Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Поиски красоты в синтезе искусств

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

Артем Пысь, лауреат I премии

11 мая в стенах Концертного зала имени Н. Я. Мясковского на межфакультетской кафедре фортепиано прошел конкурс импровизации под названием «Музыкальные фантазии на великие архитектурные сооружения». Организатором мероприятия выступила профессор Наталия Николаевна Деева. Помимо нее жюри конкурса представили профессора А. В. Самонов, М. В. Никешичев, Н. Д Юрыгина, Ю. А. Туркина, Р. А. Хананина, Т. И. Евсеева, М. Ю. Мишин, доценты И. А. Дубкова, Е. В. Андреева и другие, а также приглашенные мастера: режиссер, заслуженная артистка России, лауреат премии Бунина Е. А. Оленина и профессор Академии художеств А. Я. Степанова.

Как пояснила Н. Н. Деева, «главная цель конкурса – поиски красоты в синтезе искусств». Условия конкурса были просты и сложны одновременно: любой желающий мог принять участие и показать свое видение того или иного архитектурного сооружения в музыкальном варианте. Но в тоже время ограниченность во времени – 3-4 минуты – не давала участникам «растечься мыслью по древу».

Для импровизаций участникам была представлена необыкновенно разнообразная палитра архитектурных памятников. Среди них – египетские пирамиды, Парфенон, Собор Святого Петра в Ватикане, Собор Парижской Богоматери в Париже, Собор Василия Блаженного, Кижи – древнерусский памятник зодчества, Тадж-Махал, Музей Гуттенхейма в Нью-Йорке, оперный театр в Сиднее а также многие другие.

Все участники – студенты МГК, АМК при МГК, а также ребята из других университетов – с необыкновенной фантазией отнеслись к реализации такой идеи средствами музыки. На суд жюри и зрителей было представлено немало интереснейших работ – не только сольные, но и ансамблевые импровизации. Они были по достоинству отмечены как слушателями, так и членами жюри.

Основными критериями оценки стали лаконичность, ясность и неординарность подхода к решению непростой задачи. По итогам голосования в номинации «Сольная импровизация» I премию на тему Тадж-Махал завоевал Артем Пысь, II премию получили Ил Гю Ким (импровизация на тему буддийского храма) и сочинение Анны Капрановой на тему Собора Гауди. III премия в номинации «Импровизация в ансамбле» на тему Собора Василия Блаженного досталась студентам АМК при МГК Игорю Андросову и Андрею Богомолову; в номинации «Сольная импровизация» на тему Кижей – Анастасии Ведяковой, и на тему египетских пирамид – Даниилу Кучме.

По окончании конкурса свое мнение высказала член жюри Елена Оленина: «Как человек, не изучающий музыку профессионально, я имею возможность воспринимать ее только на эмоциональном уровне. Я общалась со многими архитекторами, и во время прослушивания импровизаций у меня возникло желание пообщаться с творцами каменных сооружений лично, предоставить им возможность услышать то, как их сооружения “слышат” эти ребята. Очень интересно “слышать” не только само здание, но и точно определять место, где находится тот или иной объект. Меня безумно заинтересовала многогранность применения импровизации, поэтому в перспективе предложила реализовать Н. Н. Деевой актерскую и музыкальную импровизацию, а также кино и музыку, как в начале ХХ века таперы озвучивали немое кино».

Такого рода конкурсы, несомненно, имеют огромные перспективы развития, поэтому им просто необходимо выходить из стен консерватории – творчески дружить с институтами архитектуры, факультетами психологии и педагогики.

Александр Шляхов,
студент ИТФ

Великий созидатель

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

Начало нового учебного года ознаменовалось концертами памяти дорогого профессора, народного артиста России Бориса Григорьевича Тевлина. Он ушел из жизни 2 июля, за десять дней до своего 81-летия, и прощалась с ним буквально вся Россия. О горестном событии сообщили центральные газеты, телеканалы, новостные ленты в интернете: ведь деятельность Бориса Григорьевича в последние годы обрела действительно всероссийский масштаб.

Основав в 1994 году Камерный хор Московской консерватории, он вывел его на ведущие позиции: коллектив задорных консерваторцев гастролировал по всему миру, пользовался благосклонностью крупнейших дирижеров наших дней. А в 2008 году Тевлин параллельно возглавил Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, по статусу – первый хоровой коллектив страны. Работал деятельно, плодотворно, буквально вдохнув в Госхор новые силы. Много гастролировал с певцами по России, причем в программы включал самые сложные партитуры современных композиторов. Надо было видеть, с каким вниманием люди слушали и «Боярыню Морозову» Р. Щедрина, и хоры Р. Леденева, Ю. Фалика, А. Чайковского… Концерты заканчивались неизменными стоячими овациями, за которыми обязательно следовало «третье отделение» – «бисы».

В Московской консерватории Б. Г. Тевлин также был всегда в эпицентре событий. Будучи по натуре великим созидателем, в 2011 году он стал инициатором создания новой кафедры – «современного хорового исполнительского искусства». Борис Григорьевич позаботился о том, чтобы сплотить вокруг себя профессионалов-единомышленников. И теперь традиции и заветы Учителя продолжают его ученики. Они и воплотили в жизнь последние задумки Б. Г. Тевлина – концертные программы, запланированные на нынешний год.

29 августа, еще до официального открытия сезона, Большой зал консерватории распахнул двери для мемориального вечера памяти известного хорового дирижера И. Г. Агафонникова: ему в эти дни исполнилось бы 80 лет. С Камерным хором выступил Александр Соловьев, а с Госхором – Евгений Волков: оба музыканта все последние годы были ближайшими соратниками Маэстро, они же и возглавили теперь тевлинские коллективы.

Каждый из дирижеров – самодостаточная артистическая индивидуальность. Их профессионализм и владение хоровым ремеслом подкреплены содержательно: им есть, что сказать людям, они могут зажечь зал своими музыкальными идеями. Е. Волков обнаружил несомненную склонность к театрализации: многие сочинения трактовались им как драматические сцены, например, эффектный хор Архангельского «Блажен разумевайя» (солист А. Николаев). А. Соловьев более лиричен в своих интерпретациях. С замечательной теплотой прозвучал у него хор П. Чеснокова «Блажен муж» (солист М. Давыдов), трепетно и проникновенно – знаменитое рахманиновское «Тебе поем» (солистка – М. Челмакина). А хор В. Кикты «Как за церковью, за немецкою» стал настоящим реквиемом и запомнился точно рассчитанными кульминациями и динамическими контрастами.

Символичным было совместное исполнение Госхором и Камерным хором сочинений Р. Щедрина («Тиха украинская ночь») и В. Агафонникова («Вокализ»): хоровое братство не должно распадаться, оно приносит зрелые творческие плоды. Было заметно великолепное звучание обоих коллективов. Требующая глубины духовная музыка и сложнейшие современные произведения были выучены досконально, с той дотошностью и основательностью, которые были «фирменным» стилем Б. Г. Тевлина, а теперь и его преемников.

С Камерным хором (2008)

6 сентября, спустя неделю, в Большом зале состоялся большой мемориальный концерт, посвященный Б. Г. Тевлину. Его открыл ректор Московской консерватории профессор А. С. Соколов теплым приветственным словом об ушедшем Художнике. Дань памяти выдающемуся музыканту в этот вечер отдавал художественный руководитель Госоркестра имени Е. Ф. Светланова и Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский, один из ярких дирижеров современности. Блестящие страницы их музыкальной дружбы – это участие Камерного хора в фестивалях В. Юровского в Лондоне, в программах Российского национального оркестра в Москве… После исполнения «Истории доктора Иоганна Фаустуса» А. Шнитке Юровский написал маэстро: «Огромное спасибо замечательному Камерному хору Московской консерватории за чудо, произошедшее сегодня в Лондоне, – чудо по имени Фауст! Без вас все это не было бы возможным! Спасибо! С нетерпением жду новых встреч, с любовью, Владимир Юровский».

В первом отделении чередовались симфонические и хоровые номера, объединенные траурной тематикой. Перед началом В. Юровский предложил публике не аплодировать после первых двух пьес Моцарта: «Я верю, что дух Бориса Григорьевича сегодня с нами. Послушаем тишину!»… Проникновенную молитву в память о Б. Г. Тевлине вознес Камерный хор под управлением А. Соловьева, исполнив вторую часть кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева и Концерт для хора Вик. Калинникова. А «Мастера хорового пения» под управлением Л. Конторовича почтили память Артиста духовными сочинениями Архангельского и Голованова.

«Реквием» Моцарта во втором отделении был символичным: Б. Г. Тевлин сам продирижировал этой великой партитурой в прошедшем сезоне, и его интерпретация поразила величественным трагизмом, словно музыкант незримо для нас заглядывал в Вечность. Трактовка В. Юровского, разумеется, была иной: по-европейски выточенной, стремительно-витальной, лишенной всякой слезливости. Объединившись вместе, Камерный хор и «Мастера хорового пения» точно и четко следовали руке дирижера, ни на миг не теряясь в лабиринтах моцартовской полифонии…

Открывая вечер, А. С. Соколов зачитал строки из письма Родиона Щедрина, большого друга ушедшего Музыканта: «Борис Тевлин был выдающимся и пытливым музыкантом. Великим тружеником, педагогом и Учителем с большой буквы, блестящим организатором, верным, надежным другом. Моя память до конца моих дней будет хранить о нем самые светлые и добрые чувства…»

Профессор Е. Д. Кривицкая

Нести красоту людям

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

Окончание концертного сезона подарило неожиданную радость. В Малом зале состоялся монографический концерт из сочинений Давида Кривицкого (1937–2010) – композитора, на протяжении всей своей жизни тесно связанного с Московской консерваторией. Концертом завершался фестиваль, посвященный 75-летию со дня рождения большого мастера (еще прошли вечера в Музее имени М. И. Глинки и Доме-музее К. С. Станиславского).

Вместить все многообразие жанров творчества композитора невозможно, однако каждый концерт содержал столь удивительные находки, столь оригинальные инструментальные составы, столь редкие жанры (как, например, мелодекламация), что панорама творчества автора предстала во всей своей широте (охват жанров и количество произведений Д. Кривицкого – около 3000 – в свое время было отмечено в «Книге рекордов планеты»). Были представлены и четыре мировые премьеры: монументальные – Концерт «Сoincidentia оppositorum» («Единство противоположностей») для органа, рояля и двух струнных оркестров и Концертная симфония № 1 для скрипки, виолончели, струнных, органа и ударных; и камерные – Соната № 2 для скрипки и фортепиано и Концертный дуэт для скрипки и виолончели.

«Пытливая мысль композитора путешествует по странам и эпохам, затрагивает многие философские проблемы существования человека и человечества, обращается к самым разнообразным источникам – от Библии до современной поэзии», – говорил близкий друг композитора, профессор Московской консерватории Г. В. Крауклис. В любом произведении, связанном с определенной эпохой, мастер находит приемы, возрождающие ее живой колорит, – чувствуешь, с какой любовью автор переносится в предлагаемый мир. Пушкин, Блок, Фет, Северянин, Набоков – литературные имена, творчеству которых были посвящены опусы, прозвучавшие в концертах фестиваля. Поэзия – стержень творчества Кривицкого и даже шире: поэтическим было само восприятие им жизни. Остановлюсь на одном примере.

…«Апофеоз сонету» на стихи В. Брюсова для вокального октета и фортепиано в четыре руки – несомненная творческая удача композитора. Сочинение прозвучало во втором концерте фестиваля в исполнении вокального ансамбля п/у Александра Соловьева и фортепианного четырехручного дуэта студентов МГК в составе Рисы Мория (Япония) и Ильи Бабурашвили (США), подготовленного мною специально для этого концерта. Виртуоз стихотворных формообразований, В. Брюсов был ревностным энтузиастом сонета, считая его «образцом», «идеальной формой поэтического произведения вообще». Необычная стихотворная форма тройного сонета, где два сонета искусно складываются по горизонтали в новый стих, не могла не привлечь внимания такого знатока поэзии, каким был Д. Кривицкий. Его музыкальное воплощение шедевра В. Брюсова оказалось великолепным: найденная форма цикла, состоящая из шести частей, исполняемых без перерыва (Импровизация – piano solo; Большой сонет – tutti; Канцона – piano solo; Возвращение к сонету – tutti; Интермедия – piano solo; Загадочный сонет – tutti), – полностью адекватна тройному сонету. Созданная музыка естественно слилась с образами поэтического текста. Получилось крупное произведение, уникальное по форме, составу исполнителей, сложное и глубокое по содержанию, но легкое по звучанию и восприятию…

Невозможно воздать должное всем исполнителям, участвовавшим в фестивале, – их было около 50-ти, не считая музыкантов крупных ансамблевых составов. Но нельзя не назвать несколько ключевых имен, составивших стержень этого музыкального форума. Прежде всего это Евгения Кривицкая – органистка и организатор фестиваля, это Валерий Полянский, блистательно продирижировавший симфоническими партитурами композитора, Сергей Яковенко, проникновенно читавший мелодекламации. Не обойдем вниманием и молодые таланты – питомцев консерватории Татьяну Полянскую и Михаила Кривицкого. Сегодня их следует отметить как олицетворение будущего двух музыкальных династий.

Блеск программам придала игра звезд-концертмейстеров ведущих российских оркестров – Алексея Бруни (скрипка), Юрия Лоевского, Александра Готгельфа (виолончель), как и звучание голосов солистки Большого театра Светланы Шиловой и солистки Госкапеллы России Анны Пеговой. С энтузиазмом откликнулись на приглашение принять участие в «Днях музыки Д. Кривицкого» профессора Эдуард Грач и Ирина Кандинская, подготовившие, как и автор этих строк, ряд сочинений с учениками своих классов.

Стоит ли говорить, насколько этически важно приобщение нового поколения к творчеству замечательного композитора. Заметим, что только одни фортепианные произведения Давида Кривицкого – это столь разные по форме остроумные находки, что здесь, как из «рога изобилия», можно черпать многообразный концертный и педагогический репертуар, воспитывающий хороший вкус, владение полярностью инструментальных красок и свободой метроритмического дыхания. Сегодня в культурных кругах ощущается потребность в красоте, которая безвозвратно потеряна в жизни, но которую можно искать и находить в искусстве. Не к тому ли призывает нас Д. Кривицкий, говоря: «Моя музыка среди всех катаклизмов повседневности должна нести красоту людям».

Профессор Р. А. Хананина

Человек эпохи Возрождения

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения великого музыканта, народного артиста, заслуженного деятеля искусств профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. Этот юбилей особенно важен для Московской консерватории, история которой неразрывно связана с именем Шебалина, прошедшего путь от студента-композитора до ректора, причем в один из самых сложных и страшных периодов ее жизни.

Юбилейной дате был посвящен фестиваль из трех концертов, прошедший в Alma Mater. 4 июня на сцене Большого зала выступили Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова п/у Бориса Тевлина, Симфонический оркестр Министерства обороны РФ п/у Романа Белышева и солисты, лауреаты международных конкурсов – тенор Александр Николаев и скрипачка Анна Кандинская. Свой вклад внесли и «музыкальные внуки и правнуки» – Тихон Хренников младший, Андрей Комиссаров, Анжелика Комиссаренко, Дмитрий Коростелев. Воспитанники Т. Н. Хренникова,  А. А Николаева и другие молодые музыканты вместе с ансамблем «Rusquartet» исполнили на сценах Рахманиновского и Малого залов (7 и 13 июня) сочинения Учителя и его выдающихся учеников – камерно-инструментальные опусы Бориса Чайковского, Романа Леденева, Сергея Слонимского, Алексея Николаева, Владислава Агафонникова, Тихона Хренникова и Эдисона Денисова.

Личность В. Я. Шебалина – одна из самых интересных и многогранных в отечественной культуре XX века. Изучая письма и воспоминания, удивляешься, сколько всего сделал этот человек, поражаешься его знаниям, остроумию, ответственности, строгости по отношению к другим и к себе, удивительной человеческой доброте. Масштаб его деятельности поистине грандиозный. Композитор, редактор, педагог, ректор – все это грани творческой и профессиональной деятельности Шебалина, широта интересов которого выдает в нем универсального человека.

Музыка Шебалина (к большому сожалению!) звучит нечасто, а между тем список сочинений композитора очень внушителен, ведь его творчество – это весь спектр жанров от сольных пьес до опер, кантат, концертов и симфоний. При этом Шебалин никогда не впадал в крайности, не заигрывал с публикой в простоте и доступности, не предавался пустой игре в звуки, «умничанию». Наверное поэтому его творческое наследие по-настоящему разнообразно и удивительно органично – ведь он умел даже самые простые вещи увидеть в неожиданном свете, найти небанальное решение, заставить элементарный оборот звучать свежо и интересно.

Может показаться, что имя Шебалина будто бы сокрыто в тени более ярких современников – старшего Прокофьева и ровесника Шостаковича, с которым Шебалин был особенно дружен. Но даже самые маститые авторы не стеснялись приходить к Виссариону Яковлевичу за советом, ценя при этом не только его тонкое эстетическое чутье, но и самобытное композиторское дарование. Не случайно Шебалин – один из самых чутких редакторов чужих сочинений. Именно его перу принадлежат «завершения» и оркестровка произведений Глинки, Мусоргского, Чайковского, Гулак-Артемовского и Прокофьева. Каждая такая работа – это мастерское попадание в стиль автора, эпохи и конкретного сочинения.

Творческий путь Шебалина-композитора, начавшийся еще в Омске в классе М. И. Невитова, познакомившего юного питомца с сочинениями Вагнера, Скрябина, Шенберга, продолжился затем в Москве в классе Н. Я. Мясковского, прочувствовавшего не только незаурядные композиторские способности юноши, но и его педагогическое дарование. Через класс Шебалина прошли более 80 композиторов самых разных дарований. Список его учеников внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, Р. Бунин, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Тормис (Эстония) и др. И в каждом из них Шебалин старался раскрыть индивидуальные качества, не забывая, что любой художник должен при этом владеть полным арсеналом технических средств.

Осенью 1942 года, в разгар войны, Виссарион Яковлевич, несмотря на все попытки отказаться, был назначен ректором Московской консерватории, которая находилась тогда в катастрофическом состоянии. Консерваторию пришлось буквально возрождать, решая при этом массу проблем от организационно-административных до морально-психологических, которые неизменно возникали в процессе общения с людьми. И Шебалин блестяще справился с поставленной задачей, собрав педагогический коллектив, привлекая к работе ведущих музыкантов своего времени. Особую роль Виссарион Яковлевич отводил ЦМШ, которую мыслил как младшее отделение консерватории и делал все, чтобы там воспитывали «по-настоящему образованных музыкантов, образованных в широко гуманитарном смысле».

Шебалин любил говорить, что «где нет трудностей, там нет настоящего искусства». В его жизни хватало и того и другого. Она была наполнена творчеством, встречами, дружбой с замечательными музыкантами – Мясковским, Прокофьевым, Шостаковичем, Обориным, творческим общением со многими людьми искусства – Вс. Мейерхольдом, В. Маяковским, М. Булгаковым, С. Эйзенштейном, А. Фадеевым, О. Книппер-Чеховой, П. Ягужинским и др. Были и трудности: тяжелая болезнь перед поступлением в консерваторию, путь пешком из Минска, где его застала война, страшный 1948 год…

Но, несмотря ни на что, главным в жизни всегда оставалось служение Музыке. И хочется верить, что личность этого художника еще не раз станет примером для всех нас, а к творчеству В. Я. Шебалина музыканты будут обращаться не только в юбилейные даты, вспоминая человека, не уступающего талантом титанам эпохи Возрождения.

Павел Алексеев,
студент КФ

Вышла книга

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

СПб.: ООО «Петроглиф», 2011

Нам повезло! Электронная почта получила широкое распространение только в XXI столетии. Иначе В. И. Сафонов, призывавший: «Давайте переписываться с американскою быстротою…», наверняка моментально освоил бы e-mail и все его эпистолярное наследие кануло бы в Лету. А вместо этого он увлекся техническим новшеством своего времени – портативным копировальным прессом, благодаря чему мы можем читать письма, не только адресованные ему многочисленными корреспондентами, но и его собственные. В объемный том вошли 855 писем, из которых 680 отправлены Сафоновым и 175 адресованы ему, причем подавляющее большинство документов публикуется впервые.

Наверное, мы и впрямь «ленивы и нелюбопытны». Чем еще можно объяснить тот факт, что столько десятилетий эти сокровища хранились у нас «под боком», но были по большей части никому не известны – рецензируемое издание является первой в России публикацией избранной переписки выдающегося музыканта! Он оставил обширное эпистолярное наследие, насчитывающее более двух тысяч писем, разбросанных по архивам всего мира – Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Кисловодска, Одессы, Рима, Хельсинки, Берлина, Нью-Йорка… Со многими людьми «герой» рецензируемого издания поддерживал отношения годами и даже десятилетиями. Собранные вместе, они представляют хронику жизни не только самого Сафонова, но и целого слоя российской интеллигенции.

В ту эпоху преобладала эпистолярная форма общения. Ежедневная переписка позволяла обсудить репертуар, согласовать даты выступлений, количество и продолжительность репетиций, размеры гонораров, местоположение гостиниц etc. Для Сафонова не существовало мелочей, он внимательнейшим образом заботился решительно обо всем. Составляя программы, Сафонов преследовал прежде всего просветительские задачи, стремился формировать вкусы слушателей, расширять их кругозор. Он старался привлекать в Россию одаренных иностранных артистов и, вместе с тем, всемерно способствовал продвижению талантливых русских музыкантов. Любовь к классическому наследию не затмевала у него интереса к современному искусству. Как полезно было бы руководителям филармоний и иных концертных организаций, театров ознакомиться с рецензируемым изданием!

Красной нитью через эпистолярное наследие Сафонова проходит тема сооружения великолепного архитектурного ансамбля Московской консерватории с двумя концертными залами. Письма 1893–1901 годов повествуют о многих перипетиях, связанных с решением этой сложнейшей задачи, о тяготах, которые ему пришлось испытать. Речь идет о финансировании проекта на всех этапах его воплощения в жизнь, об аренде особняка князя С. М. Голицына – временного пристанища для учебного заведения, о приглашении архитекторов и разнообразных проблемах оборудования всех корпусов, о постоянной заботе об акустике, особенно с учетом неудачного опыта Петербургской консерватории, о пожарах, которые случались во время проведения строительных работ, о заказе органа для БЗК и приспособлении к нему помещения в связи с пожеланиями фирмы «Кавайе-Коль», об убранстве Большого и Малого залов – лепном декоре, зеркальных стеклах, портретах.

Наконец-то подтвердилось предположение, что для Малого зала, как и для Большого, тоже были созданы живописные произведения. Наряду с барельфным изображением Н. Г. Рубинштейна над эстрадой, сохранившимся по сей день, на стенах зала в прямоугольных панно размещались давно исчезнувшие портреты императоров Александра II, Александра III, Николая II и великого князя К. Н. Романова. Плафон же украшали фигуры Глинки, Бетховена, Баха и других композиторов. Эти необычайно интересные сведения содержатся в письме В. И. Сафонова П. Е. Кеппену от 26 июня 1898 года и дополняющей его рецензии, напечатанной в «Русской музыкальной газете».

Авторы писем – образованные люди, владеющие иностранными языками, хорошо знающие Священное Писание, отечественную и зарубежную музыку, изобразительное искусство, литературу, периодику, публикации в прессе на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. Составители должны были быть «на их уровне». Огромную ценность представляют детальные комментарии, подготовленные Е. Д. Кривицкой (она же переводчик многих корреспонденций с французского и нескольких с немецкого и английского языков) и Л. Л. Тумаринсоном. Они проделали скрупулезную работу, дабы создать этот второй – равноценный – пласт издания, содержащий обширнейшую информацию о людях, разнообразных учреждениях, обществах, товариществах, объединениях, землячествах, с которыми был связан Сафонов, – либо входил в их состав, причем нередко являлся одним из руководителей, либо поддерживал деловые отношения. Комментарии помогают понять смысл опубликованных документов во всей полноте – не только текст, но также подтекст, контекст и «надтекст». От внимательного читателя не ускользнет ни одна деталь, ни одна метафора, аллюзия или контаминация.

Рецензируемое издание, хорошо, со вкусом оформленное, достойно той солидной, завоевавшей авторитет серии – «Российские Пропилеи», в рамках которой оно увидело свет. А главное, оно достойно светлой памяти выдающегося музыканта и деятеля отечественной и зарубежной культуры – Василия Ильича Сафонова, наследие которого продолжает жить в XXI столетии и останется в веках.

Е. Л. Гуревич,
директор Музея им. Н. Г. Рубинштейна

«Он не искал – минутно позабавить»

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

Он не искал – минутно позабавить,
Напевами утешить и пленить;
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

Валерий Брюсов

Александр Николаевич Скрябин (1872–1915) – уникальная личность в истории русской культуры. Он был невероятно популярен при жизни, выделяясь среди ярчайших талантов эпохи Серебряного века. Не только новый, самобытный музыкальный язык поражал современников композитора, но и его мировоззрение, его жизнь, изобилующая мистическими совпадениями. Сегодня изумляет его провидческий дар: именно скрябинская идея синтеза искусств стала одним из главенствующих принципов художественного развития нашего времени.

В юбилейный год композитора было чрезвычайно важно представить его уникальную личность не только в русле эпохи Серебряного века, но и в современном контексте. Именно с этой целью Мемориальным музеем А. Н. Скрябина совместно с Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Московской консерваторией с 25 по 27 апреля была организована Международная научная конференция «Искусство А. Н. Скрябина в свете истории и художественно-стилистических тенденций XXI века».

В докладах был представлен широчайший диапазон тем: проблемы изучения творчества А. Н. Скрябина, постскрябинисты и последователи композитора, Скрябин и его окружение, художественные параллели в творчестве А. Н. Скрябина и его современников, эстетические, психологические, философские, стилистические, теоретические проблемы, проблемы исполнительства и аудиовизуального синтеза и исполнения симфонической поэмы А. Н. Скрябина «Прометей», неизвестные архивные материалы…

Заседания прошли в Мемориальном музее А. Н. Скрябина, в Музее им. М. И. Глинки, в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, в Московской консерватории. Участников конференции приветствовали руководители музея Скрябина А. И. Лазарев и В. В. Рубцова. Перед началом заседания в музее Глинки участникам конференции продемонстрировали инструмент М. И. Табакова – первого исполнителя партии трубы в «Поэме экстаза» и «Прометее» А. Н. Скрябина. Также был показан фотоэлектронный синтезатор «АНС» инженера-конструктора Е. А. Мурзина, названного в честь А. Н. Скрябина, работу которого продемонстрировал композитор С. А. Крейчи.

Более 40 исследователей творчества А. Н. Скрябина приняли участие в конференции: собрались ученые из России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Дзержинск, Казань, Электросталь, Петрозаводск, Новосибирск), Беларуси, Эстонии, Болгарии, США, Германии, Франции, Израиля, Испании. Наряду с учеными мировой известности на конференции выступили молодые специалисты, принимающие эстафету в исследовании жизни и творчества А. Н. Скрябина, предлагающие новые пути изучения его искусства и искусства рубежа XIX–XX веков. Иностранные гости – Атанас Куртев (доктор искусствоведения, академик, профессор Болгарской национальной музыкальной академии имени Панчо Владигерова), Вардо Румессен (почетный член Эстонской академии музыки) и Юрий Блинов (преподаватель Белорусской государственной академии музыки) – дали сольные концерты, в которых звучала фортепианная музыка А. Н. Скрябина.

В день памяти Александра Николаевича, 27 апреля, состоялось возложение цветов на могиле композитора. По традиции в церемонии приняли участие воспитанники второго кадетского корпуса, где учился композитор. В этот день в скрябинском музее играли лауреаты стипендии его имени: Марк Ваза, Лиза Яковян, Канон Мацуда, Тихон Шевков, Арсений Тарасевич-Николаев, Мария Чернова, Роман Мартынов, Сергей Митин, Алексей Кудряшов, Павел Домбровский, Павел Шатский.

В рамках конференции прошла презентация издания компакт-дисков музыки Скрябина в исполнении В. Румессена. Профессор Казанского университета И. Л. Ванечкина передала в дар музею книги, изданные в НИИ «Прометей» (г. Казань). В фойе Большого зала Московской консерватории, в Музее им. М. И. Глинки, Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, Мемориальном музее А. Н. Скрябина были развернуты выставки, посвященные композитору.

Состоялась презентация 7-го тома (пьесы) Полного собрания сочинений Скрябина – совместного выпуска издательства «Музыка», ВМОМК имени М. И. Глинки и Мемориального музея А. Н. Скрябина. Это второй из вышедших в свет томов 12-томного собрания (в первом томе опубликована Первая симфония). Главный редактор издательства «Музыка» В. В. Рубцова провела скрупулезную работу по изучению архива Александра Николаевича, его рукописей, хранящихся в фондах музеев Глинки и Скрябина, ей принадлежит вступительная статья и подробные комментарии, сопровождающие издание.

На конференции И. А. Медведева, советник по научной работе гендиректора ВМОМК, предложила создать Генеральный свод информации о жизни и творчестве А. Н. Скрябина – своего рода «скрябиниану», в которую войдут музыкальное, литературно-философское, эпистолярное и музейное наследие, документы, материалы научных конференций, нотография, библиография, дискография и т. п. Подобная работа, несомненно, потребует объединения усилий многих организаций и исследователей, однако ее результаты стали бы бесценным даром для всех профессиональных музыкантов и любителей музыки, интересующихся творчеством А. Н. Скрябина.

Музыка этого гениального представителя русской культуры по-прежнему звучит современно спустя почти столетие со дня его кончины. Но только сейчас развитие техники позволяет начать приближаться к грандиозным замыслам композитора. И лишь в далеком будущем, хочется верить, смогут реализоваться известные нам тонкости интерпретации его светомузыки. При условии бережного сохранения и изучения его наследия.

Анастасия Меерзон,
зав. Отделом науки Мемориального музея А. Н. Скрябина

Вместе строим будущее

Авторы :

№ 6 (1299), сентябрь 2012

Госпожа Корнелия Пипер и Министр культуры РФ В. Р. Мединский

«Германия и Россия: вместе строим будущее» – под таким девизом начался Год Германии в России 2012–2013. Организаторами глобального проекта стали Министерство иностранных дел Германии, Гете-Институт и Восточный комитет германской экономики при поддержке германо-российской внешторговой палаты, а также целый ряд немецких культурных и финансовых структур. Спланировано более тысячи мероприятий, основными векторами которых являются: современная культура; город и окружающая среда; жизнь в Германии; общество, экономика, политика; образование и наука; общность исторических связей двух государств. Разнообразные акции пройдут не только в Москве, но и в других городах нашей страны – Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Калининграде. Основной задачей Года Германии в России является укрепление сотрудничества российско-германских отношений в политической, экономической и культурных сферах, а также предложение новых идей в решении глобальных вопросов мировой цивилизации, открытие новых путей в совместном будущем двух стран.

Год Германия – Россия открылся 20 июня. В этот день желающие могли посетить в Москве выставку «Русские и немцы – 1000 лет искусства, истории и культуры», увидеть знаменитый «Автопортрет в шубе» Альбрехта Дюрера на Манежной площади. А в Большом зале консерватории с симфоническим концертом под руководством проф. Анатолия Левина выступил германо-российский молодежный оркестр «Young Euro Classic Россия – Германия», специально сформированный для этого события из студентов Берлинского университета искусств и Московской консерватории (художественный руководитель Татьяна Рексрот; дирижер Геннадий Рождественский). В вечере приняли участие также Герхард Оппитц (фортепиано), Камерный хор Московской консерватории и Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова под управлением художественного руководителя проф. Бориса Тевлина.

Большой зал был заполнен до отказа. Наряду с «высокими» гостями и руководителями проекта в консерваторию пришли и всегдашние меломаны – к счастью, места хватило на всех. Во вступительном слове Государственный министр в Федеральном министерстве иностранных дел ФРГ г-жа Корнелия Пипер поблагодарила устроителей концерта: компанию «Д-р Габриеле Минц», АО «LANXESS», а также Правительство России, ректора Московской консерватории проф. А. С. Соколова, президента Берлинского университета искусств проф. Мартина Ренета, советника Президента РФ М. Е. Швыдкого, президента фонда «Прусское культурное наследие» проф. Германа Парцингера.

«Я очень рада, что сегодня мы открываем Год Германии в России в этом достопочтенном зале оркестром “Young Euro Classic”, – заявила г-жа Пипер. – Для меня это большая радость, большая честь. Музыка – намного более сильное выразительное средство, чем слова. Молодые таланты всего лишь неделю репетировали и сегодня они выступают с великолепным концертом. Не прекрасно ли это?..»

В свою очередь Министр культуры РФ проф. В. Р. Мединский сказал: «Очень символично, что в этом же году мы отмечаем 1150 лет славянского государства. А началось оно с общего дела германо-славянских племен, поэтому на самом деле мы исторические родственники. И есть один язык, который мы понимаем хорошо, – это музыка… Давайте же наслаждаться музыкой!»

Программа концерта в полной мере отразила необычность и торжественность момента. В представленных публике сочинениях соединились русские и немецкие национальные корни, традиции европейского Христианства и идеалы эпохи Просвещения: духовная музыка И. С. Баха (хорал Баха «Господь, по-ангельски дозволь» из заключительной части «Страстей по Иоанну») соседствовала с творчеством российско-немецкого композитора А. Шнитке («Отче наш» из «Трех духовных хоров», 1984), а от Девятой симфонии, соч. 70 (1945) Д. Шостаковича перекинулась арка к Фантазии для фортепиано, хора и оркестра, соч. 80 Л. ван Бетховена (1808).

Праздничный тон всему вечеру задала Девятая симфония, прозвучавшая радостно и беззаботно, а ля «Классическая» Прокофьева (единственным контрастом к искрометной музыке в стиле Гайдна – Россини стала IV часть с драматическими репликами труб и тромбонов). Стройное молитвенное пение хора послужило водоразделом и тихой «паузой» между опусами Шостаковича и Бетховена. Монументальная Фантазия поразила масштабами и нестандартностью замысла: фортепианное адажио, переходящее в песнь «взаимной любви», а затем в виртуозный концерт, венчалось грандиозным гимном – финалом сочинения, предвосхищающим последнюю симфонию композитора. Выступление пианиста Герхарда Оппитца запомнилось глубокой философичностью, немецкой пунктуальностью и четкостью; ему удалось воплотить в игре напряженность поисков смысла и гармонии, постепенное преодоление страданий и сомнений, ведущее к всеобщему просветлению и торжеству.

Концерт, безусловно, удался. Казалось, музыки не хватило – хотелось слушать еще и еще… Несмотря на всего лишь неделю совместных репетиций, оркестр «Young Euro Classic» блестяще справился с поставленной задачей, воссоздав главное – дух великих творений. Высокий профессионализм показали хоровые коллективы Бориса Тевлина, выход которого на сцену в этот раз, увы, оказался последним. Свою роль от начала до конца мастерски провел Анатолий Левин, сумевший подчинить дирижерской воле большой творческий коллектив.

Двумя днями раньше в Рахманиновском зале, также в рамках Года Германии в России, был запущен проект «Звуковой поток». Концерт под названием «Пионеры новой музыки» состоялся при поддержке Музыкального фонда Эрнеста фон Сименса. Во вступительном слове главный инициатор проекта проф. В. Г. Тарнопольский отметил, что подобная акция проходит в России уже третий раз. В словах художественного руководителя фестиваля была слышна нотка печали: несмотря на поддержку, оказанную на самом высоком уровне в организации мероприятия, «отношения между двумя странами при внешнем благообразии очень проблематичны, в них… мало души». В камерном вечере приняли участие солисты Ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова.

В исполнении прекрасных музыкантов прозвучали сочинения 50 – начала 70-х годов: «Перекрестная игра» для гобоя, бас-кларнета, фортепиано и ударных К. Штокхаузена, Три пьесы для фортепиано (Михаил Дубов, Мона Хаба) в 4 руки Э. Денисова, Концерт для виолончели (Ольга Галочкина) и камерного оркестра Д. Лигети, Recitativaria для поющей клавесинистки (Светлана Савенко), Versuche II для струнного квартета и «Жалобы Щазы» для сопрано (Екатерина Кичигина) и камерного ансамбля. С самого начала между исполнителями и залом возникла доверительная обстановка. Концерт был встречен с энтузиазмом – в перерыве между отделениями и по окончании вечера слушатели свободно подходили к музыкантам, чтобы выразить свою симпатию и получить ответы на интересующие вопросы.

Перекрестный Год Германия – Россия стартовал. За это время любознательные сограждане смогут посетить многочисленные выставки, фильмы, мастер-классы, принять участие в научных семинарах и политических дискуссиях… И Московская консерватория тоже с нетерпением ждет новых творческих впечатлений и концертов, всегда готовая принять музыкантов и слушателей под сводами своих залов.

Доцент М. В. Щеславская
Фото Д. Рылова и Ф. Софронова