Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Памяти учителя

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

12 января 2002 года ушел из жизни наш выдающийся соотечественник, композитор и органист, пианист и дирижер, Олег Григорьевич Янченко. Среди множества званий и регалий, а их было более, чем достаточно (народный артист РФ, солист МГАФ, лауреат Государственной премии, президент Ассоциации органистов России и множество др.), самым дорогим для Олега Григорьевича было звание профессора Московской консерватории. Он всегда с гордостью говорил о своей педагогической работе своим коллегам в России и на Западе, во время своих поездок и гастролей, вкладывая особый смысл в слово «учитель».

Еще со студенческих времен, восхищаясь своими великими педагогами Г. Нейгаузом (по фортепиано) и Ю. Шапориным (по композиции), для Олега Янченко сформировались приоритеты эстетических «ценностей», в которые он вкладывал все то, что позволяло ощутить атмосферу подлинного творчества на его уроках. Помню, как особенно в последнее время, ностальгически вспоминая 1950–60-е годы, он почти всегда с грустью, столь не свойственной ему, говорил об утрате «духа» общения между учителем и учеником, потере интереса наших органистов друг к другу.

Исключительная доброжелательность и демократичность стиля общения Олега Григорьевича с самыми разными людьми (от рабочего сцены до директора филармонии, с которыми он был равно толерантен) с первой минуты разрушала всякие «психологические» барьеры, обезоруживала и удивляла. Уважение к любой мысли или слову со стороны собеседника, каждой играемой ему ноте не просто приводило в восторг, окрыляло, но и заставляло более требовательно относиться к своим поступкам и раскрывать себя до конца. Самоотдача при работе с Олегом Григорьевичем была колоссальной, хотели мы того или нет. Он никогда ничего не требовал, но умел настроить и дать за один урок то, что можно было искать многими месяцами. Требовательность к постановке задач, отношение к предмету (внутренняя сосредоточенность и трудолюбие), а не формальная работа над техническими или стилистическими вопросами в исполнительстве — вот, что имело для профессора Янченко педагогический интерес. Он во всем и всегда умел добиваться поставленной цели и считал, чтобы добиться «аутентичного» исполнения (т. е. «правдивого» в художественном отношении) необходимо опираться не на существующие стереотипы (моду на тот или иной стиль игры или музыки), а на собственное представление, навыки и слуховые ощущения, глубоко оправданные замыслом исполняемого сочинения. Свобода и самостоятельность, с которыми мы, его ученики занимались в органном классе, выбирая, например сочинения и работая над ними, со стороны могли показаться безграничными. Но это было далеко не так. Полет фантазии жестко ограничивался многими факторами, как, например «самой музыкой», из которой Янченко всегда «настойчиво советовал» исходить. Он всегда возмущался, когда кто-либо пренебрегал авторскими ремарками и собственно текстом произведения, где «все написано». Нужно было просто уметь прочитать то, что указал автор — предельно просто и безапелляционно!

(далее…)

Бал и лебединая песня

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

Сумрак, который окутывает некоторые события прошлого, иногда не хочет рассеиваться. Несомненно, что в нём события эти выглядят не совсем так, как они действительно происходили. Но так же несомненно, что одинокая дата, остающаяся после того, как кто-нибудь снимает с события его таинственное покрывало, способна рассказать нам гораздо меньше, чем мы ждём от неё.

О человеке по фамилии Перголези известно не так много – гораздо меньше, чем о неаполитанском композиторе Перголези. Этот последний – бессловесный двойник первого – весьма знаменит. Он – создатель оперы-buffa. Это его «Служанка-госпожа» облетела весь музыкальный мир, будучи всего лишь интермедией. Это он к двадцати шести годам был автором десяти опер – не только эфирно-весёлой «Служанки», но и весьма весомых опер-seria – среди которых возвышается «Олимпиада». Это он написал ту самую «Salve Regina», которую столь трогательно пела Консуэлло под руководством маститого Никколо Порпоры. Это его имя возникает в наших сердцах всякий раз, когда кто-нибудь произносит магическое словосочетание «Stabat mater», так же как имя Генделя при слове «оратория» или имя Бетховена при слове «симфония».

Наверное, справедливо, что в нашем сознании уживаются в основном такие «эпохальные достижения» (намеренно громкие слова!) Да, правильно: Перголези к двадцати шести годам написал десять опер. Но… двадцать шесть лет – много это или мало? Конечно, мало – ответ совершенно очевиден. А если композитор прожил всего только двадцать шесть лет? Тогда – это целая Вселенная… И вот здесь мы осторожно вступаем на шаткий, качающийся мост, соединяющий Перголези-композитора и его же-человека.

Ему было двадцать пять, когда провалилась в Риме его «Олимпиада» и когда он познакомился «средь шумного бала» с одной девушкой. Конечно, её звали Мария. На балу, среди танца, Перголези, наверное, рассказал ей о том, что несмотря на знатность своего рода он беден, отчего и скрывает свою истинную фамилию – Драги – под всем известным псевдонимом…

(далее…)

К 150-летию В. И. Сафонова

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

ИЗ ПЕРЕПИСКИ
О ПРАЗДНОВАНИИ 50-ЛЕТИЯ
МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ИМПЕРАТОРСКОГО
РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

(письмо от 6 ноября 1910 г.)
Фонд 661, опись 1, единица хранения 125, листы 8-й и 9-й

В Дирекцию Московскаго Отделения ИМПЕРАТОРСКАГО Русскаго Музыкальнаго Общества

Милостивые государи!

В 50-ти летнюю годовщину основания Московскаго Отделения ИМПЕРАТОРСКАГО Русскаго Музыкальнаго Общества, друзья, почитатели и ученики В. И. Сафонова, желая отметить его выдающуюся деятельность: 1) как Директора Отделения и Консерватории, своею исключительною энергиею создавшаго здание Общества и великолепный Концертный зал, 2) своим редким педагогическим талантом воспитавший ряд видных музыкальных деятелей и поднявший Московскую Консерваторию на высоту первокласснаго Учреждения и 3) своим блестящим дирижерским талантом, много способствовавшим распространению русской музыки за границей, просят Вас принять бронзовый бюст В. И. Сафонова, работы профессора В. А. Беклемишева, для постановки в фойэ большого зала, как выражение признательности за все его заслуги перед Музыкальным Обществом.

(117 подписей)

(далее…)

Классик на все времена

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

Первый Московский открытый конкурс молодых композиторов и музыковедов имени А.Н.Скрябина торжественно стартовал в Государственном мемориальном музее, по праву носящего имя великого русского композитора. Это значительнейшее событие в художественной жизни столицы было приурочено к 130-летию со дня рождения уникального музыканта, подарившего миру свое вдохновенное искусство в самых разных областях многогранного творчества.

Скрябин, живший на рубеже XIX и XX веков (1872–1915) опередил свое время как никто другой. Новации создателя «Поэмы экстаза» и «Прометея» в области мелодики, гармонии, структурного и оркестрового мышления до сих пор воспринимаются дерзновеннейшими открытиями. Он не создал ни одной оперы, но мыслил вокально-симфонически. Завет Бетховена, утопически мечтавшего о победе Добра и Красоты, утверждавшего культ Света в финале Девятой симфонии, был по-своему подхвачен Скрябиным в грандиозном вокально-хоровом сочинении — «Гимне музыке» шестичастной Первой симфонии. В «Божественной поэме» и «Поэме экстаза», ставшей последним чисто оркестровым опусом, творец, казалось, исчерпал все возможные резервы «космического» мышления в музыке… И как божественное откровение — явление миру «Поэмы огня», первого цветомузыкального произведения для солирующего фортепиано, хора, органа, разработанной по эскизам автора специальной световой партитуры и грандиозного состава оркестра.

Скрябин стал «возмутителем спокойствия» в среде своих консерваторских учителей — В.И. Сафонова, С.И. Танеева, А.С. Аренского, А.К. Глазунова. Высоко ценившие пианистическое мастерство воспитанника Московской консерватории, они были единодушны в негативной оценке его композиторского дарования. Старший современник Р.М. Глиэра, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, Скрябин стал для них и многих других творцов XX века правовестником эксклюзивной фресковой звукописи космических масштабов. Творец поздних одночастных фортепианных сонат и «Прометея» пытался поэтически и философски обосновать свое творческое кредо, что в немалой степени способствовало восприятию фигуры автора в тоге «авангардиста» и «декадента».

Современник Скрябина — выдающийся музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин (1875 – 1925), организатор вечеров современной музыки и пропагандист творчества Скрябина проницательно заметил: «Только «декаденты» своего времени становятся впоследствии классиками на все времен (Бетховен, Шуман, Вагнер, Мусоргский, Скрябин)…»

(далее…)

Открытое письмо

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

Открытое письмо
Ученого Совета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Мы, профессора и преподаватели консерватории, обращаемся ко всем, кому небезразлична судьба крупнейшего музыкального центра России.

Сегодня, как и полтора года назад, на страницах отдельных газет появляются искаженные факты жизни консерватории. Но сегодня страсти бушуют не в самой консерватории, где общественное мнение вполне определилось, а вокруг нее.

С тех пор, как год назад консерваторию возглавил новый ректор Александр Соколов, изменилась сама атмосфера нашего дома. В конце февраля Ученый Совет единогласно выразил свою поддержку ректору и одобрил его работу.

Однако бывший ректор М. Овчинников продолжает бороться за свое кресло. Пользуясь решением Пресненского суда Москвы – решением, на которое подана кассационная жалоба, и вскоре предстоит новое слушание – М. Овчинников вновь начал атаку на консерваторию. Напомним, что приказом министра культуры М. Швыдкого он был уволен вновь сразу после его восстановления судом.

После пресс-конференции М. Швыдкого в газетах появился ряд статей, объективно оценивающих ситуацию. Пресса поддержала позицию министра и коллектива.

Однако, в «Московском комсомольце» от 11.03.2002 появился пасквиль, оскорбляющий честь и достоинство как самой консерватории, так и тех, кто ей предан и отдает всю жизнь. «Московский комсомолец» уже напечатал ответ М. Швыдкого. Здесь наше мнение полностью совпадает с министром. Со своей стороны, мы считаем необходимым также подтвердить, что факты, приведенные в статье фальсифицированы.

Сейчас консерватория, к счастью, изменилась. Прилюдно сообщать о ней небылицы – для уважающего себя издания просто неприлично. Оскорбителен и сам тон по отношению к А. Соколову. Он не «числится ректором», как написано в газете, а избран коллективом при подавляющем большинстве поданных за него голосов.

(далее…)

Открытое письмо

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

Заслуженному деятелю искусств РФ, доктору искусствоведения,
проф. Овчинникову М. А.

Уважаемый Михаил Алексеевич!

История Московской консерватории знает немало примеров смен Ректоров (Директоров), происходивших помимо их воли и желания. Ни один из них при этом не был отягощен обвинениями в недостойных нарушениях материальных и моральных интересов.

Разумеется, Вы, Михаил Алексеевич, выпускник Московской консерватории, вознесенный на высоту того же официального положения, не можете этого не знать. Так же, как не можете не знать о том, что ни один из Ректоров не позволял себе использовать свой уход для внесения смуты в жизнь консерватории и не притязал на свое восстановление в прежней должности.

К сожалению, ни примеры прошлого, ни решения Конференции 7 марта 2001 г., красноречиво высказавшейся за смену стиля руководства и концепции внутренней жизни коллектива консерватории, заметно улучшившийся за последний год, не побудили Вас не подвергать воспитавшую Вас Alma Mater мелким, но раздражающим нападкам, наносящим – и Вы не можете этого не знать – урон общественной репутации нашего прославленного учебного заведения.

Наконец, 18 марта Вы подали в суд на коллектив ВУЗа, не желающего видеть в Вашем лице своего лидера.

Все это, чем дальше, тем больше, отдаляет Вас от Консерватории, о принадлежности к которой Вы неоднократно заявляли.

Ученый совет Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского
19.03.2002

Мировая премьера

Авторы :

№ 2 (1209), март 2002

Настоящей сенсацией XVII Международного фестиваля современного искусства в Брянске стала мировая премьера Второй камерной симфонии Николая Рославца, которую блестяще провел ансамбль «Студия новой музыки» Московской консерватории под управлением Игоря Дронова.

С 19 по 23 марта 2002 г. в Брянске прошел XVII Фестиваль имени Николая Рославца и Наума Габо.

Организаторами фестиваля являются композитор Марк Белодубровский и директор фонда культуры РАГД Любовь Пчелкина. Фестиваль, основанный в 1986 г., и названный в честь двух выдающихся уроженцев Брянской области — композитора Н. Рославца и авангардного художника-архитектора Н. Габо — стал одним из главных оплотов возрождения музыкального наследия «забытого поколения» незаслуженно затененных русских авангардистов начала века — Александра Мосолова, Артура Лурье, Ефима Голышева, Сергея Протопопова и других. За эти годы на фестивале было исполнено множество сочинений Рославца, как брянскими музыкантами, так и известными исполнителями из других городов. Среди солистов и ансамблей, принимавших участие в фестивале за эти годы, можно назвать Ансамбль ударных Марка Пекарского, Московский ансамбль современной музыки, московского пианиста и композитора Ивана Соколова, петербургского пианиста и композитора Сергея Осколкова, тенора из Петербурга Андрея Славного, московской певицы Ольги Седельниковой и многих других. Среди гостей из других стран можно назвать немецкого композитора Пауля Хайнца Диттриха и американского композитора Джозефа Персона.

Фестиваль не ограничивается исполнением музыки только этого специфического направления, а представляет широкую палитру музыкальных стилей и направлений, включая музыку современных композиторов, классический репертуар, фольклор, а также театральные представления, художественные выставки, поэтические чтения и демонстрацию фильмов. Фестиваль имени Н. Рославца и Н. Габо придал городу Брянску неповторимый, индивидуальный творческий облик, с которым могут состязаться культурные центры многих стран мира. Действительно, на этом фестивале порой можно услышать музыку, которую не услышишь ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Париже, Берлине или Нью-Йорке.

На XVII фестивале, который по своему масштабу и размаху превосходил все предыдущие, выступало большое количество именитых артистов. Фестиваль открылся концертом ансамбля «Opus Posth», руководимым Татьяной Гринденко. Впервые этот коллектив выступил с концертом в 1999 году на фестивале «Московский форум», проводимом Центром современной музыки Московской консерватории. С тех пор ансамбль завоевал определенную популярность, особенно в среде любителей т.н. «альтернативного» направления. В Брянск «Opus Posth» приехал с яркой, запоминающейся программой из сочинений А. Пярта, Я. Ксенакиса, В. Мартынова, П. Карманова, П. Дрешера и Г. Пелециса, а заодно и с самим композитором Мартыновым, выступившим с послесловием.

Преподаватель Московской консерватории, Елена Либерова вместе с пианистом, Сергеем Кондаковым, весьма убедительно исполнили в Художественном музее яркую и разнообразную программу из романсов Мечислава Вайнберга (Первая тетрадь «Еврейских песен»), Сергея Прокофьева (Пять стихотворений Анны Ахматовой), Николая Мясковского («Мадригал») и Михаила Коллонтая («Из поэзии Древнего Египта»). Пианистка Ирина Северина исполнила несколько коротких, но очень значительных сочинений композиторов той эпохи — «Три композиции» Николая Рославца, «Aimons nous les uns les autres» («Полюбим мы друг друга») Николая Обухова, а также Четыре прелюдии Юлиана Скрябина, гениального сына А. Скрябина, написавшего эту сложнейшую музыку в 10 лет, и вскоре трагически утонувшего в Днепре. В дуэте со скрипачом Марком Белодубровским был исполнен «Романс» выдающегося музыкального теоретика Аресения Авраамова, одно из немногих сохранившихся сочинений этого автора. Струнный квартет во главе со скрипачкой Валентиной Фиш исполнил раннее сочинение «Langsamer Satz» («Медленная часть») Антона Веберна, написанное в романтической манере.

(далее…)