Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Легендарный дуэт

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

«За роялем вдвоем. Елена Сорокина и Александр Бахчиев» – книга М. Прялухиной о знаменитом фортепианном дуэте. «Они были одними из первых, рискнувших вынести на “большую сцену” произведения для домашнего салонного музицирования, – пишет автор. – Риск был велик, ведь даже среди профессиональных музыкантов бытовало мнение о “несостоятельности” жанра фортепианного дуэта: “Какое жалкое зрелище представляют собой два пианиста, если они сидят на эстраде большого концертного зала за одним роялем и толкают друг друга локтями. Это – для глаза. А для ушей четырехручная игра в концертном зале тоже малопривлекательная по причине звукового однообразия”, – так писал выдающийся и замечательный пианист А. Иохелес». Фортепианный дуэт Бахчиев – Сорокина смело ринулся в плавание против течения и победил.

Публика с воодушевлением восприняла сам жанр и его вдохновенных пропагандистов. С первого концерта в ЦДРИ почти сорокалетней давности и началась художественная жизнь дуэта, многократно называемого легендарным. И в этом не было преувеличения: исполнительскому творчеству дуэта сопутствовали обретение библиотеками всего мира неизвестных образцов, объединение дуэтов в циклы. Среди них масштабный замысел «Музыкальные столицы мира» с программами «Музыка старой Вены», «Музыка Франции», «Музыка пушкинского Петербурга», «Музыкальная Москва Серебряного века»… Или такие циклы, как «Бах, его семья, ученики», «Все фортепианные дуэты Моцарта», «Все фортепианные дуэты Ф. Шуберта».

(далее…)

Научный вестник

№ 8 (1282), ноябрь 2010

В жизни нашего вуза произошло важное, хотя еще далеко не всеми замеченное событие. В середине лета, в пору отпусков, вышел в свет первый номер нового периодического издания – ежеквартального журнала «Научный вестник Московской консерватории».

Потребность в подобном издании, аккумулирующем интеллектуальный потенциал консерваторского коллектива во всем спектре его научных достижений, существовала давно. Московская консерватория – единственный в России музыкальный вуз, имеющий статус университета, и уже один этот факт обязывает нас иметь свой научный печатный орган. К тому же аспирантам и педагогам консерватории нужен собственный журнал, входящий в «Перечень ведущих периодических изданий», утверждаемый ВАК Министерства образования и науки РФ. Известен дефицит таких изданий, многие из которых в той или иной форме берут с соискателей плату за публикацию (порой чрезмерную). Редакция журнала и руководство консерватории прилагают все усилия для того, чтобы «Научный вестник Московской консерватории» как можно скорее был включен в «Перечень» ВАК.

(далее…)

Я был свидетелем

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Книгу Е. С. Власовой «1948 год в советской музыке» я прочитал с большим волнением. Она перенесла меня в прошлое.

В 1939 году я закончил Московскую консерваторию по классу В. Я. Шебалина, был принят в аспирантуру и в том же году стал членом Московского Союза композиторов. Шесть лет я провел в армии; с фронта вернулся в 45-м. Позорные события 1948 года застали меня на III курсе аспирантуры.

Так как я был уже членом партии, я присутствовал на всех закрытых, открытых партийных и общих собраниях московских композиторов и музыковедов, которые проходили с 17 по 26 февраля.

Я был свидетелем глумления, которому преступная власть подвергала «композиторов-формалистов», среди которых были и великие.

(далее…)

Вера в добро

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Евгению Вячеславовичу Клюеву (1950-2010), композитору, педагогу и дирижеру, 16 сентября исполнилось бы 60 лет. Он вырос в атмосфере музыки, но в его семье потомственных представителей русской интеллигенции, помимо музыкальных корней, была еще одна ветвь: по папиной линии продолжался древний священнический род, в котором насчитывался не один протоиерей, по маминой – заслуженные врачи, профессора медицины, юристы.

Педагогическая и хормейстерская деятельность Евгения Вячеславовича была очень насыщенной: ГМУ им. Гнесиных, сектор педагогической практики Московской консерватории, ГМПИ им. М. И. Ипполитова-Иванова, подготовительный факультет для иностранных граждан МГУ им. М. В. Ломоносова, вокальные ансамбли Центрального телевидения, Театра Советской Армии. В классе со студентами он стремился создать атмосферу взаимоуважения и дружелюбия. Часто любил вспоминать своего учителя – К. Б. Птицу, который называл его своим внуком.

(далее…)

Успех

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Курс оперного театра нашей консерватории и мировое оперное дело пополнились выдающимся произведением, которое наверняка будет долго и всесторонне изучаться. Речь идет об опере Александра Раскатова «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова, премьера которой состоялась летом в Амстердаме в знаменитом Нидерландском оперном театре («Muziektheater»). Либретто составил Чезаре Маццони, директор «Ла Скала», большой любитель Булгакова.

А. Раскатов живет во Франции (его жена – выдающаяся современная певица, француженка с русскими корнями Елена Васильева – редкостная исполнительница авангардного вокала). Однако, оказавшись в окружении последователей Булеза, композитор не захотел стать «маленьким Булезиком» и настойчиво вел свою линию, все больше подпитываясь русскими истоками – то текстами религиозных книг («Обиход»), то фольклорными текстами («Голоса замерзшей земли»). И вот опера на сюжет русского писателя – едкая пародия на новый порядок жизни, вводившийся большевиками. Сама булгаковская повесть, написанная в 1925 году, была известна за рубежом – публиковалась в Германии и Англии (1968), экранизировалась в Италии (1976). В СССР она была впервые напечатана лишь в 1987 году.

(далее…)

Культура цвета кофе с молоком

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Америка как никакая другая страна многим кажется понятной и знакомой. Однако даже для самих американцев она до сих пор остается terra incognita, потому что постоянно развивается и меняется, становясь другой и совершенно не похожей на себя. Многообразие традиций питает и обогащает искусство США. Его изучение превращается для исследователей в сказочное кругосветное путешествие: каждое новое явление американской культуры открывает мир того или иного континента, страны, народа. Возможно, поэтому за пределами США, в том числе в России, существует множество активно действующих обществ американистов. Одному из них – Польской ассоциации исследователей Америки – в этом году исполняется 20 лет. В честь такого события Университет Лодзи организовал и успешно провел 20-ю международную конференцию «Разнообразие Америки: идентичность, документы, политика» (20-22 октября). Мне довелось участвовать в этом многообещающем мероприятии.

(далее…)

Путь к XXI веку

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

10 октября на сцене Рахманиновского зала при участии оркестра студентов Факультета исторического и современного исполнительского искусства во главе с солистом и дирижером профессором Олегом Худяковым с большим успехом прошло открытие абонемента «Флейта на пути к XX веку». Этот абонемент становится уже традиционным, равно как и аншлаги на его концертах. И причиной тому является не только сама флейта – королева семейства духовых инструментов, но, в первую очередь, мастерство исполнителей – преподавателей Московской консерватории, каждый из которых по праву входит в элиту флейтового сообщества. (далее…)

Alma Mater

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Alma Mater… Это словосочетание имеет, прежде всего, эмоциональное наполнение, поэтому так названа Ассоциация выпускников Московской консерватории. Во главе объединения «Alma Mater» стоит всемирно известный пианист и дирижер Владимир Ашкенази.

Деятельность Ассоциации организует и курирует Научно-аналитический отдел консерватории. Он также координирует работу Попечительского совета, собирает и сплачивает вокруг консерватории любителей классической музыки, принадлежащих к миру бизнеса и политики, тем самым укрепляя авторитет консерватории в современном российском обществе.

(далее…)

Чарующая поэзия скрипки

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

После того как в 1935 году О. Мандельштам услышал в Воронеже молодую скрипачку Галину Баринову, «чей звук широк, как Енисей», он увековечил неповторимый облик артистки. Стихотворение «За Паганини длиннопалым…» стало одним из колоритных образцов поэтической мысли о магической силе воздействия музыкально-исполнительского искусства…

Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер Большой серебряной медали Фонда Э. Изаи (в числе ее наград также ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов), музыкант широкой эрудиции и разносторонних творческих интересов, профессор Московской консерватории Галина Всеволодовна Баринова (1910-2006) всю свою жизнь посвятила любимому инструменту.

(далее…)

В вирту@льном простр@нстве

Авторы :

№ 8 (1282), ноябрь 2010

Сегодня трудно себе представить серьезную организацию, не имеющую интернет-ресурс, без которого уже невозможно тесное взаимодействие с мировым сообществом. Сайты высших учебных заведений привлекают внимание широкого круга пользователей, причем не только необходимой для нынешних или, скажем, будущих студентов информацией, но и культурно-просветительской, воспитательной работой. Простому пользователю хотелось бы иметь возможность посмотреть на сайте Московской консерватории видеозапись концерта или мастер-класса, на которые не удалось попасть, почитать статьи свежих выпусков газет, журнала или недавно вышедших сборников научных трудов, узнать о будущих конференциях в других подобных нам учреждениях, о памятных мероприятиях и разных творческих событиях, которые происходят непрерывно…

Гигантский шаг в этом направлении уже сделан Отделом информационной безопасности, разработавшим новый сайт Московской консерватории. С начальником Отдела А. М. Богоявленским мы обсуждаем результаты этой работы.

(далее…)