Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Поздравляем юбиляров!

Авторы :

№ 8 (1246), ноябрь 2006

Профессор Марина Сергеевна АЛЕКСЕЕВА

Профессор Марина Сергеевна АЛЕКСЕЕВА

 

Профессор Юлия Андреевна ТУРКИНА

Профессор Юлия Андреевна ТУРКИНА

 

Дорогая Юлия Андреевна

Народная артистка России, профессор межфакультетской кафедры фортепиано Юлия Андреевна Туркина в сентябре отметила прекрасный юбилей. Многогранный талант Юлии Андреевны ярко раскрывается и в педагогике, и в исполнительстве, и в музыкально-редакторской деятельности. Крупнейшую представительницу российской школы фортепианных ансамблей связывала творческая дружба с Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном, А. А. Бабаджаняном, Г. Г. Окуневым, С. В. Евсеевым, другими отечественными и зарубежными музыкантами.

(далее…)

Под знаком гимна

Авторы :

№ 8 (1246), ноябрь 2006

Парадоксально, но, в отличие от многих вузов нашей страны, в том числе и музыкальных, у Московской консерватории до сих пор не было собственного гимна. И вот, наконец, в честь празднования 140-летнего юбилея МГК возник замысел учредить конкурс на его создание.

Сочинение гимна – только на первый взгляд простая задача. На самом же деле это сложный процесс. Для начала необходимо создать текст, который ярко и образно характеризовал бы атмосферу и творческие достижения учебного заведения. Написание музыки представляет еще более ответственную задачу. Здесь для композитора важно не повторить «расхожие» обороты, типичные для многочисленных гимнов, и в то же время сделать так, чтобы собственная оригинальная интонация запоминалась как настоящая музыкальная эмблема.

(далее…)

Класс Галины Писаренко

Авторы :

№ 8 (1246), ноябрь 2006

Может быть, не случайно юбилей МГК совпал с юбилеем Д. Д. Шостаковича. Многие афиши украшали консерваторский дом именем великого композитора в начале сезона, появилось оно и в программе PisarenkoКонференц-зала. Нам, потрясенным слушателям, был представлен плод деятельности замечательного педагога, н. а. России проф. Галины Алексеевны Писаренко, в прошлом сезоне отметившей 30-летие своей педагогической деятельности. Звучала вокальная музыка Шостаковича: циклы «Семь стихотворений А. Блока» (1967) и «Одиннадцать песен из еврейской поэзии» (1948). И, возможно, именно эта программа явила нам истинное лицо педагога.

Да, конечно, триумфальный юбилейный концерт прошлой осенью продемонстрировал успехи всего класса в сложнейших произведениях, и сама юбилярша в льющемся небесном шифоне взлетала на сцену синей птицей счастья. В этом году все очень скромно – всего три ученицы. И какая трудная задача: не столько спеть, сколько прожить тончайшие по нюансировке трагические циклы, написанные в тяжелые для композитора годы. Сама Галина Алексеевна на занятиях часто повторяет: «Все время надо держать в уме задачу, все время должна идти концентрация мысли, а не – «попеть»!.. Не увлекайся своим голосом, увлекайся интонацией – идеальная интонация, когда получается Музыка!»

(далее…)

Мастер дарит радость

Авторы :

№ 8 (1246), ноябрь 2006

В Малом зале при поддержке администрации города Подольска и творческого центра «Глория-Арт» состоялся творческий вечер, посвященный юбилею народного артиста России, профессора Московской консерватории Владислава Германовича Агафонникова.

агафонников

После концерта. Юбиляр - в центре

Нет, это был не просто концерт маэстро, это была дружеская встреча с человеком, чье творчество дарит тепло, которого нам так часто не хватает в повседневной жизни. Искренность и глубина, опора на самобытную русскую интонацию, безупречный вкус и высочайшее мастерство, разнообразие жанров и форм подтвердили многогранность таланта автора. Перед слушателем открывался мир, который создавался в разные периоды жизни композитора, жизни его страны, но в этом мире всегда было что-то неизменное, а именно – любовь к Музыке.

(далее…)

В будущее − с оптимизмом

№ 8 (1246), ноябрь 2006

Чрезвычайно насыщенным выдался юбилейный год в жизни композиторского факультета. О его итогах и планах на будущее декан факультета, профессор А. А. Кобляков рассказал редактору «РМ» Светлане Наборщиковой.

(далее…)

Дань памяти

№ 8 (1246), ноябрь 2006

Alenskiy_2Этот год ознаменовался не только 140-летним юбилеем консерватории, но и столетием со дня кончины выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера, общественного и государственного деятеля, профессора Московской консерватории Антония Степановича Аренского.

А. С. Аренский (1861–1906) вошел в историю мировой культуры как создатель шедевров в области оперной, фортепианной и камерно-инструментальной музыки, автор ярких и вдохновенных страниц оркестровой и вокальной классики. Постоянно выступая с концертами в качестве пианиста и дирижера в России и за рубежом, Аренский руководил концертами Русского хорового общества (1888–1895), был управляющим Придворной певческой капеллой (1895–1901). Класс свободного сочинения Антония Степановича в Московской консерватории можно без преувеличения назвать эталонным. За 13 лет преподавательской деятельности он воспитал не только известных всему миру С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера; именно выпускники класса А. С. Аренского по композиции – А. Н. Корещенко, С. В. Рахманинов и Ф. Ф. Кенеман – были удостоены по специальности Большой золотой медали. У Аренского учились также А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, братья Г. Э., Л. Э. и Ю. Э. Конюсы, Р. М. Глиэр, сестры Евг. Ф. и Ел. Ф. Гнесины, А. Т. Гречанинов, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, Л. В. Николаев и многие другие. Кроме того, Аренский является автором теоретических трудов: «Краткого руководства к практическому изучению гармонии» (1891), «Руководства к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» (в 2-х частях: 1893, 1894), «Сборника задач (1000) для практического изучения гармонии» (1897), по которым учились многие поколения музыкантов.

(далее…)

Совесть музыкальной Москвы

Авторы :

№ 8 (1246), ноябрь 2006

К 150-летию со дня рождения С. И. Танеева

Taneev-2Это звание, никем не присужденное, но всеми признанное, сохранилось за Сергеем Ивановичем Танеевым на многие годы. Оно принадлежало ему как знак безупречного нравственного служения прекрасному и высокому. Оно подразумевало и многообразную общественную деятельность Танеева, и его исключительную по масштабам педагогическую и просветительскую работу, и его исполнительство, и научные достижения, поднявшие русское музыкознание на европейский уровень. Наконец, его композиторское творчество, далеко не сразу оцененное по достоинству. Музыка Танеева, как и вся его жизнь, проникнута высоким этическим началом, в ней слышна глубокая убежденность в торжестве истины и добра. «Он мне всегда представлялся той «правдой на земле», которую когда-то отвергал пушкинский Сальери» (C. Рахманинов).

Жизнь Танеева была теснейшим образом связана с Московской консерваторией. Он поступил в нее одним из первых, и его имя открывает почетную доску выпускников, удостоенных золотой медали. Он стал ее профессором, поднявшим на неслыханный уровень преподавание теоретических дисциплин, воспитавшим целую плеяду учеников, среди которых блистают имена Скрябина и Рахманинова. Четыре года Танеев был директором консерватории, наследником ее основателя Н. Г. Рубинштейна. Танеевские традиции стремились сохранить в более поздние времена, ибо в них – залог жизнеспособности Московской консерватории. Как сказал один из его учеников, «Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно-священным отношением к искусству».

(далее…)