Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Пространство для новой музыки

№8 (1382), ноябрь 2021 года

С 11 по 15 октября 2021 года в Московской консерватории прошел XVII Международный фестиваль современной музыки «МОСКОВСКИЙ ФОРУМ». Он был посвящен музыкальному творчеству нового времени и имел многообещающее программное название – «ПРИЗРАК БУДУЩЕГО».

Ничто в мире не стареет так быстро, как то, что называется «новым». Фестиваль современной музыки «Московский форум» мы проводим с 1994 года, и на протяжении последней четверти века само понимание «нового» существенно изменилось. В начале 1990-х многое из глубокой классики ХХ века оставалось у нас неизвестным даже профессионалам. Это была еще доинтернетная эпоха и компакт диски с записями современной музыки, как и партитуры, приходилось привозить из-за рубежа. А сочинения крупных отечественных композиторов-шестидесятников, как и музыка русского авангарда 1910–1930-х годов стали свободно исполняться лишь к концу «Перестройки». В первое десятилетие Новой России все это еще оставалось для нас «новой музыкой».

Тогда, когда мы создавали фестиваль, первостепенной задачей было желание ликвидировать лакуны в наших знаниях и ввести современную российскую музыку в общемировой контекст. Первые «Форумы» представляли собой своего рода фестивали-диалоги российских музыкантов с музыкантами той или иной европейской страны – Германии, Франции, Италии, Австрии, Голландии… Мы приглашали ансамбль, который исполнял сочинения композиторов своей страны, а также нередко включал в программу и работы российских авторов. В свою очередь, наши музыканты, и прежде всего, базовый ансамбль фестиваля Студия новой музыки, представляли музыку российских композиторов с включением сочинений композиторов страны-партнера.

Несмотря на то, что в Москве 1990-х проводились и другие фестивали современной музыки, например, «Московская осень», представлявшая новые сочинения композиторов Москвы, или «Альтернатива», которая с начала 1990-х преобразовалась в важнейшую площадку для джаза и минимализма, наш «Форум» фактически стал первым российским фестивалем профессиональной современной музыки международного формата. Он быстро завоевал признание не только в России, но и за рубежом, о его международном признании свидетельствует уже список оркестров, выступавших на фестивале: Ensemble Modern, Klangforum Wien, Ensemble Orchestral Contemporain, Ensemble Recherche, Schoenberg Ensemble – ведущие коллективы мира, специализирующиеся на исполнении современной музыки.

K концу 2000-х ситуация с современной музыкой в Москве существенно изменилась. Сформировалась новая публика, выросло новое поколение интересных российских композиторов и исполнителей, стали более доступными записи и партитуры новых сочинений, современная музыка прочно вошла в учебные программы Консерватории, а концерты ансамбля Студия новой музыки стали неотъемлемой частью музыкального ландшафта Москвы.

Однако в условиях настоящего бума современного искусства в Москве 2010-х, музыка оставалась на положении бедной Золушки, не имевшей веского голоса в острых дискуссиях, разворачивавшихся вокруг театральных постановок, художественных выставок или при обсуждении новых литературных произведений. Наши замечательные музыканты «гордо уединились» в профессиональных башнях из слоновой кости, не желая спускаться в этот новый, бурлящий странными идеями, бренный мир и тем самым отдали вопросы развития музыки на откуп «племени младому, незнакомому». В свою очередь, и этот новый мир мало интересовался нашими профессиональными изысканиями, зато привносил в искусство ту живую жизненную материю, ту свежую кровь, без которой никакое развитие невозможно.

Преодоление этого культурного разрыва стало одной из задач «Форумов» последних лет. Мы радикально переосмыслили саму идею и формат фестиваля: название «Московский форум» осталось неизменным, но теперь это не фестивали-диалоги, а, как гласит наш новый подзаголовок, – пространство для новой музыки и эстетических дискуссий. Каждый концерт и фестиваль в целом имеют определенную актуальную тему, схватываемую уже в названии, а концерты состоят из трех отделений: музыка – дискуссия – музыка. Дискуссии проходят непосредственно на сцене Рахманиновского зала и в них принимают участие не только композиторы и исполнители, но и специально приглашенные известные философы, искусствоведы, художники. Вопреки первоначальным опасениям, жанр открытых дискуссий оказался очень востребованным – публика с удовольствием принимает самое активное участие в спорах сторон посредством прямого голосования с помощью личных гаджетов и специальной программы. Таким образом, обновленный «Форум» стал еще ближе к изначальному смыслу этого слова!

Прошедший фестиваль мы назвали «Призрак будущего». Парадоксальным является тот факт, что великие пророчества философов прошлого от «Государства» Платона до «Утопии» Томаса Мора, от «Града Божьего» Августина до «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса, не говоря уже о многочисленных манифестах футуристов начала ХХ века – все они проникнуты торжеством идей слаженного миропорядка и гармонии. Но футурологические прогнозы наших дней полны тревог и сомнений: искусственный интеллект и экологический кризис, истощение ресурсов и демографические проблемы, вопросы постколониальной этики и новых субкультур – все это не находит какого-либо положительного разрешения в сегодняшней science fiction.

Наверное, многие традиционно воспитанные музыканты посчитают, что эти проблемы не имеют прямого отношения к музыке. Но большая часть сегодняшней творческой молодежи мыслит совершенно иначе! Они видят задачу актуального искусства именно в том, чтобы активно вторгаться в реальную жизнь, в, казалось бы, далекие от классического искусства темы и оказывать прямое воздействие на окружающий мир. Этим обусловлен и наш подход к программам фестиваля.

Пять вечеров прошедшего «Московского форума» – это попытка творческого осмысления музыкантами и философами некоторых вызовов нашего времени, это «футурологическое» исследование сложных, противоречивых процессов, получающих отражение в сегодняшнем музыкальном искусстве. Темы фестивальных концертов говорят сами за себя: FUTURO//LOGOS, ECO//LOGOS, SOCIO//LOGOS, COSMO//LOGOS и TECHO//LOGOS. Их различная проблематика объединяется идеей Логоса как единства абстрактной мысли и конкретного высказывания, слова. Этому же была посвящена и дневная конференция, и заседания уже третьего по счету Всероссийского семинара для музыкальных критиков и культурологов, который проводится на «Форуме» ведущими учеными-гуманитариями и журналистами нашей страны, куда традиционно приезжают слушатели со всей России.

Открытие и закрытие фестиваля совместно с артистами ансамбля Студия новой музыки провела обновленная команда Центра электроакустической музыки, направление работы которого не только связывает акустику с электроникой, но и традиционную концертную практику с новейшими перформативными форматами, а чисто музыкальное исполнительство со средствами мультимедиа. Этот «дигитальный поворот», определяющий сегодня принципиальные трансформации всех искусств и их качественно новое взаимодействие на основе различных цифровых платформ, предъявляет совершенно особые требования к художникам и артистам. Современному исполнителю необходимо не только иметь определенные технические навыки, но и в ответ на новые вызовы, необходимо приобретать разноплановые умения многопрофильного артиста, которым становится концертант новой формации.

В этих новых форматах концерт нередко перестает быть чисто акустическим событием: в мультимедийных проектах звуковое сливается с визуальным, импровизационное с нотированным, инструментальное с хореографическим. Исполненные на этих концертах мультимедиальные сочинения Н. Попова, А. Хубеева, А. Наджарова и С. Маковского вызвали горячую реакцию публики, а эффектнейшая пьеса Star Me Kitten А. Шуберта для голоса, ансамбля, электроники и видео в исполнении А. Верин-Галицкой была воспринята публикой как хит рок-концерта.

Слияние и взаимопереходы исполнительского жеста в звук, а звука в хореографическое движение продемонстрировал аудиовизуальный концерт-спектакль, подготовленный нашими французскими гостями – мультимедиальной группой LiSiLoG, поделившейся с Консерваторией своей технологией. Особо трепетным отношением к звуку отличалась программа, посвященная «экологической музыке», направлению, становящемуся сегодня все более заметным в разноголосом хоре актуального искусства. На этом концерте прозвучали две премьеры московских композиторов – «Мистические сумерки» для голоса и ударных Н. Прокопенко в исполнении Е. Кичигиной и Dvo_YE для басовой флейты и электроники А. Поспеловой в интерпретации М. Рубинштейн.

Резким эстетическим контрастом этому стал концерт SOCIO//LOGOS, своего рода творческое погружение в захлестнувшую сегодня искусство Европы тему социальной критики: от нескрываемой̆ иронии над самодовольством буржуа в немом фильме À propos de Nice с «живой̆ музыкой̆» Ф. Париса (2005) до горького надлома в инструментально-театральном сочинении Р. Рима Lenzin Moskau, в котором трагическая история немецкого поэта Я. Ленца становится символом одиночества и унижения творчески мыслящего человека. Российская перформативная команда Waldgang и композитор П. Поляков выразили свое видение пути к духовному в сегодняшнем мире через процесс переплавки металлических монет (в эквиваленте минимальному размеру оплаты труда) в церковный̆ колокол: от бренной материи к высотам духа! Очень русский взгляд…

Профессор В.Г. Тарнопольский, художественный руководитель фестиваля

Фото Дениса Рылова

«Маэстро-чародей» или «Бемоли Сталина»

Авторы :

№8 (1382), ноябрь 2021 года

17 сентября в Московской консерватории прошла презентация книги Бруно Монсенжона «Маэстро-чародей. Беседы с Геннадием Рождественским». Прославленный кинорежиссер, скрипач и литератор хорошо известен широкой публике по своим замечательным киноработам «Рихтер непокоренный», «Гленн Гульд: вне времени», «Иегуди Менухин. Скрипка века» и многим другим фильмам. Новая работа Монсенжона посвящена выдающемуся дирижеру, педагогу, пианисту, композитору и музыкальному деятелю – профессору Геннадию Николаевичу Рождественскому.

На презентации в зале присутствовал не только сам Бруно Монсенжон, но также вдова Г.Н. Рождественского Виктория Постникова, ректор Консерватории Александр Соколов и редактор русского издания Григорий Моисеев. Атмосфера царила радушная: Консерватория с большим трепетом и пиететом принимала в своих стенах именитого гостя из Франции. Монсенжон отвечал взаимностью – автор смог найти время не только на само выступление, но и на личное общение практически с каждым гостем встречи, что, надо признать, заняло у него немало времени.

Российскому читателю невероятно повезло, ведь последнее детище Монсенжона издано только на двух языках – французском и русском. Перевод и издание самого произведения стали возможны при непосредственном участии Консерватории: «У меня постоянно была поддержка Виктории и поддержка Консерватории, которая была для меня очень важна, потому что без нее и ректора Соколова мне было бы бесполезно делать русский вариант», – заметил автор.

По его заверению, русскоязычное издание ничуть не потеряло при переводе, а может даже и приобрело – здесь фотографии сопровождают повествование, в то время как во французском издании они скомпонованы в отдельном блоке. Единственное существенное различие между оригиналом и переводом – это смена названия самой книги. Основанием французскому заглавию «Бемоли Сталина» послужила история о том, как однажды Иосиф Виссарионович в антракте спектакля, делясь своими впечатлениями с Геннадием Николаевичем, дирижировавшим оркестром в этот вечер, решил ему высказать замечание по поводу «недостаточного количества бемолей в партитуре». И смех, и грех…

По признанию автора, работа над книгой заняла у него практически 40 лет и основывается на его фильме-беседе непосредственно с самим Геннадием Николаевичем, которого он снимал на протяжении 30 лет. «Главный источник наших бесед в книге, конечно, этот фильм – рассказывает Монсенжон. – Но есть и другие: это великолепные отношения с Викторией Постниковой и Геннадием Рождественским; у меня всегда была мечта собрать все, что он мне рассказывал в течение этих сорока лет в какую-то литературную форму, ведь книга – это совершенно другое дело. Там есть некая литературная свобода, а в фильме все зависит от того, есть ли картинка. Книга несравнимо больше».

Бруно Монсенжон

Построена книга по главам, каждая из которых раскрывает конкретную тему, а повествование касается самого широкого круга вопросов, начиная с рассуждений маэстро о дирижерской профессии и заканчивая воспоминаниями о таких великих музыкантах, как Д.Ф. Ойстрах, Д.Д. Шостакович и многих других. На презентации присутствующим также были продемонстрированы фрагменты фильма, на основе которого была написана книга.

Одно из главных качеств Геннадия Николаевича, которое сразу бросается в глаза – это его искрометное чувство юмора. У Рождественского оно очень элегантное, изящное и насквозь пропитано витальностью – то, с какой легкостью и иронией он рассказывает о совершенно абсурдных, а местами ужасающих вещах, вызывает восхищение. Ненароком задумываешься о силе духа этого великого музыканта.

Но не стоит относиться к этому творению как к сборнику анекдотов. Произведение Монсенжона — это своеобразная летопись, срез целой эпохи и не только в контексте музыкальной жизни. «Все это для меня было и гигантским удовольствием, и гигантской работой, но я так рад, в конце концов, что эта книга вышла и здесь тоже. Мне кажется это очень важным, ведь Геннадий Николаевич стал первым советским дирижером, который занял пост главного дирижера оркестра BBC, и вообще эта книга целая история вашей страны и взаимоотношений человека с миром».

Тандем Рождественский – Монсенжон вряд ли сможет оставить кого-то равнодушным. Тем более, что этот замечательный материал рассчитан на разнообразный круг читателей, не только на профессионалов и любителей музыки, но и на тех, кто хочет узнать о той бурной и колоритной эпохе намного больше. Книга ждет своего читателя.

Анастасия Метова, студентка НТФ, муз. журналистика

Вперед и вверх!

Авторы :

№8 (1382), ноябрь 2021 года

Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов возникла в Московской консерватории в 1991 году, став новой кафедрой Новой России. В 2010-м она получила от РАЕ почетный титул «Золотая кафедра России». А сейчас кафедра МСМ достигла 30-летия, которое мы отметили 15 октября юбилейным концертом в зале имени Н.Я. Мясковского.

Тогда, у истоков, мне было ясно, что пришло время осваивать многие предметы и специализации, необходимые культуре, но отсутствовавшие на существовавших кафедрах. Поэтому я предложила открыть в Консерватории новую кафедру, а часы взять от явно отпадавших коммунистических дисциплин («Научный коммунизм», «История коммунистической партии» и т. д.). В числе первых, по инициативе кандидата искусствоведения, доцента Л.А. Ладыгина, была создана специализация «музыковед-балетовед». Пресса жаловалась, что «балетники» пишут только о танце, но ничего не могут написать о музыке. Так, с помощью письма самой Галины Улановой, возник специалист нового типа, а позднее главным представителем стала А.П. Груцынова, ныне доктор искусствоведения, профессор, преподающая «Историю балета».

В первый же день заведования я пригласила к нам знаменитого филолога и культуролога А.В. Михайлова, опасаясь, чтобы его раньше не перехватил МГУ. Но там и не подумали! И мы слушали его уникальный курс, пока его не перевели на новую философскую кафедру Консерватории. Еще быстрее пришлось передать туда с нашей кафедры и другого яркого философа (и музыковеда) Т.В. Чередниченко, чей портрет висит в одном из классов Консерватории.

Первопроходцем в ведении совершенно нового предмета – «Теория музыкального содержания» – стал А.Ю. Кудряшов, имевший и музыковедческое, и фортепианное образование. Такого предмета еще не было в истории мировой педагогики. Хотя сама теория была разработана мною, но для ее преподнесения студентам-исполнителям требовался педагог и с исполнительской специальностью. Кудряшов выпустил ценнейший учебник – «Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-ХХ вв.». Предмет, который он вел, настолько плотно подошел к исполнительской практике студентов, что его преподавание помимо МГК вызвало восхищение также в РАМ им. Гнесиных: там в одном из классов вывесили его портрет.

Новый предмет – «Английская музыкальная терминология» – установила С.И. Завражнова, начавшая составлять англо-русский музыкальный словарь. После того, как Консерватория по моей инициативе купила первый компьютер (1990), на кафедре был открыт курс «Музыкальная информатика», затем переведенный в Центр информатики вместе с педагогом Ю.Н. Рагсом. А ныне здравствующий доктор биологически наук В.П. Морозов, автор сотен научных работ, преподавал вокалистам предмет о структуре вокального голоса (с измерениями на аппаратуре) и разработал тестирование «эмоционального слуха», которое применял для отбора певцов при поступлении в Консерваторию.

Впервые в музыкальных вузах страны, с полного нуля создала предмет «Менеджмент музыкального искусства» О.А. Левко (теперь кандидат искусствоведения, доцент). В начале 1990-х, когда рухнули филармонии и другие организующие структуры, Левко стала учить студентов-исполнителей организовывать концерты, создавать музыкальные ансамбли, вести документацию на английском языке. Сама она, став победителем международного конкурса Фулбрайт (США) и пройдя стажировку в США, сегодня организует концерты Башмета, Мацуева, ее ученики выходили на работу в Большом театре, НФОР и даже в американском Национальном оркестре.

Преподает на кафедре доктор педагогических наук, профессор М.С. Старчеус – один из двух ведущих музыкантов-психологов России (наряду с Д.К. Кирнарской, кстати, писавшей докторскую диссертацию на нашей кафедре). Проф. Старчеус, автор капитальных исследований «Слух музыканта» и «Личность музыканта», читает курсы музыкальной психологии и педагогики.

Свой курс «Оперный театр» преподает доктор искусствоведения, профессор О.В. Комарницкая (также победитель конкурса Фулбрайт). Она впервые подробно раскрыла роль религиозных идей в русской классической опере. А доктор искусствоведения, профессор Б.Г. Гнилов разработал курс «Теория и практика музыкальной импровизации» с собственным практическим методом игры такого рода.

Курс «Латинская музыкальная терминология» ведет кандидат искусствоведения, доцент С.Н. Лебедев – победитель конкурса им. Александра фон Гумбольдта (Германия). Он выпустил уникальный билингвистический труд, с параллельными текстами на латинском и русском языках – «Основы музыки» Боэция. «Английскую музыкальную терминологию» сейчас преподает кандидат искусствоведения А.А. Ровнер, носитель языка, учившийся в Джульярдской школе.

Пианистка и музыковед Н.О. Баркалая успешно ведет «Теорию музыкального содержания»; она защитила кандидатскую диссертацию на русском языке и ее же на французском в Париже, где выступала с концертами и получила почетный титул Кавалера Ордена искусства и литературы Франции. С тройной специальностью (пианист, композитор, музыковед) и с желанием преподавать именно «музыкальное содержание» пришел на кафедру доцент И.Г. Соколов. Концертирующий пианист, он разместил в интернете 200 (!) своих лекций-концертов – целую музыкальную культуру!

Автор книги о Ксенакисе, преподаватель кафедры, кандидат искусствоведения Е.В. Ферапонтова за свою работу по организации концертов МГК награждена Министерством культуры РФ. А выдающийся специалист по Штокхаузену М.Т. Просняков ведет курс «Философия и композиция новейшей музыки», и в Германии обучает музыкантов играть музыку названного композитора.

Я сама преподаю курс «Музыка как вид искусства», придуманный мною. Удостоена званий академика РАЕ и лауреата премии Правительства РФ. В ближайшие год-два у меня должны выйти в свет семь книг: четыре в России и три в Китае.

На юбилейном концерте свою музыку показали композиторы кафедры А.А. Ровнер и И.Г. Соколов при участии приглашенных молодых исполнителей. В этот вечер мы получили десятки приветствий со всего мира. Поздравили ректор А.С. Соколов, проректоры К.В. Зенкин, Л.Е. Слуцкая, декан НКФ И.А. Скворцова, коллеги М.А. Сапонов, В.Г. Тарнопольский, Н.О. Власова, А.А. Амрахова, пришли письма из РАМ им. Гнесиных, Академии хорового искусства, нескольких ДШИ, из Ростова-на-Дону, Астрахани, Беларуси, Франции, Англии, Канады, Китая, Японии, США. Такой праздник вдохновляет нас идти дальше, говоря словами Василия Кандинского, – вперед и вверх!

Профессор В.Н. Холопова, доктор искусствоведения, и.о. зав.кафедрой МСМ

Фото Эмиля Матвеева

Редко исполняемые сочинения

Авторы :

№8 (1382), ноябрь 2021 года

В ряду событий в честь 155-летия Московской консерватории в Малом зале состоялся интересный концерт: 17 октября Молодежный камерный хор Москвы представил программу, включившую имена выдающихся музыкантов, связанных с историей нашего вуза. Это – Вельо Тормис (1930–2017), ученик В.Я. Шебалина, один из ярких деятелей эстонской музыкальной культуры, Николай Сидельников (1930–1992), много лет преподававший на кафедре композиции, воспитавший плеяду блестящих учеников и Юрий Буцко (1938–2015), у которого в классе инструментовки многие годы обучались музыковеды и композиторы.

Программа включала произведения, созданные давно и редко исполняемые. Это «Осенние пейзажи» из цикла миниатюр «Картинки природы» Тормиса, посвященные Ю.А. Фортунатову – у него  композитор обучался инструментовке. Части из кантаты Сидельникова «Сокровенны разговоры» на народные тексты – свое сочинение автор посвятил Б.И. Куликову, в те годы ректору Московской консерватории, много лет обучавшему хоровых дирижеров.  Во втором отделении прозвучала  кантата №3 Буцко «Свадебные песни» на народные слова, посвященная К.Б. Птице, выдающемуся мастеру хорового дела.

Московский молодежный камерный хор существует с 2017 года, он объединяет студентов разных вузов – Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. В.С. Попова. Хор, существующий исключительно на энтузиазме молодых хористов, активно выступает на многих концертных площадках. В его репертуаре – произведения разных эпох и жанров,  от русской духовной музыки до самой современной. Дирижер и художественный руководитель хора – Михаил Кудрявцев, недавний выпускник нашей Консерватории, лауреат Всероссийских и международных конкурсов.

«Историческая» программа прошедшего концерта, сопровождаемая стендами с фотоматериалами – инициатива художественного руководителя. Как и выбор самих сочинений — все прозвучавшие произведения, написаны в сложной современной технике, хоровые партитуры изобилуют хроматикой, многослойными divisi партий, искусными полифоническими приемами.

Миниатюры Тормиса поразили разнообразием звукописных красок – сонорные «облака» чередовались с многозвучными кластерами, пейзажные зарисовки предстали в контрастах образов и настроений. Хористы с завидной свободой преподнесли публике эти поэтичные картинки, звучавшие как выразительные образчики хорового импрессионизма.

Кантата Н.Н. Сидельникова – выдающийся пример так называемого «неофольклоризма»: прозаические народные тексты озвучены композитором в манере, максимально близкой фольклору с его имровизационностью, свободным речевым интонированием, раскованностью метроритма. Говорная манера пения, пронизанная попевками русского склада, обильно приправлена хроматикой, а также современными ритмами эстрадно-джазового характера. Хору удалось передать печальную и, в то же время, не лишенную юмора неповторимую интонацию замечательного опуса Сидельникова.

Кантата Ю.М. Буцко – масштабный опус, воссоздающий атмосферу русского свадебного обряда. Она прозвучала в редакции 1995 года  для хора, солистки, двух роялей и ударных. Партию сопрано исполнила Яна Федорова. Два фортепиано блистательно представили лауреаты международных конкурсов Павел Замула и Наталья Осинцева, на ударных выступила Мария Захаркина.

Музыка кантаты Буцко перекликается со «Свадебкой» Стравинского, не только в жанровых чертах обряда, но и в стилистических средствах. Попевочный склад мелодики, «остраненной» вкраплениями хроматики, подчеркнутая экспрессия интонаций плача, ритмические перебои, прихотливая акцентность, а также само тембровое решение инструментального  сопровождения – все это живо напоминает знаменитый  опус Стравинского. Написанная молодым Буцко кантата поражает мастерством, интересным драматургическим воплощением замысла. «Свадебные песни» требуют от исполнителей  чувства ансамбля хорового и  «оркестрового» пластов, точного и выразительного дирижерского жеста. Все это в полной мере исполнители смогли донести до слушателей.

Концерт имел большой и заслуженный успех. Несмотря на дневное время и «ковидные» ограничения, в зале собралось немалое количество публики. Хочется пожелать перспективному молодому коллективу и его руководителю дальнейших достижений, интересных творческих «задумок» и их воплощения не только на почве энтузиазма, но и на заслуженной «материальной» основе.

Профессор Г.В. Григорьева

Шостаковичу посвящаем

№8 (1382), ноябрь 2021 года

25 сентября 2021 года исполнилось 115 лет со Дня рождения выдающегося русского композитора XX века – Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В числе сравнительно небольшого количества организованных в стенах Консерватории концертов, связанных с этой знаменательной датой, особенно выделялись два, прошедших в один юбилейный день: выступление «Рубинштейн-трио» днем в Рахманиновском зале и вечерний концерт в Малом зале Государственного квартета имени А.П. Бородина.

Концерту «Рубинштейн-трио» предшествовало несколько юбилейных мероприятий, инициатором которых выступила доцент кафедры истории русской музыки Я.А. Кабалевская. Это организованная НМБТ имени С.И. Танеева выставка неизвестных широкой публике фотографий Шостаковича из семейного архива М.Д. Кабалевской, дочери известного композитора, и круглый стол в Конференц-зале с докладами профессоров Консерватории (И.А. Скворцова, Е.С. Власова и Е.Д. Кривицкая), представителей Студенческого научно-творческого общества (СНТО) нашей Alma mater, выступлениями генерального директора и главного редактора издательства DSCH (П.Э. Саватеев и В.А. Екимовский) и других гостей конференции (С.С. Мартьянова, М.Д. Кабалевская и М.А. Карачевская).

В первом отделении концерта ансамбль «Рубинштейн-трио» (Арина Зеленина, Владислав Алмакаев и Никита Каплунов; победители III Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Камерные ансамбли») вниманию слушателей предложил два произведения: одночастное Трио до минор, соч. 8 – значительное по масштабам консерваторское произведение Шостаковича, сочиненное в 1923 году; и более позднее четырехчастное Трио ми минор, соч. 67, посвященное памяти самого близкого друга композитора Ивана Ивановича Соллертинского, скоропостижно скончавшегося 11 февраля 1943 года в эвакуации в Новосибирске.

Исполнение камерно-инструментальных ансамблей привело аудиторию в настоящий восторг. Заслуженные аплодисменты молодому и многообещающему коллективу были вызваны множеством различных факторов: как технических (гармоничная слаженность, «созвучность» ансамбля; умение исполнителей слушать и поддерживать друг друга, их стремление к созданию единого гармонично воздействующего на слух звукового поля); так и концептуальных (глубина вкладываемого в нотный текст смысла, естественно возникающие, переживаемые и передаваемые залу различные чувства, а также логичная интерпретационная канва).

Во втором отделении прозвучала Пятнадцатая симфония ля мажор, соч. 141 Шостаковича в авторизованном переложении для скрипки, виолончели, фортепиано и челесты c ударными, которое было создано в августе 1972 года В. Деревянко при участии М.И. Пекарского.

Четырехчастный цикл в исполнении «Рубинштейн-трио» и трех музыкантов-ударников (Мария Захаркина, Павел Бессонов и Александр Ситюк) был встречен публикой несколько более прохладно, чем предшествующие два трио. Думается, что причины тому были разные. Возможно, в представленной на суд публики интерпретации последней симфонии Шостаковича не было главного – концептуального единства в трактовке замысла этого крайне сложного и многообразного цикла. Кроме того, несмотря на высокое качество переложения и мастерство исполнителей, в полной мере невозможно передать богатство оркестровой палитры симфонии Шостаковича: как «оживить» при помощи небольшого ансамбля все используемые композитором тембровые краски?! Более того, во время прослушивания и по мере приближения к завершению то и дело возникало ощущение, что исполнители просто-напросто утомились…

Празднование юбилея продолжилось вечером в Малом зале, где состоялся концерт Государственного квартета имени А.П. Бородина (Николай Саченко – первая скрипка, Сергей Ломовский – вторая скрипка, Игорь Найдин – альт, Владимир Бальшин – виолончель). Известно, что Квартет имени Бородина связан с Шостаковичем особыми творческими узами. При жизни композитора этот коллектив с ним сотрудничал, музыканты неоднократно записывали полный цикл из пятнадцати квартетов Шостаковича, и эти записи снискали себе репутацию эталонных.

Выбор программы был безусловно удачен. Наряду с двумя квартетами Шостаковича в тот вечер прозвучал, открывая программу, и один из квартетов старшего современника Дмитрия Дмитриевича – Николая Яковлевича Мясковского (140-летие со дня рождения которого музыкальный мир также празднует в этом году). Квартет имени Бородина – один из немногих коллективов, в чьем репертуаре постоянно присутствуют сочинения Мясковского. Патриарха советской музыки вообще играют сравнительно редко, что кажется совершенно незаслуженным. Артисты, берущие на себя роль популяризаторов творчества великого автора русской музыки XX века, несомненно, вызывают уважение.

В день рождения Шостаковича были представлены его сочинения, временная дистанция между которыми – тридцать лет. Первый квартет до мажор, соч. 49 был написан в 1938 году; Двенадцатый ре-бемоль мажор, соч. 133 – в 1968-м. К моменту обращения к этому жанру Шостакович – уже известный композитор, перу которого принадлежат две оперы, три балета, пять симфоний, фортепианный концерт и множество других произведений. В 1968-м – прославленный на весь мир автор Седьмой и Одиннадцатой симфоний, человек и художник, за плечами которого тяжелые события середины XX века.

Двенадцатый квартет Шостакович посвятил Дмитрию Михайловичу Цыганову, исполнителю первой скрипки еще одного знаменитого коллектива – Квартета имени Бетховена, осуществившего почти все премьерные исполнения струнных квартетов композитора. И в этот вечер качество исполнения Двенадцатого квартета было высоким, хотя выступавшим не вполне удалось добиться необходимого единства в двухчастном цикле: после великолепно исполненного Moderato, Allegretto произвело впечатление чего-то разрозненного и рыхлого. В остальном же исполнение можно назвать близким к безупречному.

Однако хотелось бы обратить внимание на одну, пусть небольшую, но важную для всех концертных организаций деталь. Проблема нехватки компетентных ведущих приводит к тому, что на концертах нам часто приходится слышать малоинформативные и шаблонные комментарии, которые подчас вызывают недоумение неподобающе расставленными в подобных экзерсисах смысловыми акцентами, явно искажающими действительность. На концерте Квартета Бородина были странно прокомментированы великие даты – юбилеи Мясковского и Шостаковича: как бы между прочим, без должного внимания и пиетета, в контексте разговора о другом…

Публика, которой в Малом зале собралось немало, тепло приветствовала артистов. И юбилейный День рождения завершился красиво: на бис Квартет имени Бородина исполнил Прелюдию Шостаковича к фильму «Подруги» (1935), которая была создана автором на материале второй части его Первого квартета.

Иван Поршнев и Мария Тюрина, IV курс НКФ, музыковедение

Станиславу Семёновичу Калинину

Авторы :

№8 (1382), ноябрь 2021 года

Заслуженному артисту РСФСР, заслуженному деятелю искусств РФ, профессору С.С. Калинину

Уважаемый Станислав Семёнович!

Примите сердечные поздравления со знаменательным событием от коломенской земли! Коллектив 1-го Московского областного музыкального колледжа поздравляет Вас с юбилеем!

В Коломне Вас знают как талантливого человека, блестящего специалиста в области хорового искусства, достойного ученика нашего земляка – народного артиста СССР, профессора Александра Васильевича Свешникова.

За годы плодотворной деятельности по сохранению и распространению творческого и музыкального наследия А.В. Свешникова Вы внесли поистине неоценимый вклад в развитие и продвижение хорового дела в Коломне и в более 30 городах Московской области, заложили основу для эффективного развития хорового искусства на годы вперед.

Благодаря Вашему высокому профессиональному авторитету в Коломне в рамках Московского областного хорового фестиваля «А.В. Свешников и современность» состоялось свыше 50 мероприятий, посвященных памяти А.В. Свешникова с Вашим личным участием и с участием многочисленных Ваших коллег – учеников легендарного маэстро.

Ваша многолетняя обширная деятельность, снискавшая безусловное профессиональное признание, является образцом для современных деятелей хорового искусства. А для хоровых коллективов 1-го Московского музыкального колледжа – ориентиром в дальнейшем развитии хоровой культуры.

Коломна гордится причастностью к Вашей судьбе и любимому делу.

От всей души желаем Вам доброго здоровья и успехов во всех начинаниях!

С глубоким уважением,

Н.В. Маркелова, директор 1-го Московского областного музыкального колледжа

Универсальная панорама двух эпох

Авторы :

№8 (1382), ноябрь 2021 года

28 сентября посетители московского концертного зала «Зарядье» стали свидетелями уникального проекта: в Малом зале впервые состоялся концерт студентов и педагогов факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.

Идея сотрудничества не только преподавателей, но и студентов факультета с концертным залом является органичным продолжением постоянного партнерства «Зарядья» с педагогами и выпускниками ФИСИИ. С самого открытия этой новой площадки в 2018 году ее репертуар покорил слушателей своим разнообразием. Неотъемлемой и значимой частью концертной жизни «Зарядья» сразу стали вечера старинной музыки, для участия в которых руководство зала приглашает как ведущих зарубежных исполнителей (многих из которых московская публика впервые услышала именно здесь), так и отечественных звезд. Идея сотрудничества не только преподавателей, но и студентов факультета с концертным залом является органичным продолжением постоянного партнерства «Зарядья» с педагогами и выпускниками ФИСИИ. С самого открытия этой новой площадки в 2018 году ее репертуар покорил слушателей своим разнообразием. (На фото слева ведущая концерта профессор О.В. Мартынова)

Неотъемлемой и значимой частью концертной жизни «Зарядья» сразу стали вечера старинной музыки, для участия в которых руководство зала приглашает как ведущих зарубежных исполнителей (многих из которых московская публика впервые услышала именно здесь), так и отечественных звезд.

Большинство российских артистов, выступающих на сцене «Зарядья» в проектах старинной музыки – выпускники или преподаватели факультета исторического и современного исполнительского искусства, получившие международное признание как исполнители, педагоги, члены жюри крупнейших международных конкурсов. Среди них – проф. А.Б. Любимов, проф. О.В. Мартынова; творческие коллективы самых разных составов – такие, как ансамбль старинной музыки Gnessin baroque (М. Катаржнова – барочная скрипка, О. Мартынова – клавесин, А. Крепак – барочная виолончель); играющий на исторических инструментах оркестр Pratum integrum под руководством П. Сербина (виолончель, барочная виолончель, виола да гамба); клавесинный дуэт А&А (А. Антонова и А. Кискачи) и многие другие.

Преподаватель Московской консерватории Е.А. Миллер, выступившая сразу в трех амплуа – продюсера концерта, исполнителя и педагога, подготовившего к участию в нем своих студентов, говорит: «Залы «Зарядья» сразу стали излюбленным местом для барочных музыкантов; все мы, педагоги факультета, давно мечтали в какой-то форме дать дорогу молодым исполнителям – нашим студентам – не только в самой Консерватории, но и за ее пределами, чтобы широкая публика могла услышать то, чему мы в реальности учим наших учеников. Для нас очень важно, что мы в России растим новое поколение музыкантов, непосредственно соприкасающихся с одним из мейнстримовских мировых направлений, так называемым “исторически информированным исполнительством”. И в этом сезоне благодаря помощи руководства зала “Зарядье” и в первую очередь генерального директора О.Э. Жуковой это впервые стало возможным».

Анастасия Антонова и Анна Кискачи

В фокусе внимания исполнителей в этот вечер была ансамблевая музыка эпохи барокко и классицизма. Программа концерта изобиловала не только разнообразием музыкальных стилей и имен композиторов, но и задействованных в ней инструментов. Были представлены как те, игре на которых студенты обучаются в Консерватории (клавесин и хаммерклавир; барочная скрипка; барочная, историческая и современная виолончель; барочная флейта), так и ряд других, которые студенты-энтузиасты осваивают самостоятельно, по собственной инициативе, вне рамок учебного процесса, но без которых невозможно представить мир старинной музыки – французская виола да гамба, архилютня, барочная гитара.

Ведущую роль во всех ансамблях играли великолепные старинные клавишные инструменты «Зарядья», отвечающие ведущим мировым стандартам: клавесин Б. Кеннеди, построенный по модели немецкого мастера баховского времени М. Митке, и хаммерклавир П. МакНалти – копия инструмента знаменитого венского мастера А. Вальтера (1805). Оба клавира органично звучали как в сольных, так и в ансамблевых фрагментах в сочетании с самыми разными исполнительскими составами.

Репертуар, избранный музыкантами для этого знакового события, без преувеличения воссоздал универсальную панораму двух эпох. В первом отделении исполнители представили три главных стиля эпохи барокко – итальянский, французский и немецкий, причем буквально каждое сочинение становилось открытием для слушателя.

Концерт начался с непривычного звучания необычайно виртуозного и редко звучащего в России сочинения – сонаты Шмельцера в исполнении давних творческих партнеров доцента Марины Катаржновой (барочная скрипка) и профессора Ольги Мартыновой (клавесин). Вечер продолжился музыкой французского композитора Марена Маре – автора, чьи произведения можно услышать у нас крайне редко потому, что игре на его излюбленном инструменте, французской виоле да гамба, в нашей стране официально нигде не обучают. Однако студент ФИСИИ Феликс Антипов, подобно некоторым своим старшим коллегам, нашел возможность научиться игре на этом инструменте и совместно с Елизаветой Поляницкой (клавесин) и лютнистом Олегом Бойко представил публике сюиту Маре для гамбы и бассо континуо.

Следующий номер программы оказался не менее необычным. Прозвучала знаменитая органная пассакалия Баха, но не на органе, а в переложении для клавесина в 4 руки. Свою собственную транскрипцию баховского шедевра сыграл молодой дуэт выпускников ФИСИИ A&A, уже давно получивший мировое признание – Анна Кискачи (Россия / Австрия) и преподаватель факультета Анастасия Антонова.

Завершила первое отделение концерта одна из самых популярных обработок знаменитой «Фолии» – Трио-соната А. Вивальди. Поскольку в старинной музыке исполнительский состав часто вариабелен, многие сочинения допускают самые разные прочтения. В ансамблевой версии, предложенной в этот вечер студентами факультета, публика могла насладиться богатством и разнообразием тембров старинных струнных инструментов: барочной скрипки (София Теплова), барочной виолончели (Елена Алексеева), барочной гитары (Елизавета Алексеева), клавесина (Александра Середа) в сочетании с барочной флейтой (Маргарита Канашкина).

Игорь Бобрович и Елизавета Миллер

Программа второго отделения подчеркнула идею связи эпох и непрерывности музыкальных традиций: она открылась вариациями Бетховена на тему Генделя в исполнении ансамбля Saros-412 (Анна Семиненко, историческая виолончель и Ульяна Ловчикова, хаммерклавир). Знаменитое жизнерадостное трио Гайдна в задорном и одновременно деликатном исполнении Ивана Наборщикова (барочная скрипка), Ильи Михайлова (виолончель) и Марии Куртыниной (хаммерклавир) словно заиграло новыми, неведомыми ранее красками и деталями фактуры. А завершили вечер вариации Бетховена на тему Моцарта, блестяще сыгранные преподавателями Игорем Бобовичем (историческая виолончель) и Елизаветой Миллер (хаммерклавир).

Акустика зала идеально соответствовала исполняемой музыке. По словам организатора концерта Е. Миллер, «Малый зал Зарядья – это мечта музыканта-барочника». И особенно ценен опыт таких выступлений для студентов. Для них концерт стал не только возможностью поиграть на своем инструменте в новой непривычной акустике, но и научиться подстраивать ансамблевое звучание к новым условиям. А для клавиристов – это еще и опыт общения с новыми для них прекрасными инструментами.

Вела концерт клавиристка с мировым именем, воспитавшая целую плеяду звезд исполнительского искусства, профессор Ольга Викторовна Мартынова, хорошо известная публике не только своими сольными и ансамблевыми выступлениями, но и прекрасным содержательным конферансом, вводящим в незнакомые музыкальные миры и помогающим глубже понять исполняемые произведения.

Просветительская, образовательная направленность этого концерта отнюдь не была неожиданной: каждый концерт ФИСИИ – это всегда открытие новой музыки, новых подходов к ее слышанию и исполнению, новых красок звучания хорошо знакомых сочинений, новых интересных музыкальных имен. Даже для меня, преподавателя Консерватории, специализирующегося в области старинной музыки. Остается только гадать, насколько сильное впечатление могут производить подобные концерты на слушателей, не имеющих профессионального музыкального образования. Однако, судя по раскупленным заранее билетам – его ожидали с нетерпением и огромным интересом, а по полному залу, оживленной реакции публики и многократным овациям, концерт удался. Отрадно, что выступление студентов и не совсем привычная у нас в стране музыка и инструменты вызвали такую волну интереса. Хочется выразить глубокую признательность руководству зала «Зарядье» за то, что интереснейшие по репертуару и прекрасные по качеству исполнения студенческие программы, ранее звучавшие только в узкой среде Консерваторских слушателей, теперь шагнули за пределы наших залов и стали доступны широким кругам меломанов. Хочется выразить надежду, что концерт станет первой ласточкой на пути плодотворного сотрудничества зала «Зарядье» с молодыми исполнителями Московской консерватории.

Преподаватель Е.О. Дмитриева

Фото Лилии Ольховой

Фотографии предоставлены пресс-службой зала «Зарядье»

Осеннее преображение

Авторы :

№7 (1381), октябрь 2021 года

В череде событий к 155-летию Московской консерватории яркой акцией стал XVII Осенний хоровой фестиваль имени Б.Г. Тевлина. Уже сама цифра вызвала особые чувства – такие проекты-«долгожители» нечасто встречаются в нашей концертной жизни, и уже сам факт столь длительного существования является оценкой значимости и авторитетности фестиваля. В этом году он прошел под знаком 90-летия со дня рождения его основателя, народного артиста России, профессора Бориса Григорьевича Тевлина.

К концерту-открытию приурочили мемориальную выставку (сделанную силами Архива МГК), которая была развернута в фойе партера Большого зала Консерватории. И в антракте многие зрители не рванули в буфет, а пришли к стендам, чтобы послушать воспоминания и дискуссии о выдающемся музыканте и о той эпохе (вторая половина XX – начало XXI века), когда разворачивалась его деятельность. На фото с юбиляром: Валерий Гергиев, Мстислав Ростропович, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Александр Чайковский… Практически все великие артисты этого времени дружили, выступали, посвящали Тевлину свою музыку. Об этом рассказали художественный руководитель Фестиваля и преемник на посту главы Камерного хора Московской консерватории, профессор Александр Соловьёв, декан дирижерского факультета профессор Алексей Рудневский, композитор Ефрем Подгайц.

Многие авторитетные музыканты начинали свою карьеру с пения в хоре у Б.Г. Тевлина, как это было с Львом Конторовичем – ныне заведующим кафедрой хорового дирижирования МГК и руководителем коллектива «Мастера хорового пения». Именно им выпала честь дать старт Фестивалю в БЗК с программой, символично посвященной творчеству композиторов – выпускников Московской консерватории.

Л. Конторович выстроил музыкальный дискурс по хронологии, от С. Танеева, С. Рахманинова – к авторам советского времени (А. Флярковский, Р. Бойко, А. Шнитке), а затем и к нашим современникам – Р. Щедрину, В. Рубину, В. Агафонникову, В. Кикте, Е. Подгайцу. Сложность такого калейдоскопа в том, чтобы показать индивидуальность каждого автора, его образный мир. И хору под управлением Л. Конторовича это прекрасно удалось. Особо отметим интерпретации хора «Парус» В. Рубина, прозвучавшего как красочная поэма, композиций В. Кикты и, конечно, «К вам, павшие» Р. Щедрина, трактованного как погребальная молитва, обращенная персонально к каждому слушателю.

Преобладание музыки авторов наших дней стало отличительной чертой этого фестиваля, что также связано с личностью Б.Г. Тевлина, который в 2011 году инициировал создание отдельной кафедры современного хорового исполнительского искусства. Программы, подготовленные коллективами, показали, насколько интересен, разнообразен в стилистическом отношении мир современной музыки. Саратовский театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой обратил на себя внимание качеством и колоритом звучания – светлым, легким, но вместе с тем богатым на агогические нюансы. Отдав дань уже ушедшим композиторам – Р. Леденёву, Ю. Фалику, Д. Кривицкому – коллектив с азартом взялся за ноты, написанные в XXI веке. Разные техники, фактурные приемы, представленные в сочинениях С. Екимова, С. Нестеровой, Р. Имамутдинова, были не просто освоены, а осознаны, и потому новый язык оказался понятен и интересен и певцам, и публике.

Сергей Екимов не только фигурировал в фестивальных программах как автор музыки, но и сам принял участие как хоровой дирижер. Это отнюдь не первый приезд музыканта в Москву, но в этот раз – дебют в качестве художественного руководителя Хора студентов Санкт-Петербургской консерватории. Молодые артисты уверенно вступили на новую для них репертуарную территорию и показали, что она им по силам. Эффектно был исполнен сокровенный Хорал К. Бодрова, которым С. Екимов дирижировал из партера, драйвовая миниатюра «О светло-светлая» А. Танонова «завела» зал, а духовный пафос хора «О, Святый» из «Акафиста Александру Невскому» в авторском прочтении Екимова усилили поэтические строки К. Филипповой, прочитанные в жанре мелодекламации актером и ведущим фестиваля Петром Татарицким.

В том же концерте на сцену БЗК вышли детские коллективы, показавшие, какая замечательная смена подрастает и даже «наступает на пятки» взрослым. Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва со своим руководителем, профессором Надеждой Авериной представил кантату «Весеннее преображение» В. Рубина. А Большой Детский хор имени В.С. Попова с Анатолием Кисляковым – цикл А. Вискова «Слободские песни» и фрагменты цикла «Земля моя златая» А. Пахмутовой.

Единственным «традиционным» произведением в фестивальной афише оказался «Реквием» Верди. Несколько выбиваясь из общей репертуарной концепции, он, тем не менее, вписался в ту линию, которая связана с демонстрацией хоровых сил. Дирижером Вячеславом Валеевым был собран огромный сводный хор, куда вошли студенты хора Московской консерватории, ГМПИ имени Ипполитова-Иванова, Камерный хор «Мирэа» Российского технологического университета, Камерный хор Lauda. Соединение молодежных, любительских и профессиональных коллективов – важная примета нашего времени, когда мастера передают опыт непосредственно, в живом творческом контакте.

Финалом осеннего марафона стало выступление хоров Московской консерватории. Хор студентов Московской консерватории под управлением Алексея Рудневского представил антологию советской хоровой классики: русские народные песни в обработках А. Свешникова, В. Калистратова, С. Жарова, опусы В. Гаврилина и Г. Свиридова.

Камерный хор МГК под управлением Александра Соловьёва показал премьеры авторов XXI века. Торжественная «Стихира» П. Корягина задала проникновенный настрой, подхваченный чудесной ажурной пьесой «Богородице, дево» Т. Шатковской. Исполнение «Притчи» Р. Щедрина продолжило поиски коллектива в сфере хорового театра. В предыдущем сезоне состоялась премьера «Пяти русских пословиц» этого композитора в сценической редакции с театральными мизансценами Н. Нижарадзе. В «Притче» на стихи Н. Глазкова («Обнаружили воровку, Что похитила веревку…») иронично-метафоричный подтекст был визуализирован, что подчеркнуло трагическую суть сочинения.

Центром программы Камерного хора МГК ожидаемо стал десятичастный цикл «Русский букет» Ефрема Подгайца. Его замысел вызревал постепенно: одну из частей (Элегия) исполнял Б.Г. Тевлин с Госхором имени Свешникова, а миниатюра «В минуты музыки», изначально написанная для хора a cappella в 2013 году, посвящена его памяти. Вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной хор и солисты (Мария Челмакина, Валерия Мыльникова, Давид Посулихин, Денис Тепаев) создали галерею образов. Тут нашлось место и философским мыслям (знаменитое «Умом Россию не понять…»), и настроенческой лирике («День вечереет», «Как неразгаданная тайна…»), и романтическим мечтам («В минуты музыки»), и карнавальной иронии («Винная ягодка», «Сумерки», «Букет», «Смехачи»). В обзорной рецензии нет возможности остановиться подробно на каждой пьесе – это серьезная, интересно сделанная партитура, где все участники смогли показать себя во всем разнообразии творческих возможностей. Завершал отделение «Торжественный мотет в честь юбилея Московской консерватории»: автор, Кузьма Бодров, посвятил новый опус Камерному хору, и эта композиция, продолжающая принципы Глинки (повенчать фугу с русской песенностью) стала отличным завершением отделения.

«В 2021 году мы отмечаем юбилейный День рождения профессора, ставшего наставником для нескольких поколений хоровых дирижеров и сумевшего создать собственную Школу, основанную на базовых принципах высокого профессионального мастерства. Устремленность в будущее, воспитание воли через ежедневное «преодоление себя», бескомпромиссность к халтуре, скрупулезное следование авторскому тексту, требовательность к окружающим, начинающаяся опять же, с себя, строгое понимание иерархии и вертикали – это малая толика качеств, которые он взращивал в своих воспитанниках», – поделился воспоминаниями об Учителе художественный руководитель фестиваля, профессор А.В. Соловьёв. Эти характеристики применимы и к нынешнему составу Камерного хора, который на любом концерте показывает исключительно высокое качество исполнительского мастерства и вдохновенные интерпретации: эти музыканты и их нынешний руководитель умеют удивлять, очаровывать своим искусством.

Фестиваль стал значительным событием не только внутриконсерваторской жизни: благодаря трансляциям Телевидения Московской консерватории концерты увидел весь мир, и это также важнейшая задача проекта – показать, как прекрасно, как значительно хоровое искусство и артисты, которые его представляют.

Профессор Е.Д. Кривицкая

Фото Ирины Полярной

Московская консерватория празднует юбилей

№7 (1381), октябрь 2021 года

В сентябре Московская консерватория праздновала 155-летие со дня своего основания. В родной дом со всех концов света, откладывая дела и изменяя рабочие планы, слетались знаменитые выпускники, близкие и друзья, чтобы поздравить Alma Mater. Прекрасные залы и памятные аудитории стали местом встреч, выступлений, конференций, посвященных знаменательной годовщине.
А. Соколов, В. Катков, В. Юровский

В Консерватории и даже на улице перед памятником Чайковскому проходили юбилейные мероприятия. В Большом зале выступали прославленные музыканты и консерваторский оркестр, а также учащиеся Центральной музыкальной школы и Академического музыкального училища при МГК, как и музыкальные воспитанники Военного института (наследники давнего военно-дирижерского факультета при Московской консерватории), наглядно демонстрируя связь поколений. Под эгидой юбилея прошли концерты XVII Международного осеннего хорового фестиваля имени Б.Г. Тевлина и конференция, посвященная его 90-летию. К юбилею Консерватории в этом году был приурочен и традиционный сентябрьский фестиваль «Творческая молодежь Московской консерватории», и концерт солистов Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в Малом зале, и многое, многое другое. А в эфире телеканала «Россия-Культура» с 13 по 16 сентября был показан документальный сериал «Московская консерватория. Музыкальная история», посвященный выдающимся музыкантам, которых воспитала Консерватория, и интересным фактам из ее истории.

Центром торжеств стали 12 и 13 сентября. 12-го на сцене Большого зала выступил Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением маэстро Владимира Юровского. По замыслу дирижера для юбилейной программы были выбраны сочинения композиторов, которых объединяет музыкальное, композиторское остроумие, милосердие, солнечно-религиозный склад мышления: Концертная симфония для скрипки, виолончели, гобоя, фагота с оркестром Гайдна, Четвертая симфония Онеггера и Увертюра на еврейские темы Прокофьева (в авторской версии для камерного оркестра).

По замыслу В. Юровского в проекте приняли участие представители двух факультетов: оркестрового старинного и современного исполнительского искусства. Это соединение направлений дало интересный художественный результат. В комментарии к концертной программе Владимир Михайлович отметил, что, хотя по ряду жизненных обстоятельств, он сам не получал образование в Московской консерватории, но, тем не менее, кровно с ней связан, «впитал все ее соки», поскольку здесь учились представители славной династии Юровских: композитор Владимир Юровский (его дед) и дирижер Михаил Юровский (отец). «Для меня важно сотрудничество с молодежными коллективами Московской консерватории – Камерным хором, студенческими оркестрами. Я провел уже не один концерт с ними и очень дорожу этой связью. И поэтому хочу пожелать Московской консерватории долгих лет, десятилетий, столетий здравствования, процветания и благотворного развития во всех сферах искусства», – подчеркнул дирижер.

Юбилейный день рождения 13 сентября открыло торжественное собрание коллектива Московской консерватории в Большом зале. Были зачитаны приветствия от Президента Российской Федерации В.В. Путина, Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина, Председателя Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко, Министра культуры РФ О.Б. Любимовой. Затем по ежегодной традиции, зародившейся в юбилейном для Консерватории 2016 году, пяти выдающимся профессорам была вручена Золотая медаль имени Н.Г. Рубинштейна «за беззаветное служение Московской консерватории и за вклад в сохранение традиций и развитие отечественной художественной культуры». В год 155-летия заслуженную награду получили профессора Г.В. Григорьева, З.А. Игнатьева, О.М. Жукова, Н.В. Богелава, Т.А. Чудова. Также ведомственные награды получили сотрудники консерватории.

Церемонию украсили выступления ярких музыкантов молодого поколения – воспитанников Московской консерватории Константина Емельянова, Гайка Казазяна, Олега Долгова. В течение всего дня 13 сентября в Консерватории было слышно праздничное звучание «Брасс-ансамбля» под управлением Ярослава Белякова и Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ под руководством Сергея Дурыгина, который встречал гостей уже у памятника Чайковскому.

А. Соколов и Х. Герзмава

А вечером на сцене Большого зала в юбилейном гала-концерте, который позже транслировался телеканалом «Россия-Культура», выступили знаменитые выпускники Московской консерватории: Хибла Герзмава, Юрий Башмет с Камерным ансамблем «Солисты Москвы», Николай Луганский, Александр Князев, Никита Борисоглебский и Александр Соловьёв с Камерным хором Московской консерватории. В интервью перед началом концерта прославленные мастера исполнительского искусства вспоминали свое волнение и трепет в момент поступления в Консерваторию и первых выступлений на сцене Большого зала. Ю. Башмет признался, что поступление в Московскую консерваторию стало свершением его мечты, и вспомнил, как во времена его учебы в консерваторских коридорах можно было встретить великих Эмиля Гилельса, Давида Ойстраха, Мстислава Ростроповича, Леонида Когана… Х. Герзмава описала свое ощущение счастья и гордости от того, что она училась в Московской консерватории. А. Князев вспомнил свое первое выступление в 1980 году и отметил, что вся его жизнь неразрывно связана с Консерваторией.

Н. Борисоглебский, Н. Луганский, А. Князев

В зале, на этот раз в качестве слушателя, присутствовал легендарный маэстро Владимир Федосеев. Владимир Иванович вот уже несколько сезонов находит время в своем плотном концертном графике, чтобы осуществить на сцене Большого зала своеобразные концертные мастер-классы для музыкантов студенческих оркестров и молодых певцов. Решением Ученого совета от 14 сентября 2021 года Владимиру Ивановичу Федосееву и Владимиру Михайловичу Юровскому было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.

И вновь преемственность поколений… В программе концерта в исполнении Камерного хора Московской консерватории прозвучало сочинение «Без ума человеку сума» из цикла «Русские народные пословицы» мэтра отечественной композиторской школы, почетного профессора Московской консерватории Родиона Щедрина и произведение молодого, но уже известного композитора, выпускника МГК Кузьмы Бодрова «Отражения», которое представил публике Юрий Башмет и Камерный ансамбль «Солисты Москвы». «Отражения на тему 24-го каприса Николо Паганини в стиле Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга» были созданы специально по заказу Фестиваля Юрия Башмета в Конельяно. Идея сочинения – это своеобразные вариации, в которых тема каприса проходит сквозь разные стилевые «фильтры» и как-бы отражается в них…

Юбилей – это всегда повод как для осмысления прошлого, так и для создания новых традиций, которые наполнят наше будущее. Без сомнения, новое поколение консерваторцев будет гордо нести это звание, и вскоре мы увидим их имена на афишах лучших концертных залов мира.

Е.В. Ферапонтова, руководитель Дирекции БЗК, кандидат искусствоведения

Фото Эмиля Матвеева

О времени и о себе…

Авторы :

№7 (1381), октябрь 2021 года

Московской консерватории 155! Как-то быстро это подступило. После ста пятидесяти, видимо, время продолжает ускоряться. А в книжном шкафу у меня стоит книга «Сто лет Московской консерватории», бабушкина еще. Книжку эту помню с самого раннего своего возраста. И помню, с каким пиететом мои бабушки, сестры Погожевы – пианистка Тамара и скрипачка Татьяна говорили о Московской консерватории. Сами они заканчивали Консерваторию в Тифлисе и стали в дальнейшем известными московскими педагогами (сыном Татьяны Погожевой был профессор Московской консерватории скрипач Игорь Безродный – прим. ред.).

Когда я позже открыла эту толстую книгу 1966 года и стала ее читать, то нашла в ней упоминание о других, более «ранних» в нашем роду сестрах Погожевых: Вере и Наталье, получивших консерваторское образование в Лейпциге, игравших Мендельсону (в 1847 году) и учившихся у Мошелеса. Они были одними из тех, с кого фактически началась русская профессиональная фортепианная школа в XIX веке. Надо ли говорить, что слово «консерватория» для меня с детства было чем-то вроде сияющего чертога, к которому надо стремиться. Я и стремилась, обучаясь на младших ступенях «концерна МГК»: в мерзляковской школе, а потом и в училище.

И вот теперь я не только работаю в Московской консерватории, но и «дозрела» до полученного в честь юбилея Консерватории Серебряного значка. С дипломом о том и с симпатичным аксессуарным дополнением в пакетике: тонким головным платком с нотным узором и с лейблом Московской консерватории. По факту, «любовь с консерваторией» случилась много раньше, чем четверть века. И тут тоже образовалась своего рода круглая дата: так вышло, что работать я в Консерватории (вести сольфеджио у духовиков) начала еще с 4-го курса, с 1981 года. За это спасибо дерзкой придумке моего научного руководителя Ю.Н. Холопова и милости тогдашнего завкафедрой теории музыки Е.В. Назайкинского, который не побоялся доверить это серьезное дело студентке, хоть и специализирующейся на проблемах сольфеджио. Просто моя трудовая книжка с 1982-го до 1992-го лежала в ЦМШ, и я ей, школке, как ее обитатели всегда называли, безмерно благодарна за ту Школу, которую она мне, как начинающему педагогу, дала. Именно она позволила мне стать в дальнейшем не просто вузовским педагогом (который нередко витает в теоретических эмпиреях, не зная, как трудно кому-то бывает разрешать тритоны и писать второй голос в диктантах, и, главное, почему), но вкусить весь цикл подготовки музыканта, с самого его малышкового возраста.

Я вообще все мои награды на консерваторском пути воспринимаю, прежде всего, как указующий знак для благовспоминания тех, кто меня выучил (а все, кто учил, надо сказать, делали это, каждый в меру своего таланта, хорошо). И еще, конечно, как благодарность за причастность к большому музыкантскому древу – и многопоколенческому семейному, и общецеховому. Наверное, в этом концентрированном благодарении и есть один из глубинных смыслов празднований юбилеев. Вспомнить всех и попробовать внутренне настроиться на одну энергетическую волну с ними. Собственно, пока мы можем вспоминать, мы сами в состоянии передавать студентам «из клюва в клюв» не только знания и секреты мастерства, но и «то самое», чего словами не опишешь и что и так понятно любому музыканту-птенцу консерваторского гнезда.

Профессор М.В. Карасёва

Он учил думать!

Авторы :

№7 (1381), октябрь 2021 года

22 сентября ушел из жизни выдающийся музыкант, педагог с мировым именем, признанный авторитет в области музыкальной педагогики, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов Московской консерватории, профессор Владимир Степанович Шиш.

Владимир Степанович яркой искрой ворвался в московскую музыкальную жизнь 30 лет назад по личному приглашению Вероники Борисовны Дударовой. Потрясающее, сочное и крайне насыщенное звучание его валторны не оставляло равнодушными многих музыкантов и дирижеров. Своим профессионализмом и любовью к музыке он сплотил вокруг себя крепкую, дружную команду единомышленников, музыкантов со всей страны. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию и подготовке многочисленных учеников, ставших известными музыкантами, солистами и артистами лучших симфонических оркестров России, преподавателями школ, училищ и вузов.

Владимир Степанович Шиш родился в 1951-м году в городе Пирятин Полтавской области. В 1970-м окончил Житомирское музыкальное училище по классу валторны, в 1975-м – Ростовский музыкально-педагогический институт (класс валторны профессора. И.Л. Артемьева). Затем последовала его большая работа в оркестрах страны: он был солистом и концертмейстером группы валторн симфонического оркестра Ростовской филармонии (1974–1991); солистом и концертмейстером группы валторн симфонического оркестра под управлением В.Б. Дударовой (1991–1995); солистом симфонического оркестра «Русская филармония» (1995–2000). В 1993-м получил звание Заслуженного артиста РФ.

В.С. Шиш был широко известен и как сольный и камерный валторнист. Он гастролировал во многих странах мира с российским «Брасс-квинтетом» под управлением профессора В.М. Прокопова. С 1997 года преподавал в РАМ имени Гнесиных, с 2004 г. – в Академии имени Маймонида. С 2011 г. – в Московской консерватории, и уже в 2012 году стал заведующим кафедрой медных духовых и ударных инструментов МГК. Он многократно выступал с мастер-классами в России и за рубежом, был членом жюри всероссийских и международных конкурсов, был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РФ, грамотой Комитета по культуре города Москвы, дипломом Ассоциации «Классическое наследие».

Где бы ни ожидалось появление В.С. Шиша, по разным поводам, всегда создавалось ощущение вот-вот закипающего чана с водой. Оживлённая суета, подготовка к чему-то глобальному и значимому. И вот входит он! Все. Закипел сосуд! Побежали молекулы и атомы, заряженные невероятно позитивной энергией. Любая поставленная задача находила своё, порой не поддающееся объяснению физики, решение. Он был для нас настоящим примером, наглядным пособием! И речь идёт не только о музыке.

Дар педагога распространялся на различные проблемы устройства жизни своих подопечных, за которых он взял ответственность. В первую очередь Владимир Степанович учил думать. Да, да, думать! Прежде чем что-то начать делать, нужно подумать – эти, казалось бы, обычные для всех слова, которые мы используем каждый день, особо не задумываясь о них самих, имели для Владимира Степановича огромнейшее значение. Проснулся – подумай! Лег спать – подумай перед сном! Взял валторну в руки – подумай! Хочешь взять молоток с гвоздем в руки – подумай, как взять его так, чтобы был хороший удар, как поставить гвоздь, чтобы ударяя, не ударить себя по пальцу, а что важнее всего – не погнуть гвоздь! Потому что гвоздь не виноват, что ты бил по нему молотком не подумав…

Бывает достаточно, обучая молодое поколение музыкантов, повторить фразу своего Учителя – и все. Ученик уловил мысль. Таким близким человеком, каким был Владимир Степанович для своих учеников, может быть только отец, которого сильно любишь и побаиваешься одновременно. Удивительно…

Все эти качества нашего Учителя перенимали и мы. И постараемся передать далее – своим ученикам.

Доцент А.А. Раев, концертмейстер группы валторн оркестра Большого театра России

«Всеобщий друг…»

Авторы :

№7 (1381), октябрь 2021 года

Прощальное письмо Б.Б. Соломонову

Дорогой Борис Борисович!

Вы ушли 1 октября, в Международный день музыки, проработав без малого полвека на кафедре физического воспитания Московской консерватории, а вернее бы сказать – подарив кафедре и нам, студентам, эти годы. Вы всегда стремились сделать больше и лучше: помимо академических занятий – секция по плаванию; сборная команда Московской консерватории и ее многочисленные победы на соревнованиях; группа для любителей «атлетической гимнастики»… Но самое большее и лучшее, что Вы могли нам дать – Вы сами, удивительной души и необъятного сердца Человек. При встрече с Вами всегда поднималось настроение. Ваши глаза, неизменно улыбающиеся, молодые, захлестывали радостью и оптимизмом. Шутки, каламбуры, разошедшиеся на цитаты, советы, ласковое слово каждому. Энциклопедическая образованность (великолепное знание музыки, поэзии, живописи, жизни!) превращала любой диалог в маленький шедевр. Изучение Вами музыкальной специфики отразилось в многочисленных научно-методических разработках, ряд которых теперь рекомендован Министерством образования в качестве учебных пособий:

«Плавание как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов и дирижерско-хорового отделений», «Средства и методы физического воспитания, используемые для профилактики и лечения профессиональных заболеваний опорно-двигательного аппарата музыкантов» и другие.

К каждой тренировке мы получали написанные Вами листочки с заданиями и «иллюстрациями». Персональные! Вы помнили, кому и что нужно подтянуть, доработать. Подбадривали, планировали, снабжали перед летними каникулами такими же листочками с еще более подробными и талантливо выполненными рисунками. Вы вручали нам грамоты и медали, читали стихи, угощали конфетами, делились впечатлениями от выставок и концертов. Безошибочно отличали «настоящее» искусство, ведь Вы им жили и дышали.

«Всеобщий друг», как точно о Вас сказал Иван Глебович Соколов, «со всеми дружил, всегда улыбался, всех (и меня) учил плавать, и не только в бассейне, но и в бурном жизненном море…». Однажды Вы заметили, что после бассейна мы все сразу в телефонах, ничего вокруг не видим. А Вы миром любуетесь, потому что свой телефон оставляете дома. На что один из наших пловцов немедленно отреагировал: «Так это потому, что телефон у вас домашний!». С приходом пандемии секция перестала функционировать, мы очень скучали и «домашние» телефонные разговоры поддерживали ниточку душевного общения. А сейчас…

Дорогой Борис Борисович, нам достаточно помнить, что был и есть, именно есть, в нашей жизни такой человек… Спасибо, что столько для нас сделали! И мы очень Вас любим… С Вами уходит целая эпоха…

Ваши студенты