Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Всех обнять…

№ 7 (1281), октябрь 2010

15 июня ушла из жизни Людмила Михайловна Кудинова, не дожив двух недель до своего 56-летия. 35 лет она проработала сотрудником Научной библиотеки им. С. И. Танеева в качестве ведущего библиотекаря. Коллегам помнится чрезвычайно живая, улыбчивая девушка, которая пришла в библиотеку, не поступив с первого раза в консерваторию, учиться в которой всегда мечтала. Ее мечта осуществилась не сразу, но какая это была радость для всех нас узнать, что Людмила – студентка Историко-теоретического факультета Московской консерватории.

(далее…)

И книги оживают

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Приходилось ли Вам когда-нибудь слышать, как звучат книги? Обычно, отправляясь на презентацию новых изданий научных трудов, ожидаешь услышать обстоятельный рассказ о новинках по интересующей тебя тематике. Как правило, это разговорный жанр с чередой выступлений авторов, которые стараются кратко и ярко рассказать о многом, и их коллег по «цеху», которые делятся своими впечатлениями от прочитанного или только что услышанного.

Необычной оказалась презентация последних изданий научных трудов кафедры истории русской музыки, состоявшаяся 1 октября в Конференц-зале. Это событие уникально как по широте охвата исследуемого материала и традиций, жанров и столетий, так и по форме самой презентации, их объединившей. В общей панораме были представлены книги, ноты и учебники, которые написаны на кафедре и изданы за последние два года по разным направлениям ее деятельности. Они демонстрируют труд практически всех ее педагогов, а также трех научных центров при кафедре: Научно-исследовательского центра древнерусской музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского, Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки и Научно-исследовательского центра «Наследие».

(далее…)

Парад транскрипций

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Альт как солирующий инструмент громко заявил о себе в ХХ столетии. И именно в деятельности московской школы, главой которой был Вадим Борисовский, приложивший огромные усилия к созданию репертуара для альта. Его выдающийся ученик и продолжатель Федор Дружинин оставил серию оригинальных композиций для альта, которые широко вошли в исполнительскую практику современности. Юрий Тканов, всегда бывший среди близких учеников-сподвижников Дружинина, помогал ему в нотной фиксации произведений последнего пятнадцатилетия, периода величайшего мужества и противления тяжелому недугу.

Ныне Ю. Тканов играет на альте Ф. Дружинина, звуком особой глубины и насыщенности. Он не только блистательно интерпретирует современную альтовую литературу, но и расширяет ее за счет авторских транскрипций. На концерте в Малом зале, которым профессор Ю. А. Тканов отметил свое 50-летие, состоялся парад ярких значительных работ, принадлежащих его транскрипторскому перу.

(далее…)

Королева русской виолончели

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Шаховская… Это имя – синоним отечественной виолончельной школы. Это имя – настоящий «знак качества» – исполнительского, педагогического, человеческого. В этом имени – королевская стать и княжеское достоинство, мудрость мастера и душевная чуткость учителя и друга… У Наталии Николаевны Шаховской, народной артистки СССР, профессора, заведующей кафедрой виолончели Московской консерватории, в этом году – юбилей!

Блистательным артистическим стартом ученицы С. М. Козолупова и М. Л. Ростроповича стали победы на конкурсах – сначала в фестивальной Москве 1957 года, затем в Праге на конкурсе Дворжака (1961), Всесоюзном конкурсе (1961) и – блистательный триумф на II Конкурсе имени П. И. Чайковского (1962). Затем последовали многие годы концертных выступлений по всему миру, с интенсивностью поистине нечеловеческой.

(далее…)

Разгадка сфинкса

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Жизнь и Смерть… Вряд ли можно назвать другие слова, которые были бы так важны в жизни человека. Многие великие художники, творцы, философы пытались исследовать эту проблему, зависимость одной ее стороны от другой. Шекспир в «Ромео и Джульетте» пытается доказать, что Любовь побеждает Смерть. У Бетховена в Третьей симфонии после траурного марша возникает ликующий финал – побеждает Жизнь. Чайковский в Шестой симфонии полностью склоняется перед величием Смерти! Данте использует Смерть как возможность проникнуть в Ад для того, чтобы созерцать человека без всяких прижизненных декораций, пытаясь тем самым помочь ему познать самого себя.

(далее…)

Дерзайте, друзья!

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Можно прекрасно играть на фортепиано, скрипке, флейте и многих других инструментах, сочинять музыку, можно уметь великолепно читать с листа… Но не многие, делающие все это, умеют импровизировать.

На пороге лета в зале имени Н. Я. Мясковского состоялся Седьмой ежегодный конкурс импровизации на фортепиано. Проводит его межфакультетская кафедра фортепиано, возглавляемая проф. А. В. Самоновым, пианистом и композитором. В жюри вошли профессора кафедры Н. Д. Виноградова, В. Л. Гинзбург, Н. Н. Деева, доцент Е. П. Месснер, а также приглашенные гости – С. Н. Кайдаш-Локшина и профессор архитектурной академии В. В. Денисов. Конкурс по сути был международным, т. к. в нем приняли участие гости из Китая и Северной Кореи.

(далее…)

Приношение легендарному маэстро

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

«В народе говорят: длинен путь через наставления, краток путь через пример». Александр Васильевич Свешников был велик своим примером: это он создал Государственный хор русской песни, это он создал Хоровое училище и Хор мальчиков, это он привил миллионам людей любовь к русской песне, это он в течение четверти века руководил сложнейшим творческим организмом – Московской консерваторией!.. Сказать, что Свешникова вспоминают часто – значит, не сказать ничего. Он, крупнейшая фигура музыкального искусства ХХ века, прочертил в хоровом деле сверкающий путь, ни на кого не похожий… Он сообщил русским песням не только их исконную красоту, но и красоту, преображенную своим искусством, своим талантом…»

Возвышенные слова профессора Б. Г. Тевлина – приветствие Хоровому фестивалю памяти А. В. Свешникова в Кремле, который он организовал в честь Учителя – выдающегося русского дирижера, педагога и общественного деятеля.

Имя Александра Васильевича Свешникова – поистине святое для всех, кто неравнодушен к хоровому искусству России. В торжественный венок хвалы и благодарности великому человеку вплетаются голоса его учеников, друзей, продолжателей великой свешниковской школы. Памятью о легендарном маэстро дышали многие осенние концерты творческих коллективов, созданных им и руководимых ныне его воспитанниками. Среди них особо выделяется концерт Хора Свешникова 13 сентября на сцене Концертного зала им. Чайковского, посвященный своему замечательному основателю, который работал с ним до самой смерти – более сорока лет.

(далее…)

Учитель, определивший судьбу

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

12 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения Александра Васильевича Свешникова (1890 – 1980). В этот день студенты Дирижерского факультета консерватории посетили его могилу на Новодевичьем кладбище, возложив цветы и тихо спев ему «Вечную память». Лица их были строго сосредоточены при словах декана о великом служении Александра Васильевича своему Отечеству, русской хоровой культуре, родной Московской консерватории, и радостно было сознавать, что в этом поколении молодых музыкантов живет добрая и благодарная память к могучему Мастеру и Учителю.

Вот уже тридцать лет, как нет с нами Александра Васильевича. Но удивительно, что с годами его деяния, его исполинская творческая личность и глубочайший след в отечественной культуре становятся все ярче и масштабнее. Имя А. В. Свешникова неотделимо от созданных им Государственного русского хора СССР, получившего всемирного признание; Московского хорового училища, воспитавшего не одно поколение выдающихся деятелей музыкальной культуры современной России; Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, которую он возглавлял более 26 лет, сохранив и преумножив ее великую славу.

(далее…)

Горячие дни Московской консерватории

Авторы :

№ 7 (1281), октябрь 2010

Беседа с ректором профессором А. С. Соколовым

— Александр Сергеевич! В Московской консерватории сейчас происходят очень серьезные события, которые широко обсуждаются. Хотелось бы, чтобы наша общественность знала обо всем из первых уст…

— Я бы тоже подчеркнул значимость такой оперативной информации. С одной стороны, у нас есть традиция начинать каждое заседание Ученого совета с обзора того, что произошло за месяц. Но этого недостаточно. Я вчера в этом убедился – на встрече со студентами (30.09. Ред.), где было очень много вопросов о том, что происходит в консерватории и вокруг нее. Возможно, стоит регулярно проводить такие «экскурсии по окрестностям». (далее…)