Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Стремление к совершенству

№ 1 (1248), январь 2007 

kuryshevaКаким должен быть современный музыкальный критик-журналист? Бесспорно, человеком самых широких знаний не только в области музыкального искусства, но и в сфере истории, психологии, социологии, культурологии, эстетики… Он должен быть чутким к художественным идеям, витающим в воздухе, гибким по отношению к новациям, мобильным в восприятии изо дня в день меняющегося культурного процесса. Одним словом – форвардом мысли, человеком-творцом, локатором современности. Все это в полной мере можно отнести к главному редактору газет «Российский музыкант» и «Трибуна молодого журналиста», ведущей в консерватории спецкурс «Музыкальная критика и журналистика» – профессору Т. А. Курышевой.

Татьяна Александровна – человек редкой эрудиции и кипучей энергии. Жизнь ее подобна неослабевающему мотору. Она успевает учить студентов, посещать концерты (кто из молодежи делает это чаще Татьяны Александровны?), читать, писать книги, изучать иностранные языки и при этом постоянно быть в курсе всех событий, не только музыкальных. Желание никогда не останавливаться на достигнутом, стремление к совершенству всегда и во всем – вот творческое кредо Т. А. Курышевой.

(далее…)

От мала до велика

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

4 октября в концерте под таким названием принимали участие представители нескольких поколений музыкантов, объединенные «большой» Alma mаtег: учащиеся ЦМШ и Академического колледжа, студенты, аспиранты и профессора консерватории. Необычный вечер вызвал множество размышлений: о современных одаренных детях, о российской исполнительской школе, о национальном достоянии и почти пустом (!) Большом зале. Не было того, что принято называть «образцовой показательностью». А были радость и легкость, глубина и серьезность, одухотворенность и трепетность.

(далее…)

Радость встречи

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

AnisimovaTanyaС нетерпением ждали мы выступлений виолончелистки и композитора, выпускницы Московской консерватории Тани Анисимовой. В 1990 году она уехала в США и продолжила свое образование сначала в Бостонском, а затем в Йельском университете, по окончании которого получила докторскую степень. Таня регулярно дает сольные концерты, выпустила несколько CD с записями произведений Баха. Ее cочинения уже не раз исполнялись и транслировались по радио и телевидению в США, Канаде, Австралии, Мексике, Италии, а также в России и Украине.

9 июня Таня Анисимова выступила в РЗК вместе с Государственным квартетом им. Прокофьева, который в минувшем году отметил свое 50-летие. В тот вечер впервые в России прозвучал Концертный квинтет для солирующей виолончели и струнного квартета (2005). Таня посвятила его И. Меньковой и Квартету им. Прокофьева, который сыграл и записал первый вариант сочинения. Произведение порадовало зрелостью мысли автора и отточенностью форм. Исполнителям – И. Меньковой, И. Листовой, Е. Марковой, Г. Соболевой во главе с Т. Анисимовой – удалось передать настроение всех частей Квинтета: размышления о смысле жизни и дуализме мира Пролога, динамичность «Суфийского скерцо», философскую лирику Адажио и барочные черты финала, – продемонстрировав глубокое проникновение в характер музыки и слаженность ансамблевой игры.

(далее…)

Отличное начало

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

Выступление молодых многообещающих музыкантов – всегда событие в нашей культурной жизни. Когда на сцену выходит человек, который в свои 25 лет хочет и может сказать слушателю что-то новое, это большой подарок тем, кто сидит в зале.

Особенно интересны бывают дирижеры. Действительно, такая профессия требует огромной внутренней собранности, концентрации внимания, и часто даже опытный маэстро, выходя к оркестру, не может осуществить всего того, что задумал. А для молодого задача еще более усложняется отсутствием практики – ведь в консерватории студент дирижерского факультета не имеет возможности работать с оркестром.

(далее…)

Лабиринты судьбы

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

Sidelnik123 ноября Рахманиновский зал был заполнен приблизительно на три четверти. Но посетившие этот концерт (а это были в основном профессора МГК и студенты, интересующиеся творчеством Николая Сидельникова и Ивана Соколова) еще долгое время будут нести в своих сердцах память о блистательном исполнении «лебединой песни» композитора.

«Лабиринты» – кульминация и finalis творчества Н. Сидельникова. Это его последнее творение, законченное в 1992 году за день до сложнейшей операции, после которой маэстро вскоре скончался. Сидельников предчувствовал, что скоро покинет мир, поэтому осознанно подводил в произведении итоги своей жизни, своей музыки, своей судьбы.

Необычен уже сам жанр сочинения, аналогов которому нет и, скорее всего, не будет в мировой музыкальной практике: роман-симфония для фортепиано соло по мотивам древнегречнских мифов о Тесее в 5-ти фресках. Здесь каждое слово требует пояснений, без которых даже профессиональным музыкантам будет не все понятно. И Иван Соколов, будучи не только великолепным пианистом и композитором, но и тонким теоретиком-аналитиком, перед началом исполнения сделал блистательные комментарии к каждой части симфонии-сюиты, как бы озвучивая и донося до слушателей программу, которую Сидельников зашифровал между строк.

(далее…)

Духовное возрождение

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

К 150-летию со дня рождения Александра Кастальского

04Современный слушатель, приходящий на концерт в Рахманиновский зал консерватории, не всегда помнит о том, что еще в прошлом веке это помещение, расположенное в историческом здании по адресу Б. Никитская, д. 11, принадлежало Синодальному училищу церковного пения. Долгое время его возглавлял выдающийся деятель русской хоровой культуры, композитор, дирижер и преподаватель Александр Дмитриевич Кастальский. В 1918 году Кастальский сумел на основе Синодального училища создать Народную хоровую академию, стараясь максимально сохранить дореволюционные хоровые традиции. Он принадлежит к числу тех счастливых избранников судьбы, творчеству которых суждена жизнь вечная.

Родившийся в Москве 28 ноября 1956 года, Кастальский нашел свое призвание в религиозном искусстве и создал на основе старинного церковного наследия новый национальный художественный стиль. Мир русской старины с ее церковными роспевами и мирскими песнями, народным и храмовым зодчеством, иконописью и прикладным искусством пронизывает музыку Кастальского. Он был и тонким ценителем искусства древности, и пытливым его исследователем-реставратором, и мечтателем-сказочником. Буйная фантазия уносила то в Древнюю Русь, то далеко за ее пределы — в Египет, Китай, Грецию, Иудею… Духовные сочинения Кастальского (им было написано около 130-ти хоров, монументальное «Братское поминовение», кантаты, музыкальные действа и реставрации) составляет ценнейший пласт русского искусства.

(далее…)

Имя его было на устах у всех

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

Н. Г. Рубинштейн (1863 г.), дар З. А. Игнатьевой

Н. Г. Рубинштейн (1863 г.), дар З. А. Игнатьевой

19 декабря консерватория, как и год назад, торжественно отметила Николин день — именины Николая Григорьевича Рубинштейна. Традиция чествовать великого музыканта, устраивая праздничный спектакль или концерт, зародилась еще при жизни Рубинштейна и существовала вплоть до революции 1917 года. В советский период и знаменитые «Рубинштейновские обеды», и Николин день, равно как и все церковные праздники, были отменены и преданы забвению. Но сейчас мы присутствуем при возрождении этих замечательных традиций. В начале мероприятия с приветственным словом к собравшимся в Большом зале обратился ректор – народный артист России профессор Т. А. Алиханов, а затем оперный коллектив МГК показал «Богему» Пуччини. Перед началом и в антракте для сотрудников, педагогов и студентов в фойе Большого зала состоялось чаепитие с баранками. Об истории возникновения Николиного дня рассказывает директор Музея имени Н. Г. Рубинштейна, кандидат искусствоведения Е. Л. Гуревич.

(далее…)

Просветленная страсть

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007

В только что ушедшем, юбилейном для композитора году вышла книга альтиста-бетховенца Федора Дружинина «Воспоминания о Д. Шостаковиче».

Kniga

На одной из репетиций в присутствии Шостаковича Ф. Дружинину неожиданно, без подготовки пришлось сесть в Квартет на место своего учителя, известного альтиста В. Борисовского, и войти с того момента в знаменитый состав. Таким образом Дружинин получил преимущество свидетельствовать об истоках рождения шостаковической музыки – и как исполнитель, и как друг, что подтверждает подзаголовок книги: «Дань уважения Д. Шостаковичу». Каждая строка «Воспоминаний» наполнена безграничным восхищением автора по отношению к композитору, музыку которого альтист исполняет в концертах, репетирует и записывает в студии.

(далее…)

Поздравляем юбиляров!

Авторы :

№ 1 (1248), январь 2007
Профессор Владимир Владимирович СУХАНОВ

Профессор Владимир Владимирович СУХАНОВ

 

Профессор Рафаэль Оганесович БАГДАСАРЯН

Профессор Рафаэль Оганесович БАГДАСАРЯН