Лики истории
Публикация новых источников, возвращение забытых имен может показаться сегодня довольно обычным явлением, когда, казалось бы, многое уже изучено и открыто. Однако, знакомясь с монументальным 620-страничным альманахом «Наследие: русская музыка – мировая культура», понимаешь, насколько это ощущение обманчиво и неосновательно. Новизна, масштаб поставленных научных задач и уровень их выполнения в этой «малой энциклопедии» русской музыки XVIII–XX веков превосходят привычные ожидания и заставляют заново пережить феномен ее истории во всей его полноте и многообразии, как нечто сложное, противоречивое и в то же время бесконечно увлекательное.
Созданная коллективом из сорока двух авторов – ведущими специалистами музыкально-научных центров России и ближнего зарубежья, эта книга призвана, по словам ее составителей Е. С. Власовой и Е. Г. Сорокиной, объединить усилия в поиске и введении в научный обиход открытий, находок и новых исторических концепций, являющихся результатом непрекращающейся исследовательской работы музыковедов-архивистов. Пристальное внимание к невостребованному, незаслуженно забытому, сознательно искаженному заставляет авторов выйти за рамки чисто музыковедческих штудий в область социологии и политической истории: «Без учета социальной составляющей правдивую и честную музыкальную историю ХХ столетия вряд ли возможно написать», – справедливо отмечают составители. И с ними трудно не согласиться. (далее…)