Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Бетховен в Московской консерватории (1770–2020)

Авторы :

№6 (1371), сентябрь 2020

В Москве нет памятника Бетховену, за исключением бюста, установленного в фойе детской музыкальной школы, носящей его имя. Однако в Большом зале Московской консерватории портрет Бетховена висит на самом почетном месте, рядом с Чайковским. А посетители Малого зала могут полюбоваться в фойе бюстами Баха и Бетховена, созданными польским скульптором Циприаном Годебским (1835–1909). Наконец, в кабинете ректора находятся еще два скульптурных изваяния Бетховена неизвестных авторов – небольшой бронзовый бюст и совсем камерная забавная статуэтка, изображающая Бетховена отдыхающим на мраморной скамье, украшенной львами.

Присутствие Бетховена в храме музыки, которым по праву может считаться Московская консерватория, не случайно. Н.Г. Рубинштейн, основатель Консерватории, преклонялся перед Бетховеном и всячески пропагандировал его музыку в России как пианист, дирижер и педагог. Так, в 1880 году по инициативе Рубинштейна и под его руководством на сцене Большого театра состоялась первая в России постановка оперы Бетховена «Фиделио» на русском языке (в переводе Ольги Лепко) – это был выпускной спектакль студентов Московской консерватории. Примечательно, что партию Леоноры исполнила Мария Климентова – первая Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского.

В советский период фигура Бетховена стала частью нового идеологического культа. Биографический очерк о Бетховене появился в 1919 году в серии брошюр «Кому пролетариат ставит памятники». До появления монумента дело не дошло, но музыка Бетховена звучала в новой России постоянно, в том числе по самым торжественным поводам. 4 октября 1919 года концерт из произведений Бетховена в Большом зале Московской консерватории посетил В.И. Ленин; с 1979 года вплоть до конца советской эпохи в Большом зале в этот день давался концерт с той же самой программой. В юбилейный 1970 год Большой зал стал центром музыкальных празднеств, посвященных Бетховену и проходивших с невиданным размахом.

Однако включение Бетховена в официальный пантеон «прогрессивных» художников способствовало углубленному изучению его творчества отечественными музыкантами и музыковедами, деятельность которых пошла на пользу всей мировой культуре. В частности, в 1927 году широко отмечалось 100-летие со дня смерти Бетховена, и профессора Московской консерватории подготовили два исторически важных издания. М.В. Иванов-Борецкий опубликовал в виде факсимиле Московскую черновую тетрадь Бетховена за 1825 год (эскизы квартетов ор. 130 и 132). А под редакцией К.А. Кузнецова была издана «Русская книга о Бетховене», аналогов которой с тех пор так и не появилось. Эти и другие достижения нашей музыковедческой школы заложили основу для трудов крупнейшего отечественного бетховениста XX века Н.Л. Фишмана. Хотя он никогда не преподавал в Московской консерватории (он работал в училище при Консерватории и в Музее им. Глинки, ныне Музее музыки), триумфальная защита его докторской диссертации, посвященной расшифровке Книги эскизов Бетховена за 1802–1803 годы, состоялась в 1968 году в Консерватории. К тому времени его издание этой книги эскизов, осуществленное в 1962 году, стало эталонным.

Интерпретациями музыки Бетховена прославились многие великие представители отечественной исполнительской школы XX века и нашего времени, в том числе профессора Московской консерватории. В сфере инструментальной музыки идеологическими догмами можно было пренебречь, донося до слушателей подлинного Бетховена – полного противоречий, стихийно страстного и изощренно интеллектуального, мятежного и галантного, простонародно грубого и утонченно аристократического, залихватски виртуозного и сердечно безыскусного, умеющего говорить «языками человеческими и ангельскими». Для любого пианиста сыграть на публике все 32 сонаты Бетховена – честь и радость, и в стенах Консерватории такие серии звучали неоднократно.

Аналогичным образом регулярно исполнялись циклы из всех скрипичных и виолончельных сонат Бетховена, всех его струнных квартетов, всех фортепианных концертов и, разумеется, всех девяти симфоний. Наконец, пали и последние идеологические бастионы, препятствовавшие в советскую эпоху исполнению произведений Бетховена на религиозные сюжеты и тексты. Торжественная месса Бетховена, не исполнявшаяся в России более 80 лет, прозвучала в 1993 году в Большом зале Консерватории под управлением Р.Б. Баршая (оркестр и хор были российскими, певцы-солисты немецкими). А в 2009 году благодаря М.В. Плетнёву возобновилась история исполнения в России единственной оратории Бетховена «Христос на Масличной горе» (впервые в нашей стране она прозвучала в Петербурге в 1813 году и затем неоднократно включалась в программы концертов Филармонического общества и Русского музыкального общества).

Окончание советской эпохи и начало совершенно иного периода в истории нашей страны вызвало своеобразный кризис в восприятии творчества Бетховена, а вместе с тем побудило многих музыкантов к поискам его нового прочтения и восприятия. С одной стороны, прежний образ Бетховена как выразителя идей Французской революции, вдохновителя народных масс и громогласного проповедника «вечных истин» вызывал у молодого поколения отторжение, скуку или иронию. С другой стороны, этот образ никоим образом не исчерпывал и даже не объяснял сколько-нибудь убедительно сути бетховенского искусства – безусловно великого и ознаменовавшего мощнейший художественный прорыв, последствия которого сказывались на развитии всей мировой музыки еще очень долго. А многим музыкантам и любителям музыки его личность и творчество были близки и дороги вне зависимости от каких-либо навязанных идеологем. Тем не менее, парадоксальным образом даже сугубо инструментальная музыка Бетховена никогда не была в полной мере «чистой», то есть свободной от внемузыкальных смыслов, от поэтического слова, от языка своей эпохи, от подразумеваемой риторики и символики, от связи с контекстом и традицией, даже если композитор полемизировал и с современниками, и с предшественниками.

Новый взгляд на Бетховена складывался с конца 1980-х годов как в музыковедении, так и в исполнительском искусстве под знаком историзма и под девизом ad fontes – «к источникам». Ю.Н. Холопов в своих лекциях и опубликованных трудах использовал для анализа произведений Бетховена инструменты, почерпнутые у теоретиков, непосредственно исходивших из классической традиции, А.Б. Маркса (ранние статьи которого Бетховен читал в 1824–1826 годах) и Х. Римана. Мне довелось изучить под руководством Ю.Н. Холопова целый пласт теоретических трактатов предшественников и современников композитора, что позволило восстановить глубокие связи Бетховена с музыкальным мышлением XVIII века (это никоим образом не умаляло смелого новаторства его сочинений). Издание на русском языке всех выявленных к настоящему времени писем Бетховена, начатое в 1970 году Н.Л. Фишманом, увенчалось выходом в свет в 2011–2016 годах четырехтомного издания под моей редакцией. Теперь каждый читатель может составить себе достаточно полное представление о личности композитора из первых уст, а не в чьих-то цитатах и пересказах. К сожалению, среди молодых музыковедов Московской консерватории бетховенистика особого энтузиазма не вызывает, и на протяжении многих лет притока свежих сил в этой трудной области не наблюдается.

Зато в сфере исполнительства можно говорить даже о своеобразном «буме» интереса к Бетховену. При этом образ Бетховена оказывается множественным и не сводимым к единому знаменателю. Для кого-то он остается вершиной классического стиля, золотым стандартом, не подверженным коррозии во времени и пространстве (цикл из всех пяти фортепианных концертов, сыгранных и записанных в 2019 году на диски М.С. Воскресенским). А для других музыкантов Бетховен – неотъемлемая часть живого исторического процесса, знаток И.С. Баха и Генделя, поклонник К.Ф.Э. Баха, дерзкий, но любящий ученик Моцарта и Гайдна, воинственный соперник Крамера, Вёльфля и Штейбельта, старший собрат романтиков.

Таков (и не только таков) Бетховен, представленный в интерпретациях А.Б. Любимова и его коллег и учеников с ФИСИИ. Важной вехой стало издание в начале 2020 года комплекта дисков со всеми фортепианными сонатами, исполненными на копиях исторических инструментов А.Б. Любимовым и его единомышленниками. Возвращение музыки Бетховена в родную ей тембровую сферу не означает ее музеефикацию – напротив, оно выявляет всю эстремальность бетховенского стиля и то предельное напряжение, которое всегда ощущается между творческим гением композитора и материальной субстанцией старинных пианофорте.

Год Бетховена продолжается. Несмотря на ограничения, связанные с до сих пор бушующей пандемией, еще предстоят концерты, трансляции, записи, конференции, публикации. Как всегда, в годины тяжелых испытаний Бетховен оказывается актуален.

Профессор Л.В. Кириллина

Фото Дениса Рылова

Возвращение в забытый звуковой мир

Авторы :

№6 (1371), сентябрь 2020

В год 250-летия со дня рождения Бетховена под эгидой Московской консерватории было выпущено полное аудиособрание фортепианных сонат великого музыканта, исполненных профессором А.Б. Любимовым и его учениками на копиях венских исторических инструментов времени жизни композитора. В собрании девять дисков, их сопровождает буклет с развернутыми комментариями о проекте в целом, о бетховенских сонатах и об исполнителях (с буклетом можно ознакомиться отдельно на сайте Консерватории).

Подобная запись в России была осуществлена впервые. Хотя 30 лет назад аналогичное собрание всех сонат в Консерватории уже выпустила профессор Т.П. Николаева, однако новый проект уникален именно своим тщательно проработанным «исторически информированным» подходом к исполнению. В этот раз помимо 32-х венских сонат в собрание вошли еще и семь детских и юношеских произведений композитора в этом жанре, называемых обычно сонатинами.

Для создания необходимого звукового облика необходимо было подобрать подходящие инструменты. Три года назад в Консерватории силами ФИСИИ уже была предпринята попытка исполнить сонаты Бетховена на исторических инструментах, но при игре звуку не хватало целостности, он был эклектичным. В связи с этим, по словам А.Б. Любимова, было решено сделать записи на копиях инструментов, созданных одним мастером. Им стал Пол Макналти, фортепианный мастер и реставратор, с которым Алексей Борисович сотрудничает не первый год, и чей профессионализм известен музыкантам всего мира.

3 марта этого года по торжественному случаю презентации уникального издания состоялась пресс-конференция, на которой присутствовали почти все причастные к его созданию. Среди спикеров – ректор Московской консерватории, профессор А.С. Соколов, при поддержке которого осуществлялся проект; автор идеи и исполнитель профессор А.Б. Любимов; автор статьи и комментариев в буклете, крупнейший исследователь творчества Бетховена, профессор Л.В. Кириллина; а также продюсер проекта Е.Н. Платонов, который импровизированно стал ведущим на пресс-конференции.

Первым выступил А.С. Соколов: он выразил благодарность участникам проекта, создавших, по его мнению, настоящий шедевр. Оратор особо отметил новую область творчества, которую развивает факультет исторического и современного исполнительского искусства, чья деятельность распространяется далеко за пределы Консерватории.

А.Б. Любимов специально остановился на выдающемся мастерстве Пола Макналти, особо подчеркнув его ценные достижения. «Его инструменты – полноценные реплики, способные отразить в своем звучании всю палитру бетховенского гения», – отметил пианист. Была отмечена и роль звукорежиссера проекта Михаила Спасского.

Л.В. Кириллина в своем выступлении мысленно обратилась к 1980 году, когда состоялся концерт Любимова в Малом зале Консерватории: «Я словно вернулась домой, в давно забытый звуковой мир… Бетховен выбивается из ряда композиторов конца XVIII века. Его музыку нужно играть на этих инструментах, чтобы понять, насколько стиль Бетховена выходит за рамки его времени».

«Дух Бетховена вел проект», – такое наблюдение родилось у Е.Н. Платонова. Действительно, он везде встречал поддержку, как в России, так и за рубежом, собрав большое количество заинтересованных людей. Записи проходили с мая по сентябрь 2019 года не только в Москве (на производственно-технической базе Киноконцерна «Мосфильм»), но также в Зале Филармонии в Брно (Чехия) и Концертном зале Института имени Ф. Шопена в Варшаве (Польша).

Исполнители отметили особенную заботу и внимание в процессе записи, благодаря которым каждый чувствовал себя комфортно. В проекте кроме профессора А.Б. Любимова участвовали его ученики и коллеги с опытом игры на разных инструментах: Ю. Мартынов, А. Зуев, А. Коренев, О. Мартынова, Е. Миллер, О. Пашенко. Все они внесли неповторимые черты в музыкальный текст и исполнение, открыв множество неслыханных ранее подробностей.

проф. Ю.В. Мартынов

На встрече с прессой не обошлось без звуков музыки. Присутствующие смогли в полной мере оценить вживую и погрузиться в особенное звучание копии хаммерклавира Вальтера и тангентенклавира: Алексей Любимов исполнил первую часть Сонаты №8, оp. 13, Ольга Мартынова – медленную часть Сонаты №15, op. 28 и финал Сонаты №9, op. 14 №1, а Юрий Мартынов – «Легкую сонату» (WoO 51) и Восемь вариаций на тему Tandeln und scherzen из оперы Soliman Зюсмайера (WoO 76). В завершении был показан небольшой фильм о «закулисье» – процессе записи сонат.

Без сомнения, этот уникальный проект найдет отклик у слушателей и в особенности у любителей исторического исполнения. Очевидно, авторы ориентировались также на привычные, устоявшиеся формы воспроизведения записей, а именно – CD-диски, для которых в современных компьютерах все чаще не остается входов. И, что особенно актуально в современных реалиях, было бы интересно увидеть развитие этого проекта в цифровой среде на официальных музыкальных интернет-площадках.

Жанна Савицкая, студентка ИТФ

Фото Дениса Рылова

Добро пожаловать, молодые таланты!

№6 (1371), сентябрь 2020

За те годы, что историко-теоретический и композиторский факультеты проводят Всероссийский конкурс имени Ю.Н. Холопова по теории, истории музыки и композиции, он приобрел необходимую известность и свою сложившуюся неплохую историю. Более того, даже стимулировал рождение аналогичных состязаний в других учебных заведениях. Однако в этом году прошедший XIV Конкурс обогатился новым опытом проведения в условиях карантина.

Перед конкурсом всегда прежде всего стояла цель поиска талантливых молодых музыкантов, которые могли бы пополнить ряды студентов наших факультетов. За это время многие участники и лауреаты конкурса не только отучились в Московской консерватории и успешно трудятся в профессии, но и закончили аспирантуру, написали, а порой и защитили диссертации. Некоторые даже преподают в столичных вузах: Юлия Москвина в Московской консерватории, Светлана Пасынкова в Хоровой академии имени В.С. Попова и другие.

Важнейшей задачей конкурса было и установление контактов с музыкальными средними учебными заведениями разных регионов нашей огромной страны. Многие педагоги приезжали со своими воспитанниками, присутствовали на всех мероприятиях. У нас установились прочные связи с колледжами Тольятти и Камчатки, Оренбурга и Йошкар-Олы. Среди участников конкурса всегда есть «ветераны», те, кто заранее готовятся к старту поступления и приезжают к нам не раз, еще обучаясь на младших курсах колледжа.

Проведение XIV Конкурса имени Ю.Н. Холопова в 2020 году было спланировано еще до карантина: были разосланы задания письменных работ первого тура, объявлены условия и сроки проведения второго тура, который должен был пройти в мае. Когда пандемия изменила течение нашей жизни, стало ясно, что не удастся провести второй тур в привычном формате. Не случится прямого общения в стенах Консерватории, тех мастер-классов, коллективных консультаций и обсуждений, которые обычно проходили в рамках Конкурса. Не будет и посещений участниками концертов и музеев, как и самого «воздуха Московской консерватории». Но у нас не было ни малейшего сомнения, что конкурс состоится и будет сделано все, чтобы создать характерную для него атмосферу профессиональной поддержки, открытости и дружелюбия.

Теперь и второй тур проходил дистанционно. Участники получали задания по электронной почте и выполняли их за определенный промежуток времени. Затем, происходил диалог по установленной связи с членами жюри в свободном режиме, шло обсуждение вопросов, связанных и с работой конкурсантов в первом и втором туре, и с их дальнейшими планами и индивидуальными достижениями.

Некоторые конкурсанты приняли участие в нескольких номинациях и успешно продемонстрировали свои навыки. Места разделились следующим образом. В номинации «история музыки» I премия не присуждалась; лауреатами II премии стали Анастасия Немцова (Москва) и Анна Коломоец (Оренбург); III премию разделили Полина Зорина (Екатеринбург) и Екатерина Павленко (Оренбург). В номинация «теория музыки» I премия была присуждена Арине Салтыковой (Москва); еще раз отличилась Анастасия Немцова (Москва), получившая II премию; III премией жюри отметило Виталия Захарова (Москва) и Никиту Сбитнева (Казань). Участие последнего также было отмечено победой в номинации «композиция», где он открыл список лауреатов (II премия). Еще одна II премия в этой номинации также присуждена Лукасу Сухареву (Сыктывкар), а лауреатами III премии стали Олег Давыдов (Липецк) и Кристина Янова (Москва). За участие в Конкурсе во всех номинациях были вручены почетные грамоты.

Сейчас, когда уже известны результаты вступительных экзаменов, мы с радостью видим в списках студентов первого курса участников Конкурса. Именно они, как правило, составляют ядро нового потока. Целеустремленные, упорные, они безраздельно посвящают себя профессии и хорошо понимают ее трудности и богатые творческие возможности. Студентами историко-теоретического факультета стали: А. Салтыкова, А. Немцова, П. Москвителева, П. Зорина и В. Захаров, а композиторского – К. Янова и О. Давыдов.

Благодарим всех педагогов, работавших на Конкурсе в непривычных, трудных условиях. Поздравляем всех участников и лауреатов XIV Всероссийского конкурса имени Ю.Н. Холопова, а новых первокурсников приветствуем: добро пожаловать в Московскую консерваторию!

Профессор И.В. Коженова, доцент Я.А. Кабалевская

Шопениана

Авторы :

№6 (1371), сентябрь 2020

В рамках проекта «Московская консерватория онлайн» 24 апреля состоялась трансляция сольного концерта заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории Андрея Александровича Писарева.

На сегодняшний день Андрей Писарев – один из наиболее известных российских музыкантов. Он успешно сочетает концертную и педагогическую деятельность, его выступления в стенах Московской консерватории проходят с завидной регулярностью (только за прошлый год можно привести его концерт в Малом зале и два выступления в Большом).

Программа транслируемого фортепианного вечера полностью состояла из произведений Шопена (Соната h-moll, три Экспромта, Фантазия-экспромт, Ноктюрн Es-dur, Колыбельная, Прелюдия op. 45). И такие программы, известные как «Шопениана», уже давно можно назвать частью мировой исполнительской традиции, достаточно вспомнить знаменитые выступления в Большом зале Артура Рубинштейна в 1964-м или Святослава Рихтера в 1977-м годах.

Когда пианист вышел на сцену, он объявил публике о трагическом, совершенно не предполагаемом ранее посвящении: 26 февраля ушел из жизни профессор Сергей Леонидович Доренский. Пианист возложил к портрету своего любимого учителя цветы и призвал публику почтить его память.

Шопен в исполнении Андрея Писарева предстал сосредоточенным, мужественным и цельным, полностью погруженным в себя. Исполнитель был несколько отстраненным, он все держал под контролем и настойчиво вел слушателя от начала произведения к его кульминации. Чувства от игры пианиста можно было бы сравнить с ощущением, как будто идешь по тесной и глубокой колее и не смотришь по сторонам, но только вперед. Хотелось, чтобы артист чувствовал себя на сцене несколько более свободно – это бы никак не расшатало музыкальный образ! Но лирика, которой, по словам пианиста, так дорожил С.Л. Доренский, не живет в жестком «корсете» отстраненности. Она требует от исполнителя сердечной теплоты и щедрости, просит его непременно идти на контакт со слушателем.

В этом отношении интересно сравнить манеру игры профессора А.А. Писарева и его учителя. Доренский, как известно, был выдающимся исполнителем, его прочтение классики, в частности, Шопена, мало кого могло оставить равнодушным: глубина, естественность и нежность, свобода и уверенность, чуткость и любовь – так можно было бы описать его игру. Искренне верю, что не потеряв свою индивидуальность, Андрей Писарев взрастит в себе лучшие исполнительские черты своего наставника и подарит нам еще много замечательных встреч с миром фортепианной музыки!

Валерия Лосевичева, студентка ИТФ

Симфоническая фантазия

Авторы :

№6 (1371), сентябрь 2020

Конец марта 2020 года. В Московской консерватории объявлены внеплановые каникулы, а это означало, что все студенты и педагоги нашего музыкального университета вынуждены прекратить уроки. Временно прервались и индивидуальные занятия по органу я была крайне расстроена столь неожиданной новостью. Однако не все оказалось настолько печально, ведь благодаря возникшему проекту «Московская консерватория онлайн» появилась уникальная возможность слушать концерты, не выходя из дома. Одним из наиболее знаменательных событий в рамках этого фестиваля стал первый онлайн-вечер органной музыки в исполнении Константина Волостнова, прошедший 23 марта.

Концерт включал в себя традиционный репертуар органиста, но с одной особенностью: фигурировал только жанр фантазии. Перед исполнением каждой пьесы ведущая программу Самира Латып весьма доступно и увлекательно рассказывала небольшие факты из жизни того или иного композитора. Поэтому в целом могло сложиться впечатление скорее домашнего органного спектакля, нежели концерта в традиционном понимании. На протяжении всего музыкального вечера публика имела возможность наблюдать и восхищаться виртуозным владением инструментом маэстро, а расторопные ассистентки аккуратно помогали исполнителю.

Жанр фантазии предстал у каждого композитора в различном преломлении. Прозвучали две барочные фантазии Баха («Приди, Святой Дух, Господь Бог» BWV 651 и «Грядет язычников Спаситель» BWV 659) и Фантазия в манере «Эхо» Я. Свелинка (SwWV 275). Две романтические: Фантазия ля мажор С. Франка и Фантазия и фуга Ф. Листа на тему хорала «К нам, к спасительным волнам» из оперы Дж. Мейербера «Пророк» (S 259). Особняком стояла «русская» Фантазия соль мажор А.К. Глазунова (ор.110).

Идея программы концерта связана с историей инструмента. В середине XIX столетия, в пору победоносного шествия симфонического оркестра по Европе, выдающийся французский органостроитель Аристид Ковайе-Коль создал уникальный тип органа – большой симфонический. Как известно, в позапрошлом веке значительное число инструментов, создававшихся в Германии, Франции и Англии, стало заимствовать оркестровые принципы, однако лишь французу Ковайе-Колю удалось воссоздать идеал оркестрового звучания в органостроении. Именно благодаря ему этот инструмент стал обладать звучанием, полным гибкости, экспрессии, красочности, проникновенности и естественности.

Изобретения и технические усовершенствования французского органостроителя в дальнейшем способствовали созданию образа современного большого концертного органа. Он словно создан для того, чтобы воплощать замыслы композиторов-романтиков, отраженные в свободных и развернутых музыкальных формах. Особенно заметно выделяется жанр фантазии, который и встречался у всех вышеупомянутых авторов. Однако весьма интересно было проследить его характер у каждого композитора.

Так, Фантазия Глазунова, по словам ведущей, «представляет собой редкий в органной музыке русский религиозный эпос». В последние годы жизни композитор открывает для себя новый тип французского органа. Само произведение чистое и возвышенное, при этом не лишенное колористичности, а жанр развернутой фантазии позволяет использовать многие возможности инструмента. По сути это своего рода русский реквием Глазунова, так как именно данная фантазия была его последним сочинением.

Фантазию в манере «Эхо» Яна Свелинка, я когда-то исполняла сама на одном из концертов в Малом зале Московской консерватории, и мне было любопытно послушать интерпретацию данного сочинения. Исполнение Константина Волостнова полностью осуществило именно оркестровое звучание, благодаря задействованию педали. Также сохранился и более красочно был изображен тот самый эффект «эха». Сочинение как нельзя точно демонстрирует тонкость и изысканность вкуса своего создателя, самого крупного из органных мастеров Голландии.

В завершении вечера прозвучало культовое произведение органного репертуара, а именно Фантазия и фуга Ф. Листа на тему хорала «К нам, к спасительным волнам» из оперы Дж. Мейербера «Пророк». Она всегда получала исключительно восторженные эпитеты как со стороны публики, так и критиков, в отличие от самой оперы. Здесь воплотилось все, что заложено в выдающейся симфонической композиции, созданной гением: совершенство формы, яркость тематизма, оригинальность композиторских приемов, виртуозное использование инструмента, глубина и многомерность образов. Само произведение подобно романтическому роману, повествующему о многогранной жизни героя. Оно делится условно на три части: первый, вступительный раздел, с главной темой в суровом звучании, второй исполнен действия и развития, третий – мир грез и любви героя, четвертый – схватка героя со зловещими силами и его победа, «озаренная лучами божественного света». По отношению к некоторым частям органного полотна невольно возникают ассоциации с другими произведениями Листа: так, общее настроение, да и сам образ третьей части отсылает к циклу ноктюрнов «Грезы любви», а именно к третьему из них; образ героя, борющегося со злодеями, воссоздает аллюзию на небезызвестную симфонию Бетховена, но на этот раз со счастливым финалом.

У меня, как и у многих слушателей в тот вечер, была прекрасная возможность в рамках дистанционного органного концерта насладиться полным, оркестровым звучанием органа Кавайе-Коля в Большом зале консерватории – одного из величайших инструментов в мире.

Наталья Григорьева, студентка ИТФ

В Москве дают бал!

№6 (1371), сентябрь 2020

В репортаже на канале ТВЦ корреспондент Ольга Стрельцова объявила: «В Москве дают бал! Московская консерватория решила напомнить о своих традиционных весенних встречах…» И действительно, организаторы «праздника молодости и фантазии» (так называют консерваторские балы) вновь удивили своих участников: 30 мая, несмотря на ограничительные меры, в Московской консерватории прошел День бала.

Восьмой бал прошел проверку на прочность

Весенний бал – одно из самых долгожданных событий не только для студентов Консерватории, но и для наших друзей – творческой молодежи столицы. Ежегодно в парадном фойе Большого зала консерваторцы принимают студентов АМУ при МГК, РАМ им. Гнесиных, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, Института военных дирижеров, Академии Следственного Комитета РФ и других вузов.

Традиционный весенний прием в этом году прошел в дистанционном формате и был открыт видео-приветствиями Бального комитета. К зрителям трансляции обратились ректор Московской консерватории, профессор А.С. Соколов, доцент Я.А. Кабалевская (музыкальный продюсер бала), Р.В. Остриков (основатель бала, представитель компании Yamaha Music) и М.Г. Глазкова (председатель студенческого профкома, руководитель рабочей группы). Все выступления объединяла мысль о том, что 8 лет назад Весенний бал создавался с целью увеличить круг дружеского общения, и сегодня в онлайн-формате он расширился как никогда ранее – зрителями трансляции стали более тысячи двухсот человек. Ректор А.С. Соколов в своем выступлении отметил: «В этом году молодая студенческая традиция прошла проверку на прочность…»

Над созданием контента для проведения трансляции студенческий профком трудился совместно с доцентом Я.А. Кабалевской (подобная совместная работа уже подарила нашему студенчеству много интересных проектов, некоторые из которых были воплощены в период вынужденной паузы). Неоценимую помощь при монтаже оказали редактор сайта консерватории И.С. Старостин и отдел телевидения МГК.

В рамках трансляции более сорока участников разных лет выступили и рассказали о самых ярких моментах в истории Весенних балов. Воспоминаниями можно было поделиться и в социальных сетях – в течение дня студенты, выпускники и гости консерватории публиковали памятные фотографии с прошедших мероприятий. Рассказчиками выступили не только студенты и выпускники консерватории, но также воспитанники музыкального училища при МГК и Академии Следственного комитета РФ. Участников было много, но благодаря слаженной работе студенческого актива все материалы были получены и смонтированы в срок. В роли координаторов между участниками выступили Екатерина Карпова и Ева Таргоний.

В программу Дня бала также вошла видеолекция профессора кафедры истории русской музыки И.В. Степановой – автора книги «Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн», одна из глав которой повествует об истории балов в России. Дневная трансляция, зрителями которой стали более четырехсот человек, завершилась студенческим танцевальным флешмобом, в котором приняли участие самые смелые и активные консерваторцы. Особенно запомнились выступления Дарьи и Александра Земячковских, Полины Букиной и Ильи Лапшова, Анны Рудаковой, Жанны Савицкой, Ирины Фёдоровой и Татьяны Юрьевой.

Зрители отмечали оригинальность и разнообразие танцевальной программы. Выступая в парах и сольно, участники исполнили танцы как из исторической, так и латино-американской части консерваторских балов, постановку которых в разное время осуществляла выпускница консерватории Ольга Шальнева. Вечером, в завершении праздничной программы, вниманию многочисленной публики были представлены фрагменты балов «В палитре Ван Гога…» и «Ночь в Мадриде», где в вихре вальсов, полонезов и мазурок под музыку в исполнении оркестра танцевали студенты и гости Московской консерватории.

После завершения Дня бала всем участникам были вручены памятные подарки от Московской консерватории и многолетних партнеров Весеннего бала – компании Yamaha Music и компании Nestlé, а также новых партнеров проекта – Издательского дома «Коммерсантъ» и Дома моды HENDERSON. Неоценимую помощь во взаимодействии с партнерами Бала каждый год оказывает проректор по концертной работе В.А. Катков.

Для всех зрителей трансляции День бала стал возможностью проникнуться атмосферой консерваторского праздника молодости и фантазии, погрузиться в мир музыки и танца, отвлечься от карантинных проблем. От лица Бального комитета еще раз поздравляю и благодарю всех участников за проделанную работу во благо сохранения традиций студенчества Московской консерватории!

Марта Глазкова, председатель студенческого профкома

Дистанционный праздник

19 мая 2020 года в Московской консерватории должен был состояться VIII Весенний бал. Каждый год создается группа в соцсетях, где публикуется вся актуальная информация о подаче заявок в качестве дебютанта или участника, а также публикуются посты о традиционном дресс-коде бала – black tie для дам и джентльменов. И вот, срок приема заявок завершается, и все участники с нетерпением пролистывают ленту в поиске актуальной информации о расписании первых танцевальных занятий. Но, увы, сложившиеся обстоятельства, связанные с разбушевавшейся этой весной пандемией коронавируса, сказались в дальнейшем не только на учебной составляющей консерваторcкой жизни, но и культурной жизни всей столицы. Казалось бы, все пропало, и остается только ждать будущего года, чтобы подать заявку на следующий Весенний бал. Однако не все было потеряно, как казалось на первый взгляд.

Постепенное освоение дистанционного цифрового пространства не обошло стороной ни одно учебное заведение страны, в том числе и консерваторию. Учебный процесс идет своим чередом, как будто и не было никакой эпидемии. И тут активным и деятельным членам студенческого профкома приходит неожиданная и потрясающая идея проведения виртуального Дня бала, чтобы не расстраивать тех ребят, кто не смог в этом году попасть и окунуться вживую в головокружительный мир танца. И даже тех, кто не успел подать заявку: абсолютно все желающие получили возможность 30 мая подключиться к онлайн-трансляции Дня бала Московской консерватории! О самых ярких моментах этого события и пойдет речь.

Первая часть бального дня проходила в формате лекции. Сначала прозвучали приветствия: ректора, проф. А.С. Соколова, основателей «Весеннего бала» Р.В. Острикова и доц. Я.А. Кабалевской, руководителя рабочей группы М.Г. Глазковой. А завершила эту часть видео-лекция профессора кафедры истории русской музыки И.В. Степановой об истории балов в России, от которой у меня остались только положительные впечатления.

В весьма сжатом формате Ирина Владимировна не только изложила эволюционное преображение и историю бытования бала на протяжении XIX–XX веков, но и провела множественные параллели описания бала с многочисленными произведениями Золотого («Евгений Онегин» Пушкина, «Война и мир» Толстого) и Серебряного («Мастер и Маргарита» Булгакова) веков русской литературы. Также весьма любопытным был, на мой взгляд, сюжет о том, что среди видных композиторов XIX столетия А.С. Даргомыжский был учредителем бала, то есть тем, кто устанавливает программу бала и задает фигуры определенного танца, и одну из таких слишком сложных фигур не смог одолеть М.И. Глинка… В общем, слушатели узнали еще множество интересных фактов о культуре бала в максимально увлекательном и познавательном формате видео-лекции.

Далее последовала вторая часть, которая была кульминацией бального онлайн-дня: это была трансляция видеороликов с записью воспоминаний об участии в прошлых балах и, собственно, самих танцев. Все ребята, преимущественно студенты Московской консерватории, с большим теплом и трепетом вспоминали свои ощущения и эмоции, рассказывали о том, как они встретили новых друзей на вечерних репетициях, как осваивали новые танцы, и конечно же благодарили танцмейстеров и организаторов бала за такой прекрасный ежегодный праздник. Данная часть носила и поощрительный характер: позднее в этот же день все выступившие ребята получили памятные призы за участие в конкурсе по трем номинациям: Видеоконкурс «Бал Московской консерватории»; Дистанционный танцевальный флешмоб; Фотогалерея «Вспоминая балы Московской консерватории».

И, наконец, заключительная часть состояла из видео-фрагментов двух прошедших Весенних балов: «Звездная ночь» (VI Бал), посвященный 165-летию известнейшего художника-импрессиониста Винсента Ван Гога, и «Ночь в Мадриде» (VII Бал), посвященный испанской тематике. В последнем из них я принимала участие в качестве дебютантки, и это было непередаваемое ощущение, словно попадаешь в горячую и пылкую танцевальную сказку: свет ярких софитов, громкий шелест пышных платьев, чеканный ритм каблуков, разлив прекрасной классической музыки и звон бокалов шампанского – все это до сих пор отдается в моей голове… Как было и во время показа видеофрагментов бала!

Безусловно, виртуальный бал никогда не сможет заменить «очный» танцевальный вечер. И я, и многие другие ценители подобных событий с нетерпением ждем следующего, IX Весеннего бала в стенах Alma mater, когда мы все сможем, наконец, оказаться в том самом историческом зале с колоннами в самом центре столицы. И будет играть симфонический оркестр, дамы вновь облачатся в пышные платья, а их кавалеры – в мундиры. И это случится не в исторической повести, а на открытии следующего Весеннего бала Московской консерватории!

Наталья Григорьева, студентка ИТФ