Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Деятельная энергия жизни

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

Профессор кафедры истории русской музыки Елена Борисовна Долинская отмечает свой очередной юбилей. В это трудно поверить. Трудно, потому что недавно прошла еще одна успешная защита кандидатской диссертации ее ученицы. Потому что Елена Борисовна постоянно окружена студентами, аспирантами, как всегда полна идей и новых проектов. Потому что деятельная энергия жизни и свершений переполняют ее, заряжая и нас, ее младших коллег. Это какое-то общее свойство поколения тех, кто пришел в искусство в середине 1950-х – начале 1960-х годов. Это особая крепость жизненного нутра, активная непрекращающаяся деятельность, позволившая «шестидесятникам» смолоду, сходу вписать себя в контекст времени, многое успеть и успевать постоянно, давая верный тон тем, кто идет по жизни и профессии следом за ними.

Она начала свой профессиональный путь исследованием о Н. К. Метнере, ставшим ее кандидатской диссертацией. Продолжила докторской – о Н. Я. Мясковском. Она всегда активно включена в современный композиторский процесс. В 1970-е годы выпустила книгу о К. С. Хачатуряне, в начале 1990-х – о композиторе-песеннике Е. Н. Птичкине. Составила два сборника «Шостаковичу посвящается», сравнительно недавно опубликовала коллективный труд «Неизвестный Мясковский». Много сил отдала публицистике и просветительству. Уже второе десятилетие активно формирует деятельность Центра имени А. Г. Шнитке и всемерно способствует популяризации его имени.

(далее…)

Страждание Морозовой

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

Глубина внутреннего воздействия, равная оглушительному внешнему успеху, – таково впечатление от события, в котором активное участие принимала и Московская консерватория. 13 декабря в Зале им. Чайковского прозвучала хоровая опера «Боярыня Морозова» почетного профессора Московской консерватории Р. К. Щедрина под управлением профессора Б. Г. Тевлина. По сравнению с премьерой новизна была в том, что хор был не камерный, а большой – Государственный академический хор им. Свешникова, который теперь возглавляет Б. Г. Тевлин. И это изменение – существенно: опера приобрела ту пространственную масштабность, которая так хорошо подошла произведению, написанному на трагический сюжет из русской истории. Массированность хора отчасти восполнила и отсутствие симфонического оркестра: из инструменталистов участвуют только трубач и два ударника.

(далее…)

Живи, Россия!

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

В ушедшем году в Малом зале состоялся вечер, посвященный памяти профессора Евгения Михайловича Ботярова (1935–2010). Программу концерта, приуроченного к 75-летию со дня рождения композитора, он сам начал формировать еще в апреле, но дожить до юбилея ему не было суждено… В концерте приняли участие его ученики, коллеги и друзья-музыканты. С теплым вступительным словом обратились к присутствующим декан Композиторского факультета профессор А. А. Кобляков и новый зав. кафедрой инструментовки профессор В. Г. Кикта.

Музыкальный вечер открыл Сергей Голубков Вариациями на тему русской народной песни «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» в собственной органной транскрипции (оригинальное произведение, как известно, написано для баяна). Благодаря регистровым возможностям уникального, недавно отреставрированного необарочного органа звучание народной мелодии в каждой вариации получило интересную, порой неожиданную окраску. Артем Ананьев исполнил три пьесы («Реверанс», «Девушка и море», «Дед Мороз и Снегурочка») из Первой тетради сборника лирических пьес для фортепиано «Реверанс». Доступные широкому кругу слушателей, эти миниатюры, отличающиеся тонкой фактурной отделкой, раскрыли образный мир, столь характерный для творчества Е. М. Ботярова.

(далее…)

Соблюдайте правила пожарной безопасности

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

Уважаемые читатели! Факты свидетельствуют о том, что наибольшее количество пожаров происходит из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Так, нередко причиной пожаров является неосторожное обращение с открытым огнем, в том числе при курении. Брошенный окурок непотушенной сигареты приводит к возгоранию. Помните, что в соответствии с Федеральным законодательством запрещается курение на рабочих местах, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях культуры, в помещениях, занимаемых органами государственной власти.

По-прежнему значительная часть пожаров происходит в жилых домах и местах проживания студентов (общежития и т. п.). Уходя из дома, проверьте, пожалуйста, выключены ли утюг, телевизор, газовая или электрическая плита, другие электронагревательные приборы. Проверьте, не оставили ли вы непотушенную сигарету.

(далее…)

Свершилось!

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

В свет вышла для многих долгожданная, а для многих и неожиданная книга о молодых российских композиторах. Это феноменальное событие, поскольку осмысление идет в ногу с творением. Большой провал в знании современной музыки у многих людей, непосредственно причастных к этому искусству, видится крайне печальным. Поэтому «свод» молодых и, как указано в книге, ярких и наиболее перспективных авторов при желании может восполнить эту почти четвертьвековую неосведомленность.

Книга удивляет тем, что в ней представлены композиторы разных возрастных и статусных уровней. Здесь и сложившиеся авторы, и студенты. Такую парадоксальную ситуацию очень кстати разъясняют слова из приветствия Я. Судзиловского: «В состав героев книги включены даже студенты консерваторий, что является большим авансом нашим ребятам и означает степень надежды, которую мы на них возлагаем». Сама обложка – портретная галерея композиторов – кричит: «Посмотрите, какие мы разные и как нас много!» В этом и заключается цель книги, продекламированная во вступительных словах Я. Тимофеева: «Главная цель проекта – в том, чтобы собрать воедино информацию о многочисленных авторах и положить начало научному осмыслению композиторских персоналий».

(далее…)

«Простор для художественной мысли»

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

В октябре 2010 года вышло в свет новое издание: «С. И. Танеев. Собрание духовных песнопений для хора без сопровождения» (сост., вступ. статья и комментарии Н. Ю. Плотниковой). Благодаря Фонду развития музыкальной культуры «Живоносный источник» появилось первое полное собрание духовной музыки замечательного русского композитора, созданной им в 1879-1890 годах.

Ранее духовные сочинения С. И. Танеева были рассредоточены в нескольких сборниках: в двух выпусках «Хоров без сопровождения» (1989, 1991), а также в издании «С. И. Танеев. Духовная музыка» (1999). Все эти издания стали библиографической редкостью. Вместе с тем интерес к духовной музыке композитора не угасает. Песнопения Танеева постепенно входят в репертуар церковных и светских хоров. В 1999 году Камерный хор Православного Свято-Тихоновского Богословского института (регент Евгений Тугаринов) записал диск «С. Танеев. Духовные песнопения». В 2006 году в рамках празднования 150-летия композитора в усадьбе Танеевых Демьяново (г. Клин) проводился I Общероссийский фестиваль-конкурс духовной музыки им. С. И. Танеева. В живом звучании песнопений Танеева ощущалось и мастерство воплощения музыкальной мысли, и тонкое понимание характера церковной музыки.

(далее…)

Жизнь на взлете

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

Валерия Стефановна Ценова (1960–2007) прожила короткую жизнь. Но оставила по себе такую память, что очень многие – от композиторов с мировыми именами до вчерашних студентов – почли за должное сказать о ней свое слово на страницах только что вышедшей книги «Валерия Ценова. Жизнь на взлете» (М., 2010, ред.-сост. Т. С. Кюрегян, М. В. Воинова). Тональность их разная. В одних, произнесенных под непосредственным впечатлением от столь поразившего музыкальный мир ухода В. Ценовой из жизни, превалирует горечь утраты. В других – восхищение тем, что она успела сделать. Но у всех без исключения сквозит понимание того, какие богатые возможности еще таила в себе эта личность и как тяжела для нашей музыки подобная потеря.

В книге представлены работы В. Ценовой в разных жанрах, отражающих сферы ее интересов: научные статьи теоретической и исторической направленности, музыкально-критический отзыв, аннотация к аудиодиску. Чрезвычайно интересен впервые публикуемый развернутый рассказ Э. Денисова о себе, еще в консерваторские годы инициированный, записанный и расшифрованный В. Ценовой. Открывает издание раздел «Говорят композиторы», где о В. Ценовой вспоминают О. Галахов, С. Губайдулина, А. Пуссер, А. Вустин, И. Соколов. (далее…)

Школа духового искусства: Запад или Россия?

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

Завершился Второй Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, учрежденный Московской консерваторией. Духовики, представляющие вместе с ударными 9 специальностей и составляющие 35-40% состава симфонической партитуры, получили свой международный конкурс, равнозначный знаменитым Пражскому, Мюнхенскому, Женевскому, Тулонскому. Задуманный как истинно международный, Московский конкурс проводился по правилам, позволяющим подать заявку на вступление в Женевскую ассоциацию международных конкурсов.

Эти правила весьма просты: первая премия всегда одна, в жюри должно быть более половины иностранных судей (число которых диктуется финансовыми возможностями учредителя), гражданство участников не имеет значения. К сожалению, некоторые наши отечественные профессора, обиженные на то, что их не пригласили в жюри, не пожелали увидеть этих причин и категорически запретили своим ученикам участвовать в конкурсе. На подобных условиях в России и в СССР конкурсов по этим специальностям не проводилось. Безусловно, трудно уйти от прежней традиции присуждения двух-трех, а то и более первых премий, когда можно было заранее предсказать результат и невооруженным глазом увидеть предстоящий компромисс, превратив соревнование играющих в соревнование профессоров.

(далее…)

В ореоле Эдуарда Грача

Авторы :

№ 1 (1284), январь 2011

«Я всех вас очень люблю», – признался со сцены Малого зала консерватории народный артист СССР профессор Эдуард Грач, завершая последний концерт своего юбилейного абонемента 2010 года. И в этом – суть знаменитого артиста, щедро одаряющего своим искусством публику. Многие в эти дни по-хорошему удивлялись: «80-летие? Не может быть!» Кредо выдающегося музыканта: «Чем больше потратишь сил, тем больше накопишь» – в отношении него работает безотказно. Действительно, Эдуард Грач ни внешне, ни внутренне не соответствует этой почтенной цифре: он по-юношески энергичен за пультом созданного им Камерного оркестра «Московия», полон эмоций, вдохновляя своих блестящих учеников на высокое творчество.

Четыре декабрьских концерта стали смотром музыкантских достижений маэстро. Так получилось, что ушедший год оказался втройне юбилейным: к личной дате присоединились и 20-летие с момента рождения Камерного оркестра «Московия», и 120-летие Абрама Ильича Ямпольского, главного Учителя, в честь которого Эдуард Грач учредил скрипичный конкурс. Символика «круглых чисел» и определила программы вечеров. (далее…)