Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Вышел в свет

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

…первый выпуск нотного сборника «Органная музыка современных московских композиторов» (редактор-составитель М. В. Воинова, М., 2002; тираж 300 экз.). Это издание осуществлено Московской консерваторией и восполнило пробел в прерванной последним десятилетием традиции музыкальных антологий. Знаменитая серия «Советская органная музыка», начатая в 1965 году, к сожалению, перестала существовать в начале 90-х.

Предысторией настоящего издания был сборник «Органные сочинения молодых московских композиторов» (1998), которым продолжился проект «Органная музыка ХХ века» (с 2000 года – «Современная органная музыка»). В рамках его уже прозвучало более 60 сочинений современных композиторов и состоялся ряд органных премьер молодых столичных авторов.

В сборник 2002 года вошли органные сочинения московских композиторов различных творческих направлений и поколений: Олега Янченко, Альберта Лемана, Николая Сидельникова, Дмитрия Дианова, Марины Воиновой и Антона Ровнера. Также представлены сведения об авторах и произведениях на русском и английском языках. Издание посвящено памяти выдающегося отечественного органиста и композитора, профессора Московской консерватории О. Г. Янченко.

13 мая 2003 года состоялась презентация сборника в Конференц-зале консерватории и органный концерт в Малом зале. На вечере прозвучала как музыка современных классиков (С. Губайдулиной Ю. Буцко, О. Янченко), так и молодых представителей московской композиторской школы (К. Уманского, Е. Бутузовой, С. Дмитриева, проживающего сейчас в Швеции, А. Райхельсона и автора этих строк), очень по-разному раскрывающих специфику органа.

Преподаватель М. В. Воинова,
художественный руководитель проекта «Современная органная музыка»

Григорию Гинзбургу посвящается…

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

Уфа стала первым из российских городов, в котором прошли юбилей­ные торжества, посвященные 100-летию со дня рождения выдающегося пианиста и педагога, лауреата I Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве, «поэта пианистического мастерства» (по меткому определению Г. М. Когана) Григория Романовича Гинзбурга.

На базе Уфимской государственной академии искусств состоялась научно-практическая конференция «Г. Р. Гинз­бург и пути развития московского пианизма в XX веке» с участием воспитан­ника Гинзбурга, профессора Московской консерватории С. Л. Доренского. (Примечательно, что специальным решением Ученого Совета Академии Сергею Леонидовичу было присвоено звание первого почетного профессора УГАИ, церемония вручения которого состоялась в Концертном зале им. Ф. И. Шаляпина.)

Теоретическая часть конференции состояла из ряда докладов, посвя­щенных анализу и осмыслению традиций и новаций московского пианизма, творческой деятельности его крупнейших, знаковых фигур, а также формиро­ванию и развитию школы Гинзбурга в контексте современных тенденций фортепианного искусства.

(далее…)

Чудо-контрабас Иосифа Гертовича

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

Иосиф Францевич Гертович (1887–1953), заслуженный артист Россий­ской Федерации, концертмейстер-солист оркестра Большого театра СССР (1910–1953), профессор Московской консерватории (1922–1953) – первый выдающийся контрабасист-концертант послереволюционной России.

Первые его шаги в музыке связаны со скрипкой, но в 1902 году он начинает карьеру контрабасиста и посвящает этому инструменту всю последующую жизнь.

Блестящий виртуоз, Гертович равно ярко проявил себя как высоко профессиональный оркестрант и камерный исполнитель, как солист-концертант. Исполнительское искусство Гертовича отличалось не только блистательным мастерством, но и большой эмоциональной выразительностью и подлинным артистизмом. Для тех, кто слушал исполнение этого выдающегося музыканта, навсегда запомнилось благородное изящество трактовки и самой исполнительской манеры Иосифа Францевича. Мало к кому из музыкантов слово «Артист» могло относиться в такой высокой мере, как к Гертовичу. Благородная манера звукоизвлечения, скрипичное изящество штрихов (Гертович играл смычном с низкой колодкой, «французским»), точная интонация, продуманная фразировка, наконец, то неуловимое качество, которое можно определить как способность артиста устанавливать тесный творческий контакт с аудиторией, – вот основные черты Гертовича-солиста. Высокое искусство артиста превратило контрабас в его руках в «большую скрипку».

(далее…)

Посвящение де Гриньи

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

В Малом зале консерватории состоялся необычный классный вечер. Орган­ный класс доцента Московской консерватории Д. В. Дианова представил публике Органную мессу Николя де Гриньи (1672–1703) – композитора, имя которого мало что говорит сегодня даже музыкантам с высшим образованием. Тем не менее, сам факт этого концерта значителен по нескольким причинам.

Первая причина – обращение к личности французского композитора эпохи Лю­довика XIV (концерт был назван «Посвящение творчеству Николя де Гриньи» и при­урочен к 300-летию со дня смерти композитора). Церковный органист, который при жизни выпустил всего один сборник – «Первую органную книгу» (1699), содержащую версеты мессы и пяти гимнов, – в свое время был не менее известен, чем Франсуа Куперен. Его «Органная книга» многократно переписывалась, а через 8 лет после смерти автора была переиздана. О композиторском масштабе де Гриньи говорит тот факт, что в 1703 г. ее собственноручно скопировал И. С. Бах.

Вторая – исполнение мессы целиком, кажется, впервые в отечественной истории. Вечер не был громко назван российской премьерой, однако присутствовавшие на нем органисты не могли не отметить, что раньше фрагменты мессы входили лишь в репер­туар С. Л. Дижура, который и познакомил нашу публику с именем де Гриньи. На концерте это сочинение исполняли Д. В. Дианов, О. Кошкина, А. Суслова, О. Бочихина (все – студентки класса Д. В. Дианова) и ассистент-стажер Ю. Михайлова (руководитель проф. Н. Н. Гуреева).

(далее…)

«AMERICAN RECORD GUIDE». О встрече с профессором Доренским

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

Когда я узнал, что Сергей Доренский приглашен в Цинциннати в качестве члена жюри Всемирного конкурса пианистов, я счел себя просто обязанным встретиться с ним. Мы отужинали вместе, я наблюдал его мастер-класс с пятью или шестью конкурсантами и, наконец, мы беседовали один на один в его отеле.

Мистер Доренский долгие годы являлся главой фортепианного факультета Московской консерватории – величайшей и несравненной в мире школы пианизма. Уже одно это было достаточным основанием для разговора. Кроме того, я знаком с его игрой в записи на пластинки, и поэтому тоже хотел встретиться с ним, в надежде услышать, является ли он все еще большим пианистом. Прежде всего, отвечу на этот вопрос: да, он остается таковым. Во время мастер класса он неоднократно садился за рояль и играл продолжительные фрагменты, даже целые части произведений. Это были незабываемые мгновения для всех, кто при этом присутствовал. Он оставил публичную концертную деятельность лет десять назад из-за проблем с сердцем (ему сейчас пошел уже восьмой десяток); поэтому то, что слышали мы, это максимум того, что можно услышать в его исполнении сейчас. Что за певучая игра! Что за элегантная фразировка и эмоциональная искренность! Как мало пианистов, способных так общаться с публикой, способных столь многое передать ей!

Первой, принявшей участие в мастер-классе, была Анжела Пак, замечательная канадская пианистка с прекрасным звуком и достаточно отточенной игрой. Ее медленные фрагменты были особенно полны чувства, но м-р Доренский сделал несколько замечаний, чтобы помочь ей в быстрых частях чудесной бетховенской Сонаты № 13.

Последняя фортепианная соната Бетховена показалась едва ли самым мудрым выбором для тинэйджера, который был следующим. Его пальцы справлялись с технической стороной достаточно неплохо. Доренский сыграл для него обе части и множество отрывков – все по памяти. Он выглядел строгим школьным учителем для этого мальчика, которому нелегко далось освоение новой аппликатуры, призванной улучшить его артикуляцию. И педагог настаивал, чтобы пианист играл в темпе, не противореча пульсу этой музыки.

(далее…)

Из глубины серебряного века

№ 7 (1221), ноябрь 2003

В Овальном зале Музея им. А. Г. Рубинштейна состоялся концерт из произведений русских композиторов начала XX века, выпускников Московской и Петербургской консерваторий, прозвучавших в исполнении студентов и выпускников МГК. Уникальная программа, составленная композитором А. Ровнером, включила малознакомые широкой публике сочинения популярных авторов, таких как А. Скрябин и С. Прокофьев, а также менее известных имен, незаслуженно забытых или только недавно возрожденных после долгих лет забвения.

Прошедший концерт стал еще одним событием в череде мероприятий, посвященных отмечаемым юбилейным датам: в 2002 и 2006 годах празднуется 140-летие со дня основания, соответственно, Петербургской и Московской консерваторий. На протяжении всего этого времени неизменно высоким оставался творческий потенциал обеих школ, достоинство и мастерство деятелей которых в полной мере смогли оценить слушатели.

(далее…)

Забытая дивизия

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

Эта история случилась осенью 1941 года, в первые месяцы Великой Отечественной войны. Тогда во всех районах Москвы формировались добровольческие дивизии, в том числе Восьмая стрелковая дивизия народного ополчения Краснопресненского района. Ее костяк составили те, кого в нашей принято стране относить к творческой интеллигенции – студенты и преподаватели Московской консерватории и МГУ. Из консерватории ушли добровольцами свыше 120 человек. Музыканты на ходу обучались стрелять из винтовок, которых, к тому же, всем не хватало, но многие даже не успели сделать и одного выстрела…

Этой дивизии, увы, не суждено было увидеть Великой победы 1945 года. Она просуществовала всего один день, сумев хоть и ненадолго, но задержать наступление немецкой армии. Теперь о подвиге и героизме ее бойцов напоминают памятные обелиски на месте битвы и гибели молодых солдат, да рассказы немногих уцелевших участников.

Спустя более шестидесяти лет со времен тех событий, 11 октября 2003 года, несколько ветеранов, съемочная группа телевизионной передачи «Забытый полк» и ее ведущий, журналист Евгений Кириченко, представители Управы Пресненского района Москвы отправились на места боев Восьмой Краснопресненской дивизии в Смоленскую область. В эту поездку они пригласили также консерваторцев – первокурсников дирижерско-хорового факультета Игоря Мячина, Машу Самоловцеву, Таню Федяеву, флейтистов Павла Студенникова (II курс), Антона Паисова (III курс), выпускницу 2003 года Наталью Филатову и автора этих строк.

(далее…)

Родион Щедрин: «Композитором нужно родиться…»

Авторы :

№ 7 (1221), ноябрь 2003

Владимир Набоков вряд ли думал, что его «завтрашние облака» со страниц «Дара» приплывут к 21-му классу в Московской консерватории. Однако в минувшем октябре случилось именно так: состоялась встреча молодых композиторов с Родионом Константиновичем Щедриным.

Тесное пространство газетных колонок, конечно, не может передать атмосферу этого мастер-класса. Но те, кому посчастливилось там побывать, не скоро забудут доброжелательный голос, делавший очень краткие замечания и дававший столь же краткие советы. Здесь – немного понизить тесситуру, тут – чуть-чуть изменить бас… Со стороны кажется, что ничего особенного в этих рекомендациях нет. Но есть особенное в том, что навстречу молодому композитору и его музыке из незаметного угла поднимался мастер и просто делился своими впечатлениями об услышанном.

Автор «Лолиты», «Запечатленного ангела», знаменитых фортепианных концертов мгновенно ориентировался в студенческих партитурах. Стиль этих партитур был самый разный: сцена из оперы по Метерлинку, авангардная композиция, фрагмент концерта для фортепиано… Родион Константинович очень порадовался такому многообразию.

После встречи со студентами мне удалось поговорить с маэстро.

– Родион Константинович, как бы вы оценили сегодняшнюю встречу?

– У меня осталось самое радужное впечатление от встречи с моими коллегами. Все они безусловно талантливые люди. Тенденции, которые я наблюдаю в их музыке, очень меня обнадеживают. Наконец-то стали доверять своей интуиции, своему темпераменту, тому, что заложено природой, у каждого своей, а не стараться угодить педагогу, или товарищу, или критику- музыковеду, просто времени, наконец: одним словом, перестали бояться прослыть отставшим. К счастью, я вижу это не только в Москве, но и в других городах. Такова тенденция во всем мире.

(далее…)