Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Начало

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Ельня…Старинный русский городок в 82 километрах к юго-востоку от Смоленска, один из районных центров Смоленской области. Добираться до него из Москвы не слишком удобно. Прямого автобуса нет, да и на железнодорожном транспорте без пересадки не обойтись — сначала с Белорусского вокзала на фирменном поезде Москва — Смоленск, а далее по рокадной (военной) дороге на тихоходном дизеле до Ельни.

Ехали мы с необычной миссией. В «служебную командировку» отправились студент V курса, зам. председателя студенческого профкома Артем Давыдов и автор этих строк. Цель нашей поездки — договориться с администрацией Ельнинского района об установке Памятного знака погибшим ополченцам из Московской консерватории. Консерваторцы, составлявшие основу 24-го полка 8-й Краснопресненской дивизии, 64 года назад первыми встали на пути прорвавшего нашу оборону врага. Было это недалеко от Ельни. Бой длился почти три дня, большинство ополченцев погибло…

(далее…)

Органное приношение

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Неожиданно глинкинская тема зазвучала по-новому. В программе органного концерта соединились два направления творчества Глинки — композиторское и исполнительское. Автор замечательных сочинений, оказавших воздействие на все последующее развитие отечественной музыки, был также виртуозным пианистом, владел вокалом и игрой на скрипке, великолепно импровизировал на органе. Его имя тесно связано с органной культурой первой половины XIX столетия.

Концерт, состоявшийся в Малом зале консерватории, был организован кафедрой композиции Московской консерватории. Исполнители — учащиеся классов органа проф. Н. Н. Гуреевой и доц. Д. В. Дианова. Программу концерта, сделанную по принципу диалог двух эпох, составили произведения Глинки, его современников и сочинения композиторов московской школы разных поколений. Интрадой послужили три фуги Глинки (О. Кошкина, орган). Фуги Es-dur, a-moll и D-dur были написаны композитором, вероятно, в Берлине (1833–34 гг.) во время занятий с З. Деном и изданы как фортепианные. «Молитва» Глинки (В. Савчук — сопрано, О. Кошкина — орган) изначально создавалась для голоса с фортепиано. Позднее автор сделал версию для голоса соло, четырехголосного хора и оркестра. Органные сочинения современников Глинки были представлены двумя опусами. В исполнении Д. Дианова прозвучала «Молитва без слов» князя В. Ф. Одоевского. С именем Одоевского, известного литератора, «ученого музыканта», знатока органостроения и почитателя органной музыки, связано возникновение первых в России сочинений для этого инструмента. Впервые прозвучал миниатюрный романс К. А. Булгакова «Горные вершины» на слова М. Ю. Лермонтова для 2-х голосов с органом (С. Бойченко — сопрано, З. Рубинова — меццо-сопрано, А. Максимова — орган).

(далее…)

«Пианист исключительного дарования и масштаба»

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

В начале октября в Музее им. Н. Г. Рубинштейна в цикле «Выдающиеся деятели фортепианного факультета» прошло первое в этом сезоне музыкальное собрание, посвященное памяти Алексея Алексеевича Чичкина (1904–1963) — выдающегося пианиста, педагога, методиста, организатора. С воспоминаниями о замечательном музыканте, человеке трудной судьбы, выступили проф. В. К. Мержанов, проф. Ю. А. Туркина, проф. А. В. Самонов, доц. П. В. Лобанов, режиссер А. С. Днепров, Г. И. Нафтиков, Н. Н. Рождественская (Павлова), сын А. А. Чичкина — журналист А. А. Чичкин. В собрании было впервые продемонстрировано исполнение Чичкиным «Чаконы» Баха-Бузони в записи 1947 года, отреставрированной в Лаборатории звукозаписи Московской консерватории — том подразделении, которым, что глубоко символично, руководил в 1944–1953 годах сам Чичкин.

В концертной части собрания прозвучали произведения, входившие в исполнительский и педагогический репертуар Чичкина. Их сыграли студенты и выпускники фортепианного факультета Московской консерватории Ю. Василенко, В. Грязнов, А. Куликов, А. Семкина, Р. Урасин, С. Цчиду, Ю. Чернявская. Вела собрание студентка историко-теоретического факультета Е. Колокольникова. С сообщением «А. А. Чичкин в истории отечественного фортепианного искусства» выступил автор этих строк. В организации и проведении собрания неоценимую помощь оказали проректор по научной и творческой работе проф. Е. Г. Сорокина, зав. кафедрой фортепиано проф. Л. В. Рощина, зав. Лабораторией звукописи Т.В.Задорожная, директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна Е. Л. Гуревич.

(далее…)

Классический рояль Григория Гинзбурга

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Говорить о Гинзбурге-пианисте значит говорить о взаимоотношениях исполнителя с инструментом. С этого начать и этим кончить. Рискну сказать, что главное содержание искусства Гинзбурга определяется в момент прикосновения пианиста к клавиатуре рояля. И здесь — основная трудность. Говорить о том, о чем принято говорить в таком случае — о «благородстве исполнительского туше», о «богатстве и тонкости звуковой палитры» и т. п. — занятие неблагодарное и бесполезное. Двадцатый век богат выдающимися и великими пианистами. И кого же из них не отличало собственное необыкновенное туше и богатство фортепьянных красок?! В случае с Гинзбургом надо говорить о другом: об утопически-прекрасном братстве исполнителя со своим инструментом.

Взаимоотношения Гинзбурга с роялем приводят на ум слово «аристократизм». Но, как все на свете, в разных условиях аристократизм выглядит по-разному, может восхищать и отталкивать. Аристократизм взаимоотношений Гинзбурга-пианиста с роялем прекрасен абсолютно. В нем — совмещение несовместимого — аристократизм, помноженный на братство, равенство и свободу. Отечеством Гинзбурга оказалась страна, пропустившая через себя большую утопию коммунизма. Соприкоснувшись с материальной действительностью, утопия сгнила и самоуничтожилась. Но в эстетической действительности утопия дала драгоценные плоды. Струна утопии ярко звучит в музыке Прокофьева, а также молодого Шостаковича (у которого Асафьев различает «светлый бег Олимпиад») и молодого Свиридова. Непреходящего значения художественная утопия осуществилась и во взаимоотношениях Гинзбурга с «врученным» ему инструментом. В этом он был сыном своей страны и своего времени.

(далее…)

Концерты и афиши, или Третий закон Ньютона

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Появись сейчас в нашей alma mater сформулировавший свой третий закон — «сила действия равна силе противодействия» — Исаак Ньютон, он бы вновь мгновенно убедился в его правильности. Как много нового и плодотворного произрастает сегодня на ниве консерватории, какие талантливые, энергичные, современные люди трудятся в ней! Но, Бог мой, какие же немыслимые и главное, специально создаваемые их антиподами препятствия приходится им преодолевать, сквозь какие же тернии они устремляются к звездам!

Обратим свой взор на вершину айсберга — концертную деятельность нашего прославленного вуза. Ныне в нем работают Большой и Камерный хоры, Оперный театр, Камерный, Младший и Старший симфонические оркестры, Студия Новой музыки. Как часто им удается выступить в главном консерваторском зале — Большом?

Ответ на этот вопрос мы получили у его директора — В. Е. Захарова, работающего здесь уже свыше 50 лет. Консерваторским коллективам, а также солистам и камерным ансамблям их родной зал предоставляется суммарно в среднем от одного до пяти раз в месяц. Не подумайте, пожалуйста, что каждому коллективу или исполнителю. Именно всем вместе! Не маловато-то ли? Особенно в отсутствии собственной большой сцены у Оперного театра!

(далее…)

Загадка русской души

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Алексей Мартынов

Вечера в музыкальной гостиной — недавняя, но яркая достопримечательность жизни Московской консерватории, которую не хочется, да и невозможно назвать «внутренней». Как и многое из того, что происходит в стенах Рахманиновского корпуса, события в его конференц-зале, имеющие место с января 2001, приобретают значение, во много раз превосходящее камерный масштаб аудитории. Здесь играются премьеры, осуществляются дебюты, а если учесть общедоступность бесплатных вечеров — совершается важнейшее таинство встречи с музыкой, на пути которого в наше коммерциализированное время так часто встает «презренный металл»!

20 октября 2004 года в музыкальной гостиной состоялось мероприятие действительно огромного значения: был впервые исполнен целиком вокальный цикл Ивана Соколова на стихи Андрея Платонова «Далекая дорога». Пел народный артист России Алексей Мартынов (тенор), за роялем — автор, композитор Иван Соколов.

Двадцать семь романсов, пусть и разделенных на три части по девять сочинений — объем колоссальный, требующий от исполнителей и слушателей невероятного напряжения, как эмоционального, так и физического. Немного в истории музыки подобных сверхциклических композиций, а уж случаи их концертного представления можно по пальцам перечесть. Трудно сказать, что явилось причиной — музыка Ивана Соколова, исполнительский талант артистов или некое стечение звезд — но «марафон» был пройден всеми присутствующими с удивительной легкостью (не тождественной, однако, легковесности и поверхностности). С первых мгновений все было погружено в атмосферу, сочетающую русскую тоску и космическое воодушевление, отчаяние и катарсис. В произведении (не будем разделять его композицию и интерпретацию) сошлось многое из того, что связано для нас с понятием «загадка русской души» — и толстовское, и тургеневское, и чеховское, и достоевское.

(далее…)

Хоровые премьеры осени

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

«Московская осень» и Борис Тевлин…

Имя фестиваля и имя Артиста связаны неразрывно. Каждый год — с самого тысяча девятьсот семьдесят девятого, с первой «Осени» — Мастер исполняет программу современной отечественной музыки. Какая бы эпоха ни стояла на дворе — «имперские» восьмидесятые, «хаотические» девяностые, «рациональные» двухтысячные; с какими бы коллективами не работал Борис Григорьевич: общефакультетский хор Консерватории, Хор молодежи и студентов или выпестованный им в последнее десятилетие Камерный хор моей дорогой Alma mater — профессор Тевлин продолжал и поныне продолжает высочайшее, бескорыстное служение композиторам-современникам, живым и уже ушедшим.

3 ноября 2004 года в Малом зале Консерватории в рамках Международного музыкального фестиваля современной музыки «Московская осень» состоялся концерт Камерного хора Московской консерватории. В зале аншлаг, очень много молодежи. «Племя младое» знает: интерпретируемая тевлинскими певцами музыка наших дней предстанет во всей полноте своего внутреннего содержания. А, значит, слушатели смогут ее постичь и выбрать для себя лучшее, близкое.

(далее…)

Десять ярких творческих лет

Авторы :

№ 7 (1229), ноябрь 2004

Навстречу юбилею

«Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Бориса ТЕВЛИНА в полной мере соответствует всем высшим критериям оценки мастерства»

Министр культуры и массовых коммуникаций РФ,
лауреат Государственной премии России,
доктор искусствоведения, профессор А. С. Соколов

Концертный сезон 2004/05 гг. для Камерного хора Московской консерватории имеет особое значение. Прошло десять лет со дня основания профессором Б. Г. Тевлиным хорового коллектива, главная творческая задача которого — исполнение современной отечественной и зарубежной музыки. Камерный хор продолжит концерты ставшего уже традиционным абонемента «Хоровые вечера Бориса Тевлина», организованного совместно Московской консерваторией и Московской государственной академической филармонией. В программе этого абонемента в наступившем сезоне таких концертов три.

На вечере 11 октября были исполнены два крупных хоровых шедевра ХХ века: «Десять поэм на слова революционных поэтов» Дмитрия Шостаковича и «Концерт для хора на стихи Григора Нарекаци» Альфреда Шнитке. Концерт был приурочен к 70-летию композитора А. Шнитке. В этом концерте приняли участие многие воспитанники коллектива разных лет: на сцене под управлением профессора Тевлина музицировали свыше 60 хоровых певцов.

(далее…)