Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Служение музе

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

6 апреля исполнилось 75 лет со дня рождения выдающегося музыканта, одного из крупнейших представителей отечественной альтовой школы, педагога и композитора — народного артиста РСФСР, профессора Федора Серафимовича Дружинина. В этом году мы отмечаем также 50-летие его служения в Московской консерватории.

Выпускник ЦМШ, Ф. С. Дружинин всей своей многогранной жизнью связан с Alma mater, которую блистательно окончил в 1955 году, а затем совершенствовался в аспирантуре по классу В. В. Борисовского — основателя отечественной альтовой школы. Победы на международных конкурсах открыли Ф. Дружинину путь на концертную эстраду. Его сольные концерты в России (в числе его постоянных партнеров была, в частности, великая М. В. Юдина) и во многих странах мира всегда пользовались неизменным слушательским интересом.

(далее…)

Дар памяти

№ 4 (1251), апрель 2007

А. Г. Семенов

А. Г. Семенов

Можно только удивляться, как много успел сделать музыкант, жизнь которого была столь коротка. Всего 51 год прожил профессор Московской консерватории Александр Георгиевич Семенов. 100-летие со дня его рождения тепло и вдохновенно отметили 7 марта на родине музыканта в Тамбове. В организации памятного вечера, состоявшегося 26 марта в Рахманиновском зале, приняли участие не только консерватория, но и Московское музыкальное общество и столичный Клуб кларнетистов. Сотрудники Библиотеки имени С. И. Танеева сделали прекрасную выставку, в которой были представлены фотографии, документы, характеризующие деятельность А. Г. Семенова в консерватории и на фронте в период Великой Отечественной войны, его дипломы и созданные им переложения для кларнета.

Александр Георгиевич родился 7 марта 1907 г. в г. Тамбове в семье рабочего. Играл в военном оркестре Тамбова (1925–1927), там же окончил Музыкальный техникум. В 1927–1933 гг. обучался на рабфаке МГК, в 1936 г. закончил аспирантуру по классу профессора С. В. Розанова. Первым из музыкантов-духовиков защитил кандидатскую диссертацию. (далее…)

Пульс времени

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

24 марта в Большом зале состоялся концерт «От П. И. Чайковского до наших дней», где исполнялась музыка композиторов — педагогов Московской консерватории, ныне здравствующих и уже ушедших. Прозвучали два произведения русской классики (Andante cantabile Чайковского и Камерная симфония Шостаковича), была представлена музыка уже известных мастеров (Л. Бобылёва, А. Пирумова, А. Шнитке, А. Эшпая) и композиторов более молодого поколения (А. Арияна, С. Голубкова, Д. Дианова, А. Комиссаренко, К. Уманского, Е. Щербакова, К. Бодрова).

(далее…)

Славные имена

№ 4 (1251), апрель 2007

Среди многочисленных стендов и выставочных витрин, размещенных на сегодняшний день в консерватории, есть несколько выставок, которые много лет традиционно оформляет Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева. Это витрины в фойе Музыкального абонемента в первом учебном корпусе и в третьем корпусе около Информационно-библиографического отдела. Его сотрудники оформляют стенды, используя материалы из фондов НМБТ. Выставки в первом корпусе обычно посвящаются важным для консерватории юбилеям и датам, а также наиболее значительным событиям в музыкальной жизни. В третьем корпусе на постоянно обновляемых стендах представлена информация о международных конкурсах, фестивалях, семинарах, мастер-классах и других подобных мероприятиях.

(далее…)

«Люблю тонкость, изящество, красоту…»

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

4 декабря в Рахманиновском зале cостоялся авторский концерт народного артиста РФ, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Романа Семеновича Леденева. Яркая и самобытная музыка в сочетании с обаянием личности вызвали желание поговорить с композитором на разные темы — о жизни, творчестве, современной эпохе.

Роман Семенович, что Вы видите навсегда утраченным для молодого (или среднего) поколения композиторов, и, наоборот, есть ли что-то новое, революционное в композиторской музыке сегодняшнего дня?

(далее…)

Это победа!

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

Не секрет, что в Европе, а нередко и у нас на родине господствует предвзятое, несколько скептическое отношение к русским музыкантам — исполнителям на духовых инструментах. Известно, что у истоков профессионального воспитания исполнителей на духовых инструментах в нашей стране стояли иностранцы. Однако по мере того как на смену им приходили отечественные музыканты, наблюдался заметный рост не только технических возможностей духовиков, но и уровня общей исполнительской культуры. Со временем духовые инструменты перестали выполнять роль исключительно оркестровых и заняли достойное место в сольном исполнительстве и ансамблевом музицировании.

(далее…)

«Сеять разумное, доброе, вечное»

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

Профессору кафедры хорового дирижирования, заслуженному работнику культуры Эдуарду Федоровичу Леонову исполнилось 70 лет. В связи со знаменательной датой невольно вспоминается весь жизненный путь этого замечательного человека, посвятившего себя благородному делу воспитания и просвещения людей музыкой и хоровым пением.

Родословная Эдуарда Федоровича восходит к древней династии музыкантов Леоновых. Уже к 1889 году она приобрела широкую известность и авторитет среди деятелей и знатоков хорового дела. От своих родственников Эдуард Федорович унаследовал не только замечательный певческий талант, острый слух музыканта, безграничную любовь к хоровому исполнительству, но и понимание высокой ответственности «сеять» в людях «разумное, доброе, вечное», умение видеть в своих делах высокую миссию просветителя, стремление собственным примером и энтузиазмом «заражать» других любовью к хоровому пению.

(далее…)

Разговор о душе

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

Важным событием фестиваля стали премьеры двух новых сочинений московского композитора Ирины Дубковой, которые состоялись 12 марта при поддержке Греческого культурного центра в Москве. Прозвучали Концерт для сопрано, баритона и органа «Ночь светла» и «Маленькая праздничная кантата» для солистов, смешанного хора и органа. Новая музыка, исполненная молодыми музыкантами с удивительной теплотой, энтузиазмом и вдохновением, снискала подлинный восторг и длительные овации публики, до отказа наполнившей Малый зал.

(далее…)

Не переставая удивлять

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

Лео ван Дуселар

Лео ван Дуселар

С 6 по 21 марта в столице прошел VII Московский международный органный фестиваль. Отрадно, что с каждым годом он набирает новые обороты, вовлекая в свою орбиту все большее количество участников и слушателей.

Уже традиционными стали выступления на сцене Малого зала зарубежных исполнителей. В этом году публика имела возможность во второй раз соприкоснуться с искусством профессора Гюнтера Роста (Австрия) и профессора Университета искусств в Берлине Лео ван Дуселара (Нидерланды). 6 марта, в день открытия фестиваля, Гюнтер Рост снова потряс искушенную московскую публику феноменальной виртуозностью в сочетании с колоссальным темпераментом и ораторским пафосом интерпретаций. Программа состояла из сочинений И. С. Баха, и настоящим открытием было исполнение на органе клавесинных опусов композитора — Итальянского концерта и Французской увертюры (на бис органист исполнил Прелюдию си минор из II тома «ХТК»). Незабываемое впечатление оставил концерт Лео ван Дуселара (15 марта), считающийся признанным интерпретатором старинной музыки. (далее…)

Слово о григорианском хорале

Авторы :

№ 4 (1251), апрель 2007

Москва Ю. Францисканская традиция мессыВ ближайшие дни выходит в свет новая книга: Москва Юлия Викторовна. Францисканская традиция мессы. Модальность григорианского хорала: Монография. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2007. 496 с., нот., ил.

Книга представляет собой по возможности всестороннее исследование модальной системы григорианского хорала. Григорианская звуковысотность рассмотрена не по средневековым трактатам, а по музыкально-литургическим рукописям, что имеет большое значение для понимания ее сути, так как между теорией и певческой практикой имелось множество несоответствий. Кроме того, в богатом музыкальном исполнительстве наблюдаются такие процессы и явления, которые строгой средневековой теорией, стремившейся к упорядочению и систематизации, не были учтены.

(далее…)