Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

«Плывёт наш город белым кораблём…»

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Памятник затопленным кораблям
13 июля на сцене Севастопольского центра культуры и искусств состоялся концертоткрытие Первой молодежной музыкально-образовательной программы Московской консерватории в Крыму. В рамках концертного цикла «Молодые звезды Московской консерватории» перед севастопольской публикой выступили яркие исполнительские силы МГК. Символично, что отправной точкой проекта стал юбилейный год 155-летия Консерватории.

Консерватория славится бережным отношением к своим многолетним традициям. Вот уже более полувека в МГК существует практика проведения летних выездных студенческих лагерей, которые дарят незабываемые эмоции, позволяют студенческому коллективу сдружиться не только на годы учебы, но, зачастую, на всю жизнь. В 60-е годы это был лагерь в Пицунде, о котором, например, тепло вспоминают нынешние профессора, отдыхавшие там в студенческие годы. Вот уже 40 лет как консерваторцы стали постоянными гостями на калининградской земле: в курортном городке Светлогорск (до 1947 г. немецкий город Раушен) ежегодно проходил летний спортивно-оздоровительный лагерь, памятный многим поколениям студентов и педагогов.

Лагерь в Светлогорске был поистине местом притяжения. Здесь студенты не только принимали активное участие в спортивной программе (играли в футбол, волейбол, бадминтон, большой и настольный теннис; занимались плаванием), но и организовывали концерты в Органном зале и Музыкальной школе им. А. Гречанинова, и даже устраивали целые хоровые флешмобы. Проводились экскурсии на Куршскую косу – уникальный природный заповедник из списка ЮНЕСКО, а также в Калининград, Балтийск и Зеленоградск. Веселые светлогорские капустники пользовались огромным успехом у гостей санатория «Балтика», где традиционно останавливалась консерваторская делегация, особенно у иностранцев. Не одна семейная консерваторская пара создалась в этих поездках. Живая творческая атмосфера консерваторского лагеря нашла свое отражение в газете «Российский музыкант» (см. РМ, 2004, №5).

Экскурсия по Севастополю

Пандемия коронавируса внесла коррективы во все направления консерваторской жизни и в марте администрация Консерватории с огромным сожалением узнала, что в этом году Светлогорск не сможет принять нашу делегацию. Получив совет ректора «не отчаиваться и искать варианты», творческая команда сотрудников и студентов МГК под руководством проректора В.А. Каткова провела большую подготовительную работу и остановилась на Севастополе. Город-герой показался консерваторцам очень близким по творческой атмосфере, энергетике, по своей искренней любви к традициям и глубокому поклонению памяти о его исторических подвигах и выдающихся жителях.

Действительно, в истории Севастополя и Московской консерватории есть много интересных точек соприкосновения. Так, автором музыки гимна «Легендарный Севастополь» является Вано Мурадели, воспитанник нашей Консерватории. Один из лучших драматических театров Севастополя назван именем наркома просвещения А.В. Луначарского, сыгравшего в истории Московской консерватории заметную роль. Великий русский певец Леонид Собинов, часто выступавший в Большом зале и живший рядом с Консерваторией, заведовал в Севастополе отделом народных искусств и даже предлагал создать Севастопольскую консерваторию. Наш выпускник композитор Е. Крылатов в творческом тандеме с поэтом И. Резником создали вдохновенную «Песню о Севастополе», в которой образ города предстал и в лирическом, и в патриотическом облике: «И над Россией, над всей Россией, плывёт наш город белым кораблём…»

В год 155-летия в Alma Mater возникла идея провести в Севастополе не просто оздоровительный лагерь, но включить спортивные мероприятия в масштабную культурно-просветительскую программу. В нее вошли концерт «Молодые звезды Московской консерватории» в Севастопольском центре культуры и искусств и серия мастер-классов педагогов МГК в Севастопольской музыкальной школе №1 им. Н.А. Римского-Корсакова. С учащимися четырех музыкальных школ Севастополя работали доц. Е.В. Семёнова (скрипка), доц. Я.А. Кабалевская (дисциплина «Слушание музыки»), преп. Ю.С. Куприянова (фортепиано), М.Г. Глазкова (практикум «Детское хоровое творчество»).

Концерт-открытие Первой молодежной музыкально-образовательной программы Московской консерватории в Крыму

Концерт педагогов и студентов МГК стал настоящей «точкой золотого сечения» севастопольской поездки. В программе выступил преподаватель кафедры духовых инструментов Н.Л. Агеев (саксофон), искрометно исполнивший «Этюд в манере свинга» Гершвина и страстное танго из сюиты «Испания» Альбениса. Его студент А. Шипунов (кларнет) виртуозно и с блеском преподнес слушателям Фантазию на темы из оперы «Травиата» Верди в переложении Ловрельо. В исполнении Е.В. Семёновой на скрипкелегендарного итальянского мастера Франческо Руджери в сопровождении Ю. Куприяновой вдохновенно прозвучали «Лунный свет» Дебюсси и Прелюдия и Аллегро в стиле Пуньяни в обработке Крейслера, вызвавшие восторженные овации публики. Ансамбль в составе Н. Ждановой (альт), Е. Беляевой (виолончель) и И. Тагиевой (ф-но) с огромным успехом исполнили Фортепианное трио №4 Бетховена. Выпускница этого года Е. Карпова (ф-но) блестяще завершила концерт Фантазией из «Жар-птицы» Стравинского. Трогательным моментом вечера стал выход на сцену юных учеников, посещавших мастер-классы, чтобы поздравить своих педагогов цветами и рисунками.

Насыщенная просветительская программа дополнялась блестяще организованной экскурсионной. Консерваторская делегация посетила уникальные археологические раскопки древнего Херсонеса Таврического, единственного античного полиса Северного Причерноморья; проплыла на катере по Севастопольской бухте, где расположена база Военно-морского флота и высится памятник затопленным кораблям; поклонилась святыням в Инкерманском Свято-Климентовском пещерном монастыре; полюбовалась красотами Бахчисарая и знаменитых лавандовых полей.

От всей души благодарим за неоценимую помощь в организации всего мероприятия продюсера В. Дедюхина, директора туристического агентства «ИнвестТур» Н. Коломину, дирекцию Севастопольского центра культуры и искусств, администрацию Севастопольской музыкальной школы №1 им. Н.А. Римского-Корсакова и лично директора Т.А. Ким. И, конечно, во многом благодаря студенческому профкому и его руководителю А. Шумековой, в большом творческом коллективе удалось создать доброжелательную сплоченную атмосферу.

Мастер-класс Марты Глазковой

Концерту предшествовала пресс-конференция, в ходе которой глава Управления культуры Севастополя И.В. Романец выразила надежду, что сотрудничество культурных учреждений Севастополя и Московской консерватории будет продолжено. А на следующий день после концерта состоялся «круглый стол» с руководством ЦСКИ, Севастопольской музыкальной школы и художественным руководителем Севастопольского симфонического оркестра В.Н. Кимом, рассказавшем консерваторцам о насущных проблемах: недостаточной профессиональной подготовке в Севастополе солистов оркестра, особенно духовой группы, сложностях подготовки концертных программ с большим составом оркестра.

В ходе переговоров были достигнуты договоренности о проведении консерваторской музыкально-образовательной программы в следующем сезоне. Была выдвинута инициатива заключить Соглашение о сотрудничестве между Московской консерваторией и ЦСКИ, которую поддержал ректор Консерватории, проф. А.С. Соколов. Надеемся, что новую традицию ждет прекрасное будущее, ведь, по словам ректора, «развитие региональных концертных программ и популяризация отечественной музыкальной культуры в молодежной среде в настоящее время стоят в приоритете просветительской деятельности вуза».

Доцент Я.А. Кабалевская, исп. директор Молодежной музыкально-образовательной программы МГК в Крыму

Уникальная творческая жизнь

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Народная артистка России, кавалер Ордена Дружбы, ветеран Великой Отечественной войны, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Юлия Андреевна Туркина 2 сентября 2021 года отметила 100-Й ДЕНЬ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ!

Вся жизнью Юлии Андреевны – непрерывный труд и радость творчества с постоянным crescendo. И сейчас, она пишет книгу, обобщая свой огромный опыт музыканта, отмеченный в Книге рекордов Гиннесса. Более 6000 концертов, 5 дисков-гигантов в золотом фонде Всесоюзного Радио и Телевидения. Непрерывный творческий стаж с 30-х годов прошлого века, а в 90 лет – сольный концерт в Рахманиновском зале. «Жизнерадостное искусство», «Подарок Москве», «Блестящая запись, блестящее исполнение» – так отзывалась пресса на двухрояльный ансамбль сестер Галины и Юлии Туркиных. «В годы Великой Отечественной войны уверенность в победе давала мне силы», – говорит Юлия Андреевна. Как близко это пушкинскому «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»!

Дорогая Юлия Андреевна, примите наше поздравление, гордимся быть Вашими современниками. Многие Вам Лета на радость всем поклонникам Вашего таланта!

Друзья и коллеги Московской консерватории. Фото Дениса Рылова

«Если не лениться, а думать и решать – многое можно постичь…»

Авторы :

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Для всех, кто связан с отечественной органной культурой, имя Натальи Владимировны Малиной – настоящая легенда. Без преувеличения можно сказать, что деятельность этого человека определила органную судьбу не только Московской консерватории, но и всей нашей страны.

Став ученицей Леонида Исаковича Ройзмана в 1965 году, Наталья Владимировна вошла в Московскую консерваторию и органный мир человеком ярким, талантливым и многогранным. Помимо беспрецедентного служения в качестве органного мастера и хранителя всех консерваторских органов, она никогда не прекращала своей педагогической, исполнительской и просветительской деятельности.

Хочется отдельно отметить вклад Натальи Владимировны в популяризацию российского органного искусства. В качестве редактора она выступила инициатором издания всего наследия Л.И. Ройзмана и органных произведений А.Ф. Гедике, а также разных сборников, статьей и переводов.

К юбилею Натальи Владимировны было снято несколько видеопоздравлений коллег, текстом некоторых из них хочется поделиться:

Профессор Н.Н. Гуреева-Ведерникова, зав. кафедрой органа и клавесина:

Поздравляем дорогую Наталью Владимировну с юбилеем!

Ваша беззаветная преданность Консерватории и любимому органу всегда меня восхищала. Желаю Вам самого крепкого здоровья, чтобы Вы продолжали трудиться в том же русле и с тем же энтузиазмом. Мы Вас все очень любим!

Профессор Л.Б. Шишханова:

С Натальей Владимировной Малиной мы познакомились в 1967 году. Благодаря Наташе, я познакомилась с Л.И. Ройзманом, который встретил меня очень ласково, зачислил в свой класс и разрешил заниматься под присмотром Натальи Владимировны – она стала моим первым наставником. Все сведения об органе я получила от нее!

Мы занимались очень много, засиживались допоздна, далеко за полночь. Никто нас не выгонял. С особым теплом вспоминаю репетиции в Большом зале, где я помогала ей, но куда была допущена только после того, как выучила наизусть всю диспозицию органа. Благодаря ей я многое узнала об этом инструменте. Это были очень ценные занятия для меня.

Все, что делает Наталья Владимировна для Консерватории трудно переоценить, как и ее вклад в органную культуру России. Кроме всего прочего, у Наташи есть редкое качество: она очень точно знает, кому и когда надо помочь. Ей ничего не надо объяснять. Она приходит на помощь именно в тот момент, когда надо.

Музыковед С.А. Уваров, режиссер фильма «Симфония органа»:

Мы познакомились с Натальей Владимировной летом 2014 года, когда с оператором Антоном Соловьёвым пришли в Большой зал снимать фильм «Симфония органа», посвященный реставрации исторического органа А. Кавайе-Колля. Прежде, чем провести внутрь органа, она посадила нас прямо на сцене и стала рассказывать об этом инструменте, о его истории, устройстве, о случаях из своей работы. И это было настолько увлекательно и вдохновенно, что мы с оператором совершенно не переживали, что время, отведенное на съемку, стремительно тает. Немного переживали, что не была включена камера.

Но опасения были напрасны. Оказавшись перед камерой, Наталья Владимировна была столь же артистична и убедительна. Мы снимали ее уже после того, как были готовы все остальные эпизоды фильма. К тому моменту у нас сложились теплые, доверительные отношения, за что мы очень признательны и благодарны.

Когда фильм вышел, мы слышали самые разные отзывы, подавляющее большинство – положительные, почти все касались Натальи Владимировны. Нас спрашивали, где мы взяли такого уникального человека, блестящего специалиста, который так увлеченно рассказывает. Эти рассказы (в том числе для тех, кто не связан с органной тематикой) – настоящее сокровище. И зрители, самые разные, в том числе не из мира музыки, в первую очередь запоминали в этом фильме именно Наталью Владимировну.

Несколько раз она принимала участие в презентациях фильма, премьерах. Мне очень запомнился показ в московском кинотеатре «Октябрь», когда после показа фильма все мы вышли отвечать на вопросы. Зрители не хотели уходить и отпускать Наталью Владимировну на протяжении часа. Вот это – свойство выдающегося, на мой взгляд, человека! Прекрасный и очень редкий специалист, обладающий ораторским дарованием, обаянием, силой высказывания.

Я поздравляю Вас с юбилеем и желаю, чтобы Ваша работа и дальше приносила радость и прекрасные результаты! Пускай как можно больше людей вокруг ценят то, что Вы делаете, и понимают, какое счастье быть рядом с таким человеком, как Вы.

Думается, все, кому посчастливилось работать и общаться с Натальей Владимировной согласятся, что невозможно встретить человека, более преданного органному делу. Быть может, секрет кроется в глубине характера, отношении к делу, любви, понимании своего предназначения. В одной из публикаций в журнале «Органные салоны» Наталья Владимировна размышляла о сути профессии органного мастера и о жизни: «Если не лениться, а думать и решать – многое можно постичь».

С юбилеем Вас, дорогая Наталья Владимировна!

Подготовила преп. М.В. Воинова. Фото Эмиля Матвеева

Солист против Ансамбля солистов

Авторы :

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Жанр концерта для сольных инструментов, до сих пор остается одним из самых популярных в музыкальном мире, и многие композиторы продолжают к нему обращаться. Именно здесь (даже больше, чем в сонате) форма музицирования по-прежнему проявляется ярче всего. И именно здесь есть возможность «проиллюстрировать» все художественные и технические возможности любого музыкального инструмента, даже тех, которые крайне редко используются в качестве сольных.

Дань этому жанру отдал непревзойденный ансамбль «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова на концерте Il concerto dei concerti («Концерт концертов»). 14 мая 2021 года в Рахманиновском зале прозвучали сочинения композиторов разных стран: Дана Юхаса (Израиль), Мартайна Паддинга (Голландия), Клауса Хубера (Швейцария), Джачинто Шелси (Италия), Колена Роша (Франция).

Несмотря на то, что не все представленные сочинения носят название «концерт», признаки этого жанра были налицо в каждом из них. Открыло концерт сочинение Дана Юхаса Repercussions (2015) для валторны и камерного ансамбля в исполнении Сергея Крюковцева. Выпуклое и объемное соло валторны прекрасно контрастировало более зловещему звучанию ансамбля солистов. Технические возможности валторны отразились в многообразии, вплоть до игры в контрапункте с голосом. В диалоге, на котором строится все сочинение, проходит гамма разных настроенческих красок: угрюмых, суровых, холодноватых, задумчивых, игривых, тревожных, зловещих… Весь этот разнообразный спектр чувств был идеально передан ансамблем и солистом в тембровой мозаике сочинения.

Прозвучавший затем концерт для виолончели и ансамбля Last words (2010) Мартайна Паддинга ярко выделялся среди других сочинений программы своим ярким неоклассическим «привкусом». Об этом говорит уже и форма трехчастного цикла концерта, и фигурирующие там жанры (I – Preambulum, II – Aria, III – Foforlalana). Кроме того, здесь можно было услышать квазитональность и «размытые» классические гармонические обороты. Пасторальный «кукушечный» тембр синтезатора придавал сочинению особый волшебный колорит. А виртуозное соло Ольги Галочкиной раскрывало тембр виолончели со всех граней – от экспрессивной теплоты до тревожной и необъяснимой фантастичности.

Четырехчастный камерный концерт Intarsi для фортепиано и семнадцати инструментов (1993/1994) Клауса Хубера включает многие современные средства: микрохроматику, спектральные зоны, полиритмический «калейдоскоп». В последней части «Арабский сад» можно услышать арабский мугам. В то же время здесь нередко появлялись аллюзии на Моцарта, а временами встречалось мимолетное цитирование фрагмента из его последнего фортепианного концерта. «Жемчужные» трели и пассажи были переданы Моной Хабой как нельзя ярче, придавая музыке дух моцартовских медленных частей.

Не менее сильным было соло кларнета Никиты Агафонова во время исполнения трехчастного Kya для кларнета и ансамбля (1959) Джачинто Шелси, самого «старшего» сочинения в программе. Колористика микроинтервального соло в восточном духе, детальное чутье микронюансов в спектре тембра, а также яркое выделение мозаики тембровых линий делали сочинение образно картинным.

Завершила программу одночастная пьеса Колена Роша L’allumette consideree /dans son plus simple appareil (Спичка, наблюдаемая в своем простейшем устройстве) для контрабаса и ансамбля в исполнении Григория Кротенко. Во всей программе это единственное сочинение, где конкретная звукоизобразительность стала целью сочинения. Солист мастерски рисовал шумовые фигуры, имитирующие зажигание и затухание спички. Завороженно выглядели моменты вступления солистов ансамбля, натурально передающие гудящий огонь горячей серы.

По сути дела, мероприятие раскрывало слово «концерт» в широком смысле этого слова. Каждый солист как бы выходил на арену соревнования с целым ансамблем. И благодаря необычайному мастерству солистов, а также музыкантов ансамбля «Студия новой музыки» под непревзойденным руководством дирижера Игоря Дронова, эта атмосфера музыкального вечера была передана полноценно и великолепно.

Андрей Жданов, студент НКФ

Отзвук драматического прошлого

Авторы :

№6 (1380), сентябрь 2021 года

Современный музыкальный театр интригующая и неведомая область не только для массового слушателя, но и для многих профессиональных музыкантов. Я решила приоткрыть завесу тайны и провести вечер Дня победы в Рахманиновском зале, где ставилась опера-притча «Периодическая система» Алины Подзоровой по одноименной книге Примо Леви.
Опера-притча «Периодическая система»

Книга Леви представляет собой сборник рассказов итальянского писателя еврейского происхождения, химика по образованию, узника концлагеря Освенцим. Рассказы, каждый из которых назван именем одного из химических элементов таблицы Менделеева, в большинстве своем автобиографичны – Леви рассказывает о себе, истории своего рода, о годах Второй мировой войны, заключении в Освенциме и работе химика.

Либретто, написанное в постмодернистской манере, принадлежит Асе Чащинской. Она окончила факультет музыкального театра ГИТИСа по специальности «режиссер» (мастерская А. Тителя и И. Ясуловича) в 2016 году; в 2017-м стала лауреатом региональной театральной премии «Маска» в номинации «Лучший спектакль года»; в 2018-м удостоилась звания лауреата международного конкурса оперных режиссеров Opera Europe Direction Prize. Основой либретто послужил рассказ «Ванадий», повествующий о взаимоотношениях узника Освенцима Примо Леви и доктора Лотара Мюллера, руководителя фашистской химической лаборатории в концлагере, которых судьба вновь столкнула через 20 лет (очевидна параллель с содержанием оперы М. Вайнберга «Пассажирка»).

Сюжет потребовал переработки: на него наслаиваются разные стилистические пласты – добавляется фантастический штрих в виде выведения химической формулы эликсира вечной жизни, в тексте встречаются отсылки к Ветхому завету, цитаты из Пушкина, строчки из Queen. Все это сопровождается ощущением давящей атмосферы концлагеря: за сценой чтец перечисляет вытатуированные номера заключенных.

Опера отвечала камерным параметрам зала, в котором исполнялась: четыре действующих лица и камерный инструментальный ансамбль Ad hoc Ensemble под управлением Джереми Уолкера. В его состав входил струнный квинтет, деревянные духовые и фортепиано, из ударных только литавры, и эта задумка вполне объяснима: литавры играют роль психологического нагнетателя. Однако не все так традиционно – в спектакле еще звучит электронный музыкальный инструмент Сергея Филатова Duofluctus, основанный на инновационном принципе генерации звука. Партии Примо Леви и доктора Мюллера исполнили Игорь Витковский (бас) и Константин Самойлов (тенор). Певцы прекрасно вжились в роли, сумев передать драматический и психологический накал произведения.

После спектакля автор ответила на вопросы, немного рассказав о себе и новом сочинении:

– Алина, расскажите, пожалуйста, какую композиторскую школу Вы представляете? Где Вы учились и у кого?

– Я – выпускница Московской консерватории. Моя композиторская родословная берет свое начало от великого педагога и композитора Н.Я. Мясковского, от которого композиторская нить тянется к его ученику Е.К. Голубеву, а через него к профессору Ю.В. Воронцову, у которого училась я. Инструментовкой я занималась у Ф.К. Караева.

– Является ли опера «Периодическая система» Вашей первой работой для музыкального театра?

– Нет. В рамках Лаборатории «КоОПЕРАция» в сотрудничестве с драматургом Г. Сапаргалиевой была создана опера «Апноэ». Премьера ее камерной версии прошла в 2017 году в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а в 2020 году состоялась премьера полнометражной версии в «Люмьер-Холле» в Москве. В 2018 году в Риге, во дворце «Зиемельблазма» был представлен хореографический спектакль Kāzas-kāziņas с моей музыкой (хореография Д. Парамоновой, в исполнении ансамблей Pērle и Revele). В скором времени в Московской консерватории состоится премьера моей новой оперы, на этот раз детской, – «Принцесса и Свинопас» (по либретто Н. Кайдановской).

– На какие стилевые параметры Вы опираетесь в представленной опере?

– Я бы сказала, что на музыку «Периодической системы» оказали влияние и психологический театр XIX века, и метамодерн XX века, и Р. Вагнер. В музыкальной фактуре можно услышать отзвуки Р. Штрауса и раннего А. Шёнберга. А близость оперы к эстетике метамодернизма дает отсылки к творчеству А. Циммермана.

– Несколько слов о литературном источнике для сюжета оперы…

– Литературным источником послужила книга «Периодическая система» – сборник автобиографических рассказов Примо Леви. В 2006 г. Британский Королевский Институт объявил эту книгу «лучшей книгой о науке всех времен». На русском языке до сих пор представлено крайне мало информации об этом писателе и общественном деятеле, чья позиция сыграла большую роль в общеевропейской рефлексии по поводу Холокоста. Фактически именно книги Примо Леви ввели в общественное сознание европейцев саму проблематику геноцида. «Периодическая система», конечно, требовала переработки для либретто, так как эта книга написана очень интимно, практически как «дневник памяти». Поэтому, на ее основе было нелегко создать полноценную сценическую драматургию.

– В ней нет этих героев?

– Герои оперы «Периодическая система» – это собирательные образы из книги, каждый из которых связан с вечными архетипами: Мюллер представлен не только как действующее лицо, но и как олицетворение вечного насилия и агрессивной силы. Ирит – не только персонаж оперы, но и символ вечной женщины, существующей во все времена. И, наконец, собирательный Голос Матери одновременно является и голосом матери каждого человека.

– А как задумывалось инструментальное сопровождение?

– Первоначально, к Дягилевскому фестивалю 2019 года в Перми, опера была оркестрована для квинтета (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, рояль). К московской премьере я решила сделать версию с расширенным составом струнных инструментов. Отдельно хочу заметить, что в спектакле звучит электронный авторский музыкальный инструмент Duofluctus, который участвовал в основной программе 58-й Венецианской биеннале в 2019 году.

– Каковы Ваши личные впечатления от состоявшегося спектакля?

– Впечатления от спектакля у меня самые замечательные. Солисты и оркестр под управлением Джереми Уолкера звучали превосходно. А наблюдать за тонкой работой режиссера Николая Панина с артистами над актерскими задачами – было просто одно удовольствие. Великолепные солисты – Игорь Витковский, Константин Самойлов, Светлана Злобина и Ольга Реутова, – продемонстрировали прекрасный вокал и глубину русского психологического театра. Счастье для композитора, когда такие премьеры происходят!

Елизавета Локшина, студентка НКФ

Мы не забудем

Авторы :

№6 (1380), сентябрь 2021 года

19 июля ушла в мир иной Римма Георгиевна Косачёва. Неожиданно и стремительно, как все, что она делала за свою большую, яркую и успешную жизнь. Она достигла многих вершин, никогда не боясь трудностей, смело бралась за новые начинания, ставила значимые цели, вступала в борьбу и вела ее до победы. Но это последнее сражение, увы, выиграть не удалось – жизнь, которая была насыщенной и интересной, обещая еще новые повороты и сюрпризы, за пять дней до 79-го дня рождения неожиданно для нее и ее друзей оборвалась…

Профессор Р.Г. Косачёва, окончившая Московскую консерваторию как музыковед-историк, доктор искусствоведения, член трех творческих Союзов (композиторов, журналистов, театральных деятелей), академик Международной педагогической академии, кавалер орденов Почета и За заслуги перед Отечеством (IV степени), более четверти века возглавляла кафедру истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств в ГИТИСе, куда она пришла еще в 80-х. Педагогика стала для нее главной сферой деятельности после десятилетия, отданного журналу «Советская музыка». А в 90-х к ГИТИСу добавилась и Московская консерватория: проф. М.Е. Тараканов, возглавлявший тогда кафедру современной отечественной музыкальной культуры, пригласил ее читать курс о музыкальном театре. Это было закономерно: современный музыкальный театр со временем стал главным объектом творческих интересов Риммы Георгиевны. Театральным проблемам были посвящены обе ее диссертации, в журнале она возглавляла отдел зарубежного музыкального театра и вообще ни одна новая театральная постановка, балетная или оперная, не проходила мимо ее внимания.

Особо значимой сферой ее деятельности стал Союз композиторов. Многочисленные исследования новой музыки отечественных авторов и незаурядный талант организатора сделали ее на последнем этапе существования СССР секретарем Правления СК по музыковедению, одним из заместителей Т.Н. Хренникова. И даже после всех катаклизмов до последних дней она оставалась одним из активных деятелей Союза композиторов Москвы.

Р.Г. Косачёва исследовала творчество своих современников, композиторов и исполнителей, много писала, выступала на конференциях, руководила соискателями и оппонировала на защитах диссертаций. В последние годы подготовила три выпуска «Антологии музыкального театра московских композиторов (вторая половина ХХ века)», за что удостоилась награды, став лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства 2014 года. А в СК, еще в советское время, была организатором и участником многих международных творческих событий. Последним, видимо, стал симпозиум, посвященный 100-летию Прокофьева в Шотландии в 1991 году.

Римма Георгиевна, еще в советские годы оказавшись на пороге авиакатастрофы над Атлантикой, когда летела домой с Кубы, дала зарок больше в небо не подниматься. И когда готовился этот шотландский форум, она решила проложить туда путь «по земле». Кому-то такая дорога показалась долгой и несовременной, но на деле оказалась фантастически интересной. Мы (группа музыковедов из Москвы) ехали на поезде через всю Европу до Остенде, плыли до Дувра через Па-де-Кале, на уютном ночном экспрессе мчались из Лондона в Глазго… И также назад. Незабываемый подарок от Риммы Георгиевны…

Земная жизнь, увы, конечна. Но остались книги, статьи, воспоминания, остались ученики, продолжатели большого дела. Мы не забудем коллегу и друга. Вечная память…

Профессор Т.А. Курышева

45 лет Центру «Музыкальные культуры мира»

Авторы :

№6 (1380), сентябрь 2021 года

В сентябре 2021 года исполняется 45 лет со дня основания научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории, начало которому положил композитор и музыковед Дживани Константинович Михайлов (1938–1995). На протяжении всей своей истории Центр изучает традиции разных культур мира, проводит концерты, фестивали, научные конференции и семинары. Проекты Центра не ограничиваются залами Московской консерватории и Москвы, а временами захватывают концертные площадки различных уголков мира. На сегодняшний день руководителем Центра является ученица и последовательница профессора Михайлова Маргарита Ивановна Каратыгина. Доцент М.И. Каратыгина любезно согласилась побеседовать с нашим корреспондентом.

– Маргарита Ивановна, пролистывая разнообразные статьи и заметки о Ваших мероприятиях, можно встретить достаточно необычные слова, непривычные названия. Некоторые из них захватывают целый круг значений, тесно сплетаясь с определенными философскими установками. Мне кажется, при включении подобных слов в свой лексикон, вместе с ними заимствуются в область деятельности Центра или Вашего преподавания какие-то принципы. Мое внимание привлекли слова «мешк» и «парампара». В чем заключена особая важность этих слов?

– В сущности, оба замеченных Вами слова – мешк в турецком языке, а парампара на санскрите, – означают примерно одно и то же: традицию. Точнее было бы сказать, что этими словами на Ближнем Востоке и в Индии называли старинный способ передачи культурного опыта из поколения в поколение путем наставничества. И это не та ситуация, когда один учит, а другой учится, здесь традиция как бы ненавязчиво и незаметно «перетекает» от учителя к ученику в процессе их повседневного тесного общения один на один. При таком взаимоотношении ученик усваивает не только технические аспекты того или иного искусства, но также познает всю его культурную подоснову, подлинную манеру и поведенческие коды практиков – носителей этой традиции. Увы, в наших попытках проникнуть в суть той или иной «восточной» культуры усвоение этого метода представляется мало реальным, так как наше общение с живущими за рубежом учителями разорвано во времени и пространстве. Но хорошо уже то, что мы знаем об этом методе и пытаемся при случае использовать его крупицы.

– В последние годы Центр осваивает различные интернет-платформы, и самые крупные проекты Центра транслируются для аудиторий разных стран мира. Сотрудничество с какими порталами для Вас наиболее результативно?

– Учитывая большое разнообразие наших программ, их содержание вызывает интерес разных информационных систем. Например, когда в разгар пандемии мы создавали позитивные сюжеты об интересе в России к китайской музыке, эти сюжеты подхватывались различными китайскими платформами и транслировались по всей Поднебесной. Да и сейчас мы не обделены вниманием СМИ к этой теме, в частности, со стороны ТВ БРИКС. К ближневосточным сюжетам подключаются порталы «Каспийский вестник» или «Вести Кавказа», да и многие другие. Сотрудничаем с ресурсами «Большая Азия», «Образ жизни», Яндекс Дзен. Конечно, с некоторых пор одной из основных площадок для широкого распространения наших программ стал портал Культура РФ. Но мы и сами создали свои платформы: сайт worldmusiccenter.ru, канал на YouTube (Arctide Descendants), видео-портал zov.world. В этом нам помогает наш медиа-партнер с 2015 года, компания LiveProduction. Конечно, есть еще куда развиваться, и мы над этим работаем.

– У слушателя, посещающего различные мероприятия Центра, формируется новое, более углубленное и более универсальное понимание красоты. С каких эстетических позиций, по Вашему мнению, слушатель должен подходить к этим мероприятиям?

– Думаю, не стоит подходить вообще с каких-то позиций к тому, чего ты совсем не знаешь. Заготовленная позиция порождает оценочный подход к незнакомому явлению, сужая наше восприятие до простых противопоставлений: «красиво – некрасиво», «нравится – не нравится», «свое – чужое» и т. д. Чужую, «другую» музыку лучше принимать простодушно и доверчиво, просто понимая, что у других людей может быть другая красота и другие слуховые настройки и предпочтения. Люди приходят на наши концерты не для сравнения своих эстетических позиций с иными, а для обогащения своего духовного опыта новыми ощущениями и впечатлениями.

– В Ваших концертных программах постоянно появляются очень редкие народные традиции или виды духовных практик, которые сегодня зачастую носят раритетный характер. Каким образом такие «экзотические» явления попадают в программы Ваших фестивалей?

– В практике нашего Центра существует множество путей бесконечного складывания огромной «музыкальной карты мира». Некоторые «музыкальные редкости» попадают к нам почти случайно. Например, результатом моей работы в жюри Международного фестиваля традиционной музыки «Шарг тароналары» в Самарканде в 2017 году стало знакомство с крестьянскими песнями уезда Косон в Южной Корее. Впоследствии по нашей инициативе появился фильм об этих самобытных традициях. А посещение Ноуруза в Душанбе в 2015 году привело к приглашению в Москву одного из последних носителей редчайшей сказительской традиции «Гуругли» Хотама Хакимова. Знакомство с Молодежным оркестром Антиокии (Колумбия) породило интерес к индейским традициям этого региона и, в конечном итоге, стимулировало приезд в Москву Флор-Марии Оспиан-Огари, представительницы племени эмбера чами, живущего преимущественно в горах Колумбии.

Таких вот случайностей (ну… якобы случайностей!) много. Но есть и стратегически выстроенные программы, направленные на глубокое изучение больших музыкальных цивилизаций. Таким подходом отличаются наши японское и, в особенности, иранское направление. Вот уже скоро 13 лет как в нашем центре работает Хосейн Нуршарг, иранский певец и исследователь, стараниями которого мы все глубже познаем не только иранскую классическую музыку, но и поистине уникальные традиции, такие как мистериальная драма тазийе, дарвишеская звуковая практика ордена Ахле хаг, врачевательные обряды поклоняющихся ветрам жителей провинции Хормозган, народные песни и сказания многих районов Ирана от берегов Каспия до Персидского залива. И этот бездонный кладезь великой иранской культуры еще далеко не исчерпан.

– Центр организовывал мероприятия в разных уголках мира, и это, конечно, способствовало росту аудитории концертов фестиваля. Какие наиболее яркие проекты Вы могли бы отметить?

– В 2013 году звезды так расположились, что нам выпала радость показать наш фестиваль «Вселенная звука» в городе Медельине в Колумбии. Конечно, фестиваль был в основном рассчитан на латиноамериканских участников, но в качестве своей «экзотики» мы повезли туда Фольклорный ансамбль МГК и иранскую группу «Гамар» с солистом Хосейном Нуршаргом. И это была действительно ВСТРЕЧА! Наша встреча с природой, культурой, жизненным укладом и поистине солнечными людьми Колумбии, а для колумбийцев встреча с никогда не слыханными доселе русскими народными песнями и иранской пламенной музыкой. Что и говорить, эмоциональный эффект от этой встречи был ошеломляющим с обеих сторон.

– И последний вопрос: Вы затрачиваете колоссальные усилия на то, чтобы найти и показать людям огромное многообразие музыкальных явлений, а вот насколько адекватно эти труды оцениваются обычной публикой или даже просто консерваторскими коллегами? Вас не посещают сомнения и разочарования, не возникает вопроса «зачем и кому это все нужно»?

– Да нет же! Мы ясно видим свою цель, видим, что многие беды нашего мира исходят из того, что мы просто не умеем слушать и слышать собеседника! Даже в разговоре один на один. Что уж тут говорить о неумении слышать другую культуру. Но ведь если мы не слышим друг друга, как же мы надеемся излечиться от физических и духовных болезней?! Так что у нас есть прямая и ясная задача – научиться и научить окружающих нас людей слышать «другого».

Ну а главное во всей деятельности, которой мы занимаемся – это то, что мне эта деятельность просто-напросто очень нравится. Не знаю, кто это первым сказал, хотя фраза приписывается Матери Терезе, и я следую этой простой мысли: «В конце концов, все, что ты делаешь, нужно только тебе и Богу».

Беседовал Фархад Бахтияров, студент НКФ