Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Незабываемый концерт

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

Не могу не поделиться радостью, доставленной мне от концерта пианиста Николая Саввиди, который состоялся 1 марта 2014 г. в Государственном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Пианиста отличала особая искренность исполнения, идущая «от сердца к сердцу», оно захватило слушателя с первого звука, погрузив в мир прекрасных образов и настроений. Рояль звучал глубоко и проникновенно.

В первом отделении пианист исполнил «Шесть музыкальных моментов» соч. 16 фортепианный цикл Рахманинова, которые прозвучали единым циклом, сохраняя ярко-выраженную художественную идею каждого из них. Особую радость мне доставили исполненные во втором отделении фортепианный цикл № 2 «Лирические мотивы» Метнера (из «Забытых мотивов» соч. 39), которые не так часто можно услышать в концертах. Цикл, состоящий из пяти пьес: «Раздумье», «Романс», «Весна», «Утренняя песня», «Трагическая соната», — величайшее творение Метнера, шедевр музыкальной литературы. Большая заслуга пианиста состоит в том, что ему удалось по-настоящему раскрыть ту глубину, то тепло и искренность, тот трагизм, которые заложены автором в этом произведении.

Я благодарна Николаю Саввиди за подлинное понимание этих музыкальных шедевров, что, к сожалению, не так часто удается услышать. Хочу сказать музыканту огромное спасибо за данный концерт, который стал для меня большим событием, и пожелать ему дальнейших успехов и новых творческих свершений!

Профессор Ю. А. Туркина,
Народная артистка России

Школа жизни

№ 3 (1314), март 2014

Л. Н. Павлов

За эти годы в знаменитом 30 классе на 4 этаже дома 11 по Мерзляковскому переулку выросло не одно поколение музыкантов. Выпускники Леонида Николаевича сегодня вновь и вновь возвращаются в родной дом, где их всегда выслушают, порадуются новым успехам или дадут мудрый совет в трудной ситуации. За привычной чашкой чая с обязательным угощением нередко затеваются серьезные диспуты о профессиональных тонкостях, да и просто о жизни. И Леонид Николаевич начинает размышлять:

«Печально я гляжу на наше поколенье…» – эта фраза мне не свойственна в отношении к нашему делу. Наоборот, за последнее время хоровая жизнь получила большое развитие. Традиции ведь не исчезают, они развиваются, более слабые и более сильные студенты были и будут всегда. А в целом заинтересованность и эрудиция учеников сегодня идет по восходящей. Сейчас многое стало доступно, можно послушать и посмотреть различные записи, разных дирижеров. Появилась возможность и себя записывать. Все эти средства – телевидение, интернет – позволяют прикоснуться к более широкому материалу, а это очень укрепляет заинтересованность человека. Хотя, конечно, бывает и так, что доступность порождает верхоглядство…

То, что в высших учебных заведениях хоровое дирижирование отделено от симфонического – это неправильно. Обучение должно происходить в этих двух аспектах нераздельно. А хоровое образование, как и всякое другое сегодня, пытаются активно реформировать. Хотя в ряде средних учебных заведений нет достаточного набора – ведь для взрослого хора нужны мужские голоса, хотя бы юношеские, нужен смешанный хор. Сейчас в России с этим очень сложная ситуация сложилась.

Хор АМК в Ростове Великом во время гастролей по городам Поволжья (июнь, 2011 г.)

Я возглавил хор в 1985 году, тогда же начала активизироваться концертная деятельность. До этого было мало выступлений: госэкзамены и два-три произведения в составе отчетного концерта училища. А ведь хор, который не ведет концертной деятельности – он и учебным коллективом полноценным быть не сможет. Учебный коллектив должен быть так воспитан, чтобы иметь статус профессионального, но не в смысле огромных голосов или размаха диапазона. Выучка высокого класса должна быть у хора, иначе у студентов не будет желания оставаться в профессии.

Специфика нашей профессии такова, что сначала обучение происходит под рояль. Конечно, от этого хотелось бы отойти, но это не так просто – для каждого часа занятий привести хор. И потом человека, который не обладает азами дирижерской техники и навыками управления выпускать на хор преждевременно. Мы стараемся делать шаги вперед: не так давно ввели в обучение такой предмет, как хоровое сольфеджио. Там на примере небольшого курсового состава студенты приобщаются к практической работе – например, исполняют хоралы Баха. При этом не только постигают технику, азы хорового пения, но и начинают воочию соприкасаться со своим делом. Перестают быть «подрояльниками», говоря нашим сленгом.

Конечно, практики хотелось бы больше, и я очень приветствую, если наши студенты работают по специальности, в хорах – концертмейстерами хормейстерами. Как говорил мой незабвенный учитель Серафим Казанский – «Если сам не горишь, то и других не зажжешь». Но помимо этого нам необходимо иметь большое терпение и хорошие личностные качества как руководителя, предприимчивого, делового человека…

За 30 лет работы Л. Н. Павлова в училище Хор Академического музыкального колледжа приобрел известность в России и за рубежом, его география включает в себя такие страны, как Италия, Испания, Франция, Германия, Финляндия, США. Участие в мировых премьерах и эксклюзивных концертах, гастроли по России, обширный концертный репертуар, ежегодное участие в военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» – сегодня хор ведет активную творческую жизнь. И конечно, на этом ярком фоне неустанно кипит будничная студенческая учеба.

По-разному складываются судьбы выпускников. Кто-то неотступно следует к намеченной цели, кто-то ищет новые пути. Но те, кто учился на дирижерско-хоровом отделении за последние 30 лет, те, кто еще учится, и кто только будет когда-нибудь учиться у Леонида Николаевича Павлова – всех навсегда связывает между собой особая атмосфера «павловской» школы жизни…

Ольга Ординарцева,
студентка ДФ

Профессору Г. А. Писаренко

№ 3 (1314), март 2014

Дорогая Галина Алексеевна!

Сегодня, в день юбилея, Московская  государственная консерватория, Ваши коллеги, друзья, поклонники, всем сердцем с Вами.

Мы  чествуем Ваш талант и чтим Ваше редкостное дарование: выдающейся певицы, прекрасного педагога.

Вы, профессор Московской консерватории, успешно передаете свой бесценный  певческий и педагогический дар молодому поколению. Ваша слава упрочена победами учеников, удостоенных наград  на отечественных и международных  вокальных конкурсах.

Ваши заслуги были высоко отмечены высшей наградой — званием Народной артистки России.

В день юбилея желаем Вам прежнего энтузиазма и жизнелюбия.

Желаем Вам крепкого здоровья, новых  творческих  успехов,  педагогических удач, долгих и плодотворных  лет  жизни.

Декан вокального факультета,
Народный артист России,
профессор  П. И. Скусниченко

String Prayers

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

Ансамбль «Студия новой музыки», основанный в 1993 году Владимиром Тарнопольским, недавно отмечал свое 20-летие. За время существования коллектива музыканты исполнили множество различных сочинений современных композиторов, включая премьеры российских и зарубежных авторов, неоднократно выступали не только в нашей стране, но и за рубежом. 8 февраля в Рахманиновском зале состоялся очередной концерт юбилейной программы под названием «String prayers» («Струнные молитвы»).

Основными участниками концерта были музыканты-струнники. Прежде всего, это квартет в составе: Станислав Малышев (I скрипка), Инна Зильберман (II скрипка), Анна Бурчик (альт) и Ольга Калинова (виолончель). Созданный в 2004 году, он вошел в Ансамбль «Студия новой музыки» в 2005. Наряду с квартетом в программе вечера приняли участие Заслуженный артист России Александр Тростянский (скрипка), Андрей Винницкий (ударные), Егор Цай (скрипка), Татьяна Калмыкова (виолончель) и Сергей Карачун (контрабас).

Концерт объединила идея минимализма. Вечер открыла известная пьеса Арво Пярта под названием «Fratres» (в переводе с латинского – «братья») для скрипки соло, струнных и ударных (солист – А. Тростянский). Длительное развертывание и повторение материала на фоне динамического нарастания заворожили слушателей, произвели магическое впечатление, чему способствовало и звучание ударного инструмента. И эта атмосфера сохранилась даже после окончания пьесы.

«Night prayers» («Ночные молитвы») для струнного квартета и магнитофонной ленты входят в цикл Гии Канчели «Жизнь без Рождества». Изначально пьеса была предназначена для солирующего саксофона и камерного оркестра, но позднее композитор сделал переложение для струнных инструментов по заказу известного «Кронос-квартета», причем это сочинение стало самым популярным среди произведений, записанных ансамблем. В целом музыка Канчели довольно мрачна и характеризуется резкими перепадами настроений. Исполнители до последнего звука держали слушателей в состоянии напряжения вплоть до появления женского голоса в записи на ленте (на басовом фоне) со словами «Услышь мя, Господи».

Второе отделение открыли Пять танцев Джона Кейджа в переложении для струнного квартета. Это программная сюита из пьес Кейджа, скомпонованная композитором и деятелем экспериментального театра Эриком Зальцманом для хореографического представления в сопровождении препарированного фортепиано. Все части имеют названия: «Наша весна придет», «Сон», «Тотемный предок», «На природе», «Комната». В звучании струнного квартета музыка Кейджа воспринималась эффектно и выразительно.

Завершило вечер сочинение Джона Адамса «Shaker loops» для струнного септета, являющееся одним из эталонных минималистских произведений. В переводе с английского его название приблизительно означает «Вибрирующие петли» или «Вибрирующие циклы». Каждая из пяти частей этого «цикла» имеет свой программный подзаголовок: «Shaking and Trembling» («Трясясь и содрогаясь»), «Hymning Slews» («Гимнические вращения»), «Loops and Verses» («Циклы и стихи»), «A Final Shaking» («Финальная тряска»). Квартет и солисты, принимавшие участие в исполнении, создали плотную музыкальную ткань из мерцающих тембровых красок трех скрипок, альта, двух виолончелей и контрабаса. Это густое и насыщенное звучание завершило вечер.

Концерты подобного рода имеют большое значение в наше время, ведь многие любители порой не имеют даже общих представлений о том, что такое современная музыка, а слушатели с неподготовленным слухом с трудом ее воспринимают. Поэтому одной из важнейших задач является исполнение такой музыки для широкой аудитории, популяризация и пропаганда новых сочинений. Хочется верить, что число ансамблей и оркестров, исполняющих произведения композиторов XX и XXI веков, будет неуклонно расти.

Севара Мадаминова,
студентка ИТФ

Музыкальный салон

№ 3 (1314), март 2014

Традиции тематических концертов были заложены межфакультетской кафедрой фортепиано много лет назад ее руководителями – профессорами М. Г. Соколовым и А. В. Самоновым. Неизменный интерес у слушателей вызывали разнообразные и содержательные программы «Музыка ХХ века», «В кругу друзей», «От песни до рапсодии», «Музыка Серебряного века». Вместе с тем возникают и новые тенденции в проведении этих мероприятий: обновляется репертуар, создаются оригинальные составы ансамблей с участием фортепиано, струнных, духовых и ударных инструментов. В качестве солистов нередко дебютируют талантливые студенты-вокалисты.

22 декабря силами студентов межфакультетской кафедры фортепиано под руководством проф. Е. С. Карпинской в Рахманиновском зале состоялся концерт «Музыкальный салон». В его программе помимо студентов консерватории впервые приняли участие и ученики ЦМШ, проходящие обучение в классе фортепиано в качестве дополнительного предмета. Несомненно, что инициатива творческого сотрудничества ЦМШ и межфакультетской кафедры фортепиано консерватории, которую педагоги поддержали с большим энтузиазмом, имеет хорошую перспективу.

Программа концерта оставила яркое впечатление. Как всегда, прозвучали редко исполняемые произведения. «Ноктюрн» Т. Дюбуа для фортепианного квинтета (А. Мороз – гобой, К. Траулько – скрипка, Д. Тетерлева – альт, О. Беляев – виолончель, А. Никулина – фортепиано; класс доц. В. Д. Юрыгиной-Клевке) порадовал слушателей не только красотой музыки, но слаженностью и профессионализмом ансамблевой игры. Своеобразием музыкального стиля привлекло внимание публики исполнение М. Романовской (класс доц. Е. В. Андреевой) Ноктюрна А. Лурье «Феникс-парк».

Как предполагают традиции музыкального салона ХIХ века, в концерте звучали также известные классические произведения. Дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта и «Дуэт кошек» Россини подарили публике Т. Барсукова и К. Сучков в фортепианном сопровождении С. Аверченковой (класс ст. преп. Н. Е. Бельковой). Обладая прекрасными вокальными данными, исполнители сумели проявить себя еще и замечательными актерами.

Очень проникновенно прозвучала «Серенада» Шуберта-Листа в интерпретации И. Гостева (класс проф. Н. Н. Деевой). О. Рустамов (скрипка) и Т. Любомирская (фортепиано, класс доц. Н. Т. Мартиросян) проявили в «Цыганских напевах» П. Сарасате яркий темперамент и виртуозную технику игры.

Колоритным звучанием ансамбля в «Элегической поэме» С. Скотта привлекли внимание слушателей В. Сидоренко (скрипка) и В. Мистюкова (фортепиано, класс проф. Е. С. Карпинской). Тонкими градациями звука и чувством стиля отличилось исполнение И. Куликовым (класс проф. Е. М. Соколовой) «Поэмы» А. Скрябина соч. 32 № 1. М. Нор (тенор) и А. Строганова (фортепиано, класс проф. Н. Д. Юрыгиной) порадовали вдохновенной интерпретацией романса Чайковского «Нам звезды кроткие сияли». Также тепло были встречены публикой студенты класса проф. Н. Д. Виноградовой Ю. Василевский, на одном дыхании сыгравший «Порыв» Шумана, и В. Вахромеева, исполнившая «Вальс» Рахманинова.

Выступления студентов и работа их педагогов заслуживают внимания и высокой оценки. Несмотря на то, что концерт «Музыкальный салон» продолжался около трех часов, благодарные слушатели не хотели отпускать артистов, бурно приветствуя их аплодисментами и возгласами «Браво!». Хочется поблагодарить Межфакультетскую кафедру фортепиано за такой замечательный подарок и пожелать ей дальнейших успехов и процветания!

А. В. Ксенократова,
преподаватель кафедры фортепиано Института военных дирижеров

Талантливые детишки

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

По сложившейся традиции праздничным утром, 8 марта в наполненном солнечными лучами Рахманиновском зале состоялся «Детишник Камерного хора». Организованный знаменитым консерваторским коллективом, в этом году он прошел уже в четвертый раз.

Этот необычный проект родился в 2011 году по инициативе профессора Бориса Григорьевича Тевлина. Изначально в концерте принимали участие дети воспитанников Камерного хора, но теперь праздник стал общеконсерваторским. И это не случайно, ведь все, кто попал в стены консерватории и прошел через творческие испытания, по-настоящему становятся одной семьей.

Удивительно добрая акция началась с приветственного слова художественного руководителя Камерного хора Александра Соловьева, который с легкостью завладел вниманием как взрослых, так и самых маленьких участников торжества. Затем на сцене появился ведущий-сказочник Петр Татарицкий и… начало происходить волшебство. Ведь это ли не чудо, когда каждый ребенок может выйти на сцену Рахманиновского зала консерватории и познакомить всех присутствующих со своим талантом?!

Прошел всего лишь год с такой же теплой последней встречи, и многие имена юных талантов, ставшие привычными, вновь радостно зазвучали в этом зале. Среди них: династии ЧижевскихЕва (3 года), Лука (4 года), Катя (7 лет) и ВолковыхМарианна (4 года), Маргарита (2 года). Выступили также пианистки Майя Соловьева (7 лет), Полина Кабалевская (11 лет), Василиса Георгиевская (11 лет), гобоистка Аглая Голубева (9 лет), скрипач Александр Федюшкин (11 лет) и гитарист Георгий Канищев (11 лет). Чудесно читали стихи Святослав Иванов (3 года), Саша (4 года) и Катя (12 лет) Кудакины, Марк Артамонов (5 лет). Всего – более тридцати номеров…

Праздник удался благодаря поддержке родителей, которые переживали, готовили своих детей, выходили вместе с ними на сцену, чтобы сыграть, спеть, а иногда и просто подержать за руку… Среди слушателей была и Валерия Константиновна Гневышева – жена Б. Г. Тевлина, чьи слова не раз вспоминали в тот день. Сказочник Петр Татарицкий всё время подбадривал юных музыкантов и создавал теплую атмосферу детского праздника вместе с организатором «Детишника» Александром Соловьевым, который награждал участников памятными медалями и красочной афишей мероприятия.

В финале детской программы звучали по-настоящему профессиональные выступления музыкантов, обещающих стать новым поколением звезд, – пианиста Евгения Евграфова (11 лет), гобоиста Алексея Савинкова (14 лет) и кларнетиста Ивана Мовчана (14 лет).

А завершился концерт истинным подарком от Камерного хора Московской консерватории – в качестве приношения всем слушателям он исполнил хорошо знакомые песни: «Ноктюрн» А. Бабаджаняна и хоровые номера из мюзикла Г. Гладкова «Обыкновенное чудо»… Дыхание в унисон сближает людей, и, несомненно, через пару лет на этой сцене появятся новые талантливые детишки с хорошо знакомыми фамилиями.

Юлия Костина

На пороге событий

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

29 января состоялась Пресс-конференция, посвященная сразу двум событиям: VIII международному юношескому конкурсу имени Чайковского и Международной премии Чайковского. Ее провели ректор МГК А. С. Соколов, директор ЦМШ В. Овчинников и гендиректор Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П. И. Чайковского А. Щербак.

Конкурс впервые прошел в Москве в 1992 году. На пресс-конференции А. Щербак напомнил: «А. С. Соколов стоял у истоков юношеского конкурса. Он проводится в разных странах – для юных музыкантов важно провести его как можно ближе к дому. В этом году конкурс пройдет в Москве с 23 июня по 3 июля. Ожидаем большую часть конкурсантов из России».

В. Овчинников добавил: «Этот конкурс задумывался не как альтернатива, а как возможная часть большого конкурса Чайковского. Недавний конкурс в Монтрё (Швейцария) показал высокий уровень: в финале игрались самые серьезные программы – Третий концерт Рахманинова, Второй Прокофьева, – и они были исполнены великолепно. Председателем жюри в номинации «фортепиано» будет Алексей Наседкин, «скрипка» – Виктор Третьяков, «виолончель» – Наталья Шаховская. Силами МГК, ЦМШ и Гнесинской академии будут предоставлены возможности для занятий».

На вопрос об участии Московской консерватории А. С. Соколов уточнил: «Консерватория имеет огромные наработки в области проведения конкурсов, брифингов и пресс-конференций. Будет предоставлено интернет-вещание и новый парк инструментов. Также любой участник после прослушиваний сможет получить консультацию любого профессора».

Международная премия им. П. И.  Чайковского присуждается за выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры. «Веский аргумент для этой премии – юбилей Чайковского, — рассказывает А. С. Соколов. — Нам бы хотелось, чтобы она стала традицией. Это очень мобильная премия, исходит из реальной ситуации каждого года: и их количество, и номинации. Априори – награждение самых достойных. Премия изначально негосударственная, поэтому финансовые параметры будут определяться активностью Попечительского совета, как и поддержкой грантовых фондов государственных органов. Основная работа ведется со спонсорами, зачастую благотворительными».

Согласно положению, премия присуждается ежегодно на основании решения Организационного комитета. Его постоянные члены (соучредители): Московская консерватория, Фонд П. И. Чайковского, Дом-музей П. И. Чайковского, Ассоциация лауреатов конкурса Чайковского. Торжественная церемония награждения лауреатов и концерт проходят во время празднования дня рождения П. И.Чайковского (7-­8 мая).

Собкор «РМ»

Дуэт как единство

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

Интервью с председателем II Международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов «PIANOVOCE» профессором А. З. Бондурянским

Александр Зиновьевич, как возникла идея проведения конкурса вокально-фортепианных дуэтов?

– Идея создания такого конкурса принадлежит профессорам кафедры концертмейстерского мастерства. Прежде всего, следует назвать Г. Н. Брыкину и И. В. Осипову, которая заведует кафедрой. Возникла идея больше двух лет назад и была поддержана деканом вокального факультета П. И. Скусниченко, а затем получила поддержку ректора А. С. Соколова. Далее к этому подключилось Управление специальных творческих программ, возглавляемое К. О. Бондурянской, которое отвечает за проведение всех конкурсов Московской консерватории.

Сначала мы решили сделать конкурс открытым консерваторским. Таким он был зимой 2012 года. Основными участниками были студенты и аспиранты Московской консерватории, но уже тогда в конкурсе приняли участие ансамбли из других московских вузов. Он имел большой успех и получил широкий резонанс как в музыкантских кругах, так и у публики. И, как говорится, слух об этом конкурсе «пошел по всей Руси великой» и даже за ее пределами: мы стали получать сигналы о том, что люди в разных странах интересуются, будет ли его повторение. Вполне естественно, созрела мысль о придании ему статуса международного.

– Есть ли у этого конкурса какие-то свои особенности?

Сам по себе конкурс «Pianovoce» – необычный. Он отличается как от чисто вокальных конкурсов, где концертмейстеру отводится не самая первостепенная роль, так и от тех фортепианных конкурсов, в программу которых вкрапливаются вокальные сочинения, и жюри не очень обращает внимание на певцов, становящихся как бы иллюстраторами. Здесь же была идея доказать всем, и прежде всего самим себе, что выступление такого ансамбля, где соединены певец и пианист, призвано в первую очередь продемонстрировать ансамблевые навыки участников. И лучшего результата такое творческое сотрудничество может добиться, если представляет собой единое органичное целое.

– Каков был профессиональный уровень участников этого года, изменился ли он по сравнению с прошлым конкурсом?

На каждом конкурсе есть свои победители и свои неудачники. Мы провели серьезный отбор. Первый тур проходил по видеозаписи, в результате чего к очному второму туру были допущены 22 ансамбля. У каждого ансамбля были свои безусловные достижения, художественные победы, у одних – более весомые, у других – менее. Я могу только свидетельствовать, что нынешний конкурс был очень сильный по составу и художественному уровню. Именно в этом году была достигнута изначальная цель – демонстрация навыков ансамблевого искусства.

– В нынешнем конкурсе «Pianovoce» Вы были председателем жюри. Что Вы можете сказать об этом?

Честно говоря, когда мне предложили возглавить жюри, я был горд этой честью, понимал, что буду находиться среди настоящих мэтров вокального и концертмейстерского искусства. В жюри вошли И. Осипова, Г. Брыкина, П. Скусниченко и зарубежные коллеги  Райнер Армбруст (Германия), Зигрида Кригере (Латвия), Эрве Олеон (Франция). Пригодился и собственный опыт выступлений с такими замечательными певцами, как Г. Писаренко, Е. Образцова, Ю. Кауфман, Н. Красная, Е. Нестеренко, А. Мартынов, С. Яковенко и др. Работать в жюри было очень приятно и очень интересно.

– Что, на Ваш взгляд, интересней – исполнять или судить?

И то, и другое, безусловно, интересно, но, наверное, судить все-таки тяжелее. Судить сидя в зале – проще: публика не задумывается над обоснованием своего «нравится – не нравится», если совсем не нравится – можно выйти из зала! А здесь свое мнение ты должен уметь обосновать, сделать так, чтобы твое «не нравится» не нанесло непоправимую психологическую травму молодому артисту. Это очень трудно. Каждый раз ловишь себя на мысли, что приходится решать сложные задачи: не навредить – не захвалить и не переругать, угадать потенциал артиста, его возможности в будущем. Очень важно сохранить для молодого человека шанс на самореализацию даже в случае временной неудачи. Как и уметь поощрить любую, даже самую малую удачу. Наверное, во всем этом есть и музыкантская совесть, и музыкантский опыт.

– Проходят ли конкурсы вокально-фортепианных дуэтов еще где-нибудь?

Да, такие конкурсы есть. Их очень немного – по-моему, во Франции и Голландии. Поэтому проведение конкурса у нас представляется очень важным. Главное – мы делаем акцент на русском репертуаре.

– А есть различие между разными исполнительскими школами Европы и России?

Я не люблю, когда говорят, что иностранцы не умеют петь и играть русскую музыку. Они демонстрируют какой-то иной взгляд. Это может быть интересно, потому что однозначность – не всегда признак верного художественного решения. Так было в случае с польским ансамблем (Лукаш Хайдученя Кристина Рачиньска, II премия): их прочтение цикла Мусорского «Песни и пляски смерти» было настолько ярким и убедительным, что они стали любимцами публики.

Лукаш Хайдученя и Кристина Рачиньска (II премия)

Но слушатели, конечно, восхищалась искусством и других победителей. Особенно восторженно были встречены «Песни об умерших детях» Г. Малера и ария Принцессы де Буйон Ф. Чилеа в исполнении дуэта Анна Викторова Педро Перейра (I премия и специальный приз Дмитрия Хворостовского); песни А. Берга и романсы С. Рахманинова в интерпретации Елены Гусевой с Виталием Гавруком (II премия наряду с польским ансамблем); песни Р. Шумана в прочтении дуэтом Себастьян Подбрегар Анна Пристромска, ария Цербинетты Р. Штрауса, исполненная Людмилой Хайруллаевой с Андреа Мерло (оба дуэта – лауреаты III премии).

Анна Викторова и Педро Перейра (I премия и специальный приз Дмитрия Хворостовского)

– Был ли слушательский интерес к прошедшему конкурсу?

Не могу не выразить своего восторга перед нашей публикой, которая и в будни, и в праздники, несмотря на не самую лучшую погоду, находила в себе силы в 10 утра заполнять Рахманиновский зал и проводить вместе с нами все время конкурса! А на заключительном концерте слушатели встречали каждый ансамбль очень восторженно. Было приятно, что все заслужили свои овации.

Елена Гусева и Виталий Гаврук (II премия)

– Их успех будет иметь продолжение?

Именно на этом конкурсе мы получили массу заявок от различных филармоний России с предложением провести концерты лауреатов, дипломантов, финалистов – такого, пожалуй, я не припомню. Это говорит, во-первых, об интересе к камерному пению и к такому своеобразному ансамблю как певец – пианист. Во-вторых, радует, что молодые артисты получают возможность самореализации – в какой-то момент основным и превалирующим становится не стремление как можно больше заработать, а именно желание выразить себя на публике, донести и реализовать свои задумки, почувствовать себя востребованным. Вот это, пожалуй, самое главное и заслуживает действительно очень большого внимания и поощрения.

– Какие напутствия Вы хотели бы дать участникам следующего конкурса «Pianovoce»?

Создавать ансамбли заранее. Обладать обширным репертуаром, из которого можно взять наиболее удачное. Приобретать необходимый концертный опыт. То есть надо очень и очень много работать!

Беседовала Мария Зачиняева,
студентка ИТФ

Фотографии Дениса Рылова

В мире фантастики и мечты

Авторы :

№ 3 (1314), март 2014

Как известно, 2014 год объявлен перекрестным годом культур России и Великобритании. На протяжении оставшихся 10 месяцев эти страны будут обмениваться творческими идеями, впечатлениями и черпать лучшее из искусства друг друга. К взаимообогащающему процессу присоединилась и Московская консерватория. 9 марта в Рахманиновском зале можно было наблюдать поистине удивительное зрелище под названием «Музыкальный Диснейленд». Автор проекта – режиссер и хореограф Наталия Кайдановская осуществила постановку семи-оперы Генри Пёрселла «Королева фей» по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сам композитор в 1692 году задумывал свое сочинение как блестящую феерию с музыкой, пением, танцами и множеством спецэффектов. Особенность сегодняшней интерпретации в том, что она предназначена для детской аудитории.

Столь привычный глазу Рахманиновский зал в тот вечер изменился до неузнаваемости: все пространство было почти целиком заполнено листвой, с потолка струились цветочные реки, в центре стоял золоченый трон для прекрасной царицы (декорации и костюмы Анны Кайдановской)… Отрешиться от всего земного и современного, окунуться в мир фантастики и мечты – вот какова главная идея постановки. Для осуществления замысла были задействованы очень разные люди – от знаменитых актеров (Оберон – Юрий Голубцов, Титания – Яна Прыжанкова, оба выступают в театре «У Никитских ворот») до самых маленьких «звездочек». Самой юной исполнительнице – Олечке Тмур, сыгравшей Зеленого горошка, на вид не более двух лет! В проекте также приняли участие приглашенные певцы-солисты, инструментальный ансамбль старинной музыки «Ладъ» под руководством Алексея Семенова, вокальный коллектив студентов ФИСИИ, учащиеся ЦМШ при Московской консерватории и дети из Мастерской театрального искусства Антона Николаева (последний, кстати, создал превосходный комический образ Поэта-Осла).

Но как в хорошем спектакле, здесь нет главных и второстепенных героев, больших и маленьких ролей – все трудятся на одно общее благо. Как и было задумано у Пёрселла, арии, ансамбли и хоры чередуются с разговорными диалогами, причем, вся композиция выстроена так, что развитие сюжета происходит в словесных репликах, а музыка помогает глубже осознать ситуацию, сопровождает действие лирическим комментарием. Недаром музыкальные номера называются «масками», и их исполняют не Оберон и Титания, а такие персонажи, как Ночь, Тайна, Весна, Лето, Осень, Зима… Разумеется, все вокальные фрагменты звучали на языке оригинала. Стоит отметить замечательную работу Ольги Гречко (сопрано), Германа Рудницкого (тенор) и Павла Есина (баритон). Они не только великолепно исполнили свои партии, но и чутко следили за общим ходом постановки, помогая самым маленьким участникам подняться на сцену и спуститься с нее.

Инструментальная часть тоже была на высшем уровне. Ансамбль старинной музыки «Ладъ», расположившийся около сцены (увы, оркестровой ямы в Рахманиновском зале нет), пребывал в полной гармонии с певцами, а их сольные номера также вызвали всеобщее восхищение. Кроме того, на сцене присутствовал очаровательный камерный коллектив, собранный из учеников ЦМШ (Нелли Ефимова – скрипка, Савва Григорьев – виолончель, Соня Москалева – арфа). Их исполнение было менее совершенным (зато им есть, к чему стремиться), но искренним и вдохновенным…

Но самыми яркими, красочными и потрясающими в этом представлении были танцы. И это не удивительно, ведь режиссер-постановщик спектакля Наталия Кайдановская – профессиональная балерина и хореограф! Танцевали практически беспрерывно. Можно говорить как о собственно талантливой хореографии, так и о талантливом ее воплощении. Созданная в самых лучших традициях барокко, она идеально сочеталась с музыкой. Гармоничным окончаниям музыкальных фраз соответствовали галантные поклоны, необычайно выразительные позы, изящные жесты. Временами даже мелькали движения из классического балета, внося в танец особую полетность и изысканность. Все это характеризует Н. Кайдановскую как опытного, музыкально одаренного, обладающего безупречным вкусом балетмейстера. В завершение вечера она под громкие аплодисменты появилась на сцене, с непринужденной грацией исполнив несколько па. Ее хореографические идеи блестяще осуществили учащиеся Мастерской театрального искусства (свита Титании и Оберона), по возрасту еще дети, но по умениям – состоявшиеся профессионалы. Уже само выражение их лиц говорило об осознании ответственности и понимании художественных задач, а каждое их движение было максимально отточено. Облаченные то в легчайшие туники, то в роскошные бархатные одежды, они держались достойно, по-взрослому и покоряли творческой заинтересованностью.

Доказательством того, что проект действительно удался, стало единодушное признание публики. Вспомним, что она состояла из детей, и при этом на протяжении всего представления в зале стояла абсолютная тишина. Никто не кричал, что он проголодался или хочет пойти домой, как это часто бывает с малышами на концертах классической музыки. Вместе с участниками действия юные зрители искренне переживали историю короля и королевы фей, веря в происходящее и наслаждаясь каждым мгновением, проведенным рядом с мечтой.

Анастасия Попова,
собкор «РМ»

Фотографии Дениса Рылова