Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

От Фалеса до Гадамера

Авторы :

№ 6 (1236), октябрь 2005

Вряд ли в Московской консерватории найдется человек – студент, аспирант, преподаватель, – который не знал бы, кто такой Семен Хаскевич Раппопорт. Он был в полном и лучшем смысле слова легендарной личностью. Чего только о нем не рассказывали! От «страшилок», которыми пугают первокурсников, до восхищенных разговоров о его лекциях – таков диапазон того, что можно было услышать о Семене Хаскевиче. Не буду рассуждать, насколько эти оценки справедливы. Факт в том, что их много, они самые противоположные, и все они неравнодушны. Да и можно ли быть равнодушным к человеку, который не одно и не два десятилетия посвятил консерватории, читая виртуознейший курс философии и эстетики! У него учились сыновья и внуки его первых студентов, и – сейчас это несомненно – всем им очень повезло. Школа Семена Хаскевича – это школа мысли. Нет, не обыденной, плоской и однозначной мысли. Если философ говорит нечто, не вызывающее вопросов, возражений, раздумий, даже новых смыслов сказанного – то он не философ. Но это не случай Раппопорта. Напротив, в его словах была истинная философия – именно в том смысле, что никакой истины он не излагал.

(далее…)

Именная стипендия

№ 6 (1236), октябрь 2005

На заседании Ученого совета 27 сентября 2005 года в качестве гостей присутствовали воспитанники консерватории — отец и сын Маликовы.

После представления гостей ректором Тиграном Абрамовичем Алихановым они выступили с сообщением о том, что Фонд развития музыкального искусства «Самоцветы» учредил стипендию – грант имени выдающегося педагога и музыканта проф. В. В. Кастельского, в классе которого учился и закончил консерваторию с красным дипломом Дмитрий Маликов. Стипендия будет ежегодно присуждаться лучшему, по мнению профессоров консерватории, студенту фортепианного факультета. В этом году стипендия присуждается выпускнику Сергею Соболеву. В своем выступлении на Совете президент Фонда Ю. Ф. Маликов признался, что и он, и его сын всей душой любят консерваторию. Учреждение этой стипендии – только начало, — сказал он. По мере возможностей Фонд будет помогать и поддерживать консерваторию и далее.

Ярослава Кабалевская

Новый мир музыки

Авторы :

№ 6 (1236), октябрь 2005

В издательстве «Музыка» вышел в свет учебник для музыкальных вузов «Теория современной композиции» (ответственный редактор – проф. В. С. Ценова). Это – коллективный труд, выполненный преимущественно силами кафедры теории музыки Московской консерватории, ведущими специалистами в данной области. Среди авторов: Ю. Н. Холопов, А. С. Соколов, В. С. Ценова, Т. С. Кюрегян, Г. В. Григорьева, Т. Н. Дубравская, Е. И. Чигарёва, Ф. К. Караев.

Новая книга – беспрецедентное явление в отечественном музыкознании. Посвященная острейшим проблемам музыкального искусства ХХ века, преимущественно его второй половины, она вводит читателя в полностью изменившийся мир сегодняшнего композиторского творчества. Ее теоретическая проблематика, лишь частично освещенная на русском языке в сравнительно немногих статьях и монографиях, мало известна в широких музыкальных кругах. Вместе с тем, новейшее искусство для своего полноценного восприятия настоятельно требует специальных знаний по целому спектру вопросов. Серьезно осложняет ситуацию и то, что традиционные отделы музыкальной науки – гармония, полифония, форма – в своем привычном виде не в состоянии уловить и объяснить специфику новейшей композиции, которая требует их модификации сообразно изменившемуся предмету исследования, а также обращения к прежде периферийным, а ныне первостепенным аспектам (ритм, тембрика и т. д.). К этому добавляется важнейший для теории новой музыки раздел, посвященный современным техникам композиции. Кроме того, столь революционный объект, как новейшая композиция, может быть понят лишь в историческом и эстетическом контексте, поэтому он также содержится в книге, несмотря на ее доминирующую теоретическую направленность.

(далее…)

Приз в 1000 евро

Авторы :

№ 6 (1236), октябрь 2005

Государственные экзамены у дирижеров в Московской консерватории ознаменовались нетривиальной акцией. Кроме диплома, самому лучшему выпускнику был вручен денежный приз. Нашелся меценат, который захотел поддержать молодой талант, входящий во взрослую самостоятельную жизнь. Этот трогательный благотворительный жест был осуществлен по инициативе Мурада Аннамамедова – народного артиста России, главного дирижера Ярославского Академического Губернаторского оркестра, который был приглашен возглавить госкомиссию на дирижерском факультете. Мурад Атаевич поделился своей болью и желанием как-то помочь консерваторской дирижерской молодежи:

(далее…)

Поздравляем юбиляров!

Авторы :

№ 6 (1236), октябрь 2005

Профессор Карэн Суренович Хачатурян

Профессор Наталия Николаевна Шаховская

Признание в любви

№ 6 (1236), октябрь 2005

Пытаюсь вспомнить сейчас, когда же мы все-таки познакомились… Я поступила к Нейгаузу в 1948 году… Да, тогда же и познакомились!

У Лёвы очень интересная судьба. Он учился как композитор. Композиторы должны проходить общее фортепиано, и он учился по «общему фортепиано»… у Нейгауза. Ходил на уроки и был полноценным учеником класса Нейгауза, играл на классных вечерах, даже на конкурсе играл… Нейгауз его очень любил, выделял, это было заметно во всем. Потом, он же играл необыкновенно хорошо! Я помню его IV концерт Бетховена, g-moll’ную Английскую сюиту Баха. А в первый раз я слышала, как он играл в Малом зале Прелюдии Кабалевского, которые в его исполнении показались мне тогда совершенно гениальной музыкой.

Лёва жил в своем особом мире. А реальный мир возник, когда появилась Ира и стала как бы стержнем всех его дел. Мы учились с Ирой на одном курсе. Она была дружна со Светиком – так звали в детстве Рихтера (они оба из Житомира). Слава помог ей устроиться в консерваторию к Нейгаузу.

(далее…)

Знак нашей памяти

Авторы :

№ 6 (1236), октябрь 2005

18 сентября в городе Ельня Смоленской области завершился фестиваль «60 лет Памяти». О его уникальности сказано уже много слов. Необычным и удивительным было уже то, что государственный, по своей сути, проект был полностью инициирован молодым поколением выпускников консерватории, что его удалось осуществить силами всего лишь одной Московской государственной консерватории им.  П. И. Чайковского. Но особо впечатляет достигнутый результат: установка и открытие в Ельне Памятного знака нашим консерваторцам-ополченцам – на той земле, где они когда-то сражались и погибли.

На долгом пути к открытию Памятного знака было многое. Вместе с администрацией города мы выбирали место, где он будет установлен, обсуждали, как он будет выглядеть и что на нем будет написано. Пережиты были и авария во время одной из рабочих поездок, и долгие споры по поводу материала для памятника, и долгая процедура оформления документов. Выбранное место – парк боевой славы в центре города Ельня – идеально подошло для своей высокой цели.

(далее…)