Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Русский интеллигент

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

31 марта 2005 года от нас ушел замечательный музыкант, пианист и педагог Павел Валерианович Месснер.

«Павел Валерианович является для меня примером русского интеллигента, высокообразованного, одаренного, одухотворенного музыканта, отличного и интересного пианиста, умного педагога, неизменно доброжелательного товарища…», — говорит Д. А. Башкиров. М. В. Юдина, поддерживавшая с Месснером дружеские отношения и музицировавшая с ним в 4 руки, называла его «человеком старинной культуры».

П. В. Месснер родился в Москве в семье потомственных музыкантов — В. О. Месснера и Т. Г. Катуар (дочери Г. Л. Катуара), выпускников Московской консерватории по классу фортепиано А. Ф. Гедике. Он окончил училище в классе А. Г. Руббаха (1950) и консерваторию у Э. Г. Гилельса (1955).

(далее…)

Дань моде

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

В газете «Российский музыкант» (№ 2, 2005), была напечатана рецензия студентки IV курса Олеси Кравченко на спектакль Оперного театра Московской консерватории «Орфей» Глюка (дирижер — П. Б. Ландо, режиссер — В. Ф. Жданов, хормейстер — В. В. Полех, балетмейстер — Т. К. Петрова).

Можно было бы только приветствовать, что в семье критиков появился еще один профессиональный рецензент. Но по некоторым аспектам критических высказываний молодого рецензента у педагогов кафедры оперной подготовки статья вызвала, мягко говоря, легкое недоумение. Меня особенно удивило следующее высказывание О. Кравченко: «…просчетов в постановке было достаточно много. Начать с того, что опера была исполнена на русском языке. И это тогда, когда во всем мире давно уже завоевана традиция исполнения опер на языке оригинала».

С каких это пор стало традицией считать просчетами исполнение иностранных опер на русском языке? Откуда взялась эстетическая потребность исполнять иностранные оперы обязательно на языке оригинала?

Видимо, О. Кравченко так заразилась модой исполнения опер на языке оригинала, что не потрудилась ознакомиться ни с историей развития оперного искусства в России, ни с публикациями отечественной и зарубежной периодической печати, ни с современной теоретической литературой по вопросам музыкального театра. Похоже, рецензент даже не интересуется тем, что происходит в настоящее время в нашей стране и за рубежом. А в результате она отстает от бурной жизни постоянно меняющихся тенденций развития мирового музыкального театра и призывает Московскую консерваторию плестись вместе с ней в хвосте у западных «законодателей моды».

(далее…)

Без пудры и парика

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

В Малом зале прошел классный вечер доцента кафедры органа и клавесина Д. Дианова. Это был уже третий тематический концерт из цикла «Памятные даты», концерт-приношение, посвященный на этот раз 320-летию со дня рождения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и Д. Скарлатти. Как всегда Д. Дианов выступил сразу в трех ипостасях — в качестве инициатора творческого проекта, композитора (автора оригинальных транскрипций и переложений) и исполнителя.

Хорошо проявили себя и ученики его класса — А. Максимова, М. Хорькова и А. Сысоев, а также приглашенный для участия в концерте А.Наумов (бас), — исполнившие как оригинальные сочинения композиторов-юбиляров, так и транскрипции известных произведений. Каждый из выступавших показал себя с лучшей стороны.

(далее…)

О «Сказании…»

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

Фестиваль к 60-летию Победы в консерватории, Рахманиновский зал, 4 мая 2005, Университет культуры, Малый зал, 15 мая 2005… Отечественная война 1941–1945 — Отечественная война 1812–1815… Зеркало двойное, тройное, ретроспектива времен, лиц, «Голоса» в самом прямом значении этого слова. Еще одно зеркало, о котором следует упомянуть отдельно: те, кто были на сцене, «отражались» на лицах тех, кто сидел в зале. Как? Как эти юные создания организовали такое за немыслимо короткий срок?!

Прошло время, и мне захотелось все-таки понять, в первую очередь для себя, смысл того, что я увидела тогда на сцене.

Самое важное. Это не было формальной «данью». С одной стороны, я не видела ничего более искреннего, с другой — ничего менее пафосного и простого. Искренность чувства, нахождение в «образе» молодых артистов ничем не напоминало ситуацию оперной постановки. В начале, признаюсь, это даже раздражало, было ощущение какой-то незавершенности, несделанности, но по мере втягивания в неторопливый ритм повествования, а точнее «Сказания», которое даже при наличии костюмов оказалось полностью лишенным всех оперных штампов, как-то: заламываний рук, страстей к месту и не к месту, глупой мимики, неоправданных телодвижений и пр. и пр., так свойственного, увы, сегодня любому, хочу подчеркнуть — ЛЮБОМУ в мире оперному театру (кстати, отдельный вопрос: почему так произошло?), — я перестала анализировать (о, эта профпривычка!), стала просто воспринимать.

(далее…)

Глазами ветерана

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

Фестиваль, посвященный 60-летию Победы, — один из самых ярких эпизодов в дни Великого Праздника. Мне довелось присутствовать на многих его концертах. Очень сильное впечатление оставил концерт в Рахманиновском зале «Сказание о воинской Славе». Своеобразное театрализованное повествование, рассказывающее о подвигах Солдата, идущего дорогой войны к самому главному дню — дню Великой Победы.

С большим успехом прошел авторский концерт участника войны, народного артиста СССР, композитора А. Эшпая. Малый зал был переполнен, публика долго не отпускала композитора, который щедро бисировал. В концертах не были забыты произведения композиторов, которые ушли защищать Родину и не вернулись, а также тех, кто прошел тропами войны и вернулся с победой. Прозвучали и сочинения молодых студентов-композиторов, посвященные беспримерному подвигу победившему в войне народу, запомнился концерт маститых профессоров-композиторов — В. Агафонникова, А. Самонова, Е. Ботярова, Г. Сальникова и молодого преподавателя А. Комиссаренко, — с громадным успехом прошедший в Большом зале консерватории. Украсил фестиваль и концерт духового оркестра консерватории, а также концерты в Московском доме композиторов и Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Фестиваль достойно завершился концертом в Большом зале, где были исполнены произведения А. Гречанинова, Д. Шостаковича, А. Шнитке и С. Прокофьева.

(далее…)

Поздравляем юбиляров!

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

Профессор Михаил Сергеевич Воскресенский

Профессор Евгений Михайлович Ботяров

Выдержки и терпения!

Авторы :

№ 5 (1235), сентябрь 2005

Интервью с ректором профессором Т. А. Алихановым

Тигран Абрамович! Три месяца назад мы с Вами беседовали в преддверии больших событий. Они состоялись, и Вы возглавили Московскую консерваторию, с чем Вас еще раз поздравляю. Что за летнее время изменилось в Вашем восприятии консерваторских дел? Что-то видится иначе, чем казалось три месяца назад? Какие главные впечатления и первые выводы на посту ректора?

Конечно, многое выглядит иначе, чем я мог себе представить. Действительность превзошла все, даже самые смелые фантазии и ожидания! Хозяйство огромное и управлять им очень сложно, особенно для меня — человека в этом деле нового и неопытного. Но если первые месяцы это был для меня до некоторой степени шок, то потом я начал как-то из этого шокового состояния выходить и сейчас, как мне кажется, я могу управлять процессом, который происходит в консерватории, и в котором я принимаю участие в новой должности.

(далее…)