Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Памяти коллеги и друга

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

15 декабря заведующей отделом художественной литературы НМБ им. Танеева Марине Дмитриевне Синицыной исполнилось бы 47 лет. Всего 47… Самый расцвет жизненных и творческих сил. Больно напоминать, но именно в этот день исполнится ровно 7 месяцев со дня ее безвременной кончины.

Марина Синицына пришла в библиотеку им. Танеева сразу после школы и проработала в отделе художественной литературы более 30 лет. Начав свой путь библиотекарем, Марина поступила на вечернее отделение института культуры и после успешного его окончания, приобретя большой опыт, была назначена заведующей ОХЛ. Казалось бы случайно выбранная работа стала для нее любимой профессией на всю жизнь, а библиотека не просто местом службы, но родным домом, в который она вкладывала всю душу. Именно в библиотеке им. Танеева проявились лучшие человеческие и профессиональные качества Марины Дмитриевны: отзывчивость, душевная теплота, желание помочь читателям, с какими бы сложными вопросами они бы ни обращались…

(далее…)

Памяти учителя

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

Не стало Юрия Николаевича Должикова, замечательного человека и педагога. Его имя мало кого оставит равнодушным, настолько многозначным и интересным человеком он был. О его качествах — человеческих и педагогических — не всегда говорили вслух, но всегда ассоциировали фамилию Должиков со словом Учитель. Создатель собственного уникального направления в отечественной школе игры на флейте, он всей своей деятельностью подтвердил жизнеспособность разработанных им педагогических принципов.

Юрий Николаевич любил говорить, что теория должна подтверждаться практикой, и всегда следовал этому правилу. Не всякий профессор способен на такой подвиг, как воспитание нескольких поколений замечательных музыкантов. Коллеги, возможно, втайне ему завидовали. И было за что! Мало кто имел такую армию учеников. Мало кто мог позволить себе заниматься с таким количеством студентов, выдавая не «полуфабрикат», а полноценных музыкантов. Его одного хватало на всех.

(далее…)

Со слезами на глазах

№ 7 (1237), ноябрь 2005

Есть в жизни по-настоящему святые вещи. Вещи, о которых мы не имеем права забывать. Особенно, когда это еще так близко, когда так ярко и остро отзываются они в душе.

В рамках фестиваля «60 лет памяти» в Большом зале Московской консерватории прошел уникальный концерт из произведений композиторов-педагогов Московской консерватории. На несколько часов слушатели погрузились в атмосферу «радости со слезами на глазах».

(далее…)

Театр человеческой глупости

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоялась премьера водевиля «Домик в Коломне». Сочинитель и дирижер — молодой композитор, студент Ярослав Судзиловский (класс проф. К. С. Хачатуряна). Оркестр — А. Винницкий, А. Никитин, А. Волосовский, А. Леер (ударные), И. Староверов (фортепиано), А. Антонов (тромбон). У виолончели автор.

«Домик в Коломне» несколько выбивается из знакомого нам стиля композитора — гедониста и эпатажника. Еще свежи в памяти впечатления от сюиты «Танцы кукол», где гротеск соединен с эротикой, музыки к балету «Бешеный Фаллос», наполненной мистикой индуистического культа Шивы, аналогиями с тантризмоми и греческими мистериями. Тем неожиданней найденные в «Домике в Коломне» решения. Жанр водевиля Судзиловский трактует в излюбленной русской традиции социальной сатиры. (далее…)

Мэтры и студенты

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

В Большом Зале Консерватории состоялся юбилейный концерт двух замечательных композиторов, народных артистов России, профессоров Р. С. Леденёва и К. С. Хачатуряна.

Первое отделение концерта было посвящено творчеству Р. С. Леденёва. В исполнении симфонического оркестра Министерства обороны РФ (дирижер Н. Соколов) прозвучали: «Con sordini» (Маленький реквием) для альта (В. Зимаков) и камерного оркестра, Триптих памяти Г. Свиридова и Эпиграфы для флейты (А. Колышевская) и оркестра. Во втором отделении концерта были исполнены произведения К. С. Хачатуряна: строгая Третья симфония и блестящая Сюита из балета «Чипполино», нашедшая особенно благодарный отклик у детской части аудитории. Забавно было наблюдать неподдельный восторг и сопереживания маленьких слушателей во время звучания «Погони и поимки Чипполино», наслаждение грациозным «Танцем Магнолии». А «Выстрел из пушки» застал врасплох даже взрослых… Последний номер сюиты «Строительство дома Тыквы» был сыгран на бис и слушатели, выходя из зала, еще долго напевали про себя этот шлягер.

(далее…)

Семь вопросов ректору

№ 7 (1237), ноябрь 2005

В Белом зале состоялась первая встреча ректора проф. Т. А. Алиханова со студентами. На встрече присутствовали проректор по учебной работе, проф. Н. Н. Гилярова, проректор по научной и творческой работе, проф. Е. Г. Сорокина, деканы фортепианного и струнного факультетов проф. Е. И. Кузнецова и проф. В. М. Иванов, начальник учебного отдела, доц. Л. Е. Слуцкая и заведующая общежитием В. А. Сумарокова. Проректор по административно-хозяйственной части А. В. Зуев, которому было адресовано большинство вопросов, отсутствовал. Тигран Абрамович пообещал, что вопросы, касающиеся неустроенности быта в общежитии, бесконечного ремонта, завышенных цен и неудовлетворительного качества пищи в буфетах, Алексею Вячеславовичу все же будут заданы. В завершении встречи Тигран Абрамович пообещал организовать к концу этого семестра следующее собрание.

Приводим некоторые вопросы и ответы:

Когда наш быт будет Вам так же важен, как и наша успеваемость?

— Я согласен, что у нас ничего не делается в срок, завершение ремонта откладывается, но, согласитесь, хорошо, что вообще делается. Многие студенты этого не ценят. У меня, например, тоже есть претензии к студентам, которые варварски обращаются с инструментами!

(далее…)

Вход свободный?

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

О концерте П. Айду и А. Шевченко было известно за две недели. На доске объявлений красовалась большая афиша, извещавшая, что Четвертая и Пятая симфонии Бетховена будут исполнены в фортепианной транскрипции Листа и на исторических инструментах. Вход свободный. Заманчиво, не правда ли? Однако организаторы не учли, что на бесплатных концертах даже Большой зал бывает заполнен на две трети, а пианисты играли в Рахманиновском, который намного меньше. Места были заняты очень быстро, и вахтеры, ничего не объяснив, просто закрыли дверь. Но, как известно, люди у нас очень терпеливы, и они надеялись до последнего: а вдруг все-таки пустят? Ан нет. Дверь приоткрывалась, когда требовалось впустить своих. Рискнувшие пробиться из толпы, тут же отбрасывались назад. Особенно не повезло одному пенсионеру, которого дубасили так, словно он украл батон колбасы в голодное время. Наблюдать за этим было больно и грустно, тем более что в первых рядах находились, в основном, пожилые люди, для которых преодоление расстояния от дома до «храма искусства» уже подвиг.

(далее…)

И блаженство, и безнадежность

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

«Блажен, кто смолоду был молод», — сказал поэт. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», — дополнил его другой. Стократ блаженными оказались мы, попавшие и мир пушкинских героев: в оперной студии МГК сдавали дипломный спектакль — «Евгений Онегин» Чайковского, и не в ватниках, и не в дискотечном интерьере, а в соответствующей тридцатым годам XIX века исторической оправе.

Восхитила замечательная находка режиссера. В отсутствии занавеса артисты выходили и замирали, как в «стоп-кадре», и эти застывшие портреты оживали с появлением в центре Маэстро (следует отдать должное прекрасному коллективу оркестрантов под управлением проф. А. Н. Якупова). И хотя незамысловатые декорации напоминали о студийной постановке «Орфея» с его эталонно-ценностной античной колоннадой, именно ее остроумная трехъярусность как нельзя компактнее решала множество сценических задач (чего стоит появление главного героя с органных «высот», как из гигантской гудящей ракушки: вот уж поистине явление боттичеллиевской Венеры, надевшей мужской наряд). (далее…)

Хоровая осень

Авторы :

№ 7 (1237), ноябрь 2005

Закончился ПЕРВЫЙ ОСЕННИЙ ХОРОВОЙ ФЕСТИВАЛЬ, организованный кафедрой хорового дирижирования. В форуме, посвященном 140-летию Московской консерватории. приняли участие шесть хоровых коллективов. Своими впечатлениями делится автор проекта и музыкальный руководитель фестиваля, народный артист России, профессор Борис Тевлин.

Камерный хор Московской консерватории

Борис Григорьевич, это был первый хоровой фестиваль. Станет ли он началом традиции?

— Мне бы очень хотелось, чтобы за первым фестивалем последовали и второй, и третий. Это необходимо для того, чтобы обратить внимание на проблемы хорового искусства, оно сегодня нуждается в изучении. Но самое главное — для того, чтобы хоровое пение любили, ценили, чтобы проникались им, ибо оно в основе всей музыкальной культуры России. Это самое демократичное, самое общенародное искусство.

(далее…)