Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Предновогодний разговор с ректором

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

Московская консерваторияАлександр Сергеевич! На пороге Нового года часто приходит желание осмыслить прожитое, равно как и настроиться на будущее. Уходящий год был очень насыщен событиями в жизни консерватории. Что бы Вы выделили как наиболее важное, актуальное на данный момент?

— Меня сейчас особенно заботит то, что происходит в студенческой среде. Там уже несколько лет не велось никакой профсоюзной работы, СНТО умерло. Поэтому, начиная с весны и особенно после лета, делалось многое, чтобы вернуть все это «на рельсы». Недели две тому назад прошла студенческая конференция, был избран новый профком, который затем я пригласил к себе – у нас была длительная и плодотворная беседа.

Студенческих инициатив много: ребята пришли ко мне не с пустыми руками, а с конкретными предложениями. И я по всем позициям пошел им навстречу. Студенческий профсоюз возрождает СНТО – уже разработана широкая программа действий, планируются межфакультетские концерты в консерваторских залах и благотворительные в детских домах, больницах, домах престарелых. Студенты хотят наладить межвузовские контакты, и я уже связал их со ВГИКом. Молодежь договаривается о творческих встречах: вгиковцы покажут свои дипломные работы, наши – свои концертные программы.

(далее…)

Новогодняя смесь: из рефератов студентов-пианистов

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

«Игуменов, Гондольвейзер и Пабет…», или
«Покоряет первозданная чистота искренности…»

Фирмата.
Разучивая пьесу, возникают ассоциативные мышления.
Игровые движения можно обработать ритмическими вариантами.
Подбор пальцев. Надо работать над вертикальными пальцами.

(далее…)

Джем-тоник: действие со звуком

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

Джем-тоникВолнительно было 11 ноября, узнав, как добраться до зала Н.  Мясковского, распахнуть двери в Московскую консерваторию. Дождливая атмосфера вечерней Москвы вмиг сменилась атмосферой праздника общения с талантливыми ребятами. Будучи человеком новым в собравшемся обществе, я все же почувствовала себя как дома: с самого начала так уютно и радостно было присутствовать на междисциплинарной встрече «Джем-тоник: действие со звуком».

Эти встречи уже несколько лет как придумала и проводит Марина Валериевна Карасева, профессор Московской консерватории и одновременно наш преподаватель по курсу «социальная психология музыки» на факультете психологии МГУ. Марина Валериевна дает возможность не только гуманитариям побывать в совершенно необычной (для многих – просто экзотической) обстановке – на территории музыкального творчества, но и студентам консерватории пообщаться с ребятами, которые посвящают большую часть своего времени не музыке, а иным занятиям.

(далее…)

Композиторов больше не существует?

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

16 ноября в Конференц-зале в рамках Клуба молодых композиторов прошла встреча студентов Московской консерватории с композитором Владимиром Мартыновым. Широкой публике он известен, возможно, по сотрудничеству с режиссером Павлом Лунгиным в фильме «Остров» (2005), профессионалы же давно следят за его творчеством. Мартынов прошел и увлечение фольклором, роком, авангардом (с использованием серийной техники) – все это дало колоссальный, многогранный опыт. Однако на протяжении последних лет он работает в стиле минимализма. (далее…)

Московские премьеры Сергея Слонимского

№ 9 (1274), декабрь 2009

Слонимский С.Музыка Сергея Слонимского – признанного ныне классика – звучит в концертных залах с завидной для многих периодичностью. Мало кто из современных авторов может похвастаться подобной творческой плодовитостью, как и столь завидной слушательской востребованностью. Прежде всего речь идет о петербургских премьерах. Так, совсем недавно (10 ноября) в Санкт-Петербургской академической государственной капелле состоялась премьера Девятнадцатой симфонии композитора, в исполнении которой по традиции принял участие коллектив Капеллы под управлением В. Чернушенко. На концерте также прозвучал уже полюбившийся публике Реквием. Переполненный зал не оставил сомнений: Слонимский – любимец меломанов Петербурга.

В Москве же сочинения Сергея Михайловича звучат не столь регулярно. Тем более – авторские вечера с участием композитора. В этом смысле настоящим подарком накануне Дня музыки стал концерт-портрет Сергея Слонимского в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, прошедший при поддержке Польского культурного центра. Реализованный исполнительскими силами ансамбля Московской консерватории «Студия новой музыки» (руководитель – Игорь Дронов), концерт представил слушателям Слонимского совсем другого периода – такого, каким он ворвался в 60-е годы, став одним из истоков свежих авангардных идей.

(далее…)

Авторский вечер

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

Чудова Т.Авторский вечер 26 октября в Рахманиновском зале состоялся юбилейный авторский вечер композитора Татьяны Чудовой. Профессор Т. А. Чудова не нуждается в специальном представлении – ее заслуги отмечены многими наградами и титулами, она энтузиаст раннего композиторского образования, член экспертного совета благотворительных фондов «Новые имена», «Классическое наследие», «Брависсимо»… И, несмотря на масштабную педагогическую и музыкально-общественную деятельность, Татьяна Алексеевна неизменно находится в состоянии творческого поиска. Этим объясняется феноменальная продуктивность автора: ею создано свыше 500 музыкальных сочинений в различных жанрах, и список быстро пополняется. Программа юбилейного концерта тоже состояла в основном из премьерных исполнений. (далее…)

Ответственность – это талант

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

Старчеус М.С.Чтобы музыковед стал профессиональным психологом – это большая редкость. Между тем, психология в ХХ столетии стала знамением века, а для теории искусств, в частности музыки, – той областью, без которой появилась опасность развиваться этой науке не навстречу человеку, а в сторону схоластики. Профессор Марина Сергеевна Старчеус в полную силу ведет свою «Психологию» в огромных группах-потоках, крепко держа внимание на лекциях и никого из этих широких масс не упуская на экзаменах. Но какого труда и воли стоило теоретику по музыкальной форме и полифонии переквалифицироваться в смежную специальность, не пройдя факультета психологии!

М. С. Старчеус окончила Белорусскую консерваторию и уже в аспирантуре (там же, под руководством В. В. Задерацкого) написала диссертацию комплексного музыковедческо-психологического характера – о фигуро-фоновых связях в музыке с показательным подзаголовком – «к проблеме направленности музыки на слушателя». Эта работа так и осталась до сих пор единственной о том, с чем все тотально имеют дело при восприятии музыки: слежением только за главным, с переведением побочного в фон. (далее…)

Дополнение к публикации

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

В моей статье «Вот я такой и есть директор…», опубликованной в ноябрьском номере газеты «Российский музыкант» (2009, № 8), мною была допущена досадная неточность: не было указано, что в организации выставки, посвященной юбилею М. М. Ипполитова-Иванова, важную роль сыграла Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева. Материалы библиотеки, с большой любовью подобранные ее сотрудниками, украсили выставку и позволили всем посетителям Большого зала консерватории в полной мере оценить масштаб личности М. М. Ипполитова-Иванова.

 

С. С. Голубенко,
преподаватель МГК

«Это только начало…»

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

«Чем несоизмеримее и для ума недостижимее
данное поэтическое произведение, тем оно прекраснее»
И. В. Гете

A. Шнитке«Московская консерватория постаралась вложить в это празднование как можно больше сердца и озарения», – с волнением в голосе открыл ректор консерватории профессор А. С. Соколов заключительный концерт торжеств, посвященных 75-летию Альфреда Шнитке. Мы до сих пор познаем его музыку – на концерте в Рахманиновском зале с программным названием «(Не)знакомый Шнитке» прозвучали три российские премьеры! «Уволенный ввиду отсутствия нагрузки» манифестант полистилистики вновь и вновь возвращается в свой консерваторский дом – всемирно известным композитором-философом. «Из XXI века он видится именно таким, – подчеркнул ректор. – Наш суперфестиваль – это естественный ответ на пожелания музыкантов прикоснуться к наследию композитора и принять участие в его чествовании».

(далее…)

«Так не хочется уходить…»

Авторы :

№ 9 (1274), декабрь 2009

Янченко О.Г.Органист и композитор Олег Григорьевич Янченко (1939-2002) – знаковая фигура в истории органного искусства ХХ века. Его часто сравнивают с кометой: столь стремителен был взлет его таланта и столь ярок оставленный след в искусстве и душах всех, с кем столкнула судьба. Неиссякаемый оптимизм и талант музыканта мирового масштаба магически притягивали к нему людей. Слушателей, коллег, учеников, друзей. Он любил жизнь и, быть может поэтому, успел очень многое. Играть на органе и сочинять музыку, придумывать грандиозные творческие проекты, преподавать, гастролировать, организовывать. Он всегда был в движении и умел зажигать своими идеями, объединяя вокруг себя могучей жаждой созидания. Как Солнце, согревая и ослепляя всех своими лучами.

Образ Солнца был необычайно близок композитору. Можно сказать, что он был лейтсимволом его творчества и всего отношения к жизни. Недаром и созданные им образы, как правило, были всегда позитивными и несли в себе заряд небывалого энтузиазма, настоящей страсти к органному искусству, для которого Олег Григорьевич успел сделать немало.

(далее…)