Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Диалоги мастеров

Авторы :

№ 4 (1287), апрель 2011

В начале февраля произошло одно из тех событий концертной жизни, что хотя и изредка случаются в наши дни, но не перестают удивлять. Знакомое уже нескольким поколениям энтузиастов ренессансной вокальной полифонии имя Питера Филлипса, руководителя всемирно известного английского вокального ансамбля «The Tallis Scholars», появилось на афише Рахманиновского зала.

Хотя маэстро Филлипс не впервые в Москве, его приезды каждый раз оказываются уникальным праздником ренессансной музыки, который длится несколько дней. Уже третий раз он выступает с московским вокальным ансамблем «Интрада». Екатерина Антоненко – недавняя выпускница Московской консерватории, основатель и руководитель «Интрады» – чудесным образом объединяет в себе голубиную кротость музыкального дара и змеиную мудрость менеджера. Энтузиазм наших ребят, их работоспособность и профессиональная чуткость покорили маститого музыканта, и вот уже в третий раз мы радуемся улыбке Филлипса.

Коллектив ансамбля «Интрада» за последние четыре года принял участие в мастер-классах звезд первой величины в мире исполнения старинной музыки – Майкла Чанса, Эммы Керкби, Пола Эссвуда – и совершил поездки на международные курсы и мастер-классы в Италию и Австрию. В отличие от русских барочных инструменталистов, которые ныне могут получить образование на родине, российским певцам, взявшимся за чрезвычайно редкое у нас дело исполнения западной духовной и светской музыки ренессанса и барокко, приходится гораздо труднее. Практически отсутствует отечественная школа аутентичного исполнительства западной вокальной полифонии.

Очередной визит английского «директора музыки» – некоторое время назад Филиппс занял престижное место музыкального руководителя основанного в 1264 году Мертон-колледжа в Оксфорде – включал в себя три мастер-класса и лекцию. Программа концерта была подобрана Филлипсом особым образом: входящие в нее сочинения (за исключением мессы Берда) образовывали пары друг с другом, будучи написаны на один и тот же литургический текст или перекликаясь иначе (последний номер программы – мотет Виктории – «Vidi speciosam» – содержал музыкальную цитату из мотета его предполагаемого учителя Палестрины «Tu es Petrus», исполненнего первым).

(далее…)

«Не смейте забывать учителей…»

№ 4 (1287), апрель 2011

Среди многочисленных питомцев профессора К. Б. Птицы было немало талантливых музыкантов, многие из которых и сегодня занимают первые ряды в отечественной хоровой культуре. К сожалению, имя Василия Федоровича Балашова (1909 – 1989), в прошлом – профессора Московской консерватории, автора научных и методических работ, главного хормейстера Государственного академического русского хора СССР, сейчас незаслуженно забыто.

Выходец из Тверской губернии, Василий Федорович с детства проявил талант к музыке. В 20-х годах, уже в Москве, он не только учится в музыкальном техникуме имени Скрябина по классу скрипки и ударных как литаврист, но и работает во МХАТе, наблюдая игру великих актеров (по рассказу его ученика В. А. Самарина, Балашов даже сам играл на сцене – исполнял роль слепого музыканта в спектакле «Моцарт и Сальери»). «Из обучавшихся в классе ударных, – пишет его сокурсник по техникуму профессор В. Г. Соколов, – упомяну о двух моих товарищах. Один из них – Василий Балашов. Отличные успехи он обнаружил почти во всех видах ударных, чем возбудил товарищескую зависть у соклассников, не исключая и автора этих строк. А на литаврах он был поистине виртуозом… Долгое время он был ведущим ударником симфонического оркестра Союза ССР и неизменно заслуживал похвалу знаменитых зарубежных и отечественных дирижеров».

В возрасте 34 лет, в разгар войны, будучи уже состоявшимся музыкантом, Балашов открывает новую страницу своей творческой биографии – поступает на дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории в класс профессора К. Б. Птицы («Ученик был старше учителя на два года», вспоминает В. Г. Соколов). Затем, пройдя аспирантуру у профессора А. В. Свешникова, Балашов на долгие годы становится главным хормейстером знаменитого Государственного хора СССР.

(далее…)

Человек шагает по эпохе

Авторы :

№ 4 (1287), апрель 2011

Это был человек удивительной судьбы. Его биография могла бы стать основой увлекательного романа. Он жил в самых разных уголках России и Украины: в Курске, Москве, Петербурге, Рязани, Ярославле, Краснодаре, Житомире, Львове… Круг его знакомств удивительно широк: от маститых педагогов столичных вузов – консерватории и университета – до представителей «серебряного века» и членов царской семьи. 120-летию со дня рождения композитора и педагога Всеволода Петровича Задерацкого (1891 – 1953) был посвящен концерт, который 26 февраля в Конференц-зале провел Музей им Н. Г. Рубинштейна.

Всеволод Петрович Задерацкий был также блестящим пианистом, дирижером, литератором – автором неоконченного романа «Человек шагает по эпохе». Музыкант широчайшей эрудиции, в разное время обучавшийся в Московской консерватории, Московском университете, ГИТИСе, В. П. Задерацкий прошел через все испытания своего времени: его неоднократно арестовывали, лишали гражданских прав, обвиняли в формализме.

Через все ужасы судьбы Всеволод Петрович пронес свое Искусство, порой создавая произведения в самых сложных условиях. Когда в 1937 году композитор после ареста в Москве получил «6 лет без права переписки» и его выслали в колымские каторжные лагеря, одни из самых ужасных в системе ГУЛАГа, он в этих нечеловеческих условиях написал цикл из 24 прелюдий и фуг для фортепиано. Ему удалось раздобыть бумагу и карандаш, убедив надзирателей, что записаны будут только нотные знаки. И свершилось главное: он смог создавать музыку в лагере, где, казалось бы, все протестует против творчества. Сегодня 24 прелюдии и фуги – сочинение-подвиг – являются одним из самых известных в творчестве В. П. Задерацкого.

Композитор работал в самых разных жанрах: он – автор двух опер, симфоний, романсов и, конечно же, многочисленных фортепианных сочинений. К сожалению, в силу жизненных обстоятельств состоялось всего два концерта с участием самого В. П. Задерацкого. Многие его произведения были уничтожены во время ареста в Рязани в 1926 году. На сегодняшний день издано большинство его фортепианных пьес, которые стали основой состоявшегося концерта.

(далее…)

Ровесница новой России

№ 4 (1287), апрель 2011

В марте 2011 года кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов отметила свое двадцатилетие. Она была основана в январе 1991 года профессором В. Н. Холоповой и стала ровесницей новой России. Задачей кафедры было создание предметов, необходимых современной культуре. Первой оказалась музыкальная информатика (был приглашен профессор Ю. Н. Рагс), причем тогда, в 1991 году, компьютера почти никто в глаза не видывал. Далее по инициативе и при активном участии Л. А. Ладыгина была установлена специализация музыковед-балетовед. Сейчас воспитанница кафедры, специалист по балету А. П. Груцынова закончила докторскую диссертацию. Третьим стал менеджмент в музыкальном искусстве, его бессменный руководитель – О. А. Левко. Междисциплинарными в своей основе являются предметы, успешно преподаваемые В. Н. Холоповой и другими педагогами кафедры: «Музыка как вид искусства» (с включением психологии, семиотики, аксиологии, эстетики) и «Теория музыкального содержания».

Ныне кафедра МСМ объединяет специалистов в разнообразных областях искусства. Это – завкафедрой, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, член-корреспондент РАЕ профессор В. Н. Холопова; стипендиат Программы Фулбрайта (США) профессор О. В. Комарницкая; доктор педагогических наук профессор М. С. Старчеус; доктор искусствоведения профессор Б. Г. Гнилов; стипендиат Программы Фулбрайта доцент О. А. Левко; победитель международного конкурса им. А. фон Гумбольдта (Германия) доцент С. Н. Лебедев; известный пианист и композитор доцент И. Г. Соколов; Кавалер Ордена искусств и литературы Франции Н. О. Баркалая; лауреат I премии Международного конкурса исполнителей в Кюртене (Германия) М. Т. Просняков. Свою лепту внес действительный член нескольких академий профессор В. П. Морозов. В прошлом же на кафедре преподавали знаменитый российский филолог Ал. В. Михайлов, музыковед и философ Т. В. Чередниченко, музыковед и пианист А. Ю. Кудряшов. В 2010 году кафедра была удостоена почетного звания – «Золотая кафедра России».

(далее…)

Многоцветный органный пейзаж

№ 4 (1287), апрель 2011

4 апреля в Малом зале консерватории завершился XI Московский международный органный фестиваль. Этот музыкальный смотр стал уже неотъемлемой частью органного пейзажа России. На протяжении 10 лет Московская консерватория, аккумулируя академические традиции, постоянно развивает и поддерживает исполнительство на таком популярном и по-прежнему «диковинном» для широкой аудитории инструменте как орган. Гостями фестиваля, бережно и самоотверженно руководимого его основателем, заведующей кафедрой органа и клавесина профессором Н. Н. Гуреевой, стало множество крупнейших деятелей органного искусства Европы. Конечно, все это было бы невозможно без непременной поддержки ректора профессора А. С. Соколова.

На этот раз почетным гостем фестиваля стал сравнительно молодой музыкант, победитель престижнейших конкурсов в Сент-Олбансе и Шартре, а ныне органист знаменитого парижского собора Сакре-Кер на Монмартре Габриэль Маргьери. Уже сама программа свидетельствовала не только об оригинальности и виртуозности исполнителя, но и об интеллектуальности артистической натуры музыканта. Г-н Маргьери предложил блестящую идею – составить программу, опираясь на географические и образные элементы Средиземноморья. Это позволило ему не только включить известные и проверенные временем сочинения классиков, но также и увлечь слушателя совершенно новыми даже для завсегдатаев органных концертов именами. Что же удивляться восторженной реакции полного, как обычно, зала! Таким было начало нынешнего фестиваля. Профессор Н. Н. Гуреева в очередной раз упрочила свою репутацию мудрого концертного менеджера, пригласив и тем самым открыв для московской публики новое имя превосходного органиста.

Буквально через два дня в концертном зале музыкального училища состоялся традиционный концерт юных органистов. Какое умиление и восторг вызывают иногда наивные, а иногда и неожиданно зрелые творческие опыты самых маленьких исполнителей на этом сложном инструменте – учащихся московских ДМШ и училища при консерватории! Может быть, не все они продолжат свой профессиональный органный путь, но как важен для них сейчас этот выход на сцену в рамках столь серьезного музыкального события столицы. И как тревожно осознавать, что для юных органистов и их родителей все это уже вскоре может оказаться лишь воспоминанием о былых надеждах на большой профессиональный успех. К сожалению, 83-я статья Закона об образовании как дамоклов меч нависла и над ранним обучением органу, кстати, очень популярному сегодня в ДМШ… Но – будем надеяться на патриотизм и мудрость руководства нашей страны.

Новшеством в прошедшем фестивале стал концерт – творческий обмен между Московской и Санкт-Петербургской консерваториями. Хорошая идея – уже среди студентов укреплять творческие взаимосвязи и делиться опытом, особенно учитывая то, насколько разрознен и поляризован мир взрослых органистов. А ведь, так или иначе, все мы вышли из одного «академического гнезда». И на будущее было бы весьма уместным включить в круг обменных концертов еще, по крайней мере, еще два центра органного образования в нашей стране: Нижегородскую и Казанскую консерватории, обе напрямую связанные с московской органные школы.

(далее…)

Выставка

Авторы :

№ 4 (1287), апрель 2011

В помещении литературного абонемента библиотеки открылась
выставка картин профессора кафедры зарубежной музыки
Н. А. Гавриловой. Приглашаем всех желающих насладиться
одухотворенными пейзажами и натюрмортами художника.
Красочные миниатюры, принадлежащие перу музыканта,
поднимут настроение любому – не только профессиональному
ценителю живописи, но и неискушенному дилетанту.

(далее…)

Лирическая исповедь оркестранта

Авторы :

№ 4 (1287), апрель 2011

1961 год. Руководство Госкомитета СССР по радиовещанию приглашает в качестве художественного руководителя Большого симфонического оркестра молодого, но уже завоевавшего признание профессионалов и публики дирижера Большого театра Геннадия Рождественского. Смена руководства оркестра была связана с настойчиво выражаемым желанием ведущих солистов и всего коллектива оркестра – видеть за пультом руководителя одного из самых талантливых и перспективных дирижеров Москвы. И сегодня, когда отмечается юбилей Геннадия Николаевича, хочется вспомнить о событии пятидесятилетней (!) давности.

Выдающийся русский дирижер Николай Семенович Голованов – фактический создатель БСО – заложил основы коллектива высшего оркестрового исполнительского мастерства, привнес познание и ощущение глубины, великой мощи русской музыки. Александр Васильевич Гаук, руководивший оркестром в течение ряда лет, пополнил его репертуар сочинениями композиторов республик СССР, отечественных авторов и композиторов-классиков.

С наступлением «эпохи Геннадия» в БСО началось небывалое ранее исполнительское общение оркестрантов с музыкой гениальных композиторов современности, неведомой прежде отечественным слушателям, а часто и самим музыкантам. В кратких воспоминаниях едва ли возможно объективно представить масштаб и содержательность художественно-музыкальной панорамы, развернутой Рождественским в период его деятельности на Всесоюзном радио. Дирижер-эрудит, он открывал перед нами мир великой музыки ХХ века, вообще в СССР ранее не исполнявшейся.

Миллионам радиослушателей и посетителям концертов, а также в записях на пластинки были явлены все симфонии С. Прокофьева, в том числе фактически возрожденные после многолетнего умолчания Вторая и Третья! Прозвучали все симфонии и симфонические поэмы Я. Сибелиуса – океан волшебной и совсем неизвестной для нас музыки; Концерт для оркестра, «Музыка для струнных, ударных и челесты», сюита «Чудесный мандарин» мастера современного оркестра Б. Бартока; «Питтсбургская симфония» и другие произведения П. Хиндемита. Маэстро и его оркестр играли произведения Г. Малера и Л. Яначека, А. Шенберга и А. Берга; впервые прозвучали Третья симфония А. Брукнера, сочинения Б. Бриттена, Д. Мийо, А. Онеггера (Пятая симфония, «Жанна д’Арк на костре», «Пасифик – 231»). Блеском и темпераментом исполнений впечатляли симфонические поэмы «Дон Жуан», «Веселые проказы Тиля Уленшпигеля», «Дон Кихот», «Так говорил Заратустра», «Жизнь героя» и «Домашняя симфония» Р. Штрауса. Музыкой балета «Поцелуй феи», Симфонией в трех движениях, камерной оперой «Мавра» и другими произведениями Геннадий Рождественский «напомнил» соотечественникам о существовании великого русского композитора Игоря Стравинского.

(далее…)

Белая гвардия русской музыки

Авторы :

№ 4 (1287), апрель 2011

К 130-летию Н. Я. Мясковского (1881-1950)
и 120-летию С. С. Прокофьева (1891-1953)

12 октября 1921 года 30-летний Прокофьев, готовясь к отплытию на тихоокеанском пароходе в Америку, оставил в Париже завещание. Со времени гибели «Титаника» к описываемому моменту прошло 9 лет. И, отправляясь в дальнее морское путешествие, трудно, видимо, было избежать мыслей о бренности земного существования. В парижском завещании 1921 года Прокофьев отдавал свои авторские права матери, Марии Григорьевне. А если с нею что-либо случится, – проживающему в большевистской Москве Николаю Яковлевичу Мясковскому. Мясковский был вторым после матери человеком на этой земле, к которому Прокофьев обратил свою душу и кто, по его представлениям, лучше других мог распорядиться всем, им к тому времени созданным.

Они встретились осенью 1906 года в Петербургской консерватории, где оба проходили курс обучения в классе контрапункта и инструментовки. Оба родились в апреле. С разницей в 10 лет. Старший, «Милое Коло», «НЯМуся», как звал его в юности Прокофьев, – в 1881-м. Младший, «Серж», «Прокоша» – в том 1891-м, который дал русской культуре и М. А. Булгакова. Тогда же завязалась эта дружба – между молчаливым и сдержанным, сложившимся как личность Мясковским и подростком Прокофьевым. Тогда же возник и взаимный интерес к тому, что делает каждый в профессии. Его результатом стала Переписка, опубликованная в 1977 году, – одна из концептуальных основ исследования их творчества. Но и помимо нее творческих «перекрещиваний» художественных миров обоих композиторов превеликое множество.

Ранний пример – переложение Н. Я. Мясковским в 1908 году Andante из Симфонии Прокофьева e-moll для фортепиано в 4 руки. В дальнейшем Мясковский неоднократно обращался к подобному виду работы, желая поскорее, до премьеры, насладиться новым сочинением друга в коллективном профессиональном музицировании, а заодно отметить недостатки и высказать в письме свои замечания. Другой, более поздний пример: в 1937 году для планируемого совместного концерта во Франции Прокофьев сочинил аннотацию о собственной симфонической сюите «Поручик Киже» и о «Лирическом концертино» Мясковского, всемерно продвигаемого им на Западе. Несколько ранее, в 1935 году, от лица Мясковского он написал письмо дирижеру Ф. Стоку на английском языке. А Мясковский в 1940 году обратился в только что учрежденный Комитет по Сталинским премиям с письменным ходатайством о необходимости отметить премией новую оперу «Семен Котко», которую считал одним из лучших произведений Прокофьева. Также немалый интерес представляет и печатный экземпляр клавира оперы «Огненный ангел», выпущенный издательством А. Гутхейля (1927) и хранящийся в архиве Н. Я. Мясковского с его собственноручным переводом текста с немецкого на русский…

(далее…)