Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Александр Мосолов: известный и неизвестный

Авторы :

№2 (1376), февраль 2021 года

К 120-летию А.В. Мосолова (1900–1973) 8 февраля в Рахманиновском зале прошел монографический концерт в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова (художественный руководитель – Владимир Тарнопольский) и Камерного хора под руководством Александра Соловьёва. В отличие от многих программ «Студии», посвященных эпохе раннего русского авангарда, в основу легло сопоставление двух стилей одного композитора: известного и неизвестного.

И того, и другого когда-то хорошо знали современники: одни – музыкального конструктивиста и революционера, другие – автора добротно сделанных академических опусов. Поэтому в программу концерта наряду с авангардными сочинениями 1920-х – «Завод. Музыка машин», «Тракторная колонна въезжает в колхозную деревню», Струнный квартет №1, вокальными циклами «Газетные объявления» и «Детские сценки», Сонатой №4 и фортепианными миниатюрами – вошли сочинения для хора a cappella позднего периода: хоры на слова русских поэтов А. Прокофьева, С. Есенина, «Туркменская колыбельная песня».

В советские годы хоровые сочинения Мосолова звучали часто, многие входили в репертуар Северного русского хора, возглавляемого супругой композитора Н.К. Мешко. Сейчас эта музыка, кажущаяся надгробной плитой официозного творчества, справедливо забыта. Во вступительном слове В. Тарнопольский подчеркнул, что идея концерта – показать контраст двух художественных миров, обнаруживающий глубину трагедии художника.

Выпускник Московской консерватории Мосолов разительно отличается от своих коллег уже со студенческой скамьи – в нем резонирует грохот строек двадцатых и надвигающейся индустриализации тридцатых. Он слышит, какой должна быть музыка и выдает ее на-гора: сонаты, концерты, симфонии, романсы – боится, как он сам говорит, «не успеть». Страна превращается в огромный цех, наполненный гулом машин, и Мосолов лишь фиксирует его новые ритмы, формы, движения. Никто не может сравниться с ним в искусстве преобразовывать шум машин в музыкальные звуки, ритмические процессы в синтаксические блоки – строительные элементы его музыкальных конструкций. Он воспринимает конструктивизм как универсальный стиль, наиболее точно отвечающий духу времени, и последовательно разрабатывает его в музыке.

В 1924 году создается Ассоциация современной музыки. Через ассоциацию налаживаются контакты с западными коллегами – Шёнбергом, Веберном, Бергом, Кшенеком, Хиндемитом. В этом же году австрийское правительство одним из первых в Европе устанавливает дипломатическое сотрудничество с СССР, а венское издательство Universal Edition – долгосрочное сотрудничество с советскими композиторами, чьи сочинения вызывают большой интерес на Западе.

Среди советских композиторов в 1920-е Мосолов – один из самых известных за рубежом, прежде всего, благодаря симфонической картине «Завод. Музыка машин». Для ее исполнения Universal Edition не успевает расписывать партии, которые нужны Г. Шерхену, Л. Стоковскому, А. Тосканини… В 1927 году на фестивале во Франкфурте-на-Майне в исполнении Колиш-квартета теплый прием находит его Струнный квартет №1. Для фестиваля в Баден-Бадене в 1928 году (продолжающего традицию Донауэшингенских дней камерной музыки) Мосолов пишет камерную оперу «Герой», в последний момент снятую с исполнения из-за поздно предоставленного нотного материала.

Такой известности советскому деятелю искусства простить не могли. На родине в конце 1920-х начинается травля композитора со стороны членов РАПМ. По отработанным схемам публикуются редакционные статьи в прессе, после чего его произведения перестают издаваться и исполняться. Оказавшись не только в изоляции, но и без средств к существованию, в отчаянии Мосолов пишет знаменитое письмо Сталину, сетуя на то, что если у него и были идейные ошибки, то РАПМ не сделал ни одной попытки ему помочь. Находясь в 1930-е в похожей ситуации, Шостакович закрывается щитом классической симфонии, Мосолов же в качестве оборонительного средства прибегает к народной песне, записывая и обрабатывая фольклор народов СССР.

Путь Мосолова достоин сюжета фильма или романа, где один из самых страшных эпизодов связан с системой ГУЛАГ. Материалы «Из неопубликованных архивов А.В. Мосолова», подготовленные к печати ведущим исследователем его творчества, профессором И.А. Барсовой («Музыкальная академия», 1989 №7) содержат удивительный факт из его жизни. В 1934 году для создания музыки к фильму «Заключенные» он был на 16 дней командирован в рабочий поселок Медвежья Гора, чтобы понаблюдать за жизнью в исправительно-трудовом лагере. Фильм должен был показать советским гражданам, как труд «перековывает» человека. В итоге создателей обвинили в излишней натуралистичности, передали сценарий другой съемочной группе и фильм вышел на экраны с музыкой Ю. Шапорина.

Работа над фильмом оказалась пророческой: в 1937-м Мосолова посадили по 58-й, политической, статье. Письмо Глиэра и Мясковского, написанное в его защиту, помогло ему вскоре выйти. Но и десяти месяцев хватило для того, чтобы на волю вышел абсолютно сломленный, «перекованный» системой человек, отныне и до конца жизни сочиняющий музыку в стиле советского классицизма.

Для истории музыки судьба Мосолова особо трагична: среди всех советских композиторов в середине 1920-х Прокофьев называл его в тройке лучших, наряду с Шостаковичем и Поповым. Мы не знаем, как раскрылся бы его талант, останься он на свободе. Но мы не знаем даже тех сочинений, которые Мосолов «успел» написать: что-то из них утрачено, что-то до сих пор не исполнено.

В 1980-е ранний русский авангард начал возвращаться на концертную сцену, но до сих пор многие партитуры не найдены, сочинения не изданы. Возникновение в Московской консерватории Центра современной музыки (1993) во многом было связано с идеей возрождения огромного, забытого пласта отечественной музыкальной культуры, интерес к которому во всем мире заметно растет. Так, прозвучавшее в концерте сочинение «Тракторная колонна въезжает в колхозную деревню», до недавнего времени не упоминавшееся исследователями, в последние годы было неоднократно исполнено в Германии и России.

Сочинения Мосолова и других представителей раннего русского авангарда «Студия новой музыки» включает почти во все свои гастрольные выступления. С программами русского авангарда оркестр выступал на самых крупных площадках мира – в Берлинской филармонии и Концертхаусе, в Парижском Cite de la Musique, в Оксфордском и Гарвардском университетах и многих других.

Центр современной музыки регулярно проводит в Москве тематические проекты, посвященные раннему авангарду. Самыми громкими среди них были большие циклы концертов: «Николай Рославец – Александр Мосолов: два вектора русского авангарда», «Антология московского музыкального авангарда XX–XXI веков», «Россия – Германия: страницы музыкальной истории XX века», цикл концертов «Красное колесо» к юбилею Октябрьской революции. В 2014 году начато создание антологии записей раннего русского авангарда, которая в нынешнем году пополнится еще одним диском с записью двух камерных симфоний Рославца в исполнении «Студии новой музыки», а также записью сочинений Прокофьева, Попова, Животова.

Ольга Арделяну, заведующая Центром современной музыки

Посвящение Богуславу Мартину

№2 (1376), февраль 2021 года

Ни дня без строчки

С 20 января по 1 февраля в Московской консерватории при поддержке Чешского культурного центра в Москве состоялся фестивальный цикл концертов «Посвящение», приуроченный к 130-летию со дня рождения выдающегося чешского композитора Богуслава Мартину (18901959).

Программа трех тематических вечеров включала произведения как самого композитора, так и его старших соотечественников – Антонина Дворжака и Леоша Яначека, а также современников Мартину – Андре Капле и Игоря Стравинского. В концертах принимали участие: Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Народного артиста России Александра Рудина, солисты – преподаватели, выпускники, ассистенты-стажеры и студенты Московской консерватории – Екатерина Рихтер, Ирина Силиванова, Сергей Воронов, Максим Пурыжинский, Александр Страхов, Алиса Куприёва, Андрей Забавников, Арсений Безносиков, Вероника Лемишенко и другие. Вступительное слово к каждому вечеру цикла предоставил Парваз Салимов.

Первый концерт цикла – Мартину и Франция. «К новой музыке!» – познакомил слушателей с такими сочинениями Б. Мартину, как Концертино для скрипки, виолончели, фортепиано и струнного оркестра, Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр, Камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных. Программу концерта дополнила «Фантастическая сказка» для арфы и струнного квартета А. Капле.

На втором концерте – «Чехия: дороги к родине» – прозвучали камерные сочинения чешских композиторов: Соната для флейты, скрипки и фортепиано и Трио для флейты, виолончели и фортепиано Мартину, Соната для скрипки и фортепиано фа мажор Дворжака и Соната для скрипки и фортепиано Яначека.

Участники круглого стола к 130-летию со дня рождения Богуслава Мартину

На заключительном концерте – «Ночной странник». Мартину и Стравинский – были представлены сольные и камерные сочинения Мартину: «5 коротких пьес» для скрипки, виолончели и фортепиано, Три мадригала для скрипки и альта, «Бабочки и райские птицы» для фортепиано, Три чешских танца для двух фортепиано, Квартет для кларнета, валторны, виолончели и малого барабана, Фантазия для терменвокса, гобоя, фортепиано и струнного квартета, а также произведения И. Стравинского: Сюита из «Истории солдата» для кларнета, скрипки и фортепиано и «Поганый пляс Кащеева царства» из балета «Жар-птица» (в переложении для двух фортепиано).

20 января в день открытия фестиваля в Конференц-зале прошел Круглый стол, посвященный чешской культуре, жизни и творчеству Мартину. Его открыл профессор К.В. Зенкин, проректор по научной работе МГК, он же стал модератором научного собрания. Затем профессор А.И. Рудин и доцент Е.В. Рихтер рассказали присутствующим о предстоящем фестивале.

Профессор кафедры истории зарубежной музыки Н.А. Гаврилова, исследователь творчества Мартину, выступила с докладом Nulla dies sine linea («Ни дня без строчки») о жизни и творчестве композитора. Продолжил тему композиторского наследия ученик Наталии Александровны, дирижер Андрей Капланов, остановившись на хоровом творчестве Мартину и его кантате «Очищение источников».

О «Прекрасном мире чешской культуры» рассказала в онлайн-формате профессор И.В. Коженова, определив общую тематику встречи и вклад чешских музыкантов в развитие мировой музыкальной культуры. Доцент Я.А. Кабалевская в своем докладе «Шекспир под Пражским небом. «Буря» Зденека Фибиха» обратилась к сюжетам Шекспира на чешской сцене. Завершила встречу профессор Е.Д. Кривицкая, представив доклад на тему «Андре Капле. “В тени Дебюсси”», предвосхитив исполнение «Фантастической сказки» Капле в программе концерта-открытия.

29 января состоялось «молодежное» продолжение Круглого стола – открытая встреча с исполнителями, которые поделились впечатлениями от работы над камерной и хоровой музыкой Маритину, рассказали о творческих задачах и исполнительских трудностях. Музыковед Валерия Лосевичева и пианистка Екатерина Рихтер напомнили слушателям о художественном мире произведений композитора, о жанровом и стилистическом многообразии его творчества. Доклад В. Лосевичевой сопровождался цитатами, которые отражали мировоззрение Мартину, и ярким музыкальным примером: была представлена запись исполнения студентами Консерватории Трио для флейты, альта и фортепиано. Доклад Е.В. Рихтер подкреплялся аудиофайлом: присутствовавшие услышали «живой» голос Мартину, а также музыкальные примеры из оратории «Эпос о Гильгамеше». Упоминание оратории было горячо воспринято дирижером А. Каплановым, развернулась настоящая дискуссия.

Выступали и пианисты концертных программ фестиваля: Александр Страхов говорил о фортепианной литературе Мартину и исполнительских трудностях в ней; Алиса Куприёва посвятила свой доклад чешской камерной музыке, акцентировав внимание на Сонате для скрипки и фортепиано Дворжака, которая прозвучала в ее исполнении совместно с Давидом Ардуханяном. Финальным аккордом встречи, предвосхищая заключительный концерт фестиваля, стала замечательная студенческая инициатива: для гостей Круглого стола прозвучал второй Нонет композитора под управлением студентки дирижерского факультета Ирины Копачёвой. В заключение от партнеров фестиваля – АНО по развитию искусства и просветительства «Звук» и компании L’Occitane, – участникам были вручены памятные сувениры.

Марта Глазкова, ведущий специалист Отдела по работе с целевыми программами

«Я восхищаюсь всем, что звучит…»

В преддверии финального концерта Фестиваля нам удалось побеседовать с автором этой творческой инициативы, доцентом Е.В. Рихтер.
Первый концерт цикла «Мартину и Франция. К новой музыке!»

Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, что послужило импульсом к организации Фестиваля? Как и когда зародилась идея его создания?

– В какой-то момент меня очень заинтересовал жанр концерта для двух фортепиано с оркестром. Я стала искать такие концерты и случайно нашла в сети Интернет очень редко исполняемый, почти неизвестный концерт Мартину. Я была поражена! Эта музыка сопоставима с признанными вершинами в этом жанре – с двойными концертами Моцарта и Пуленка.

Загоревшись идеей сыграть это произведение, я начала искать ноты. Оказалось, в России этот концерт не исполнялся, поэтому найти ноты было непросто. Параллельно с этим у меня родилась идея: у Мартину будет юбилей – не совсем круглый, не совсем обычный – 130 лет. И я увлеклась мыслью не только исполнить его концерт, но и устроить Фестиваль камерной музыки Богуслава Мартину. Впоследствии программа Фестиваля несколько изменилась: мы с коллегами на время отошли от идеи устроить исполнение с симфоническим оркестром, но подготовили концерты с камерным оркестром, а также представили два вечера камерной музыки.

В программе Фестиваля задействовано более тридцати солистов, и это не считая участников камерного оркестра. Как формировался артистический состав?

– Когда стало понятно, что мы представим на фестивале концерт с камерным струнным оркестром, я, конечно, сразу же подумала об оркестре Musica viva и об А.И. Рудине. Я его давно и очень хорошо знаю – я училась у него по камерному ансамблю, и мне также известно, что Александр Израилевич очень любит музыку Мартину. Именно поэтому у меня не возникло вопроса к кому обратиться – я мечтала, что исполнение осуществит А.И. Рудин и оркестр Musica viva. В итоге так и получилось.

Что касается других исполнителей, скажем так: кого-то из них я подбирала под конкретные произведения, специально искала исполнителей на малом барабане, терменвоксе, гобое, раньше не была знакома с этими музыкантами. Основная же часть участников – это мои постоянные партнеры по камерным ансамблям и единомышленники. Многие из них действительно еще молоды: есть ребята, которые недавно закончили Консерваторию, а есть студенты и аспиранты. Но, главное, хочу сказать, что все участвующие артисты – совершенно потрясающие музыканты.

Заключительный концерт «“Ночной странник”. Мартину и Стравинский»

Ваши предпочтения как музыканта вступали в противоречие с Вашими предпочтениями как организатора?

– Мне безумно нравятся все произведения, которые исполняются у нас на Фестивале! И я могла бы устроить гораздо больше концертов, потому что Мартину представляет исполнителям огромную свободу. У него очень много музыки, и лично мне она нравится вся. Насколько я помню, не было ситуации, что кто-либо хотел исполнить какое-то произведение, а мне бы оно не понравилось. Я восхищаюсь всем, что звучит! Но и повторюсь, что хотела бы сделать больше.

В программе первого вечера мы видим три преломления концертного жанра. Насколько сильно отличается художественное содержание этих произведений? Какие задачи в каждом конкретном случае решает композитор?

– Мартину очень яркий и своеобразный композитор, и именно поэтому, как я неоднократно говорила, его музыка и почерк узнаваемы. Три сочинения, о которых мы сейчас говорим, абсолютно разные – это разная музыка, стили и образы. Концертино для фортепианного трио и струнного оркестра – более классичное (неоклассическое). Это сочинение соответствует музыке эпохи барокко, преломленной через призму восприятия первой половины ХХ века – невозможно подумать, что это не ХХ век. Камерный концерт для скрипки, струнного оркестра, фортепиано и ударных – это произведение, которое он писал, когда переезжал из Европы в Америку, где концерт и был дописан. На мой взгляд, музыка очень светлая, жизнерадостная, но это не отменяет глубины и даже трагизма, особенно во второй части. Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр – очень известный концерт, его часто исполняют. Это исключительно трагическая музыка. Она написана под влиянием начинающейся Второй Мировой войны, что он переживал чрезвычайно остро. Музыка невероятно напряженная, энергичная, и, безусловно, отвечает на те страшные события, которые происходили в Европе.

Екатерина Викторовна, как бы Вы охарактеризовали жизнь камерной музыки Мартину на концертных площадках современной России?

– Нельзя сказать, что музыка Мартину не исполняется вообще – она исполняется. Не часто, но достаточно регулярно: и в студенческих концертах, и на классных вечерах – я сама это слышала. Признаюсь, до Фестиваля я никогда не играла ни одной его ноты, но тем не менее я имела определенное понимание, что это за композитор и что у него за музыка. Хотя, естественно, не знала, сколько ее, а также какое разнообразие и богатство заложено в его произведениях.

Я думаю, что музыканты только выиграют, если будут играть его сочинения как можно чаще, потому что Мартину – благодарный композитор. Он «отвечает» исполнителям, дает огромный простор для творческой инициативы. И его музыка прекрасно воспринимается публикой!

Фестиваль получит продолжение?

– Я размышляла на эту тему и у меня уже есть вполне конкретные планы. Возможно, какие-то из них получится реализовать уже в мае этого года – и в Консерватории, и на внешних площадках. А если говорить о далеких планах, то хотелось бы, чтобы состоялось исполнение оратории «Эпос о Гильгамеше» – я бы с удовольствием приняла самое активное участие в реализации этого проекта.

И каковы перспективы концертных программ Вы уже размышляли над этим? Может что-то на нынешнем Фестивале «осталось за кадром»?

– Музыки много и многое, что хотелось исполнить в рамках фестиваля, «осталось за кадром». Но мы продолжаем работать и уже 6 февраля в Рахманиновском зале снова выступим с моими коллегами – прозвучит Соната для двух скрипок и фортепиано. Также были мысли исполнить в рамках фестивальной программы Нонет №2, который все-таки прозвучал на встрече Круглого стола. Кстати, это было совершенно прекрасно! Исполнение украсило и оживило событие, мои поздравления и благодарность музыкантам!

Беседовала Валерия Лосевичева, студентка НКФ, музыковедение

Фото Дениса Рылова

СНТО в жизни Консерватории

№2 (1376), февраль 2021 года

В сентябре 2020 года Студенческое научно-творческое общество (СНТО) Консерватории провело отчетно-выборное собрание. Анна Пастушкова (председатель в 2017–2020 гг.), подвела итоги работы общества за трехлетний период, а Анастасия Хлюпина (новый председатель) поделилась планами на будущее.
Участники СНТО (2019). Слева направо: А. Локтева, А. Хлюпина, А. Мороз, А. Пастушкова, Р.А. Насонов, К. Агаронян, Н. Рыжкова, Ж. Савицкая. Фото Эмиля Матвеева

Главным событием прошедших лет стала публикация сборника статей «Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории». Книга объединила представителей двух «поколений» СНТО: тех, чьи студенческие годы пришлись на период 19401992 гг., и тех, кто в 2014 году вернул консерваторское СНТО к жизни. Инициаторами первой автобиографии общества выступили редактор-составитель издания А. Пастушкова, а также члены редколлегии доцент Р.А. Насонов, научный руководитель СНТО, и преподаватель В.В. Тарнопольский, в его студенческо-аспирантские годы первый председатель СНТО нового времени (20142017). О том, как во времена СССР проходили встречи, посвященные барокко, авангардным сочинениям современной музыки, фольклору, эстонской и чешской культуре, поделились воспоминаниями участники прошлых событий, тогда – студенты и аспиранты, а теперь – педагоги Консерватории. Участники общества наших дней их записали и подготовили к публикации.

СНТО XX века существовало в условиях дефицита информации и строгого контроля за ее правильной подачей. Собрания общества проходили на каждом факультете, совет Консерватории контролировал их деятельность и нередко указывал, на какую тему необходимо провести заседание. За направлением дискуссии обычно наблюдал научный руководитель общества на том или ином факультете. Тем не менее, студенты и аспиранты, которым во все времена присуща смелость и инициативность, стремились узнать новое вопреки запретам официальной повестки (например, о музыке композиторов-формалистов), и с увлечением делились своими находками – редкими нотами, книгами или статьями о музыке.

Самым ранним воспоминанием стал рассказ И.А. Барсовой о заседаниях в начале 1950-х годов, «тянувших почти на скандал». На теоретико-композиторском факультете много музыкальных открытий случалось на собраниях, которые вел председатель общества, композитор Э.В. Денисов. Роль денисовского НСО, иронично именовавшегося «Антисоюзом Антисоветских Композиторов», высоко оценили специалисты в области современной музыки – В.Н. Холопова и Г.В. Григорьева. Они назвали его «окном в Европу» и «лабораторией нового музыкального мышления», без которой «никто из крупных московских композиторов и музыковедов не стал бы, наверное, самим собой».

Еще одна крупная фигура, под чьим крылом в 1960-е годы студенты получали дополнительное (а быть может, и основное) образование – Ю.А. Фортунатов, легендарный преподаватель инструментовки и истории оркестровых стилей. Он щедро знакомил публику с редко исполняемыми сочинениями Орфа, Онеггера, и, что особенно ценно, открыл для слушателей целый пласт эстонской музыкальной культуры.

Постепенно направлений в СНТО становилось все больше. В 1970-е активно проходили встречи фортепианного факультета, на которых, к примеру, выступал пианист А.Б. Любимов. Появлялись клубы по интересам: с 1960-х – Композиторский клуб (он же в 1970-е – Клуб современных творческих проблем), в 1980-е – Камерный клуб СНТО. На концертах последнего, по словам куратора, пианиста Р.А. Островского, состоялось множество советских премьер камерной чешской музыки.

Снимок из прошлого

Наконец, 1980-е годы, по словам музыковеда А.В.  Власова, стали путем от «нельзя ничего» к «можно все». В СНТО появились узкоспециализированные направления буквально на любой вкус. Среди них – Фольклорный клуб и Фольклорный ансамбль, Ансамбль ранней музыки Rediviva, хор, межфакультетский клуб музицирования при кафедре общего фортепиано и философский кружок. Апофеозом стало участие студентов в голосованиях на Ученом совете и кафедрах и, наконец, введение новых курсов в регулярную учебную программу. Курсы по «истории нотации», «теории современной композиции», «музыкальной журналистике» и «изучению внеевропейских музыкальных культур», столь привычные для современных студентов, в 1980-е существовали лишь в виде факультативных кружков под эгидой СНТО. Этому продвижению способствовали активные участники общества при энергичной поддержке научного руководителя Т.В. Чередниченко и председателя общеконсерваторского СНТО В.С. Ценовой.

К началу 1990-х годов шквал новых возможностей захватил культурную жизнь, и вся «андеграундная» деятельность СНТО вошла в культурную политику государства. Необходимость в существовании общества отпала, и его следующий этап начался лишь двадцать лет спустя. Условия, конечно, изменились. Если теперь «можно все», или, по крайней мере, дефицита информации никто не испытывает, то зачем же нам СНТО? Если смотреть глобально, то для занятий узкоспециальными направлениями уже не требуется организовывать свой кружок – научный или творческий поиск можно проводить и в одиночку (или на пару со специалистом – научным руководителем или педагогом по специальности). Направления исследований расходятся все дальше друг от друга, что заметно в научных статьях участников СНТО новейшего времени, опубликованных в сборнике. В широкой палитре музыковедческих траекторий соседствуют древнерусские песнопения XII века, партитуры эпохи барокко, первые звуковые фильмы, старинная испанская и ультрасовременная американская и немецкая музыка, оркестр графа Шереметева и второй русский авангард.

Задача новейшего СНТО – создавать и поддерживать творческую среду, в которой комфортно развиваться профессионально и общаться с единомышленниками. Каждый проект общества – штучная работа от идеи до воплощения, причем участники сами выбирают, в каком направлении им практиковаться. Например, для создания сборника нужно было брать интервью, организовывать встречу с участниками, заниматься редактурой, общаться с издательством, добывать материал в архиве Консерватории, писать научные статьи и анонсы для социальных сетей.

В 2017–2020 годах СНТО развивало несколько направлений: научные конференции и семинары, концертные программы и музыкальный менеджмент. Научные мероприятия студенческо-аспирантская секция «Свое vs чужое в истории музыки: от пародии до аллюзии» (в рамках Шестой международной конференции «Музыка-философия-культура», 2018) и Всероссийская научная конференция-конкурс для студентов и аспирантов «Музыка и христианство» (2019) – проходили в формате конференции-конкурса, где каждое выступление завершалось дискуссией с другими участниками и членами жюри. Активное обсуждение докладов сложилось и на Семинаре по итогам конкурса курсовых работ студентов историко-теоретического факультета (2020).

Сборник статей

Концертные программы общества включали два обязательных компонента: звучание редко исполняемых сочинений и музыковедческий комментарий к программе. В 2019 году прошли концерты британской музыки, приуроченные к перекрестному году культуры Великобритании и России: «Музыка английского барокко», «Антология британской музыки XX века» и «Век английского барокко: к 360-летию со дня рождения Генри Пёрселла». В рамках концертов состоялись российские премьеры старинной и современной музыки. Помимо студентов и выпускников Консерватории (Камерный оркестр СНТО под управлением Вячеслава Рачеева, ансамбль старинной музыки Atemzeit) в программах приняли участие ансамбли Quori Cantati, Voci Di Ricci (МГУ) и исполнители из РАМ им. Гнесиных.

Среди совместных проектов СНТО – ежегодные концерты Международного форума испанского искусства sica Ibérica, проводимые вместе с МГИМ им. Шнитке; Международный фестиваль камерной музыки «Сезон Макса Регера» (2018–2019). В 2019 году было подписано соглашение о сотрудничестве с Советом молодых ученых Санкт-Петербургской консерватории: по приглашению участников Совета музыковеды из СНТО вели концерты «Петербургских сезонов» в галерее Зураба Церетели (2019) и выступали на круглом столе «Актуальные проблемы современного музыкального театра» VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума (2019).

В 2018 году СНТО стало организатором семинара «Музыкальный менеджмент сегодня: от теории к практике», на котором московские арт-менеджеры поделились тонкостями создания собственных музыкальных проектов – будь то музыкальная интернет-платформа, фестиваль или исполнительский коллектив. Студенты Московской, Нижегородской, Петрозаводской консерваторий, РАМ имени Гнесиных представили собственные проекты и получили доброжелательную критику со стороны компетентных специалистов.

Сейчас открывается новая страница в жизни СНТО. В его ближайших планах – развитие нескольких научно-творческих направлений. Во-первых, создание дискуссионного клуба, на заседаниях которого будут обсуждаться актуальные вопросы современного музыкознания и исполнительства. Во-вторых, популяризация музыкальной науки в студенческой среде – например, тематические публикации в социальных сетях общества, которые осветят последние научные открытия и книжные издания, а также помогут студентам грамотно выстроить и оформить их собственные научные работы. И, конечно, важной сферой деятельности СНТО остается общение с молодыми учеными, исполнителями, журналистами и театроведами, обмен опытом и совместное творчество.

Анна Пастушкова, Анастасия Хлюпина, НКФ, музыковедение

Открытие новых талантов

Авторы :

№2 (1376), февраль 2021 года

В Московской консерватории с 12 по 19 декабря прошел Международный конкурс скрипачей к 90-летию Эдуарда Грача. Его оргкомитет принял наилучшее решение из всех возможных: не переносить или отменять состязание, а провести его в дистанционном формате. И, несмотря на эпидемиологическую ситуацию, закрытые границы и прочие ограничения, у десятков юных исполнителей появился шанс поучаствовать в этом удивительном празднике музыки.

В состав жюри конкурса вошли звездные ученики профессора Э.Д. Грача. На сегодняшний день они являются одними из самых востребованных и ярких представителей русской скрипичной школы на мировой сцене – Алёна Баева, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Айлен Притчин и Хироко Нинагава.

Результат превзошел все ожидания. На первый тур поступило 37 заявок из 11 стран, и подобная география, безусловно, впечатляет. Свои записи прислали скрипачи из Азии, Европы, Соединенных Штатов Америки и даже Бразилии. На второй тур конкурсных прослушивай было допущено 18 участников, которые должны были исполнить свободную программу на 50–60 минут. После нескольких дней, проведенных за тщательным просмотром видеозаписей конкурсантов, в юбилейный день рождения профессора Э.Д. Грача во время гала-концерта 19 декабря были объявлены результаты конкурсных прослушивай и названы имена победителей.

Первой премии и звания лауреата удостоились Алина Куроедова (Россия) и Надежда Эттингер (Люксембург); вторую премию и звание лауреата получили Агаша Григорьева (Россия) и Наина Кобзарева (Россия); третьей премии и звания лауреата удостоились Микель Муньис-Гальдон (Испания), Софья Девуцкая (Россия) и Алексей Стычкин (Россия / Бельгия); четвертая премия и звание лауреата досталось Катарине Мрвич (Сербия), Марии Окуневой (Россия) и Вэй Чжану (Китай); пятая премия и звание лауреата – Е Ри Ро (Республика Корея) и Софье Ермасовой (Россия); шестая премия и звание лауреата – Индире Нурлыбай (Казахстан) и Азату Нургаянову (Россия).

Но, безусловно, главным призом конкурса Э.Д. Грача являются сольные концерты лауреатов, которые состоятся уже в следующем сезоне. Лауреаты первой премии выступят в Малом зале Московской консерватории, лауреаты второй премии – в Рахманиновском зале, обладатели третьей премии – в концертном зале имени Мясковского, а четвертой, пятой и шестой – в залах партнеров Московской консерватории.

Основная задача любого конкурса – открытие новых талантов, одаренных молодых исполнителей, будущих кумиров публики. И на конкурсе Эдуарда Давидовича Грача мы действительно познакомились с перспективными, самобытными, по-настоящему уникальными молодыми скрипачами. Двое главных победителей любезно согласились немного побеседовать с нами.

Алина Куроедова:

– Алина, прошлым летом Вы закончили Московскую консерваторию, а когда Вы приняли решение, что будете участвовать в конкурсе Вашего учителя, профессора Э.Д. Грача?

– Думаю, весной. Но подготовка началась немного позже, так как в то время я готовила программу для выпускного экзамена и дальнейшего поступления в ассистентуру-стажировку. И она полностью отличалась от той, что я исполняла на конкурсе. После поступления в ассистентуру я была на подъеме, одна большая задача была выполнена и появилась другая цель. Я была уверена, что успею подготовить новую программу.

– Какие произведения Вы исполняли на конкурсе?

– На первом туре я играла Адажио и Фугу из третьей сонаты Баха и делала запись своими силами. Для второго тура я делала запись уже в Рахманиновском зале консерватории.

– И какую программу?

– Когда я узнала, что в записи могу исполнить любую музыку, которую захочу, я решила сыграть Стравинского, Шумана и Вайнберга. Это был прекрасный шанс исполнить музыку, которую ты действительно любишь. Я чувствовала, что в этот период времени данная музыка мне близка и полностью совпадает с моим настроением.

– Какие эмоции Вы испытывали, играя в пустом зале?

– Эмоции были смешанными. Одним из требований конкурса было предоставить запись тура одним дублем, нельзя было выключать камеру, и было довольно тяжело играть без перерывов 60 минут. Если бы это был мой сольный концерт, на котором присутствовала публика, то ощущения были бы другими, ведь обратная связь очень важна для исполнителя. Странно было заканчивать произведение и стоять в полной тишине.

– А была ли возможность «обыграть» конкурсную программу?

– Нет, такой возможности не представилось. Конечно, мне нужно было попробовать свои силы, исполнить все произведения без остановок, и, если это можно назвать «обыгрыванием», то меня послушали мои друзья.

– Планируете ли Вы развивать какую-либо из онлайн-платформ, чтобы делиться своим творчеством с большей аудиторией?

– Конечно, я об этом задумываюсь. Скорее всего, без социальных сетей в ближайшем будущем будет просто невозможно продвигать какой-либо личный бренд. Главное, чтобы это не стало замещением реальной концертной деятельности, потому что, на мой взгляд, это не всегда искусство. В интернете слишком много различного «мусора», и у публики, к сожалению, не всегда получается его правильно сортировать. Внутренний страх пока меня останавливает, но я не оставляю эту идею и планирую в скором времени начать развивать, скажем, YouTube-канал.

Надежда Эттингер:

– Надежда, расскажите немного о себе, где и у кого Вы обучались?

– Мне 20 лет, я живу в Люксембурге, и в данный момент учусь в Льежской Королевской консерватории на курсе Филиппа Коха. На скрипке я начала играть в возрасте трех лет. Мои родители не являются музыкантами, но просто обожают музыку. Когда мне было два года, они подарили мне игрушечное пианино с одной октавой. Я начала подбирать мелодии на слух, что подтолкнуло родителей найти мне репетитора. Я была слишком мала, чтобы учиться в местной музыкальной школе, но родителям удалось найти для меня преподавателя по скрипке. Я сразу поняла, что это мое. Спустя несколько лет я начала обучение в Консерватории Люксембурга в классе Лоренс Кох.

– Как Вы узнали о Конкурсе Эдуарда Грача? Почему захотели принять участие?

– Принимать участие в конкурсах я начала не так давно, но обнаружила в этом большую пользу для себя. Конкурсы помогают не стоять на месте и ставить конкретные цели. Я зашла на сайт Musical Chairs, наткнулась на Международный конкурс скрипачей к 90-летию Э. Грача и решила, что для меня будет большой честью поучаствовать в этом соревновании. Также меня привлек состав жюри и возможность участников свободно выбирать собственную программу.

– А как проходила подготовка в условиях локдауна? С какими трудностями Вы столкнулись? Расскажите немного о том, как Вы делали запись для Конкурса.

– Из-за пандемии подготовка была непривычной. За неделю до первого дедлайна я заболела, поэтому решила записать сольную программу, чтобы не подвергать опасности здоровье концертмейстера. К счастью, к началу второго тура я смогла проводить репетиции уже вместе с моим концертмейстером Петром Петровым. Мой преподаватель из Люксембурга много раз лично присутствовала на моих репетициях, что в нынешних реалиях – настоящая привилегия. Она даже смогла забронировать для нас Большой зал консерватории, чтобы я смогла поработать с акустикой. Впервые в жизни я исполняла настолько длинную программу без единого перерыва, поэтому очень переживала, что в любой момент посторонние люди могут войти и прервать запись. В итоге я дважды сыграла программу и почувствовала облегчение от того, что все прошло идеально.

– Во втором туре Вы исполнили первую часть Концерта Чайковского. Скажите, часто ли Вы исполняете музыку русских композиторов?

– Я очень люблю музыку славянских композиторов. В данный момент я работаю над вторым концертом Прокофьева, камерной музыкой и произведениями для оркестра Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Рахманинова.

Искренне желаем победителям вдохновения, воплощения всех творческих задумок, множество замечательных концертов, восторженной публики и оглушительных оваций!

Александра Рысалиева

Фото Геннадия Акинфина

Читать и учиться

Авторы :

№2 (1376), февраль 2021 года

В Санкт-Петербургском издательстве «Планета музыки» вышло второе издание учебного пособия по музыкальной журналистике профессора Т.А. Курышевой. В свое время наша газета рассказывала о нем своим читателям (РМ, 2007, №9), однако за прошедшие годы книга, которая создавалась в Московской консерватории на рубеже XX–XXI веков, не только не утратила своей актуальности, но, напротив, оказалась более чем востребованной в масштабе всей страны и не только. А сегодня, естественно, новое издание предлагает будущим читателям уже двойное пользование «на равных»: и в печатной, и в электронной версиях.

Проблемы журналистики сегодня волнуют очень многих – и профессионалов, и «потребителей» результатов журналистской деятельности. Тем более, что интенсивная жизнь в соцсетях сделала участниками информационного обмена очень и очень многих во всем мире, а «умения» делать эту работу, увы, не достаточно. Количество забивает качество, поэтому спрос на профессионалов в разных сферах, особенно в области культуры, неуклонно растет.

Высшая школа по-своему отзывается на этот процесс – открываются факультеты журналистики, вузы культуры, со своей стороны, пытаются расширить журналистскую составляющую. В их числе и музыканты.

Музыкальная журналистика, включая музыкально-критическую, – это не только область в журналистской сфере, направленная на музыкальные события и их участников. Это, одновременно, и эстетико-философский взгляд на современный музыкально-культурный процесс. Здесь нужны и музыкальные знания, и писательское дарование, и культурологическая, философская оснащенность. Учебное пособие профессора Курышевой ведет студента, выбирающего эту творческую стезю, сразу в трех названных направлениях. И хотя научить, по большому счету, подобной творческой деятельности сложно, показать «направление движения» для развития – вполне. В этом ценность и необходимость заслуженно востребованного издания.

Приветствуя переиздание созданной в Московской консерватории серьезной книги о музыкальной журналистике, хочется привести важное наблюдение о ней профессора В.Г. Тарнопольского: «Это редкая удача, что музыковед-теоретик по образованию и научным пристрастиям, направленным на современную музыку, доктор искусствоведения и профессор, преподающий в Консерватории почти что с первых трудовых шагов, сочетает все это с многолетним опытом практической журналистики, печатной и телевизионной. Логика мысли, концептуальная выстроенность глав, разделов и всей насыщенной разнообразной информацией книги выдают масштаб ученого, а «легкое перо» журналиста делает внушительный методический опус увлекательным чтением». Дорогие студенты, читайте и учитесь!

Собкор «РМ»