Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Заходящее солнце на фоне Манхеттена

№ 8 (1264), ноябрь 2008

Для многих из нас, впервые пересекших Атлантический океан, Америка стала настоящим открытием. И, пожалуй, самым первым и потому незабываемым было впечатление от заходящего солнца на фоне Манхеттена – огромный огненный шар, полыхающий среди каменных глыб-небоскребов…

В период с 29 октября по 9 ноября в рамках двустороннего обмена Московской консерватории и Монклерского государственного университета (MSU) штата Нью-Джерси состоялись гастроли нашего факультетского хора под руководством профессора С.С.Калинина в США. Эта поездка явилась результатом многолетнего творческого сотрудничества между двумя университетами (не забудем – и Московская консерватория имеет статус «университет»), огромное участие в котором приняли международный отдел МГК и ректор проф. Т.А.Алиханов. (далее…)

Его время пришло

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

foto-26_web100-летие со дня рождения композитора – важный рубеж, позволяющий оценить реальную значимость творчества, его влиятельность и жизнеспособность. В этом можно было убедиться совсем недавно, когда отмечался аналогичный юбилей Шостаковича, отзвуки которого слышны до сих пор. Что касается 100-летия Оливье Мессиана, то фактически в России только начинается подлинное открытие его наследия, тогда как в мире он – один из самых популярных авторов прошлого века. Причины этой ситуации коренятся в мировоззрении композитора – истового католика, – что долгое время было не совместимым с советской идеологией. Ноты, записи проникали к нам почти что подпольно, и лишь его органная музыка вопреки всему оказалась в несколько привилегированном положении. (далее…)

Приближаясь к запредельному

№ 8 (1264), ноябрь 2008

Никто не имеет права говорить о будущем, и я самым последним решусь играть роль пророка. Я могу только утверждать, что все различные музыкальные течения ХХ века невероятно обогатили мир звуков, они заставили нас принять новое понятие о Времени, и я думаю, именно в этом их основной вклад, ибо мы существа, живущие во времени.

Время непрерывно… Как ни трудно это осознавать, оно течет вокруг нас, сквозь нас. Не имея возможности повлиять на необратимость течения времени, мы утешаемся тем, что разделяем его, считаем, обозначаем границы, отмеряя века. Для истории «век» – счетная единица. Но для человеческой жизни не существует века, существует столетие. Именно 100-летию со дня рождения Оливье Мессиана посвящен международный фестиваль, организованный Московской консерваторией. (далее…)

Первозданная музыкальность

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

19 октября в Большом зале прошел авторский концерт выдающегося мастера русской композиторской школы, народного артиста, лауреата Государственной премии РФ, одного из самых почитаемых педагогов Московской консерватории – профессора Р.С.Леденева. Личность Романа Семеновича – сдержанного, скромного и благородного – не располагает к тому, чтобы торжественно перечислять его регалии. Но все же это необходимо, чтобы напомнить, сколь высоко оценены его творчество и вклад в российскую культуру.

Музыка Р.Леденева регулярно исполняется по всей России и за рубежом. Ее любят играть как совсем молодые музыканты, так и признанные мастера. Среди последних Г.Рождественский, В.Федосеев, М.Янсонс, В.Синайский, Ю.Башмет, Ф.Дружинин, А.Ведерников (бас), М.Лубоцкий… (далее…)

В контрасте мрака и света

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

25 сентября в Большом зале состоялась премьера «Царской невесты». Новая постановка оперного театра Московской консерватории – достойный вклад нашего вуза в багаж музыкальных торжеств широко отмечаемого 100-летия со дня кончины Н.А.Римского-Корсакова.

Говоря о «Царской невесте», Римский-Корсаков замечал, что его опера написана «для строго определенных голосов и выгодно для пения». Может быть, поэтому репертуар оперной студии консерватории наряду с полным «Евгением Онегиным» всегда включал и сцены из «Царской». Но только сцены, а не целый спектакль. «Драматической музыкой меня обычно обносят», – сетовал Римский-Корсаков. Избрав, наконец, жанр лирико-психологической драмы, он не просто отошел от привычных черт сказочной оперы, но с особой тщательностью музыкально выписал и ярко очерченные характеры, и сложные, трагические коллизии исторической драмы Мея, положенной в основу либретто. (далее…)

Жажда красоты

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

batashev70-летний юбилей отпраздновал в этом году заслуженный деятель искусств РФ профессор Константин Константинович Баташов. Уже пятое десятилетие он верой и правдой служит преподавателем композиции в Московской консерватории и в Академическом музыкальном училище (колледже) при МГК, воспитав великое множество учеников. Сам он в свое время с отличием закончил консерваторию у Е.К.Голубева, ученика Н.Я.Мясковского, именем которого назван один из классов композиции нашей alma mater. С каким трепетом мы каждый раз входили в этот 35-й класс, ощущая себя частью великой традиции и истории!

Константин Константинович преподает композицию с непостижимым трудолюбием и любовью к своему делу. Занятия проходят один на один по индивидуальной программе и длятся как минимум 2 часа. О музыке учеников профессор всегда высказывается прямо и без обиняков, как рентгеном выявляя все недостатки и показывая конкретные пути решения проблем. Это порою обескураживает, но сколь дорога оказывается редкая похвала, когда знаешь ей цену! (далее…)

Творческая исповедь

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

В этом году исполнилось 85 лет одному из старейших профессоров Московской консерватории – заслуженному деятелю искусств России композитору Георгию Ивановичу Сальникову. Многие годы он открывает студентам особый и самобытный мир духового оркестра, не забывая при этом и о своем призвании композитора, – его огромный творческий путь, включающий в себя несколько масштабных симфонических полотен, уже переступил порог XXI века. (далее…)

Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непризнанный гений

Авторы :

№ 8 (1264), ноябрь 2008

М.: Музиздат, 2008. – 344 с., ил.
Редакторы-составители: В.М.Барский, М.В.Воинова

oblozhka_original_webКнига «Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непризнанный гений» Валерии Стефановны Ценовой посвящена австрийскому композитору, писателю, художнику, стоявшему у истоков Новой музыки, имя которого почти стерто со страниц истории. Исследование основано на новых материалах, впервые представленных в русскоязычной специальной литературе.

Профессор кафедры теории музыки, безвременно ушедшая чуть более года назад В.С.Ценова не успела подготовить эту книгу к печати. Но думала о ней давно – собирала материалы, вовлекала в исследовательское поле своих учеников, опубликовала фактически ее подробный и концепционно ясный план и недвусмысленные указания на состав книги. Это издание задумывалось как продолжение предыдущей (в соавторстве с Жансулу Жисуповой) книги В.С.Ценовой «Драма сердца и 12 звуков. О Лирической сюите Альбана Берга» и полностью основано на ее собственных текстах (и опубликованных, и зафиксированных в виде файлов компьютерного архива). Редакторами В.М.Барским и М.В.Воиновой была осуществлена необходимая перепланировка материала, добавлены некоторые сноски, заголовки, уточняющие биографические и аналитические детали, нотные примеры, внесена текстологическая правка. (далее…)