Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Лики истории

Авторы :

 № 1 (1275), январь 2010
Выпуск I. Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.

Выпуск I. Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.

Публикация новых источников, возвращение забытых имен может показаться сегодня довольно обычным явлением, когда, казалось бы, многое уже изучено и открыто. Однако, знакомясь с монументальным 620-страничным альманахом «Наследие: русская музыка – мировая культура», понимаешь, насколько это ощущение обманчиво и неосновательно. Новизна, масштаб поставленных научных задач и уровень их выполнения в этой «малой энциклопедии» русской музыки XVIII–XX веков превосходят привычные ожидания и заставляют заново пережить феномен ее истории во всей его полноте и многообразии, как нечто сложное, противоречивое и в то же время бесконечно увлекательное. 

Созданная коллективом из сорока двух авторов – ведущими специалистами музыкально-научных центров России и ближнего зарубежья, эта книга призвана, по словам ее составителей Е. С. Власовой и Е. Г. Сорокиной, объединить усилия в поиске и введении в научный обиход открытий, находок и новых исторических концепций, являющихся результатом непрекращающейся исследовательской работы музыковедов-архивистов. Пристальное внимание к невостребованному, незаслуженно забытому, сознательно искаженному заставляет авторов выйти за рамки чисто музыковедческих штудий в область социологии и политической истории: «Без учета социальной составляющей правдивую и честную музыкальную историю ХХ столетия вряд ли возможно написать», – справедливо отмечают составители. И с ними трудно не согласиться. (далее…)

Памяти дорогой коллеги

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010

KudryavtsВ последние дни ушедшего года скончалась профессор Вера Николаевна Кудрявцева.

Ее жизнь вместила много эпох: царская Россия, революция, Первая мировая, гражданская, Великая Отечественная войны, Советский Союз от создания до распада, наконец, новый век, новая страна. Много десятилетий жизни в музыке и постоянный труд. В детстве – фортепиано и школа, затем постижение и совершенствование вокального мастерства, продолжавшегося и после окончания Ленинградской консерватории. Исполнение ведущих сопрановых партий в ленинградском Малом оперном и Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Концерты камерных программ в филармонических залах, записи на радио, съемки в фильмах-операх. (далее…)

Исполнительскому искусству посвящается

 № 1 (1275), январь 2010

Не секрет, что между Петербургской и Московской консерваториями с самого их основания наблюдалось некоторое противостояние (это был своего рода частный случай давнего соперничества двух столиц России – старой и новой). Однако, вопреки артистической ревности, существовал постоянный (и для обеих сторон плодотворный!) обмен художественными и научными потенциалами. Потому знаменательным представляется событие, объединившее в декабре два ведущих музыкальных вуза страны – международная научная конференция «Исполнительские и педагогические концепции выдающихся музыкантов ХIХ-ХХ веков».  

Доц. Д. Н. Часовитин, Проф. В. П. Чинаев

Доц. Д. Н. Часовитин, Проф. В. П. Чинаев

Еще в прошлом году заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории профессор В. П. Чинаев предложил провести этот форум совместно с кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской консерватории (заведующий доцент Д. Н. Часовитин). Научным чтениям должна воспоследовать публикация сборников, основу которых составят тексты выступлений. А сами заседания охватили целых пять дней: 3-4 декабря в Санкт-Петербурге, 9-11 декабря в Москве.

(далее…)

Игра в классики

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010 
Фото А. Насоновой 

Фото А. Насоновой

 Гайдна в минувшем году играли практически все известные коллективы. Однако среди них едва ли много ансамблей современной музыки. Впрочем, консерваторская «Студия новой музыки», которая проводит оригинальный цикл концертов «Йозеф Гайдн. Игра в классики», посвященный 200-летию со дня смерти композитора, и не собиралась злоупотреблять «игрой на чужом поле»: в каждой из трех программ цикла лишь по одному сочинению Гайдна и по пять-семь свежих опусов, написанных нашими современниками специально к этому случаю.

Несмотря на то что специфический репертуар «Студии» рассчитан отнюдь не на широкую публику, круг поклонников новой музыки достаточно велик и стабилен. Это подтвердил уже первый концерт названного цикла. (далее…)

Композиторы в спортивном обличье

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010

Вслед за ансамблистами, органистами, исполнителями на духовых и ударных инструментах конкурса удостоились молодые композиторы. 4 декабря 2009 г. в Рахманиновском зале Московской консерватории в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова состоялось финальное прослушивание и награждение лауреатов I Международного конкурса молодых композиторов имени Н. Я. Мясковского.

Лауреатами конкурса стали: Анна Ромашкова (Москва, МГК), Кентаро Нода (Япония) – II премия; Альфия Хабирова (Уфа), Владимир Орлов (Саратов) – III премия. Решением жюри I премия не была присуждена. Дипломы конкурса получили два аспиранта Московской консерватории – Борис Рысин (Ярославль) и Ольга Озерская (Москва).

Сопредседателями конкурса выступили ректор Московской консерватории Александр Соколов и заведующий кафедрой сочинения Александр Чайковский. В состав жюри вошли: Эрве Дезарбр (Франция), Фарадж Караев, Мирослав Скорик (Украина), Владимир Тарнопольский и Толибхон Шахиди (Таджикистан). (далее…)

Связь мысли с живой музыкой

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010

ТуманинаНа мраморной доске почета в фойе малого зала Московской консерватории в ряду имен ее выдающихся выпускников 1936 года выгравировано имя Надежды Васильевны Туманиной (1909-1968). Этот высокий знак отличия Надежда Васильевна оправдала и утвердила всей своей жизнью талантливого ученого-исследователя, педагога, просветителя, автора трудов, ставших классикой русского советского музыкознания.

Судьба отпустила ей всего 59 лет жизни, однако насыщенность, напряженность и результативность деятельности, разносторонность проявления таланта были столь впечатляющи, что в отечественной музыкальной культуре середины XX века ее творчество стало одним из значительных явлений.

(далее…)

Душа факультета

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010

КарышеваЧетыре десятилетия (без одного года) наш историко-теоретический факультет, как и композиторский, был храним заботами Елены Васильевны Карышевой. Когда уходит из жизни такой человек, обычно говорят: «Наш коллектив понес тяжелую утрату, невосполнимую утрату». Но, сказав это, понимаешь, что подобные слова не отражают подлинного смысла нашей утраты – с Еленой Васильевной ушла часть нашей души, души каждого, души факультета.

Всякий раз, приходя в деканат, мы встречали ее мягкий и теплый взгляд, неизменную доброжелательность, готовность сострадать нашим проблемам и помогать в их разрешении. От света, излучаемого ею, во многом зависела атмосфера понимания и дружелюбия, которая поддерживалась на факультете. Мы не замечали всех тонкостей ее многотрудной работы, которую она вела четко, вовремя, быстро и тихо, не обременяя нас. А это требовало большого мастерства! (далее…)

Рождественский подарок

Авторы :

№ 1 (1275), январь 2010

Щедрин7 января наступившего года в очаровательном по своей «интимности» Камерном зале Московской филармонии состоялся концерт почетного профессора Московской консерватории Р. К. Щедрина. Зал – всего на 95 мест, и честь открытия его в 2008 году была предоставлена как раз Щедрину. Концерт шел в серии с участием главного редактора «Музыкального обозрения» Андрея Устинова, который непринужденно беседовал с эстрады с главным героем концерта. Кстати, сама серия уже приобрела имидж композиторской VIP-акции. (далее…)