Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Кшиштоф Пендерецкий в Москве

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

Фото М. БеблотаВ конце февраля Москву посетил Кшиштоф Пендерецкий. Признанный еще в 2000 году «Лучшим живущим композитором» (Midem Classic, Канны), величайший музыкант современности в году нынешнем встречает свое 75-летие.

Юбилей К. Пендерецкого будет широко отмечаться во всем мире. Фестивали его музыки пройдут не только на родине, в Варшаве и Кракове, но также в Армении, Венесуэле, Китае, Корее… В это международное движение включилась и Москва.

27 февраля в Рахманиновском зале состоялся юбилейный концерт, организованный Центром современной музыки Московской консерватории совместно с Польским культурным центром, целиком посвященный камерной музыке К. Пендерецкого. В зале присутствовал сам автор, посол Польши с сопровождающими лицами, ректор профессор Т. А. Алиханов, который объявил о присуждении выдающемуся польскому музыканту звания почетного профессора Московской консерватории. Вел концерт профессор В. Г. Тарнопольский.

(далее…)

Творческая встреча

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

ledenev_web22 февраля в зале им. Н. Я. Мясковского состоялась встреча с выдающимся современным композитором Р. С. Леденевым, которую организовали Клуб молодых композиторов и Композиторский факультет Московской консерватории. Роман Семенович – народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной Премии РФ, лауреат Премии Российского авторского общества (2005), академик, профессор и просто прекрасный человек, о чем я могу с уверенностью сказать, будучи его студентом.

В рамках встречи, которую провела профессор М. И. Катунян, постоянно звучала музыка композитора. Мы услышали в записи пьесу «На фоне русского пейзажа» из цикла «Четыре пьесы в народном духе» для баяна (исп. Ф. Липс), Концертную фантазию для скрипки с оркестром «Что-то неясное…» («Видение») в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» (дирижер С. Кондрашев, солист Ч. Ханнанов), «Боже, ослаби, остави…» («Из молитв святого Иоанна Златоуста») для большого смешанного хора в интерпретации Государственного хора Третьяковской галереи под управлением А. Пузакова. (далее…)

Лаборатория

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

В Московской консерватории по инициативе ректора проф. Т.А.Алиханова открывается цикл творческих встреч и семинаров, посвященных современной музыке. Идея ректора – общими усилиями, прежде всего Центра современной музыки и Композиторского факультета, создать традицию семинаров, целью которых должен стать живой диалог, дискуссия по важнейшим актуальным вопросам современного искусства. (далее…)

Легенда

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

shtok«Моя жизнь является в высшей степени односторонней: то, что учитывается, – это произведения в качестве партитур, записей, фильмов и книг. Это мой дух, оформленный в музыку и звуковая Вселенная моментов моей души», — сказал Карлхайнц Штокхаузен 25 сентября ушедшего года. А 5 декабря его не стало.

Из этой жизни ушел крупнейший композитор современности, легенда и миф новейшей музыки, ее бесспорный лидер, источник и средоточие наиболее ценных тенденций в современной музыке – ее сердце и душа. На протяжении вот уже более полувека (с самого начала второй половины ХХ столетия) своей крайне напряженной, в буквальном смысле сверхчеловеческой, запредельно интенсивной и музыкально-всеохватной творческой деятельностью К. Штокхаузен прямо либо косвенно оказывал значительное, во многом решающее влияние на развитие европейского музыкального искусства, а шире – музыкальной культуры послевоенного времени. Многие его открытия оказывались стержневыми, определяющими ее дальнейшее развитие, само ее существование на десятилетия вперед. И в этом смысле можно со всей определенностью утверждать, что появление этого композитора на музыкальной сцене обозначило новую эру в музыке – эру К. Штокхаузена. (далее…)

Магия звука и пространства

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

gaussin_web«Уже не существует тональности и это наш шанс! Потому что настало время, когда вы можете найти свой стиль, свое выражение…». Эти слова прозвучали на мастер-классе Алена Госсена (Allen Gaussin). Попытка заострить вопросы современного музыкального мышления — это попытка привлечь внимание к музыкальной ситуации сегодняшнего дня.

Имя французского композитора, ученика О. Мессиана — А. Госсена для российского слушателя не на слуху. Его приезд в Москву состоялся благодаря стараниям Центра современной музыки при поддержке Французского культурного центра. Программа была задумана как цикл встреч: лекция с показом своих сочинений, мастер-класс для молодых композиторов и концерт-портрет силами ансамбля «Студия новой музыки». Три дня непрерывного общения, разговора, взаимодействия культур.

Будучи близок спектральному направлению, А. Госсен в своей музыке в центр внимания ставит энергию звука, равно как и энергию материи, способных преображаться, постепенно исчерпывая свои ресурсы. Звук может становиться объемным («Гармония сфер»), а может конструироваться ансамблевым слиянием, буквально моделируя резонансные свойства («Небесная мозаика»). (далее…)

Служение долгу

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

kalinin28 декабря, в канун грядущих праздников, состоялся очередной концерт Хора студентов Московской консерватории (руководитель — профессор С. С. Калинин). Вечер был посвящен 130-летию со дня рождения первого руководителя консерваторского хора в 1920-е годы, одного из основателей хорового образования в консерватории — П. Г. Чеснокова. «Павел Григорьевич сейчас чрезвычайно востребованный, распетый композитор, — сказал С. С. Калинин во вступительном слове. — Он был необыкновенно добрый человек, но в то же время очень принципиальный. Никогда не подвергал пересмотру свои дружественные отношения, даже если это были легендарные споры по ряду хороведческих вопросов, например с Н. М. Данилиным. Тот уровень высочайшей нравственности, который был заложен в образовании Синодального училища, является примером для всех нас. Примером служения общественному долгу, просветительству — не за славу, не за чины и за награды, а за радение и успехи своего хорового дела. В стремлении отдать то, что воспринял сам – отдать обществу, людям, ученикам…»

(далее…)

«Спасибо Вам, Юрий Александрович!»

№ 3 (1259), март 2008

fortunatovЯ уже не раз писал о Фортунатове. Писал к его юбилеям – в ту же нашу консерваторскую газету – еще при его жизни. Писал после смерти – в сборнике, собранном усилиями Елены Гординой. Можно ли что добавить к этому? Да, можно.
Прошедшие десять лет после смерти учителя – огромный срок, позволяющий отмести мелочи и сформулировать главное: это был Великий человек и Великий педагог. Несомненно, самая запоминающаяся и колоритнейшая фигура консерватории, начиная от начала 60-х годов, какой я ее запомнил.
(далее…)

Стандарт

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

11 марта в Московской консерватории состоялось заседание Учебно-методического объединения при участии представителей музыкальных вузов Москвы. Центральным был вопрос о неприемлемости двухуровневой системы обучения музыковедов. После обмена мнениями приняли решение ходатайствовать о сохранении пятилетнего плана. 13 марта этот вопрос обсуждался на заседании Всероссийского учебно-методического объединения, где сопредседатели Т.А.Алиханов и А.З.Бондурянский и представитель историко-теоретического факультета МГК Т.С.Кюрегян отстаивали данную точку зрения. В ее поддержку было зачитано письмо Министра культуры и массовых коммуникаций А.С.Соколова. Представители Санкт-Петербургской, Казанской, Нижегородской, Новосибирской консерваторий и др. присоединились к этой позиции. Постановили, что после оформления достигнутой договоренности Московская консерватория приступит (при поддержке других вузов) к разработке Государственных стандартов «третьего поколения» для обучения музыковедов.

Проф. Т.С.Кюрегян

Играть и сражаться

Авторы :

№ 3 (1259), март 2008

dolenkoГуставо Дудамель, Габриэла Монтеро, Алексис Карденас. Эти молодые музыканты стремительно ворвались несколько лет назад на международный музыкальный Олимп, дав повод специалистам говорить о рождении в Венесуэле нового поколения классических исполнителей. Венесуэльский музыкальный авангард сегодня – это воспитанники уникальной системы массового музыкального воспитания и социальной адаптации детей посредством искусства, созданной в середине 1970-х годов по инициативе педагога, музыканта, экономиста и общественно-политического деятеля Хосе Антонио Абреу. (далее…)