Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Связь времен: старинное и современное

№ 4 (1260), апрель 2008

Музыкальные полиглоты

Десять лет Факультету исторического и современного исполнительства! Казалось, только вчера приходилось доказывать в высших сферах насущную необходимость fisiiтакого факультета, а теперь ФИСИИ стал украшением Московской консерватории, одной из ее уникальных черт. Хотя в учебных заведениях мира распространено изучение игры на старинных инструментах, но музыкальная практика сегодняшнего дня требует от артиста универсальности. И поэтому основатели ФИСИИ, среди которых такие выдающиеся музыканты, как Алексей Любимов, Наталия Гутман, сформулировали свое кредо так: «Старинная музыка, классика, романтизм, авангард – как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом…». В соответствии с данным принципом студенты ФИСИИ осваивают и старинные инструменты разных периодов, и умеют «приготовить» рояль по рецепту авангардиста Джона Кейджа, чувствуя себя в море современных техник, как «рыбы в воде». (далее…)

«Как слово наше отзовется…»

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

Курышева Т. 70-летие — зрелая дата. Именно в апреле 1938 года начала свой путь наша газета, которая сегодня выходит к читателю в 1260-й раз. Правда, собственно «Российский музыкант» появился в 1992-м, но в тот момент смена названия с «Советского» на «Российский» означала только новую вывеску при сохранении «летоисчисления» и полной преемственности, подобно тому как «Советская культура» стала просто «Культурой», «Советский театр» — «Театром» или «Советская музыка» — «Музыкальной академией». Глубинные перемены были еще впереди.

Смотрю на первый номер 70-летней давности — его функция обозначена сразу: «Орган комитета ВКП(б), ВЛКСМ, дирекции и профорганизации Московской Государственной Консерватории». Главная тема: Выборы партийных органов. На четвертой полосе — приветствие А.Б.Гольденвейзера: (далее…)

Приношение Баху

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

 «Время жизни, стремясь отделиться от времени смерти,
Обращается к звуку…»

И. Бродский

21 марта, в день рождения недосягаемого гения, Малый зал встречал многочисленных слушателей праздничным блеском органных «свечей». От гильдии композиторов приветствовали великого Иоганна достойнейшие Дж. Габриэли (мотет «Jubilate Deo»), И. Пахельбель (Псалом №100), К. В. Глюк (De Profundis), В. А. Моцарт («Ave verum» и «Laudate Dominum» из «Торжественной вечерни»). Произведения самого И. С. Баха исполняла обладательница I премии Высшего европейского конкурса органистов в Люксембурге Марианна Высоцкая, продемонстрировшая, кроме всего прочего, виртуозное владение органной педалью в Прелюдии и фуге ре мажор (BWV 532). (далее…)

Орган в России

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008 

Московский международный органный фестиваль, состоявшийся в марте в Московской консерватории, стал уже восьмым по счету. 

organ_2В этом году его открыл французский органист Эрве Дезарбр, выступивший с уникальной программой «Вокруг света через Париж и Москву». Слушатели познакомились с редкими сочинениями Ж. Ф. Куперена, А. Флёри (Франция), А. Диана (Италия), К. Болта (Нидерланды), произведениями африканца Ф. Сованде, сочинением финского автора Й. Кокконена, аргентинца А. Лаприда и американца Р. Хеббла; ярко и темпераментно прозвучал «Танец с саблями» А.Хачатуряна в переложении самого исполнителя. Органист продемонстрировал прекрасную техническую оснащенность и чувство вкуса, проявившиеся в блестящей интерпретации музыки разных стилей и изысканной регистровке. (далее…)

«Андалузские ветры»

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

Такое название получил необыкновенный концерт, состоявшийся в этом сезоне в БЗК. Он подвел итоги российско-испанскому конкурсу на лучшее сочинение для гитары с оркестром. Идея подобного проекта зародилась почти 4 года назад во время мастер-класса проф. Т. А. Чудовой в Гранадской консерватории имени М. де Фальи. На заключительном концерте в Испании присутствовали местные дирижеры, профессора, гитаристы, выразившие горячее желание обогатить музыкальную культуру страны созданием новых сочинений для гитары с оркестром. (далее…)

«Стройка века» на новом этапе

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

Прошло ровно два года с тех пор, как наша газета опубликовала большое интервью с ректором проф. Т. А. Алихановым («Стройка века»: «РМ». 2006, №4) о новом плане предполагаемых преобразований и проблемах грядущего консерваторского строительства – реставрации и реконструкции основных зданий, строительстве оперного театра и целого ряда новых помещений, будущих размещениях важнейших служб, прежде всего библиотеки, и о многом другом. Тот этап был предпроектным: «это еще не проект, а именно концепция, которая тоже должна быть утверждена, пройти массу согласований, экспертиз…» – подчеркивал ректор. (далее…)

Из России с любовью

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

knigaМузыкальная культура США — явление сравнительно молодое. Тем интереснее писать о ней и делиться с читателями своими впечатлениями и открытиями. Результатом работы коллектива российских музыковедов-исследователей американской музыки стало учебное пособие «Музыкальная культура США ХХ века» (отв. ред. М.Переверзева. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2007. 480 с.). Книга посвящена разным видам и жанрам традиционной музыки, творчеству крупнейших американских композиторов ХХ столетия с обзором наиболее значимых сочинений и музыкальному театру США. В пестрой картине богатого событиями американского искусства ХХ века выделены главные его исторические этапы, направления и тенденции, характерные для музыки.

Авторы учебного пособия представили широкий круг явлений, рассмотренных в контексте американской культуры в целом — от формирования национальных музыкальных традиций и композиторской школы (в творчестве представителей «американизма» и модернизма, членов «Американской пятерки») в первой половине XX столетия до разных течений (экспериментальное направление, минимализм, постмодернизм) второй половины века. (далее…)

«Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков»

Авторы :

№ 4 (1260), апрель 2008

Вышло в свет учебное пособие «Из истории мировой органной культуры XVI–XX веков» (редакторы М. Воинова, Е. Кривицкая), подготовленное в 2007 году в Московской консерватории. Этот масштабный труд (840 страниц) не имеет аналогов в России, поскольку представляет собой первое коллективное русскоязычное издание, посвященное всестороннему историко-теоретическому изучению основных вех развития органного искусства различных регионов и эпох: от Ренессанса до наших дней. В книге систематизированы и обобщены материалы 31 автора из городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Барнаула, а также ближнего и дальнего Зарубежья – Минска, Ташкента, Вены и Гейдельберга. Авторы пособия – музыковеды, органисты-исполнители, научные, музейные работники и преподаватели. (далее…)