Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Конкурс имени П. И. Чайковского. Постскриптум

Авторы :

№ 7 (1254), октябрь 2007

Еще совсем недавно консерватория была центром притяжения музыкальной жизни Москвы. А теперь XIII Международный конкурс имени П. И. Чайковского, которого с нетерпением ждал весь музыкальный мир, стал историей. Отгремели последние аплодисменты, утихли страсти и дискуссии, бушевавшие вокруг конкурса на протяжении более чем двух недель. Участники разъехались по домам, а для лауреатов наступила новая жизнь, полная надежд и интересных встреч, и, конечно же, открылись необъятные просторы для творчества.

После многочисленных дискуссий, вызванных итогами предыдущего, XII конкурса, перед музыкантами, оргкомитетом и Министерством культуры РФ встал вопрос о необходимости преобразования сложившейся системы, связанный с попыткой восстановления былой репутации музыкального соревнования, уже давно ставшего символом культурной жизни столицы. Но потерять, как известно, легче, чем вновь обрести… И в свете сложившихся обстоятельств нынешний, 13-й музыкальный марафон должен был стать своего рода «нитью Ариадны», которая вывела бы конкурс из лабиринта интриг и несправедливости, в котором он (как всем казалось) окончательно запутался. (далее…)

Посвящение Оборину

Авторы :

№ 7 (1254), октябрь 2007

Более 40 лет преподавал в Московской консерватории выдающийся музыкант прошлого столетия Лев Николаевич Оборин. В 28 лет он получил звание профессора, а 9 лет спустя стал руководителем кафедры, которую ранее возглавлял его учитель К. Н. Игумнов. За годы работы в консерватории Оборин создал свою собственную пианистическую школу, которая заняла прочные позиции в мировом фортепианном исполнительстве. Блестящая победа Льва Николаевича на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927) показала всему миру, что новое поколение советских музыкантов имеет большие перспективы. (далее…)

Энергия самоотдачи

Авторы :

№ 7 (1254), октябрь 2007

В октябре замечательный музыкант, член Диссертационного совета нашей Alma mater, профессор вокального факультета Антонина Сергеевна Яковлева отметила свой 70-летний юбилей, совпавший с 30-летием ее работы в Московской консерватории. Глядя на эту деловую красивую женщину, лишний раз убеждаешься, что возраст — явление не паспортное. А творческой энергии Антонины Сергеевны можно лишь позавидовать!

Деятельность А. С. Яковлевой очень многообразна. Бог дал ей талант постигать все новое, что появляется в мире вокального искусства, не позволять людям забывать великие имена, прославившие русскую вокальную школу. Ее книги равно интересны и ценны как для профессионалов, так и для любителей: материал отобран лаконично и информативно. (далее…)

Уроки любви и добра

Авторы :

№ 7 (1254), октябрь 2007

Инна Алексеевна Барсова

Инна Алексеевна Барсова

В первые теплые осенние дни мы отмечали юбилей нашего дорогого Учителя — профессора Инны Алексеевны Барсовой. Сердце наполняется гордостью, когда мы говорим о наших наставниках. В прежние годы нередко можно было услышать: «Я ученик И. В. Способина» или «Я занимаюсь в классе В. А. Цуккермана». И вот уже многие поколения студентов и выпускников с удовольствием произносят: «Я учился (учусь) в классе И. А. Барсовой!».

Инна Алексеевна из числа тех профессоров, чьими усилиями сохраняются дух и традиции старой русской консерватории, в которой когда-то можно было встретить С. И. Танеева и В. И. Сафонова, Г. Л. Катуара и И. В. Способина. Этих людей объединяло обостренное чувство совести, самоотверженное служение искусству, постижение «глубин непостижных». Когда общаешься с Инной Алексеевной, тебя словно окутывает чудесная аура приобщения к великому и таинственному, безгранично богатому духовному миру. Хочется целиком окунуться в этот океан знаний, идей, символов и смыслов… (далее…)

Аристократ духа

№ 7 (1254), октябрь 2007 

Александр Георгиевич Бахчиев

Александр Георгиевич Бахчиев

10 октября скончался светлейший человек — Александр Георгиевич Бахчиев. Наверное, во всех совпадениях есть какой-то скрытый смысл. Во всяком случае день 10-е октября, бывший для меня с детства днем памяти Г. Г. Нейгауза, неким образом связал эти имена просто непреложностью факта. Кроме того, все лучшее, чем наделил Бог этих людей, каждый по-своему отдал Музыке.

Мне кажется, что образ А. Г. Бахчиева соответствует идеальному представлению об истинном носителе культуры. Он был аристократом духа. Человеком редкой образованности, редкого благородства и скромности.

Александр Георгиевич вписал свою уникальную страницу в историю отечественной музыкально-исполнительской культуры: интереснейшие и многообразные концертные программы, на протяжении многих лет звучавшие в исполнении «Фортепианного дуэта Александра Бахчиева и Елены Сорокиной» воспитали не одно поколение слушателей и даровали жизнь множеству новых и «вновь открытых» сочинений. Можно сказать, что деятельность Александра Георгиевича была наполнена музыкальным просветительством. (далее…)