Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Верность теме

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

22 ноября в Рахманиновском зале состоялся концерт студентов межфакультетской кафедры фортепиано. Заявленной теме – «Музыка 20 века» – кафедра верна уже десятый год, что по достоинству ценят многочисленные слушатели, с неизменным интересом посещающие концерты цикла. Не стала исключением и эта встреча, прошедшая на высоком художественном уровне. Прозвучавшее перед началом краткое вступительное слово проф. А. В. Самонова способствовало более тесному контакту со слушателями. Открыл программу В. Маслов (кл. Б. Г. Смолякова), ярко и вдохновенно исполнивший две части Первого концерта Д. Шостаковича. Хочется сказать об оригинальной, тщательно выверенной программе концерта, в которой, наряду с хорошо знакомой музыкой, например «Танцем с саблями» А. Хачатуряна для трубы и фортепиано (А. Карташев (труба) и Е. Паникова (фортепиано), класс Е. С. Карпинской), звучали также редко исполняемые произведения: «Ноктюрн» и «Танец» из Дивертисмента (соч. 43) С. Прокофьева, тонко и с большим вкусом исполненные М. Лопотиным (кл. М. С. Евсеевой); «Концертная фантазия на темы Глинки» для трубы и фортепиано Сальникова (А. Егоров — труба и М. Моисеева — фортепиано, класс Б. Г. Смолякова); Трио памяти Спендиарова Ходжа – Эйнатова (Е. Маресова — скрипка, К. Челидзе — виолончель, А. Григорян – фортепиано, класс В. Д. Юрыгиной-Клевке).

(далее…)

Поздравляем юбиляров!

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

Поздравляем с юбилеем

профессора Наталью Николаевну ГУРЕЕВУ-ВЕДЕРНИКОВУ,

профессора Анатолия Сергеевича РОЗАНОВА,

профессора Льва Владимировича РАКОВА!

(далее…)

Клуб молодых композиторов

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

Вот уже четвертый год композиторский факультет успешно проводит творческие встречи в рамках Клуба молодых композиторов, созданного в 2001 году по инициативе тогдашних студентов Армана Гущяна и Кузьмы Бодрова. За это время гостями Клуба стали видные отечественные композиторы — Р. Леденев, Ю. Буцко, Г. Канчели, В. Екимовский, Ю. Каспаров, В. Тарнопольский, В. Мартынов, Э. Артемьев и др. Приглашались и молодые — А. Сафронов, Д. Курляндский, А. Сюмак, Д. Габитова. Кроме творческих встреч (показа произведений, авторских комментариев и дальнейшего обсуждения) было организовано несколько мастер-классов, в частности, с Р. Щедриным и Ю. Буцко. Мастера прослушали студенческие работы и поделились личным композиторским опытом.

(далее…)

Бетховен, Лист, Эрар, Блютнер

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

За последнее десятилетие аутентичное исполнительство в России приобрело небывалый размах. Теперь можно с гордостью сказать, что и у нас есть свои профессионалы — знатоки старинной музыки, владеющие разнообразными стилями и приемами игры на исторических клавишных, струнных, духовых инструментах. Огромную роль в становлении молодых музыкантов и приобщении музыкальной общественности к выдающимся образцам классической музыки в их первозданном виде выполняет факультет исторического и современного исполнительского искусства МГК, которым руководит нар. артист России, проф. Алексей Любимов. Именно ФИСИИ организовал исполнение обоих томов ХТК Баха на исторических клавишных инструментах, озвучил все инструментальные концерты великого немецкого кантора (повторение состоится в будущем сезоне). Все выступления сопровождались аншлагами.

(далее…)

Моцарт и Сальери: два взгляда на легенду

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

Так назывался концерт, подготовленный межфакультетской кафедрой фортепиано под руководством проф. А. В. Самонова (ко всему прочему, обладающего даром удивительного организатора).

Действительно, легенда об отравлении Моцарта давно и прочно укоренилась в сознании. Маленькая трагедия А. С. Пушкина, ее блестящая экранизация М. Швейцером (В. Золотухин в роли Моцарта и И. Смоктуновский – в роли Сальери), книга Д. Вэйса («Убийство Моцарта»), опера Н. А. Римского-Корсакова, различные домыслы и предположения в биографических изданиях — вот ассоциативный ряд, всплывающий в памяти при упоминании имени Антонио Сальери. Музыку же его мы знаем мало, она все еще редко исполняется. Состоявшийся концерт как раз и восполнил недостающую музыкальную информацию. «Гений и талант» — таков взгляд на тему. Не слухи и подозрения, но музыка отвечает на вопросы и помогает «понять различие между великим и основательным, прекрасным и приятным, блистательным и хорошо сделанным» (Л. Кириллина).

(далее…)

Кёхель пишет по-русски

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

Вышел из печати «Каталог сочинений В. А. Моцарта». Издательский дом «Композитор», 2005 г. Составители – Г. Звонов и А. Розинкин. Впервые на русском языке.

Но прежде – немного из истории.

В 2000 году в книжных магазинах появился томик 198-ми писем Моцарта. Также впервые на русском языке. Это был первый эпизод издательской деятельности Московского общества любителей музыки Моцарта. Тем, кто не знает или забыл, напомню: Общество существует более 15 лет. Созданное по инициативе его бессменного президента, профессора Московской консерватории, народной артистки России Галины Алексеевны Писаренко, оно было освящено почетным членством Святослава Рихтера. Деятельность Общества многообразна: благотворительные концерты, материальная помощь талантливым студентам Московской консерватории и пр. и пр. Но как руководитель его издательской программы, я остановлюсь только на ней. Началась она так.

(далее…)

Вселенная Моцарта

Авторы :

№ 2 (1240), февраль 2006

Моцартовский юбилей совпал с крупной датой Московской консерватории — в 2006 году исполняется 140 лет со дня ее основания. Это обстоятельство — еще один повод вспомнить о том, какое важное место занимала и занимает музыка великого мастера в творческой деятельности нашей а1mа mаtег.  П. И. Чайковский, боготворивший Моцарта, специально для ученического спектакля консерватории переводил на русский язык либретто «Свадьбы Фигаро». В 1887–88 годах оперные шедевры «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» исполнялись учащимися консерватории под управлением самого С. И. Танеева. Эти партитуры и по сей день входят в репертуар Оперного театра МГК. Среди профессоров консерватории — выдающиеся интерпретаторы произведений Моцарта, а ее воспитанники неоднократно становились победителями Международного конкурса имени Моцарта, который проводится на родине композитора, в Зальцбурге. Ученые консерватории внесли солидный вклад в мировое моцартоведение. Тема «Московская консерватория и музыкальное наследие Моцарта» могла бы быть проиллюстрирована множеством других событий истории и сегодняшнего дня. Отдавая дань Моцарту, Московская консерватория, устроила в его честь музыкальный фестиваль, который начался 14 декабря 2005 года и закончился в день рождения композитора — 27 января 2006 года. 17 концертов оперной, симфонической и камерной музыки прошли в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории.

Редакция начинает серию публикаций, посвященных самым интересным концертам и проектам года Моцарта.

(далее…)