Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Учитель и артист

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

Имя Владислава Геннадьевича Соколова (1908–1993) неразрывно связано с Московской консерваторией, в стенах которой он учился и впоследствии учил более шестидесяти лет. Артист, вдохновенный дирижер, мастер хора, человек высочайшей культуры и энциклопедических знаний, общественный деятель и плодовитый композитор, добрый наставник и мудрый педагог – все это сплавилось в нем цельно, объемно и продуктивно. Он радостно учил всему, что знал и что умел. Он был прирожденным Учителем в большом и глубоком смысле русского Просветительства. И особенно важную роль в педагогике Владислав Геннадьевич отводил музыкальному образованию и воспитанию детей и молодежи. С ними он, по его же признанию, чувствовал себя особенно вдохновенным и счастливым. Еще учась в Московской консерватории, Владислав Геннадьевич связал себя с педагогической работой, и поэтому по окончании консерватории перед ним не стоял вопрос, что выбирать и чему посвятить себя – концертной деятельности с хором или педагогике.

Владислав Геннадьевич учился в консерватории когда формировалась и складывалась ныне проверенная система профессионального дирижерско-хорового образования. У ее истоков стояли выдающиеся мастера, цвет русского хорового искусства, крупнейшие исполнители и педагоги – А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков, Н. М. Данилин, А. В. Александров, А. В. Никольский, Г. А. Дмитревский. Все они, за исключением умершего ранее А. Д. Кастальского, были непосредственными учителями В. Г. Соколова. Владислав Геннадьевич был безгранично благодарен своим учителям и говорил о них всегда с особой нежностью и теплотой, особенно о своем главном учителе – Г. А. Дмитревском. Есть прекрасная, полная трепетного чувства статья-воспоминание о Георгии Александровиче, написанная В. Г. Соколовым в 1990 году.

Все годы работы в Московской консерватории Соколов слыл непререкаемым авторитетом. Его величавый облик, лучезарная улыбка и струящаяся доброта удивительным образом благотворно действовали и на коллег по кафедре, и на студентов, располагая к общению и действиям. Он всегда стремился видеть главное – «искру Божию», пытливость, радение и любовь к хормейстерскому делу. Музыкальная педагогика Соколова – это огромный мир знаний, который утвердился в понятие «соколовская школа». В нем не было места догме, трафарету, академизму, заготовленной «рецептуре» и натаскиванию. Он умел пробудить артистическую природу ученика, развить его музыкальное чувство, обострить и выявить эмоциональное восприятие, заставить мыслить и навсегда «заболеть хором». Он умел так увлечь, раскрывая бездонный мир хоровых возможностей, что многие его ученики готовы были отдать жизнь искусству хорового пения. Они заражались его одержимостью. Потому-то среди его непосредственных учеников немало признанных мастеров хорового искусства и педагогики. Это С. К. Казанский, Ф. И. Маслов, В. Н. Минин, Г. Н. Пантюков, А. Ф. Ушкарев, К. Ф. Никольская-Береговская, И. П. Гейнрихс, Г. А. Ковалев, К. Р. Рюмина, И. К. Кулешова, В. И. Сафонова, Александр и Любовь Жаровы, К. Киркоров (Болгария), К. Литвин (Румыния), Ян-Лянкунь (Китай), Б. Сильва (Эквадор), К. Зан (КНДР), Х. Бальтре (Доминиканская республика).

(далее…)

«Всё должен сочинять ты сам!»

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

Мастер-класс Ростроповича… Еле пробралась сквозь толпу на улице к главному входу в Малый зал – «чужих» уже не пускают… Места давно заполнены…  Коллеги-студенты стоят плотными рядами. Мало того, что ничего не видно за широкими спинами виолончелей и их обладателей, да еще и слышно плоховато – маэстро поначалу решил обойтись без микрофона. Но, стоя на стуле перед раскрытыми дверьми, можно было уловить обрывки слов и фраз…

Комментировал Мстислав Ростропович очень интересно и занимательно. После исполнения Сонаты для виолончели и фортепиано Бриттена, маэстро пространно и увлекательно рассказывал о взаимной любви Бриттена и Шостаковича. Затем плавно перешел на собственную историю, вспомнив сыгранный им в шестидесятые годы первый концерт Шостаковича, радушно принятый автором. Самыми яркими и запоминающимися стали разнообразные комментарии мастера к только что отзвучавшим сочинениям: Вот какое напутствие дал мастер исполнителям и всем присутствующим в тот день: «…любое произведение должно быть исполнено так, как бы вы сочинили его сейчас, сами, каждый раз по-новому и заново. Всё должен сочинять ты сам. Многие, когда играют, делают копии сочинения. Именно копии – не оригинал! А копия – это что такое? Если написано forte, значит так и играют forte, написано crescendo, так и играют crescendo… Почему картины Ван Гога сейчас стоят 65 млн. долларов? А ведь можно сделать копию: каждый мазок той же толщины, что делал автор, и она будет стоить 500 долларов. Почему? – Это всего лишь копия, всего лишь КОПИЯ! А в подлиннике этот единственный мазок создавался по желанию гениального художника. Он хотел это сделать! То, что играют на концертах, чаще всего лишь копия. Но мы должны играть произведение, как бы заново его творя …»

Ольга Подкопаева,
студентка
IV курса

Волшебная флейта

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

В рамках Фестиваля французской музыки «Мост Александра III», посвященного Оливье Мессиану (к 10-летию со дня смерти), состоялся концерт в зале Оперного дома Галины Вишневской. Вместе с камерным оркестром под управлением Владислава Булахова выступили французские солисты.

Одним из ярких, запоминающихся событий того концерта, стало исполнение Дивертисмента Жана Франсэ для флейты и камерного оркестра в пяти частях. Солист – Филипп Бернольд, родился в 1960 году и считается одним из самых блестящих представителей французской флейтовой школы. В 1982 году он получил I премию по классу Алена Марьона в Парижской национальной консерватории. В 1987 году удостоен Гран При на международном конкурсе Жан-Пьера Рампаля. Это первый французский лауреат этого конкурса со дня его основания.

В дальнейшем Ф. Бернольд избрал карьеру солиста. Его выступления с Ростроповичем, Рампалем, Морисом Андрэ, Нордманом всегда привлекали большой интерес публики. Его партнерами были дирижеры Лорен Маазель, Кент Нагано, Иегуди Менухин. С 1995 года его сольная концертная деятельность сочетается с работой в оркестре национальной оперы Лиона (в качестве первого флейтиста-солиста). Его первый диск, посвященный Дебюсси, удостоен Гран-При академии Шарля Кро. Ф. Бернольд занимается преподавательской деятельностью. Он профессор по классу флейты консерватории Лиона, а также Международной академии Ниццы и Киото (Япония).

Ф. Бертольд провел в Московской консерватории мастер-класс в классе профессора, народного артиста России Александра Корнеева. Это была очень интересная и полезная встреча двух профессоров. Ученики профессора Корнеева исполняли произведения французских композиторов и получили высокую оценку гостя. Ф. Бертольд выразил большое удовлетворение встречей и дал высокую оценку мастерству флейтистов. Александр Брусиловский, выступивший в роли профессионального переводчика, перевел пожелание гостя о продолжении таких встреч, не только в Москве, но и в Лионе.

Народный артист России,
профессор Александр Корнеев

Прогресс кларнета

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

На концертных площадках Москвы все чаще и чаще звучат духовые инструменты. И, пожалуй, лидирующее положение в этом интересном явлении занимает кларнет. Ведь только за последние полгода в концертных залах Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных состоялось более десяти концертов.

Все они прошли на достаточно высоком художественном уровне и продемонстрировали возросшее исполнительское мастерство молодых кларнетистов. Все эти успехи далеко не случайны. «Перевооружение» кларнетистов, начавшееся во второй половине прошлого века – переход на «французскую» (бемскую) инструментальную систему – позволило значительно расширить как художественный, так и инструктивно-технологический репертуар. Научные труды педагогов, направленные на совершенствование обучения игре на кларнете (три докторских диссертации, более десятка кандидатских, большое количество научно-методических статей), существенно укрепили теоретическую и практическую базу воспитания молодых исполнителей. Определенную роль в выявлении юных, перспективных кларнетистов сыграли Всероссийские и региональные конкурсы самых различных возрастных уровней, ставшие, по сути дела, нормой жизни нынешнего поколения молодых музыкантов.

Что же касается кларнетистов, то именно они, да не обидятся на меня мои коллеги по цеху – музыканты-духовики, демонстрируют не на словах, а на деле творческий энтузиазм и любовь к своему инструменту. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века по всей стране был широко отмечен юбилей – трехсотлетие кларнета. В 1992 году по инициативе ведущих профессоров-кларнетистов РАМ им. Гнесиных родился и продолжает действовать по нынешний день цикл «Антология кларнета». В 1999 году по предложению профессоров Московской консерватории Р. О. Багдасаряна и В. А. Соколова под эгидой Московского музыкального общества и на базе консерватории был создан Клуб кларнетистов Москвы, которому в том же году было присвоено имя н. а. России, проф. В. А. Соколова. С первых же дней существования Клуб активно включился в дело популяризации кларнетного исполнительства. По инициативе клуба, президентом которого является н. а. России, проф. Р. О. Багдасарян, проводятся конкурсы, концерты и другие творческие и методические мероприятия, помогающие юным кларнетистам и их педагогам решать не только профессиональные, но и социальные проблемы.

(далее…)

Ученики чародея

№ 3 (1225), апрель 2004

В Рахманиновском зале состоялся концерт студентов класса профессора Московской консерватории Александра Васильевича Корнеева. А. В. Корнеев – крупнейший флейтист современности, блестящий виртуоз, которого в России и за рубежом заслуженно называют «Золотой флейтой России». Исполнительские достоинства он органично сочетает с блестящим педагогическим даром, что и подтвердило по-мастерски яркое выступление его учеников, студентов различных учебных заведений Москвы. Сергей Архипов – лауреат региональных конкурсов, ученик 9 класса МССМШ им. Гнесиных, Ирина Скуратова – студентка 3 курса ГУДИ, Светлана Щербакова – лауреат международных конкурсов, ученица 9 класса МССМШ им. Гнесиных, Юрий Михайловский – лауреат международного конкурса, студент 3 курса МГК, Алексей Апарин – студент 2 курса МГК, Дмитрий Терентьев – лауреат международных конкурсов, студент 2 курса МГК, Мария Кузнецова – студентка 2 курса института им. Ипполитова-Иванова, ПАК ЫН ЧЖУН (Ю. Корея) – студентка 1 курса МГК, Алексей Мазур – лауреат международных конкурсов, студент 5 курса МГК, Анна Егорова – дипломант международного конкурса, выпускница МГК.

В концерте прозвучали произведения композиторов различных художественных направлений, исторических и национальных школ. Игралась музыка И. С. Баха, Г. Ф. Телемана, А. Перилле, Г. Доницетти, К. Райнеке, Жоржа Ю, Л. Панна, Л. Либермана, А. Жоливе, С. Барбера, Ф. Допплера. Исполнительскую манеру студентов класса А. В. Корнеева отличало одно общее качество – все они без исключения восприняли лучшее, что отличает исполнительский стиль выдающегося флейтиста-виртуоза, в их интерпретации проявляется облик учителя. Их игре свойственна отточенная виртуозная техника, богатые артикуляционные возможности, выразительные штрихи, прекрасный завораживающий волшебный звук, юношеский задор, юмор, веселая буффонада и задушевный лиризм, яркая театральность, прекрасное чувство ансамбля, тонкое стилистическое чутье.

(далее…)

Можно ли научить импровизировать?

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

Под таким девизом в Москве в апреле прошли интерактивные лекции Матти Ковлера – композитора из Израиля. Специально по приглашению Кафедры композиции в лице А. А. Коблякова в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского им были проведены две встречи, в которых участвовали музыканты самых разных специальностей – композиторы, теоретики, пианисты, скрипачи, вокалисты. Основная идея лекций – импровизация, как свободный творческий акт, лишенный каких-либо жестких установок и правил. Это в корне отличается от джазовой импровизации, где музыкант следует уже заранее выстроенной схеме. Участникам в увлекательной форме были предложены самые разнообразные виды свободного музицирования, начиная от хорового ансамбля и заканчивая инструментальными дуэтами и трио. При этом предоставлялась абсолютная свобода стиля и формы, без ограничений во времени. Каждое выступление сопровождалось рекомендациями М. Ковлера, направленных на внутреннее раскрепощение участников.

Интересно, что форма импровизации практически у всех скалывалась по типу «волны», то есть постепенного подхода к кульминационной зоне и следующим за ней спадом. Следует полагать, что в этом и кроется некий общий модус, заложенный природой в подсознании человека, проявляя себя во многих его действиях, в том числе и в его творчестве.

Именно в такого рода музицировании лучше всего видно взаимодействие рационального и иррационального, то есть то, что составляет основу любого художественного произведения. Превалирование одного из этих начал неизбежно отражается на форме сочинения, делая ее либо «рыхлой», либо слишком «структурированной», нанося тем самым ущерб творческому замыслу. Таким образом, в ходе лекций, проведенных Матти Ковлером, помимо полученного мощного творческого заряда, внутреннего раскрепощения, удалось выявить важные закономерности, связанные с ощущением музыкального времени и пространства, то, над чем задумываются многие ученые и философы.

Несомненно, для достижения максимальных результатов в овладении импровизацией и ее исследования двух встреч не достаточно. (Хотя Матти удалось добиться очень многого за столь ограниченное время). Это должен быть курс, рассчитанный на целую серию подобных занятий.

Хочется верить, что появление Матти Ковлера в стенах Московской консерватории станет доброй традицией. Благодаря таким мастер-классам, может быть, удастся приоткрыть завесу тайны человеческого творчества.

Кузьма Бодров,
композитор
IV курса

Ужель та самая Татьяна?

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

«Я писал эту оперу для консерватории …
она написана искренно,
и на эту искренность я возлагаю все мои надежды».
П. И. Чайковский (1879)

125 лет жизни спектакля – много или мало? «Евгений Онегин», рассказ о вечных страстях человеческих, будет молод долго, сколь долго молодые голоса и души будут оживлять эту чудесную оперу. Чайковский написал ее в надежде, что исполнителям окажется столько же лет, сколько и персонажам. 17 марта 1879 года, 125 лет назад, на сцене Малого театра, началась творческая жизнь шедевра русской классики. Играли и пели студенты Московской консерватории, дирижировал Николай Рубинштейн. В честь замечательного юбилея, 17 марта (день в день!) в Большом зале Консерватории снова звучал «Евгений Онегин» в исполнении сегодняшних студентов вокального факультета. Связь времен обрела ощутимое художественное воплощение. Пройдет еще 5, 25, 50 лет, и новые исполнители захотят узнать: каким был этот спектакль. А что сохранит впечатления лучше, чем живое слово участников? И я улучил момент на пороге перехода из мира игры в мир реальности:

Наталья Иванова (Ларина): Это было феерично! Евгений Яковлевич Рацер многое делает для студентов, для оперной студии – спасибо ему!.. Моя Ларина очень много мне дала: я открыла в ней себя, начала находить себя как вокалистка…

Наталья Петрожицкая (Татьяна): Великолепно! Один из лучших моих спектаклей!.. Хотя совершенно новый состав, и ребята волновались, но собрались и очень хорошо себя показали

Анна Викторова (Ольга): Сегодня был мой первый выход в этом спектакле. Все, что нужно было, я сделала, правда, слова забыла в одном месте, но не ругали… Мне понравилось работать с дирижером и режиссером: они правильно всё понимают и очень помогли. «Моим» понравилось, говорят: дивная атмосфера, все соответствуют своему возрасту. У меня от произошедшего радостное ощущение – как будто летала!..

Екатерина Макарова (Няня): Очень приятно участвовать в таком составе, я пою партию Няни с первого курса; очень интересно работать все время с новыми партнерами – роль по-новому высвечивается. Если рассказать о своем образном состоянии, то оно в двух словах: «гармония и покой». Мне нравится, что постановка выдержана традиционно, на таком материале хорошо учиться. Роль помогла мне ощутить себя в классическом произведении.

Евгений Кунгуров (Онегин): Спектакль прошел замечательно! Хотя очень тяжело было петь не в голосовом плане, а в психологическом: когда рядом с твоей фамилией на программке великие имена, ощущаешь себя частичкой истории. Чувствовал себя Онегиным и партнеры всё отыгрывали.

Олег Долгов (Ленский): Все прошло на одном дыхании. Впечатления самые благоприятные. Хорошие партнеры, дирижер, режиссер… Не первый мой спектакль, поэтому есть кое-какие наработки, свободнее себя чувствовал, Музыка, трактовка более понятна, взаимопонимание с дирижером полнее… Страх был, перешел в волнение… Сделал то, что надо было и свое привнес. В целом, очень неплохой спектакль. Я доволен.

Петр Новиков (Гремин): Я получил огромное удовольствие. Собрался очень сильный состав. Потенциал мощный. Несказанно рад, что удалось попасть в спектакль (10 дней назад утвердили на партию). Публика тепло принимала, это очень приятно. Для меня эта роль серьезный шаг, переломный момент. Я загадал: если справлюсь, то всё у меня дальше получится!.. Старался не суетиться. Страха не было, наоборот – ощущение радости, даже торжества…

Василий Ефимов (Трике): Хороший спектакль. Неожиданно для сегодняшнего дня бодрый, свежий, живой!.. Странно читать свое имя рядом с именами великими, на многих из них много лет держалась оперная сцена. Редко такой опыт может представиться… Хулиганить не хотелось. Все прошло естественно. Когда я выхожу на сцену, я чувствую себя Трике…

(далее…)

«Любое мастерство бесполезно, если душа пуста…»

Авторы :

№ 3 (1225), апрель 2004

ЭДИСОН ДЕНИСОВ. К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

6 апреля 2004 года Московская консерватория отметила 75-летие выдающегося русского композитора Эдисона Васильевича Денисова. Приуроченная этому памятному событию программа была достаточно насыщенной и разнообразной, несмотря на внешнюю скромность юбилейных торжеств, впрочем, и не претендующих на фестивальный пафос. Музыкальный венок Эдисону Васильевичу элегантно и с необычайным почтением возложили его коллеги, друзья, ученики, исследователи творчества композитора – все, кому по-прежнему дорого имя этого человека.

Сначала состоялся концерт 2 апреля в Рахманиновском зале консерватории, посвященный творчеству Эдисона Денисова и подготовленный кафедрой камерного ансамбля и квартета Московской консерватории. Были представлены разнообразные камерные составы. Звучали и рояль соло – Багатели, семь пьес для фортепиано (К. Маслюк); и дуэты – Три пьесы для виолончели и фортепиано (К. Фетисов, С. Розман), Соната для скрипки и фортепиано (С. Широков, А. Мухитдинова); и трио – Ода для кларнета, фортепиано и ударных (исполнители Е. Варавко – кларнет, И. Горский – фортепиано, А. Винницкий – ударные).

В представлении некоторых сочинений участвовали их первые исполнители. Так, Вариации на тему Ф. Шуберта прозвучали в составе дуэта виолончели (народный артист России, профессор А. Рудин, которому посвящено сочинение) и фортепиано (засл. артист России, профессор В. Сканави). В Квинтете для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, прозвучавшем в исполнении «Моцарт-квартета», партию фортепиано (как и на премьере в Москве в 1989 году) исполнил народный артист России, профессор Т. Алиханов. Кстати, на концерте 6 апреля в Малом зале консерватории, некоторые сочинения также прозвучали в «аутентичном» исполнении. Например, вокальный диптих «На снежном костре» на стихи А. Блока исполнили народный артист России А. Мартынов (тенор) и А. Константиниди (фортепиано). А в Струнном трио (П. Бобровский – скрипка, О. Бугаев – виолончель) на альте играл засл. артист России, профессор А. Бобровский, участвовавший и в мировой премьере сочинения в 1969 году.

На концерте в Малом зале прозвучали две Сонаты Э. Денисова – для саксофона и фортепиано (А. Демьянченко, Н. Баркалая) и для кларнета соло (М. Безносов), а также знаменитый Канон памяти Стравинского (Е. Махов – флейта, А. Терехов – кларнет и О. Зайцева – арфа).

В новом амплуа выступил солист Ансамбля солистов «Студия Новой музыки», пианист Михаил Дубов. На сей раз, он исполнил партию органа в трио Э. Денисова In Deo speravit cor meum со своими коллегами по ансамблю «Студия Новой музыки» (М. Ходина – скрипка, А. Рейн – гитара). Сочинение было написано в 1984 году для баховского фестиваля в городе Кассель, в Германии.

(далее…)