хранилищах разных стран. В их числе Отдел исполнительского искусства Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, Музыкальный отдел Бостонской публичной библиотеки, Архив Бостонского симфонического оркестра, Национальная библиотека Франции, Нью-Йоркская публичная библиотека и практически все главные отечественные архивы и хранилища. Подготовка текста и комментарии принадлежат Виктору Юзефовичу. Он выступает и как исследователь творчества, личных взаимоотношений, художественных контактов двух великих музыкантов.

(далее…)

Диалог культур

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

В начале апреля в Баку прошел IV Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева. Вспоминая первые три фестиваля (1986, 1988, 1990), их инициатор и бессменный художественный руководитель, профессор Московской консерватории Фарадж Караев отмечает особый размах апрельского музыкального форума. Насыщенную и разнообразную программу составили концерты симфонической и камерной музыки, показ экспериментальных дадаистских немых фильмов 20-х годов в сопровождении «живого» инструментального ансамбля, лекция-концерт и фильм, посвященные творчеству Штокхаузена. В рамках фестиваля прошла музыковедческая конференция по проблемам современной музыкальной композиции.

Богатая событиями неделя надолго запомнится всем, кто имел счастливую возможность увидеть и услышать. Увидеть – прекрасные залы филармонии, кирхи (зал камерной и органной музыки), Музейного центра и Международного центра мугама, ТЮЗа, Государственного музея искусств имени Р. Мустафаева. Услышать – яркие коллективы и исполнителей, одно перечисление имен которых олицетворяет идею диалога культур: Азербайджанский государственный симфонический оркестр п/у Р. Абдуллаева, Государственный камерный оркестр имени Кара Караева п/у В. Рунчака (Украина), ансамбли «Con tempo» (Азербайджан), «Reconsil» п/у Р. Фрайзитцера (Австрия), «Ascolta» п/у Т. Энгеля и «Freiburg Schlagzeug Еnsemble» п/у Б. Вулфа (Германия), Ф. Мамедову (сопрано, Азербайджан) и К. Амано (сопрано, Австрия), П. Копачинскую (скрипка, Швейцария) и Б. Кузманову (скрипка, Австрия), Н. Жвания (фортепиано, Грузия), Б. Вагнер (флейта, Германия), А. Ивашкина (виолончель, Великобритания), С. Паша-заде (тар, Азербайджан), Д. Энхъяргала (обертоновое пение, Монголия).

Впервые в Азербайджане прозвучала музыка, уже ставшая классикой ХХ столетия – «Экзотические птицы» О. Мессиана, «Книга для оркестра» В. Лютославского, Камерный концерт Д. Лигети, Klavierstück XIII К. Штокхаузена, «Периоды» Ж. Гризе, «Ностальгия. Посвящение Андрею Тарковскому» Т. Такемицу; состоялись и азербайджанские премьеры сочинений российских авторов – «…ветер слов, которые он не успел сказать» В. Тарнопольского, «Xenia» А. Раскатова. Кульминацией фестиваля стал заключительный филармонический вечер: в сопровождении Азербайджанского государственного симфонического оркестра Патриция Копачинская сыграла три труднейших скрипичных концерта: К. Караева, А. Берга (оба – в переложениях для камерного состава, осуществленных Ф. Караевым) и Ф. Караева, ей же посвященный.

Масштабный фестиваль современной музыки имени Кара Караева относится к рангу культурных событий, значение которых едва ли возможно переоценить, – ведь за редким исключением, для широкой публики музыка ХХ века по-прежнему представляет род terra incognita. Хочется верить, что традиция бакинского форума не прервется и следующий, пятый фестиваль увидит свет через два года, а не через два десятилетия.

Доцент М. С. Высоцкая

Праздник контрабасового искусства

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

25 апреля в переполненном Рахманиновском зале прошел концерт «60 лет с учениками», посвященный 85-летию профессора Льва Владимировича Ракова. Огромное внимание слушателей привлекла как разнообразная программа вечера, так и исполнители – нынешние и бывшие студенты класса контрабаса профессора Л. В. Ракова.

Программа первого отделения открылась «Сюитой в старинном стиле» А. Шнитке в транскрипции Л. Ракова для контрабаса (Д. Коротков) и клавесина (В. Алмазова). Затем звучали Прелюд Р. Глиэра (М. Шевнин), Танго для контрабаса и фортепиано П. Мишеля (Г. Карасев), Ноктюрн Э. Элгара (В. Решедько) и Элегия С. Рахманинова (Г. Карасев). Партию фортепиано великолепно исполняла концертмейстер класса Е. Лебедь. Значительное место заняли ансамблевые произведения: Павана М. Равеля (транскрипция для контрабаса и арфы Д. Дальстранда) в интерпретации П. Цветкова и О. Сидягиной, Дуэт для фагота и контрабаса А. Русселя (А. Батракова, Д. Коротков) и Юмористическое скерцо С. Прокофьева, в переложении для двух фаготов и двух контрабасов (А. Батракова, О. Сычева, Д. Коротков и М. Шевнин). Острым чувством стиля и замечательной ансамблевой сыгранностью поразило всех исполнение трех Танго А. Пьяццоллы в переложении для скрипки (Т. Поршнева) и контрабаса (Г. Крутиков). Отделение завершили «Две музыкальные шутки» – джазовые композиции в трактовке И. Пирогова (флейта), В. Осипова (ударные), А. Никитиной (рояль) и Е. Никитиной (контрабас).

Во втором отделении принимал участие Камерный оркестр консерватории во главе с художественным руководителем Ф. Коробовым. Настоящим подарком для слушателей стало «Анданте кантабиле» П. И. Чайковского для виолончели с оркестром в проникновенном исполнении профессора В. Симона. Особый интерес вызвал новый Концерт для контрабаса с оркестром (II, III части) молодого композитора Д. Гроцкого – сложнейшее сочинение, требующее от контрабасиста виртуозного владения инструментом, было блистательно исполнено Н. Горбуновым. Он же в завершение вечера исполнил масштабный Концерт для контрабаса с оркестром А. Эшпая. Это давно ставшее популярным произведение впервые записывалось на компакт-диск. Прозвучала также виртуозная и мелодичная Фантазия Дж. Боттезини для виолончели и контрабаса с оркестром на темы оперы «Пуритане» В. Беллини в превосходном исполнении Е. Прокошина (класс проф. В. Симона) и Г. Карасева.

Классный вечер Л. В. Ракова стал ярким, запоминающимся событием. Юбиляра тепло поздравили коллеги по кафедре виолончели и контрабаса, завкафедрой профессор М. К. Чайковская подчеркнула его важный вклад в развитие отечественного контрабасового искусства. Значительные достижения шестидесятилетней педагогической и научно-исследовательской деятельности Льва Владимировича позволяют с полным основанием говорить о «Школе Л. В. Ракова», которая оказывает сильное влияние на развитие всего контрабасового искусства второй половины XX и начала XXI столетий.

В. Г. Туганов,
аспирант ОФ

Музыкант щедрого сердца

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

Наш выдающийся современник, композитор и пианист профессор Владислав Германович Агафонников, отмечает в этом году свой юбилей. 10 июня в Малом зале консерватории состоится его юбилейный авторский вечер.

Музыка с раннего детства вошла в его жизнь: он родился в семье музыканта, учился в хоровом училище (ныне имени А. В. Свешникова), окончив которое с отличием в 1954 году стал студентом Московской консерватории. В. Агафонников занимался сразу на двух факультетах – фортепианном (класс Я. И. Зака) и композиторском (класс В. Я. Шебалина). Под руководством В. Я. Шебалина в 1963 году окончил также аспирантуру.

Композитор В. Г. Агафонников работает в различных жанрах, владея каждым из них в совершенстве. Он автор восьми опер («Анна Снегина» по поэме С. Есенина, «Юрий Долгорукий», двух опер для детей на основе русских народных сказок – «По щучьему веленью» и «Морозко», трех опер по рассказам А. Чехова – «Ванька Жуков», «Хористка», «Злоумышленник», а также оперы на сюжет из истории Кореи «Ли Сун Син»), двух балетов («Тимур и его команда» по повести А. Гайдара и «Руслан и Людмила» по опере М. Глинки), оперетты «Другой любви нет», Симфонии памяти В. Шебалина, Концерта для фортепиано с оркестром памяти Я. Зака, Шести хоровых поэм на стихи Р. Казаковой, Литургии Св. Иоанна Златоуста, Всенощного бдения и ряда симфонических, камерно-инструментальных, вокальных сочинений, музыки для театра и кино, пьес для детей.

Музыка Владислава Германовича привлекает своей мелодической щедростью, гармонической и тембровой выразительностью, драматургической гибкостью и свободой. Композиторский стиль В. Агафонникова отмечен собственной интонацией, присущей именно ему манерой письма. Мастер оркестра, он может быть смело назван прямым продолжателем славных традиций отечественной музыки.

Еще в годы учебы в консерватории, наряду с композиторским творчеством, началась и активная педагогическая деятельность. Среди композиторов – учеников профессора В. Г. Агафонникова – Д. Дианов, А. Когут (Минц), В. Маслов, У. Рамирес, С. Фомина, М. Хорькова и др.

Достижения музыканта отмечены многими заслуженными наградами. В. Агафонников – народный артист России, лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича (1996), заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена Дружбы (2003) и Ордена Почета (2007).

Свою статью об одном из Учителей – блистательном пианисте Я. И. Заке – В. Г. Агафонников назвал «Человек щедрого сердца». И это в полной мере относится к самому Владиславу Германовичу. Трудно представить себе более доброжелательного, тактичного, интеллигентного и, главное, влюбленного в жизнь человека и музыканта. Поэтому не удивительно, что и коллеги относятся к нему очень тепло, с чувством большого уважения, а его музыка легко находит дорогу к сердцам многочисленных слушателей и почитателей таланта композитора, чье творчество являет собой яркую страницу отечественной музыкальной культуры.

Ирина Новичкова,
сотрудник ГЦММК им. М. И. Глинки

Путем восхождения

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

У заслуженного деятеля искусств России, заведующего межфакультетской кафедрой фортепиано профессора Анатолия Васильевича Самонова прекрасный юбилей – 80 лет!

Более 50 лет одной из главных сфер его многогранной творческой деятельности является педагогика. Несколько поколений студентов Alma Mater – композиторов, дирижеров, музыковедов, оркестрантов, вокалистов – знают его как чрезвычайно доброжелательного и справедливого Наставника, обладающего поразительной профессиональной эрудицией, владеющего уникальными секретами исполнительского мастерства, умеющего «заразить» своей любовью к концертному просветительству.

А. В. Самонов, выпускник Московской консерватории, обучался фортепиано у проф. В. В. Нечаева – ученика А. Б. Гольденвейзера, композиции у проф. М. И. Чулаки, инструментовке у проф. Ю. А. Фортунатова. Его музыкантская родословная – «через учителей и учителей своих учителей» – восходит к легендарным основоположникам и представителям московской школы пианизма ХIХ века – Н. Г. Рубинштейну, П. А. Пабсту, В. И. Сафонову, С. И. Танееву, А. И. Зилоти. Феномен многогранного таланта – обязательная «примета» всех выдающихся воспитанников Московской консерватории. Этим объясняется и многообразие творческого бытия А. В. Самонова – пианиста, композитора, музыкального просветителя, музыкально-общественного деятеля, руководителя, музыкального редактора.

Для профессора Музыка – во всех ее ипостасях – есть непреходящая духовная ценность, дающая творческую энергию его жизни. Возглавив в 1995 году фортепианную кафедру, А. В. Самонов большое внимание уделяет концертной работе коллектива и сам непосредственно участвует как пианист и композитор. Коллектив кафедры, «нацеленный» на развитие музыкально-просветительских традиций, вносит существенный вклад в богатую концертную жизнь консерватории.
Композиторский мир А. В. Самонова – явление многомерное: высокодуховное, искреннее и мудрое. Талант и масштаб художественных устремлений композитора проявляется в жанровом и образно-тематическом разнообразии созданных им сочинений, из которых свыше 300 опубликованы в СССР, России и за рубежом. Его музыка звучала и звучит в престижных концертных залах России, Италии, Болгарии и других стран. Ее интерпретаторами являются и известные исполнители, и студенты консерваторий, и учащиеся музыкальных школ. Она звучит на фестивалях и международных конкурсах. Особую область композиторского творчества А. В. Самонова составляет музыка для педагогической практики – подготовки музыкантов-исполнителей. В мае этого года пройдут концерты, посвященные его композиторскому творчеству. Это станет музыкальным приношением коллег и учеников к юбилею Мастера.

Мне запомнилось давнее высказывание юбиляра о «трудном пути восхождения в поисках красоты в жизни, музыке, педагогике». Хочется пожелать Вам, уважаемый Анатолий Васильевич, чтобы Ваше восхождение было наполнено счастьем и радостью и продолжалось МНОГАЯ ЛЕТА!

Профессор Т. И. Евсеева

Волшебство дирижера

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

Геннадий Николаевич Рождественский… Это имя знакомо всем, кто интересуется культурой и искусством. В музыкальном мире оно стало символом совершенного владения дирижерской профессией и синонимом безграничного творческого потенциала человека.

Практически невозможно во всей полноте охватить все горизонты творческой деятельности Геннадия Николаевича. Остается лишь утверждать, что вся жизнь музыканта – непрерывная цепь художественных открытий и свершений. Его путь в искусстве диктуется неутолимой жаждой возрождать незаслуженно забытую, незнакомую широкой аудитории музыку прошлого и давать «путевку в жизнь» сочинениям современных авторов. Его дирижерское искусство покорило весь мир, а его имя уже давно входит в мировую исполнительскую элиту. Среди наших современников вряд ли найдется более интеллектуальный и эрудированный дирижер такого масштаба. В его репертуаре с широчайшей полнотой представлена музыка трех столетий – от сочинений эпохи барокко до произведений композиторов современности. Записи Рождественского, насчитывающие свыше 750 пластинок и компакт-дисков, составляют уникальный вклад в отечественную и мировую сокровищницу исполнительского искусства. Его концертная деятельность неиссякаема, количество премьер потрясает, а красочность и полнота тембра его голоса, яркость и зримость создаваемого им словесного образа снискали ему также славу уникального ведущего своих концертов.

Не пытаясь в рамках небольшой заметки обозреть все сферы творческой жизни музыканта, слегка прикоснемся лишь к его педагогической деятельности. Дирижерские уроки Г. Н. Рождественского в консерватории – это всегда праздник. Они востребованы не только его учениками и не только дирижерами. Музыканты любой специальности чувствуют себя после его занятий творчески обогащенными и окрыленными. Классы с трудом вмещают всех желающих приобщиться к его бесценному опыту.

Чем же так привлекательны уроки Рождественского? Думается, прежде всего тем, что его интерес и любовь к музыке столь завораживающе заразительны, что атмосфера занятий как-то сразу сама собой становится творческой и уроки превращаются в захватывающее путешествие по лабиринтам дирижерского искусства в увлекательный мир композиторских идей и концепций. Возможность разделить восторг от соприкосновения с настоящим искусством, почувствовать радость художественного открытия, увидеть неожиданные и нестандартные варианты исполнительских решений, познакомиться с уникальными интерпретациями мастера и привлекают на уроки Рождественского такое число слушателей. Свои занятия, насыщенные нелегким «поиском истины», выдающийся педагог неизменно проводит с органически присущим ему чувством юмора, способным превращать труд в удовольствие, уроки – в радость, обыденность – в праздник.
В дни славного юбилея Художника, щедро одаривающего мир своим волшебным искусством и умеющего, как никто другой, делать жизнь музыкантов прекраснее, давайте же пожелаем ему многая, многая, многая лета!

Доцент С. Д. Дяченко

В творческом ключе

№ 5 (1288), май 2011

Одно из грандиозных событий – масштабная по кругу вопросов и глубине погружения в музыкальные проблемы конференция «Теория музыки в России: традиции и перспективы» (14–16 апреля) – увенчалось созданием отечественного Общества теории музыки. Поздравим друг друга, коллеги!

Эта новость касается всего музыковедческого братства нашей страны. Она знаменует выход в мировое теоретическое сообщество, более активное участие соотечественников в зарубежных симпозиумах и конференциях, обмен опытом и новациями в области образования и науки. Основные цели ОТМ – содействие дальнейшему развитию и совершенствованию теории музыки в научных исследованиях и в преподавании, активное распространение профессиональных идей, взаимодействие отечественных и зарубежных теоретиков музыки, рост междисциплинарных связей. В перспективе – проведение конгрессов в разных городах России, публикации материалов в специальном «Журнале ОТМ», распространяемом через Интернет; наконец, совершенствование учебной литературы по отдельным музыкально-теоретическим дисциплинам.
Организаторы конференции решали и другие задачи. На заседаниях освещались все уровни музыкально-теоретической науки как вершины профессионального образования, состоялась презентация журнала «Научный вестник Московской консерватории» и других изданий вуза, были проведены экскурсии в ЦГММК им. М. И. Глинки. Гости познакомились с фондами научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева и посетили концерты консерватории. Среди участников были представители обеих столичных, а также Казанской, Новосибирской, Ростовской и Уральской государственных консерваторий, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургского государственного университета, Пермского государственного педагогического университета и Консерватории Пибоди при Университете Джона Хопкинса (США). Общее настроение конференции было вдохновлено творчески-оптимистическим взглядом на будущее музыкальной теории, несмотря на всю сложность и проблематичность многих явлений современной культуры (например, жесткого внедрения болонской системы в профессиональное музыкальное образование).

Основную тональность конференции задал проф. А. С. Соколов: на пленарном заседании именно он высказал идею создания Общества и крупными штрихами наметил основные пути, которыми в последующие дни «разошлась» конференция. В своем докладе он подвел итоги работы кафедры теории, перечислив основные ее достижения (разработка теоретических концепций, методологии, спецкурсов, публикация монографий и учебников, открытие исследовательских лабораторий, новых секций и т. д.), свежие веяния и направленность дальнейшего развития при сохранении ценнейших традиций кафедры, сложившихся при Е. В. Назайкинском. Проф. В. Н. Холопова расставила междисциплинарные акценты в теории музыки как сумме разных наук (включая философию, этику, нейрофизиологию, психологию, лингвистику, аксиологию и т. д.), на пересечении которых возникают новые концепции. Историческую картину формирования русских теоретических школ обрисовал проф. К. В. Зенкин, точно указав переломный момент, когда «теоретики перестали смотреть на историков свысока» и была осознана необходимость исторического подхода в теории музыки. Важнейшие функции историографии от унификации фактов и источников до философского обобщения пути человечества перечислил проф. М. А. Сапонов, выразив «неопозитивистское» отношение к будущему науки.

(далее…)

Музыка во благо пострадавшим

Авторы :

№ 5 (1288), май 2011

Страшная трагедия этой весной настигла Японию. Землетрясение 11 марта, называемое теперь «Великим восточно-японским землетрясением», по показателям дошло до 9 магнитуд – это самый высокий уровень в истории человечества. Поскольку Япония – островное государство, окруженное морем, колебание земли вызвало грандиозное цунами. Возникнув вслед за землетрясением, цунами породило вторую трагедию – оказались уничтоженными целые города. Количество погибших и пропавших без вести достигает нескольких десятков тысяч человек.

Узнав о трагедии в Японии, Московская консерватория, и прежде всего японские студенты, аспиранты и стажеры, желая поддержать соотечественников, провели ряд благотворительных концертов. Сборы от них с помощью посольства немедленно уходили в Японию. Аспирантки консерватории Макико Кудо и Юко Фудзимото сразу создали интернет-сайт и призвали других японских студентов участвовать в концертах. За помощью в организации концертов Макико Кудо обратилась в Департамент международного сотрудничества и Департамент артистической деятельности, где встретила активную поддержку и содействие.

На первом концерте, который состоялся 31 марта в зале имени Н. Я. Мясковского, было 70 слушателей. Несмотря на то что за день до него все билеты были проданы, люди пришли и без билетов, и для них установили дополнительные стулья, предлагая вместо покупки билета пожертвовать столько, сколько они могут. В начале концерта с речью выступили начальник Управления по координации программ международной деятельности М. И. Каратыгина, советник Посольства Японии г-н Тагути и декан иностранного отделения А. М. Рудневский, а затем и аспирантка Макико Кудо. В программе прозвучали фортепианная соната Й. Гайдна, скрипичная пьеса Ф. Крейслера, «Влтава» Б. Сметаны для фортепиано в четыре руки, Баллада Ф. Шопена, Трио В. Моцарта, «Кол Нидрей» М. Бруха для виолончели, Ария Дж. Пуччини, романсы С. Рахманинова и др. Исполнялись также и произведения японских авторов: «Времена года в Японии» Е. Наката для фортепиано в четыре руки, в котором каждая часть написана по мотивам японских детских песен; Три песни на стихи Х. Китахара «Коно Мити» (Этот путь), «Хиги-бана» (Ликорис) и «Мацусима ондо» К. Ямады. Концерт закончился великолепным пением солистки театра «Русской оперы» М. Лобашевой в сопровождении пианистки С. Торитани. Каждый номер был своеобразной молитвой, которая не могла не дойти до души слушателей. После концерта многие люди с растроганными лицами оставляли свои пожертвования, за что им большое спасибо.

(далее…)

Никто не забыт

№ 5 (1288), май 2011

66-ю годовщину Великой Победы Московская консерватория отметила не только торжественным собранием и концертом, данным в честь ветеранов накануне праздника. За ними последовала ставшая ежегодной поездка студентов и аспирантов в «Город воинской славы» – Ельню Смоленской области. Именно сюда осенью 1941 года в составе 8-й стрелковой дивизии народного ополчения Краснопресненского района были мобилизованы более 100 консерваторцев, многие из которых здесь и погибли.

Этой замечательной традиции уже более семи лет. В 2004 году в Ельне студентами, учившимися в те годы, была заложена памятная плита. С тех пор каждый год в мае к ней едут все новые и новые поколения консерваторской молодежи, отдавая дань памяти мужеству музыкантов, ценой своих жизней задержавших наступление врага.

В этом году особый статус визиту Московской консерватории в Ельню придало участие в нем ректора профессора А. С. Соколова. После встречи с главой Ельнинского района В. В. Шестаевым ректор со студентами посетил военно-мемориальный комплекс, а также Вечный огонь и Аллею Славы. Здесь в 2009 году были захоронены останки неизвестных защитников Родины, найденные поисковиками в двадцати районах Смоленщины.

Затем в Мемориальном музее-усадьбе М. И. Глинки «Новоспасское», расположенном в 40 километрах от Ельни, состоялся концерт студентов консерватории. В исполнении лауреатов международных конкурсов Александра Шайкина (фортепиано), Кирилла Кравцова (скрипка) и Федора Землеруба (виолончель) прозвучало Второе трио «Памяти И. Соллертинского» ор. 67 Д. Д. Шостаковича. Светлана Кухнова (сопрано) и Алексей Зубарев (баритон) тепло и задушевно исполнили военные песни. После концерта директор усадьбы Татьяна Михайловна Чибисова провела гостей по музейной экспозиции, основу которой составляют переданные родственниками М. И. Глинки подлинные предметы из родового дома в Новоспасском и мемориальные вещи, принадлежавшие композитору.

Сложившаяся замечательная традиция никого не оставляет равнодушным. Слова искренней благодарности за помощь в организации поездки и за сердечный прием хочется высказать и начальнику Отдела культуры, молодежной политики и спорта Ельнинской области Елене Владимировне Свиридовой, и директору Музыкальной школы имени М. И. Глинки Елене Ивановне Ломоносовой. Пока во всех нас жива память о трагических днях военного прошлого – никто из героев никогда не будет забыт.

(далее…)