Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Великая скрипичная школа

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

7 марта исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Исаевича Янкелевича (1909-1973) – выдающегося профессора Московской консерватории, одного из крупнейших педагогов в истории отечественного скрипичного исполнительства. Среди выходцев его всемирно известной скрипичной школы – звездные имена победителей международных конкурсов, солистов, ансамблистов, дирижеров, педагогов. Это профессора Московской консерватории Ирина Бочкова и Владимир Иванов, сегодня возглавляющие (как когда-то их Учитель) кафедры скрипки. Это Владимир Спиваков и Виктор Третьяков, Татьяна Гринденко и Павел Коган, Григорий Жислин и Лев Маркиз, Нелли Школьникова и многие, многие другие. (далее…)

Серьезность и блеск романтизма

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

200 лет со дня рождения Феликса Мендельсона-Бартольди – одна из заметнейших мемориальных дат этого года. Хотя фактически юбилей пришелся на начало февраля, но, судя по филармоническим афишам, отмечен он будет весьма скромно. Тем более приятным сюрпризом стал концерт из камерных произведений Мендельсона, состоявшийся в Овальном зале Музея имени Н. Г. Рубинштейна. Его инициатором выступила директор Музея Е. Л. Гуревич, которая связана с Мендельсоном «особыми узами». Дело в том, что именно ей в 2000 году довелось найти портрет Мендельсона кисти Н. Бодаревского, который в 1954 году был удален из Большого зала консерватории и вплоть до начала третьего тысячелетия считался вообще утерянным. Но, к счастью, был случайно обнаружен на складе БЗК вместе с портретом Йозефа Гайдна работы того же художника.
Есть и еще перекрестные связи: совсем юные Антон и Николай Рубинштейны в начале 1840-х годов вместе с матерью Калерией Христофоровной ездили в Лейпциг. Там она представила сыновей Мендельсону, с которым была лично знакома. (далее…)

«Джазовая провинция» в Москве

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

Фестиваль «Джазовая провинция»

В середине девяностых годов прошлого века в Московской консерватории проходила научная конференция к 120-летию со дня рождения Рахманинова. В числе докладов было исследование Ю. Васильева о джазе в творчестве эмигрировавшего за границу композитора. И действительно оказалось, что в позднем творчестве Рахманинова все же проступают некоторые джазовые элементы… (далее…)

Неслыханная музыка

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

Я жалею лишь о том, что должен
отойти с полным чемоданом

Бела Барток

Г.Н. Рождественский

В афише симфонического концерта студентов дирижерского класса профессора Г. Н. Рождественского с кафедральным оркестром при участии самого мэтра и двух солистов значился только один автор – Бела Барток. Программа вечера в Большом зале наводила на мысль о «неслыханности» в прямом смысле слова большинства указанных в ней сочинений. О «популярности» музыки красноречиво свидетельствовало то, что оркестровые голоса студентам предстояло изготовить самостоятельно, ноты Танцевальной сюиты должны были быть доставлены из-за рубежа, а написанные еще в первой четверти прошлого века Скерцо для фортепиано с оркестром и Пять пьес для голоса и фортепиано в оркестровке Золтана Кодая вообще никогда не звучали в России. (далее…)

Свободный обмен мнениями

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

Встреча с ректоромНа протяжении первых недель второго семестра в Московской консерватории проходили важные встречи и. о. ректора профессора А. С. Соколова с преподавателями и студентами факультетов: Дирижерского (19.02), Оркестрового (24.02), Вокального (25.02), Композиторского (11.03), Фортепианного (12.03), Историко-теоретического (18.03).

Встречи проходили в деловой и дружественной обстановке, часто в переполненном помещении 21-го класса и, несомненно, имели для вуза судьбоносный характер. В ходе совместной дискуссии возникали самые разные вопросы – творческие и учебно-производственные, хозяйственные и организационные. Затронутые проблемы были весьма животрепещущими, многие из них потребовали незамедлительного решения. Именно этим объясняется повышенное внимание студенческо-преподавательского коллектива консерватории к инициативе профессора А. С. Соколова обсудить все коллегиально. (далее…)

Воспоминания об Учителе

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

ЯнкелевичЮрий Исаевич очень хорошо схватывал сущность ученика. Он знал, на чем можно его развить и на чем показать. Концерты класса Янкелевича всегда проходили на высочайшем уровне – не было ни одного номера даже с малейшей слабинкой, потому что все делалось очень точно.
Самое интересное в его работе, я считаю, – это то, что он, обладая обширными знаниями по исполнительству, по педагогике, умел оптимально подобрать каждому из учеников его репертуар. Чтобы подчеркнуть сильные стороны или развить какой-то недостающий элемент, что-то «вытащить». Юрий Исаевич владел этим абсолютно, и, видимо, именно благодаря этому у него получался такой потрясающий результат. Он практически никогда не ошибался в выборе репертуара для конкретного международного конкурса: не посылал, к примеру, на конкурс Паганини того, кого следовало послать на конкурс Энеску, или на конкурс королевы Елизаветы, или на конкурс Баха… (далее…)

Новое периодическое издание

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

На фоне разговоров о мировом экономическом кризисе появление нового печатного периодического издания, профессионально ориентированного в сфере академического искусства, иначе как сенсацией не назовешь. Отечественных органистов можно поздравить: теперь у них появился свой журнал с лаконичным названием Орган, первый номер которого вышел в свет несколько недель назад. Журнал посвящен актуальным вопросам органной культуры в нашей стране и за рубежом и призван объединить информационное пространство в столь динамично развивающейся сегодня области музыкального искусства. (далее…)

Дорогой коллеге

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

Юрыгина

24 февраля заслуженная артистка РФ, профессор межфакультетской кафедры фортепиано Наталья Донатовна Юрыгина (Гноенская) отметила свою юбилейную дату.
Самая большая из консерваторских кафедр, по словам ее заведующего профессора А. В. Самонова, являет собой «гармоничный сплав отличных музыкантов – ярких исполнителей, прекрасных педагогов, склонных к научно-методической деятельности». Наталья Донатовна заслуженно считается одной из талантливых представительниц кафедры. В 1962 году она с отличием оканчивает Московскую консерваторию, а в 1965-м – аспирантуру по классу профессора Я. И. Зака. (далее…)

В созвездии Анри Пуссера

Авторы :

№ 3 (1268), март 2009

Анри Пуссер6 марта на мировом небосклоне современного искусства одной звезды стало меньше. Скончался Анри Пуссер – наш великий современник – один из композиторов, определивших пути развития Новейшей музыки в Европе. Его имя вместе с Булезом, Штокхаузеном, Ноно и другими вписано в историю авангардного движения – сугубо элитарного по своей сути и новаторского для своей эпохи. Но парадоксальным образом творчество Пуссера освещено не только именем Антона Веберна – кумира адептов и лидеров Второго авангарда. Миросозерцание и эстетика композитора были вовлечены в круговорот целых эпох и культур, отважно простираясь в пространство Klangfarbe древних народов и цивилизаций. С непреложной страстью Пуссера интересовали онтология этногенеза в жанре причудливых полистилистических коллажей и космических мистерий («Планетарные голоса и виды») и ожившие мифы Эллады в эстетике орфического искусства («L’école d’Orphée»). И среди прочих здесь – имя Икара, ставшее для Анри Пуссера своеобразным мифологическим архетипом творчества. Номинология этого образа дала жизнь оригинальному композиционному методу – «Methodicare» (название образовано от сложения слов «Method» и «Icare»; по словам автора, образ Икара ассоциировался с идеей освобождения – Liberation – в композиционном плане вариабельности). Имя Икара продолжало бытовать в собственных сочинениях Пуссера («Икар африканский») и даже виртуальном пространстве, став частью его логина электронной почты… (далее…)