Духовная музыка и наше время
№5 (1406), май 2024 года
VII Международный Великопостный хоровой фестиваль, состоявшийся в апреле в Москве, в этом году был посвящен талантливому представителю Московской Синодальной школы, профессору Московской консерватории Николаю Семёновичу Голованову (1891–1953). В концертных залах и храмах столицы звучали и церковные сочинения Голованова, и духовная музыка его современников (в том числе «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова, исполненное в Храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). Главным научным событием прошедшего Великопостного хорового фестиваля стало проведение в Московской консерватории масштабной Международной конференции «Николай Голованов и современные пути развития духовной музыки».
Н.С. Голованов – одна из наиболее значительных фигур в истории отечественной музыкальной культуры первой половины XX в. Многие знают его как главного дирижера Большого театра. Он известен и как пианист, выступавший с выдающейся певицей Антониной Неждановой, и как композитор – автор двух опер, симфонических и камерных сочинений, многочисленных романсов и обработок народных песен разных стран. Но есть еще одна грань таланта Николая Семеновича – сочинение духовной музыки для хора a cappella.
Николай Голованов родился в Москве, родители были из крестьян Симбирской губернии. В 1900 году после проверки слуха и голоса, выдержав большой конкурс в 360 человек, Николай был принят сразу в первый класс закрытого интерната Московского Синодального училища. В училище мальчики жили и учились, находясь на постоянном пансионе, их отпускали домой только в воскресенье после Литургии – до семи часов вечера. Во время учебы Голованову посчастливилось застать таких корифеев духовной музыки, как В.С. Калинников, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков, С.В. Смоленский. В становлении Голованова-дирижера неоценима и роль регентов знаменитого Синодального хора – В.С. Орлова и Н.М. Данилина. В Наблюдательный совет при хоре и училище входили крупнейшие музыканты и композиторы: П.И. Чайковский, Д.В. Разумовский, А.Д. Кастальский и другие.
В юные годы сложилась не только профессиональная, но и духовная основа личности Голованова – человека глубоко верующего, православного. Эту веру он сумел пронести через всю жизнь, сохранив её даже в годы, по-настоящему страшные для тех, кто имел неосторожность проявить свои религиозные взгляды. «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду», – напишет он позднее (Н.С. Голованов «Опыт автобиографии»). После окончания училища Н. Голованов был зачислен в его штат помощником регента хора и преподавателем. Тогда же великая княгиня Елизавета Фёдоровна пригласила восемнадцатилетнего музыканта на должность регента хора Марфо-Мариинской обители милосердия – уникального благотворительного заведения, учрежденного ею.
Интенсивную работу в хоре и училище музыкант совмещал с учебой в Московской консерватории (1909–1914) в классах специальной теории музыки и свободного сочинения. Впоследствии он с благодарностью вспоминал уроки своих педагогов, а также С.И. Танеева, которому показывал свои сочинения, и М.М. Ипполитова-Иванова, на уроки которого ходил «по собственному почину». Многому научился Н. Голованов, посещая концерты таких выдающихся дирижеров, как Артур Никиш, Виллем Менгельберг, Василий Сафонов, Эмиль Купер, Сергей Кусевицкий. С.Н. Василенко вспоминал о своем воспитаннике: «Безусловно, первое место среди талантливых учеников занимал Н.С. Голованов, изумительно одаренный мальчик. Воспитанник Синодального училища, он идеально усвоил все музыкально-теоретические дисциплины. В консерватории он блестяще сдал гармонию, контрапункт и фугу. Ко мне в класс он пришел уже интересным композитором».
Октябрьская революция круто изменила всю жизнь. Училище было закрыто, и в 1919-м, когда на место эмигрировавшего Эмиля Купера срочно потребовался руководитель оркестра Большого театра, Николай Семенович впервые встал за дирижерский пульт. Уже 9 октября 1919 года Голованов дирижировал оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». После успешного дебюта и похвалы В.И. Немировича-Данченко Голованов был зачислен на должность дирижера Большого театра. С тех пор и вплоть до кончины в 1953 году основным местом работы музыканта был Большой театр. Работа Николая Семеновича в театре была связана почти исключительно с русскими классическими операми. Кульминация его творческого пути – три последние постановки (1948–1950) – «Борис Годунов», «Садко» и «Хованщина», за которые дирижер был трижды награжден Сталинской премией первой степени…
О том, что Н.С. Голованов и после революции продолжал сочинять духовную музыку, не имея никакой возможности ее публично исполнять, не было известно практически никому из его современников, за исключением самых близких людей. Несмотря на свои значительные посты в СССР, он не только сохранял верность православию (в т.ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал это своими делами: помогал материально архиепископу Трифону (Туркестанову), с которым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина и Чеснокова, сохранил часть Синодальной певческой библиотеки, некоторые архивные раритеты (например, автограф «Литургии» А.А. Алябьева), около 200 икон и предметов церковного обихода.
⬅ Н.С. Голованов. Фотография с сайта composers-heritage.ru. Колоризация: С. Баронов
Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Голованова. Он – автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952 годы), составляющих 8 опусов: из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени. Некоторые возникли в годы Великой Отечественной войны – как, например, сюита «Всех скорбящих Радость». Голованов не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения Литургии и Всенощного бдения в 1910-х годах. Так, ор. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 – Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х годов в поздней редакции; ор. 39, написанный в годы Великой Отечественной войны, содержит песнопения, обращенные к Богоматери, к святителю Николаю, к преподобному Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий – юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В.А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей – Рахманинова («Свете тихий»), митрополита Трифона (Молитва святому мученику Трифону).
Голованов развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, которая вела к значительному расширению музыкальных приемов – он в этом смысле близок к С.В. Рахманинову, А.Т. Гречанинову, П.Г. Чеснокову и др. Хоровые партитуры Голованова, как правило, предназначены для больших и высокопрофессиональных коллективов, он ориентировался на звучание Московского Синодального хора, с чем связано посвящение многих песнопений корифеям Синодального училища. Духовные опусы Голованова исполняются, в основном, в концертах. В церковном обиходе использовались до настоящего времени сочинения для мужского хора из ор. 1 и «Трисвятое» (во 2-й авторской редакции – ор. 36, №1). В 1910-х – начале 1920-х годов песнопения Голованова звучали в концертах Синодального хора и хора Большого театра под управлением Голованова, хора И.И. Юхова и капеллы Чеснокова. После длительного перерыва, в 1980-е годы произведения Голованова вновь начали исполнять…
В программах Великопостного фестиваля приняли участие выдающиеся хоровые коллективы: Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (руководитель Лев Конторович), Камерный хор Московкой консерватории (руководитель Александр Соловьёв) и Хор Московской консерватории (руководитель Алексей Рудневский), Московский Синодальный хор (руководитель Алексей Пузаков), Хор Казахстанского Митрополичьего округа (руководитель Олег Овчинников), Тульский государственный хор (руководитель Александр Соловьёв), Смешанный хор студентов Калужского музыкального колледжа имени С.И. Танеева (руководитель Максим Пимонихин) и др. В концерте, открывавшем Фестиваль, принял участие Камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Художественное руководство фестивалем осуществляли профессора Московской консерватории: ректор, заведующий кафедрой теории музыки, профессор А.С. Соколов и заведующий кафедрой хорового дирижирования, народный артист РФ, профессор Л.З. Конторович.
Конференция, которую организовали Научно-творческий центр церковной музыки и кафедра истории русской музыки Московской консерватории, работала в течение трех дней: 10–12 апреля. В приветствии к собравшимся проректор по научной и воспитательной работе МГК, профессор К.В. Зенкин подчеркнул масштаб личности Н.С. Голованова, его влияние на развитие отечественной музыки в ХХ веке, заметив, что он был ровесником другого гения – Сергея Прокофьева. К.В. Зенкин напомнил, что оба музыканта и родились, и умерли в один год. А открыла конференцию «Словом о Голованове» зав. кафедрой истории русской музыки, профессор И.А. Скворцова, которая сопроводила свое выступление аудиозаписью голоса Николая Семёновича – его рассказом о премьере «Хованщины».
Профессор кафедры истории и теории музыки Академии хорового искусства им. В.С. Попова А.Б. Ковалёв рассказал о жанровых особенностях духовной музыки композитора; профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования МГК С.Д. Дяченко озаглавил свое выступление «Николай Голованов: от хоровых корней до симфонических крон»; выпускник Московской консерватории, а ныне доцент Российской государственной специализированной академии искусств А.П. Панов и аспирант Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке И.А. Корженевский сделали совместный доклад о Голованове – интерпретаторе русской музыки в контексте его звукозаписей. О дирижерских принципах работы Голованова рассказала выпускница Московской консерватории, проживающая ныне в Нью-Йорке и представляющая Джульярдскую школу музыки, А.К. Ведякова. Старший преподаватель Ростовской консерватории К.А. Жабинский в своем выступлении об антирахманиновской кампании 1931–1932 годов поднял вопрос о продолжении «головановщины». О рукописях Н.С. Голованова, прервавших молчание, рассуждал декан факультета симфонического и хорового дирижирования МГК, художественный руководитель и дирижер Московского мужского камерного хора «Кастальский» и Хора студентов Московской консерватории, профессор А.М. Рудневский. В завершении третьего дня заседаний, о публикации и переиздании духовных сочинений Н.С. Голованова рассказал главный редактор нотного издательства «Живоносный Источник» О.А. Бычков.
Конференция собрала большое количество участников из разных городов России и из-за рубежа (Париж, Нью-Йорк, Минск), было прочитано более 30 очных и онлайн докладов, заседания вела руководитель Научно-творческого центра церковной музыки Н.В. Гурьева. Глубиной разработки темы и новизной ракурса выделился доклад профессора кафедры истории русской музыки Т.А. Старостиной – об интонационном и тембровом аспектах чтения Великого канона. Гость Московской консерватории и постоянный участник наших Великопостных конференций – протодиакон Свято-Александро-Невского собора Парижа и вице-председатель Общества ревнителей церковного пения Иоанн Дробот-Тихоницкий посвятил свое выступление неизвестной «Литургия Иоанна Златоустого» для 4-голосного (мужского) квартета Н.Н. Толстякова. Об истории церковно-певческой традиции Суздаля (к 1000-летию первого летописного упоминания о городе) рассказала доцент кафедры истории музыки, руководитель Научно-археографического совета Российской академии музыки имени Гнесиных И.П. Шеховцова; полифонической технике П.И. Чайковского в цикле «Девять духовно-музыкальных сочинений» был посвящен доклад профессора кафедры теории музыки МГК Н.Ю. Плотниковой; преподаватель кафедры хорового дирижирования П.С. Антонов сделал обзор граммофонных записей православной духовной музыки начала XX века. Независимый исследователь О.Р. Глушковаакцентировала учебно-методический подход к изучению и обучению церковно-певческому искусству.
Гостья из Минска – профессор кафедры теории и истории искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств Л.А. Густова-Рунцо подняла вопрос о внелитургической певческой практике церковных хоров; профессор кафедры теории музыки Уральской консерватории О.Е. Шелудякова рассказала об истории и современном состоянии детских церковных хоров; старший научный сотрудник Южного научного центра РАН А.В. Шадрина представила хоровое наследие А.М. Листопадова. Особенностям Предвозрождения в русском богослужебном пении XIV–XVI веков был посвящен доклад профессора кафедры мастерства актера Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина Г.А. Пожидаевой.
Коллеги из Южно-Уральского государственного университета, профессора Н.В. Парфентьева и Н.П. Парфентьевы (Челябинск) представили совместный доклад «Семантика музыкально-поэтического содержания цикла “Отче преблаженне” «творения» царя Ивана Грозного»; профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Е.В. Плетнёва, основываясь на певческих рукописях XVI-XVIII вв., описала композицию крестных ходов на освящение храма; преподаватель Коломенской духовной семинарии иеромонах Павел (Коротких) посвятил свое выступление фите «красной». О первых публикациях православных песнопений на удмуртском языке был доклад доцента кафедры теории музыки Казанской консерватории А.Т. Гумеровой; о жанровой систематизации григорианского пения – доклад профессора кафедры теории музыки МГК Ю.В. Москвы. О небогослужебных духовных стихах старообрядцев рассказала сотрудник НТЦ народной музыки имени К.В. КвиткиИ.А. Савельева; о демественном распеве в богослужебной практике Нижегородской общины – ассистент-стажер кафедры хорового дирижирования Е.М. Шафранов.
Отдельное заседание во второй день конференции было отдано докладам молодых ученых. Возможность выступить наравне с именитыми специалистами была предоставлена аспирантке кафедры истории церковного пения ПСТГУ М.Ю. Хохловой (о «Чернобыльской литургии» митр. Ионафана Елецких); соискателям А.С. Степановой (о песнопениях А.А. Третьякова «Ныне отпущаеши») и А.А. Комковой (о художественном воплощении религиозных традиций в современной духовной музыке), студентке А.А. Самониной .
10 апреля состоялась презентация нового видеопроекта Научно-творческого центра церковной музыки – «Песнопения Литургии донского церковного композитора и регента Александра Тимофеевича Ершова (1869–1938)», на экране были показаны фрагменты видеозаписи Божественной Литургии в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Молодежный хор НТЦ церковной музыки (худ. руководитель проф. Л.З. Конторович; гл.дирижер М. Котельников) 30 марта впервые исполнил за богослужением в Москве сочинения репрессированного в 1930-е годы А. Ершова. Особая благодарность – продюсеру проекта Владимиру Соколову и видеографу Дмитрию Бучирину.
11 апреля ансамбль «Асматикон» НТЦ церковной музыки МГК (рук. Ансамбля Анна Елисеева) представил публике концерт «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Прозвучали песнопения Постной Триоди, Страстной седмицы и Праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – знаменного и византийского распевов.
В завершении конференции, 12 апреля, в Конференц-зале МГК состоялась презентация публикаций издательства «Живоносный Источник» – Собраний духовных сочинений и трудов отечественных композиторов, которую провел главный редактор издательства О.А. Бычков. Он рассказал о работе над изданием сочинений Н.С. Голованова, И.А. Гарднера, В.С. Калинникова, диакона Сергия Трубачева, свящ. Василия Зиновьева, о кропотливой архивной работе с их рукописями, а также о публикации труда П.Г. Чеснокова «Хор и управление им» без купюр, в первоначальной редакции.
Проведение научных конференций в дни Великого Поста, в рамках Великопостных хоровых фестивалей, стало доброй традицией Московской консерватории. Великопостные концерты – уникальное явление отечественной культуры, истоки которого уходят в XVIII столетие. Беседы на Великий Пост – явление еще более древнее, известное с апостольских времен. Научные заседания, мастер-классы, выступления хоровых коллективов a cappella, звучание подлинных церковных напевов и авторских сочинений на богослужебные тексты, а также презентации новых научных и нотных изданий по духовной музыке – всё это собирает вместе большое количество подлинных ценителей и знатоков церковно-певческого искусства. Такие события, несомненно, содействуют возрождению и продвижению русской православной музыки и культуры, повышают интерес отечественных композиторов и регентов к нашей истории и духовному наследию.
Доцент Н.В. Гурьева, руководитель Научно-творческого центра церковной музыки МГК
[Факты творческой биографии Н.С. Голованова взяты из изданных и архивных материалов о композиторе]