Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

О добровольной пожарной охране

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

В России создается добровольная пожарная охрана. Физические лица смогут создавать объединения пожарной охраны самостоятельно или через общественные объединения. Общественные объединения пожарной охраны образуются в общественных организациях и учреждениях. Финансовое и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов, пожертвований, средств учредителей, поддержки органов власти и муниципалитетов и др.

Как показал проведенный анализ деятельности пожарной охраны развитых стран мира, численность добровольной пожарной охраны в десятки раз превышает численность подразделений профессиональной пожарной охраны. То есть функция тушения пожаров в этих странах в большей степени осуществляется добровольцами. Это стало возможным за счет активной позиции государства и высоких моральных устоев общества. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее рациональным средством противопожарной защиты в этом случае является организация добровольной пожарной охраны.

6 мая 2011 года принят Федеральный закон о добровольной пожарной охране № 100-ФЗ. Добровольными пожарными могут стать граждане, достигшие 18 лет. Соответствующий статус приобретается с момента обязательной регистрации в реестре добровольных пожарных. Определены права и обязанности добровольных пожарных, для них предусмотрены компенсации и льготы. Добровольных пожарных, не имеющих специального образования, обязательно обучат по программам профессиональной подготовки, первоначальной и последующей.

Впервые в истории нашей страны деятельность добровольной пожарной охраны удалось урегулировать на уровне федерального закона. Это говорит о том, что проблемам обеспечения пожарной безопасности в стране уделяется большое внимание. Усильями пожарной охраны МГК (138-я пожарная часть 2-го отряда Федеральной пожарной службы по г. Москве) в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского также создана своя добровольная пожарная дружина из 10 человек.

Пожарная охрана МГК

Лаборатория современной оперы

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

У тех, кто следит за происходящими в наших музыкальных театрах событиями хотя бы по газетам, должно было бы сложиться мнение, что все постановки последних лет пытаются перещеголять друг друга в неожиданности трактовок. Это касается не только классики, где подобные явления порой совершенно неорганичны, но и постановок опер современных композиторов, в которых главной отличительной чертой часто бывает, пусть и высокохудожественный, выход за привычные формы оперного искусства.

Сцена из оперы «Жених» Анжелики Комиссаренко

Этот процесс характерен не только для нашей страны, но является общемировой тенденцией. Фантастические, не соответствующие сюжету костюмы и декорации, проектирование на экран разнообразного видеоряда… Иногда это смотрится более или менее органично – как, например, в постановке оперы «Записки сумасшедшего» Ю. М. Буцко в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского – но все равно возникает вопрос: неужели люди стали до такой степени невосприимчивы к музыке, что их воображение требуется нагрузить столь избыточной дополнительной информацией? А может быть, сегодня вообще нельзя создать произведение для музыкального театра, написанное в традиционной форме?

Ответом на эти сомнения стали премьеры трех камерных опер молодых композиторов, состоявшиеся 29 ноября 2013 года в театре «Открытая сцена» на Поварской в рамках проекта «Лаборатория современной оперы» (художественный руководитель – Заслуженный деятель искусств России и Украины, профессор В. Г. Кикта). Постановка опер «Жених» Анжелики Комиссаренко (по одноименной сказке А. С. Пушкина) и «Квадратура круга» Артёма Ананьева (по новеллам О. Генри) – преподавателей Московской консерватории, как и «Марина» Дмитрия Суворова (по письмам М. Цветаевой), дипломной работы выпускника РАМ им. Гнесиных, была осуществлена режиссером-постановщиком Екатериной Василёвой – внучкой прославленного танцовщика и балетмейстера В. Ю. Василёва.

Сцена из оперы «Марина» Дмитрия Суворова

Можно ли сегодня написать и поставить оперу на сказочный сюжет? В XIX веке, когда внимание общества было приковано к русскому фольклору, появилось много таких опер – достаточно вспомнить Глинку, Римского-Корсакова, Чайковского, Серова и других композиторов. Прошло более ста лет… Неужели теперь интерес утерян? Конечно же, это не так – с детских лет в нас сохраняется тяга к сказке в ее естественном, не искаженном никакими ультрасовременными «новациями» виде.

Либретто оперы «Жених» (наиболее продолжительной из всех представленных) создано композитором на сюжет первой и, вероятно, наименее известной сказки, написанной А. С. Пушкиным балладной строфой в 1825 году, во время ссылки в Михайловское. Публика услышала «запрятанные» в музыке мелодии народных песен (в том числе из сборника Кирши Данилова), народный наигрыш, а также мелодию народной песни, записанную в селе, где бывал А. С. Пушкин.

Опера состоит из семи картин с прологом и эпилогом. Главные партии блестяще исполнили Ольга Гречко (Наташа), Илья Ушуллу (Жених), Сергей Борзов (отец), Анна Блашкина (мать) и Алена Абрамова (сваха, подруга). Кроме того, в постановке был задействован вокальный ансамбль (Екатерина Пац, Марианна Асвойнова, Константин Забелин, Владимир Богдашкин) и инструментальный ансамбль (Даниил Пасека, Екатерина Гладышева-Долина, Михаил Аленин, Юрий Посыпанов, Мария Садурдинова) под управлением дирижера Сергея Акимова. Постановка оперы была решена Е. Василёвой в форме народного лубка, смотрелась захватывающе и органично дополняла музыку.

Опера «Квадратура круга» – совсем иной взгляд на музыкальный спектакль как таковой. Три важнейших его составляющих – пение, актерская эмоция и сценическое действие – плотно сплелись в единый клубок личной экспрессии, блестяще переданной исполнителем партии О. Генри Алексеем Зубаревым (баритон). Композитор (выступивший также в качестве автора сценария и дирижера) и режиссер предложили зрителям достаточно парадоксальный взгляд на американского новеллиста. Если вы всегда были убеждены в том, что его рассказы – это уморительные проделки вождя краснокожих, авантюры Таккера и Питерса, трогательная доброта всех «родственных душ», населяющих «этот безумный, безумный мир», – то вы, скорее всего, ошибались. Это лишь часть «айсберга» по имени О. Генри. За парадоксами и горькой иронией его сюжетов – жизнь самого автора, испитая им «до дней последних донца» (В. Маяковский).

Пять картин оперы (по мотивам новелл «Ночной бродяга», «Последний лист», «Обед у…», «Сон Мюррея» и «Квадратура круга») – это рассказ о самом О. Генри в фактах его биографии (арест, отказ редакций печатать рассказы и т. д.) и в кошмарных снах его персонажей (вплоть до казни на электрическом стуле). Режиссерский пафос «Квадратуры круга» – это кровавый триллер с двойным убийством, игра А. Зубарева и актеров миманса здесь выше всяческих похвал. Но что изначально заявлено в музыкальной партитуре? Тщательно отобранное слово О. Генри и музыка А. Ананьева, словно «закутанная» в монотонно-сумрачное, пронизанное вспышками ярости звучание струнного квартета, дают осознание глубинного смысла происходящего. Опера «Квадратура круга» с ее почти хичкоковским напряжением – это философская притча о природе искусства и личной трагедии художника, превратившего свою жизнь в фантасмагорию правды и вымысла.

Либретто оперы «Марина» основано на текстах неотправленных писем Марины Цветаевой, написанных ею в 27 лет. Первоначальная версия оперы, предназначенная для исполнения сопрано и симфоническим оркестром, была переработана автором специально для этой постановки. Партии струнного квартета исполняли Варвара Копьева, Дарья Головченко, Варвара Гринденко и Мария Нефедова, партию фортепиано – Евгений Сергеев, дирижировал Евгений Афанасьев. Солистке Анне Половинкиной удалось искусно передать замысел композитора.

К. Ю. Бохоров,
кандидат культурологи

«ART’инки» зазвучали

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

«ARTинки с выставки» – проект, призванный объединить молодых людей из разных областей искусства, 20 декабря завершился концертом в Рахманиновском зале (о том, как задумывалось и готовилось это событие, «Российский музыкант» уже рассказывал своим читателям: см. 2013, № 8, ноябрь. – Ред.). Концерту предшествовал круглый стол, собранный куратором проекта Владиславом Тарнопольским. Заявленная тема «Взаимодействие музыкального и визуального» открыла большие возможности для обсуждения, и дискуссию даже пришлось прекратить из-за нехватки времени. Выступали не только непосредственные участники: о Мусоргском и его цикле «Картинки с выставки» рассказала профессор С. И. Савенко, краткий экскурс в историю взаимодействия музыкального и визуального в XX веке провел композитор Ф. Софронов. В ходе дискуссии интересные соображения высказали профессор В. П. Чинаев, композитор С. Невский. Но главное – участники, наконец, получили возможность познакомиться друг с другом. Речь идет, как помним, о художниках и молодых композиторах, которые писали свои сочинения по арт-объектам, не зная их авторов в лицо. Все композиторы – студенты и выпускники Московской консерватории.

Наталья Прокопенко (класс проф. Ю. В. Воронцова) вдохновилась идеей звуковой инсталляции Евгения Гранильщикова «Бегство», которая представляет собой зал кинотеатра. В нем воспроизводится фильм 1946 года, в котором отсутствует видеоряд, но есть звуковая дорожка. Композитору показалось, что идея Гранильщикова коррелирует с идеей музыкального искусства как пространства и поля для размышления. В «Fugue» Н. Прокопенко, написанной для флейты, индийской поющей чаши, кларнета и виолончели, автор сопоставляет континуальное и дискретное, воссоздавая электронное звучание силами акустических инструментов.

Кирилла Широкова (класс проф. В. Г. Тарнопольского) привлекла работа «Кому принадлежит тень от зонтика» художников Софьи Гавриловой и Алексея Корси своей идеей отражения. Пьеса Широкова написана для флейты и пленки, где основная идея состоит в непрерывном, ненасытном поиске «своей тени», но их соединение невозможно. Для исполнителя была поставлена сложная задача: флейтистка Александра Елина осуществляла этот «поиск» на барочной флейте, одновременно слушая запись флейты современной. Публика при этом чувствовала себя немного лишней: Кирилл назвал свое произведение «self-beloved shadows» – «влюбленные в себя тени», а влюбленным, как известно, публика не нужна.

Александр Хубеев (класс доц. Ю. В. Каспарова) обратился к монументальной инсталляции Дмитрия Каварги под названием «Каварга. Конец света. 21.12», воплотившей сон художника о конце света. Инсталляция занимала добрую половину нижнего этажа «Ударника», Александр в день закрытия выставки побродил внутри нее, и этот опыт был очень важным для композитора. Свое произведение «Cryptocalypse» он связал с виолончелью и электроникой. Музыка произвела впечатление ползучей жути с внеземным оттенком, как будто конец света ожидается именно оттуда.

Анна Ромашкова (класс проф. Т. А. Чудовой) вдохновилась инсталляцией «Упражнения» Анны Желудь. Это была одна из наиболее сложных с психологической точки зрения работ на выставке. Она состоит из трех «разделов», «слоев»: огромные элементы змейки Рубика – жесткие металлические каркасы, идеально выровненные и непогрешимые с точки зрения математики; фотографии автора с изрезанными губами, кровоподтеками на лице, очень экспрессионистические; письмо (оно написано от руки, занимает около 13 страниц формата А4, очень личное, больше похоже на дневниковую запись, с множеством орфографических и пунктуационных ошибок, зачеркиваний и исправлений, производит впечатление полной ментальной нестабильности автора). Композитор уловила линию, идущую от объективности металлических конструкций к субъективности письма, и именно это попыталась передать в своем произведении. Она назвала его «Acorn», что по-английски значит «Желудь», подчеркивая этим, что речь здесь идет об авторе инсталляции. Музыкальное воплощение задействовало скрипку, ударные, флейту-пикколо, кларнет (исполнитель не только играл на инструменте, но и свистел отдельную партию) и виолончель. Постукивания и звуки неопределенной высоты постепенно наращивали свою мощь, и произведение оборвалось на линии crescendo.

Денис Хоров (класс проф. Ю. В. Воронцова) написал произведение, которое по-русски не произносится – «ghbdtn». Любой пользователь компьютера и социальных сетей знает, что именно так выглядит напечатанное на клавиатуре слово «привет», если человек забыл переключить ее с английского на русский язык (это одна из самых популярных опечаток!). Композитор работал по инсталляции арт-группы Recycle «Letter F», представляющей собой памятник фейсбуку – одной из самых распространенных социальных сетей в мире. Сочинение Дениса – это реконструкция процесса общения в соцсети. На сцене два исполнителя: альтистка и флейтистка. Они сидят лицом к зрителю, не общаясь друг с другом. Каждая из них ведет свой собственный диалог с воображаемым собеседником. Инструменты служат им для передачи процесса пользования компьютером: очень тихо они воссоздают стук клавиш, разминают ноги, проговаривают отдельные фразы… Публика невольно прослеживает процесс общения других людей. От этого возникает чувство дискомфорта, к которому, очевидно, и стремился композитор.

Елена Рыкова (класс доц. Ю. В. Каспарова) завершала концерт. Для воплощения своего замысла ей понадобилось привлечение перформера и небольшой инсталляции: в центре сцены стояла высокая ширма из белой бумаги. Композитор выбрала два арт-объекта: упоминавшийся «Letter F» и работу Николая Наседкина «Друзьям. До востребования», мотивом которой послужило размышление о дружбе в современном мире. Арт-объект Наседкина представляет собой огромный шалаш, сложенный из листов бумаги с нанесенными на них изображениями (в шалаш можно было зайти и всё рассмотреть). Эти две идеи у автора музыки слились в пьесе с абсурдистским названием «Stop at the next cloud or I will turn into a scorpion» («Остановите у следующего облака, иначе я превращусь в скорпиона»). Она написана для кларнета, виолончели, ударных и перформера, причем композитор использовала home swinger – один из инструментов Юрия Ландмана (известного современного нидерландского конструктора музыкальных инструментов).

Остается добавить, что от «Картинок с выставки» Мусоргского организаторы концерта взяли и идею прогулки. Эта прогулка осуществилась в двух направлениях: видеоряд (режиссер Алексей Смирнов позволил слушателям увидеть арт-объекты, вдохновившие музыкантов) и звуковое сопровождение (импровизация на ударных Марка Пекарского, создававшая неповторимую атмосферу). Несмотря на недоработки в организации, которые можно списать на юность проекта, концерт, да и все «ARTинки» оставили самое положительное впечатление. Будем ждать продолжения!

Елизавета Гершунская,
студентка  ИТФ
Фото Федора Софронова

Настоящий музыкант

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

Время не властно над ней. Она по-прежнему энергична и темпераментна, полна творческих идей и вдохновенного горения, не перестает создавать новые труды, ни один из которых по замыслу не повторяет другой. Ушедший год ознаменовался юбилеем профессора кафедры теории музыки Московской консерватории, Заслуженного деятеля искусств РФ и подлинного Магистра полифонии Наталии Александровны Симаковой.

До сих пор, встречая моих однокурсников по консерватории и упоминая имя Наталии Александровны, вне зависимости от выбранной ими специализации я всегда слышу от них неизменное: «Какие у нее были потрясающие лекции!», «До сих пор всё помню, это было настолько захватывающе!», «Наталия Александровна необыкновенно артистична!», «Не выучить и не понять ее предмет было просто невозможно, ведь было так интересно!»

В самом деле, преподавание – одно из подлинных призваний Наталии Александровны. Каждая ее лекция, прослушанная мною еще в студенческие годы, была не просто профессиональным опытом высочайшей пробы – это всегда был захватывающий спектакль, творимый на наших глазах удивительно яркой и красивой женщиной. Она никого не могла оставить равнодушным – ни к себе, ни к преподаваемому ею предмету. Сочетание подлинного мастерства художественного слова, блестящего ораторского искусства, великолепного богатого русского языка и тонкого, аристократического артистизма в каждом жесте и повороте изящной головы создавало настоящую магию предмета. Он казался совершенно необыкновенным, ни на что не похожим и бесконечно манящим своей красотой, благородством музыкальных конструкций и их художественным результатом, сиянием пропорций и законов, логически выверенных с математической точностью.

Многогранно одаренный музыкант, Н. А. Симакова долгие годы совмещала научную и преподавательскую деятельность с исполнительской. Будучи талантливой пианисткой, Наталия Александровна часто говорит, что ей следовало бы стать еще симфоническим дирижером или органисткой, ибо она очень хорошо чувствует музыкальное время – важнейшую составляющую этих двух специальностей. Она и в самом деле идет в ногу со временем: одной из первых стала воплощать в своих исследованиях тенденции аутентичного подхода к музыке, что невероятно обогатило и придало неведомые ранее глубины чисто учебной, казалось бы, дисциплине. Профессор учит студентов не просто писать правильные работы без ошибок, а быть настоящими музыкантами – то есть уметь вникать в стиль каждой эпохи и адекватно воплощать его даже в учебных экзерсисах по полифонии.

Абсолютное большинство ее капитальных трудов представляет собой столь редкий и трудный для автора симбиоз высоконаучного исследования и практического обучающего пособия – пожалуй, идеальный вариант для музыкантов, стремящихся проникнуться духом той или иной эпохи, страны и воплотить затем свое понимание стиля в исполнении. Посвятив свою жизнь одному из труднейших предметов музыкально-теоретического цикла, Н. А. Симакова создала многочисленные и разноплановые учебные пособия. Будучи прежде всего музыкантом, она обязательно включает в них огромное количество тщательно, с любовью отобранных музыкальных примеров. Благодаря этому любой российский исполнитель или музыковед может ознакомиться с редчайшими для нашей страны сочинениями, необходимыми для их профессионального опыта.

Наталия Александровна по сути своей выдающийся музыкант-просветитель в самом высоком смысле этого слова: будучи незаурядным ученым, она всегда стремится поделиться радостью открытия новых красот с другими – студентами, коллегами, публикой… И наверное не случайно, что в числе ее воспитанников оказались руководители и исполнители двух очень молодых, но при этом лучших в России  вокальных ансамблей старинной музыки, уже получивших широкое признание, – «Интрада» под руководством Е. Антоненко и «Questa musica» под руководством Ф. Чижевского.

Пожелаем юбиляру долгих счастливых лет, творчества и вдохновения, столь необходимых не только ей самой, но и всем нам. Многая лета!

Екатерина Дмитриева,
преподаватель МГК

В поисках новых путей

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

Два концерта с чрезвычайно интересными программами дал в Малом зале Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева. Первый из них состоялся 16 ноября 2013 года в рамках XXXV международного фестиваля современной музыки «Московская осень 2013». Второй, прошедший 23 декабря, – под знаком «Рождественской встречи друзей профессора Бориса Тевлина», которую коллектив также ежегодно проводит в предновогодние дни. Оба вечера продолжили замечательную традицию Б. Г. Тевлина и Камерного хора МГК, уделив основное внимание исполнению хоровой музыки современных авторов.

К. Бодров, Т. Шахиди, А. Соловьев

Программа концерта 16 ноября была построена как цикл хоровых премьер фестиваля «Московская осень». Впервые прозвучали 11 произведений: «В минуты музыки» Ефрема Подгайца на стихи Николая Рубцова (посвящение Б. Г. Тевлину); два из пяти номеров цикла Дмитрия Горбатова на стихи Владислава Ходасевича, «Концерт памяти Б. Г. Тевлина» для скрипки и хора a cappella Кузьмы Бодрова и «Что над морем глубоким» Татьяны Чудовой (все посвящены Камерному хору Московской консерватории); хор Данияра Дианова «Размышление» на стихи Федора Тютчева; Две поэмы Толибхона Шахиди на стихи Дж. Байрона и Дж. Руми и «Вокализ» Ирины Дубковой (все посвящены А. Соловьеву); один номер из триптиха «Страшнi cловi» Андрея Гордейчева; «Три стихотворения Семена Росина» Романа Леденева; «Ave Maria» Сергея Мовчана. Особо отмечу московскую премьеру финальных сцен из оперы Родиона Щедрина «Левша», ставших кульминацией всего концерта. Во втором отделении наряду с новыми опусами не менее свежо прозвучали сочинения из репертуара коллектива: «Вьюн над водой» Юрия Буцко, «Lux eaterna» из «Реквиема» Сергея Слонимского и вторая часть Концерта для хора «Откровение» Юрия Воронцова.

Очень важно, что на концерте, кроме А. Соловьева, дирижировали хормейстеры Мария Челмакина и Тарас Ясенков, а также руководитель хорового класса Алла Куликова, исполнившая с хором три части из «Сапгир-симфонии № 6» Юрия Евграфова (премьера). О доверии коллективу Камерного хора говорит и участие в концерте великолепных солистов, среди которых артист филармонии Никита Борисоглебский (скрипка), Алексей Татаринцев (тенор) из «Новой оперы», Лариса Костюк (меццо-сопрано) и Михаил Давыдов (баритон) из «Геликон-оперы», а также воспитанники Камерного хора Людмила Ерюткина (сопрано) и Андрей Капланов (бас, солист Хорового театра Бориса Певзнера).

В программу «Рождественской встречи друзей Бориса Тевлина» вошли не только хоровые, но и инструментальные произведения. В частности, весьма оригинально прозвучал Гавот из Оркестровой сюиты № 3 ре минор Баха (BWV 1068) в переложении К. Бодрова для ансамбля, сделанном по заказу А. Соловьева специально для этого концерта. Разнообразным вечер был благодаря исполнению и русской, и зарубежной музыки, в том числе сочинений Астора Пьяццоллы и Исаака Альбениса, а также оригинальных обработок народных песен (дирижеры – дипломники кафедры современного хорового исполнительского искусства, ныне руководимой проф. Л. З. Конторовичем). Яркое впечатление оставило приношение солистов, среди них: Светлана Абзалова (сопрано), Михаил Бурлаков (баян), Денис Голубев (гобой), Иван Мовчан (кларнет), Евгения Кривицкая (орган), Станислав Малышев (скрипка).

Особо необходимо упомянуть удачное в обоих концертах совместное музицирование хора с давними друзьями коллектива – солистами Ансамбля «Студия новой музыки» МГК (худрук – проф. В. Г. Тарнопольский).

Два творческих вечера Камерного хора Московской консерватории получились очень насыщенными и, несмотря на продолжительность концертов, время для слушателей пролетело незаметно. Теплый прием, который публика оказала столь сложным программам, свидетельствует о том, что творческий коллектив во главе с доцентом А. В. Соловьевым продолжает успешно работать в направлениях, определенных основателем хора, профессором Б. Г. Тевлиным, находится в авангарде хорового музицирования и, продолжая шлифовать исполнительское мастерство, неустанно ищет новые пути развития.

Владимир Ойвин

Душевно и вдохновенно

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

Брасс-квинтет Большого театра

Морозным зимним вечером 15 января 2014 года в Рахманиновском зале состоялся концерт кафедры медных духовых инструментов, посвященный 90-летию со дня рождения тубиста и композитора, профессора Московской консерватории Алексея Константиновича Лебедева (1924–1993).

Профессор А. К. Лебедев вел класс тубы и камерного ансамбля в Московской консерватории с 1950 по 1993 год. За это время более 50-ти его студентов-тубистов окончили консерваторию.  Многие из них сейчас преподают в музыкальных вузах нашей страны и за рубежом, а также играют в знаменитых оркестрах.

В тот вечер Рахманиновский зал был переполнен, люди даже стояли в проходах, сидели на подоконниках. На юбилейном концерте присутствовал и сын А. К. Лебедева – художник Леонид Алексеевич Лебедев (с супругой).

В зале, еще не снявшем новогоднее убранство, царило праздничное настроение. Торжественный тон концерту задали фанфары, протрубившие с балкона начало действа. Волнующая атмосфера держалась весь вечер, музыканты играли очень вдохновенно.

В концерте принимали участие студенты Московской консерватории – лауреаты международных конкурсов. Всё было исполнено на высоком профессиональном уровне. Особенно тепло слушатели принимали Михаила Гайдука (класс проф. В. А. Новикова), Дениса Володичева (класс проф. И. В. Макарова), Андрея Зенчугова (класс проф. В. Б. Баташева), Сергея Бармина (класс проф. Ю. Я. Ларина). Отдельно хочется отметить великолепную виртуозную игру приглашенного артиста – лауреата международных конкурсов, американского тубиста Зака Коллинза, специально приехавшего на этот концерт из США. Во втором отделении выступали ансамбли. Публика была в восторге от яркой игры Брасс-квинтета Большого театра и Брасс-ансамбля Московской консерватории под управлением Ярослава Белякова.

В фойе Рахманиновского зала расположилась выставка, составленная из материалов Архива консерватории и Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева. Зрители с интересом изучали архивные документы, рассказывающие об этапах жизненного пути А. К. Лебедева, знакомились с написанными им оригинальными произведениями для тубы, переложениями классиков и современных композиторов, а также со статьями о юбиляре из журналов и газет.

Этот вечер произвел незабываемое впечатление благодаря созданной душевной атмосфере. Особого уважения заслуживает стремление организаторов сохранить традиции русской исполнительской школы на медных духовых инструментах.

Р. Н. Трушкова,
Заведующая архивом Московской консерватории

Пример, достойный подражания

Авторы :

№ 2 (1313), февраль 2014

Идя на традиционный отчетный концерт класса профессора Р. О. Багдасаряна, который состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории 25 ноября 2013 года, я, как и прежде, ожидал много неожиданного и любопытного в его программе, на что, как правило, щедр именитый кларнетист. Но действительность превзошла все мои ожидания. Концерт был полон приятных сюрпризов.

Известно, как не просто сделать моно-концерт увлекательным и интересным, если героем события является одноголосный музыкальный инструмент. Рафаэль Оганесович так мастерски построил программу вечера и показал такое многообразие возможностей кларнета как сольного, ансамблевого и оркестрового инструмента, что прозвучал не моно, а полноценный музыкальный концерт со всеми его премудростями.

Жаль, что события такого содержания и уровня очень редки в музыкальной жизни Москвы, да и России в целом. А ведь возможности оркестровых и прежде всего духовых и ударных инструментов безграничны! Исполнительский уровень этих инструментов, как показывают проводимые конкурсы и академические вечера, заметно вырос, а их концертный репертуар значительно расширился. Однако такой ценный творческий потенциал наши концертные организации почти не используют. Потребность любителей этого демократичного и популярного в прошлом жанра остается не удовлетворенной, хотя интерес у публики, как еще раз показал переполненный Рахманиновский зал, весьма и весьма велик.

Ярких моментов в тот вечер было немало. За два с небольшим часа мы услышали в виртуозном и выразительном исполнении и классику, и современную авангардную музыку. Особенно запомнились «Трио для двух флейт и фортепиано» Доплера в исполнении Ирины Васиной, Артема Васильева и Игоря Ганиева; «Лето» Пьяццоллы в транскрипции для скрипки, альт-саксофона и фортепиано в исполнении Алексея Маевского (скрипка), Марата Оганесяна (альт-саксофон), Ирины Бунятян (фортепиано); Трио Шуберта «Пастух на скале» в исполнении Евгении Ожима (сопрано), Алексея Заводова (кларнет), Ирины Бунятян (фортепиано). Блестяще выступили и солисты Карен Асатрян, Иван Кашевник, Дмитрий Ильин,Марат Оганесян, Олег Соломахин. Высокий профессионализм традиционно отличал исполнение замечательных концертмейстеров, лауреатов международных конкурсов Александры Поляковой, Ирины Бунятян, Игоря Ганиева.

В заключение программы Рафаэль Оганесович как всегда преподнес слушателям приятный подарок, выступив как яркий дирижер и блистательный инструментовщик: приветствуя своего профессора, на сцену вышли все участники концерта и исполнили увертюру из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», тем самым, вызвав бурю аплодисментов. По просьбе восторженной публики увертюра была исполнена на бис. Профессор Р. О. Багдасарян еще раз продемонстрировал слушателям многообразие своего таланта и эрудиции, заслуживших признание и глубокое уважение!

Народный артист России,
академик, профессор РАМ им. Гнесиных А. А. Федотов

Grata Novitas

№ 2 (1313), февраль 2014

Выходить на сцену концертного зала – высокая честь для любого музыканта от зрелого мастера до студента-первокурсника. Энергетика сцены, аплодисменты, зрительское внимание вдохновляют, а значит, дают силы и желание для дальнейших свершений. Нынешней зимой студенческий союз Московской консерватории предложил молодым исполнителям и слушателям абсолютно новый экспериментальный проект: Музыкальный фестиваль студентов и аспирантов Московской консерватории «Grata novitas».

«Консерватория впервые реализует подобного рода инновационный проект, в котором все концерты, начиная с процесса отбора концертных программ до проведения рекламной кампании и привлечения публики, организованы нашими студентами», – подчеркнул ректор, профессор А. С. Соколов в своем приветственном слове. Конечно, воплощение столь грандиозного замысла было бы невозможно без поддержки ректората, но все технические процессы, предваряющие мероприятия, вся подготовка и проведение концертов были тщательно разработаны силами учащихся. Ведущая роль была отведена работе организационного комитета, членами которого стали студенты и аспиранты.

«Идея фестиваля давно созревала в студенческой среде, но до сих пор не находилось возможности для её воплощения, рассказывает художественный руководитель и продюсер фестиваля, председатель профкома студенческого союза, студент IV курса дирижерского факультета Роман Остриков. – А в этом году по нашим просьбам руководство департамента развития концертной деятельности любезно предоставило целых три даты для концертов в Большом зале! Подать заявку на участие в концертах БЗК мог абсолютно любой студент и аспирант Московской консерватории, причем мы организовали онлайн-прослушивание через социальную сеть Московской консерватории Splayn. Были учтены показатели и рейтинговые позиции, просмотрены сотни аудио- и видеозаписей. А для тех исполнителей, кто еще не успел зарегистрироваться в Splayn, были организованы концерты-прослушивания на различных площадках столицы. В итоге фестиваль, по плану предполагавший три вечера в Большом зале, превратился в масштабный творческий цикл из 12 концертов».

Участниками Фестиваля стали более двухсот студентов и аспирантов консерватории. В течение почти полутора месяцев они давали бесплатные концерты и в самой консерватории (кроме БЗК, в зале имени Н. Я. Мясковского и конференц-зале), и во Дворце Н. А. Дурасова, в артистическом центре YAMAHA, в зале Центра культурных инноваций «Дом Скрябина». Два благотворительных вечера прошло в детском доме. Однако центральными мероприятиями фестиваля стали три концерта в Большом зале – 2 декабря, 22 и 26 января. Слушателям были представлены новые исполнительские имена и блестящие номера. Выступление каждого участника стало ярким событием музыкальной жизни консерватории.

Для концертов фестиваля в Большом зале была подобрана интересная программа. Концерт-открытие сочетал в себе сочинения российских и зарубежных композиторов, таких как Рахманинов, Пуленк, Мендельсон, Брамс, Дюка, Гуно, Мчеделов, Чайковский, Лист. 22 января главной темой вечера стал юбилей Римского-Корсакова. Заключительный гала-концерт был приурочен ко дню Св. Татианы – покровительницы студенчества («Татьянин день» был накануне). «Концерт 26 января, – продолжает Роман, – должен был стать одним из главных культурных событий Москвы, посвященных дню студента. Поэтому мы составили программу из наиболее известных широкой публике классических произведений, связались с представителями студенчества из более чем 40 вузов и пригласили их, раздав бесплатные билеты».

«Это была уникальная возможность для начинающих музыкантов выступить на великой сцене, зарядиться потрясающей энергией. Теперь наверняка многократно возрастет их стремление попасть туда снова, повысить свой профессиональный уровень, совершенствоваться, – отмечает художественный руководитель. Среди участников программ в Большом зале были камерные ансамбли самых различных составов и солисты. Но не только. Коллективом, принявшим активное участие в фестивале, стал Международный филармонический оркестр (МФО), основанный в 2013 году в Москве молодым дирижером Фейху Цзяо, учеником профессора Г. Н. Рождественского. Среди сочинений, прозвучавших в исполнении МФО, выделяется Первая симфония П. И. Чайковского, впервые прозвучавшая в редакции Н. С. Голованова. А на открытии возможность исполнить концерт для фортепиано с оркестром Листа получил один из лидеров рейтинга Splayn замечательный пианист I курса Владислав Иванов.

Первый фестиваль, воплощенный студенческими силами, не просто доказал своё право на жизнь, но стал одним из значительных событий нынешнего концертного сезона, серьезной заявкой на деятельное участие молодых музыкантов в самых разных областях творческой жизни Московской консерватории. Подводя итоги, Роман Остриков констатирует главное: «Целью Фестиваля было приобщение широких кругов молодого поколения к классической музыке. Мы хотели зажечь огонек любви к ней, который надеемся со временем превратить в большое пламя. Нам удалось привлечь в консерваторию новую аудиторию: после галаконцерта мы получили большое количество писем благодарности не только от поклонников и ценителей музыкального искусства, но и от тех, кто до сих пор оставался далек от него. Многие ждут продолжения. Название фестиваля происходит от крылатого латинского выражения Grata Novitas, что в переводе означает „приятная новизна“. Думаю, в дальнейшем новизна будет выражаться не только в именах исполнителей, но и в „приятной“ новой музыке!»

Ольга Ординарцева,
студентка ДФ

Фотографии Дениса Рылова с заключительного концерта