Российский музыкант  |  Трибуна молодого журналиста

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

Прошло время, которое, как выяснилось, не лечит. Из жизни ушел профессор Михаил Леонович Межлумов – человек, сделавший меня музыкантом. Он не проповедовал, не увещевал, не давил. Он просто любил музыку, любил нас, но никогда никого не выделял, ни на кого не делал ставку, как на бегах. Он был с нами во время неудач, становился гораздо незаметнее в момент успехов. Ему были органически противно ячество, «бронзовость», маститость. Он искренне недоумевал, зачем это все нужно? Я все еще слышу его голос, и не только я. Он ушел, и осталась загадка – что это было, кто был с нами?

Как проходил урок, словами передать трудно. Потому что слова были самые обычные, даже обыденные. Учил думать, оценивать себя и других без обид. «Ты на меня не обиделась?» – была его любимая фраза. Потому что для него было действительно важно не обидеть, не сломать, не раздавить. Правда, в эту как бы обыденность постоянно и незаметно вкраплялись бесценные советы, находки, прозрения, которые подавались в свойственной ему простой и необременительной манере. И непонятно каким, во-многом таинственным для меня образом, все становилось понятным, все получалось. Сегодня уже стало банальным сравнивать рояль и человеческий голос. Пользуясь своим неподражаемым умением из всего формального извлекать пользу, он не стеснялся показывать, как на самом деле нужно спеть тот или иной кусок, часто для пения и не предназначенный. Он учил петь, как говорить – естественно, и это никого отношения не имело к вашим вокальным данным. Он давал почувствовать смысл. А рояль, как верный слуга, должен был отозваться. И ты сама, без посторонней помощи (часто он прибегал и к такому «возвышающему обману») понимала, как это можно сделать.

К каждому из нас он искал свой подход, умел порадоваться за тебя всем сердцем, умел придать уверенности именно в тот момент, когда казалось, что все безнадежно. И наоборот, когда тебе казалось, что ты все поняла и знаешь, неподражаемо и без усилий мог ставить на место. Любовь и терпение – вот главное, чему он нас учил. Он все прощал, кроме не-любви, кроме равнодушия к музыке, к себе самим. Он не выносил прозы, хотя и никогда не злоупотреблял красивыми словами. Особенно не выносил «прозу» в звуке, потому что Музыка была для него живой, она дышала, сердце ее билось, как бьется у нас самих.

(далее…)

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

Профессор кафедры истории зарубежной музыки доктор искусствоведения Виктор Пайлакович Варунц ушел из жизни (6.09.2003) внезапно, в расцвете творческих сил, полный замыслов и планов. Друзья и коллеги называли его Виктором Павловичем. Ученый был широко известен своими источниковедческими исследованиями не только в России, но и за рубежом. Еще в своих ранних работах – в кандидатском исследовании «Музыкальный неоклассицизм» и в сборнике материалов о дирижере Николае Аносове В. П. Варунц точно наметил тематику и направление своих будущих изысканий. Его сборник «Прокофьев о Прокофьеве» открыл новые стороны личности и творческой биографии великого русского музыканта ХХ века.

Однако сердцевиной научной, источниковедческой деятельности В. П. Варунца стал сбор материалов и документов к биографии И. Ф. Стравинского. Вклад ученого в этой сфере огромен – это и фундаментальный сборник интервью и статей композитора «И. Ф. Стравинский – публицист и собеседник», и, наконец, прекрасные тома переписки Стравинского с его русскими корреспондентами, включившими и ценнейшие материалы к биографии композитора. Три тома вышли при жизни Виктора Павловича, четвертый подготовлен им к печати. Его выступления на защитах, диспутах и конференциях отличались вдохновенной выстраданностью и особым творческим темпераментом. В них было все, кроме равнодушия.

Кафедра истории зарубежной музыки вскоре после кончины своего коллеги собрала в Конференц-зале всех, кто знал и любил Виктора Павловича. Все выступали без заранее заготовленной программы, слова шли от сердца. А потом студенты-хоровики дали рядом с портретом В. П. Варунца небольшой, но трогательный концерт хоровой музыки, посвятив его любимому педагогу.

Вечная ему память.

Кафедра истории зарубежной музыки
Московской консерватории

Нас очень много лет назад познакомили наши учителя – Михаил Семенович Друскин и Валентина Джозефовна Конен. Мы оба хранили этот факт нашей биографии как драгоценность. И М. С. и В. Дж. относились к Вите замечательно, возлагали на него большие надежды, которые он безусловно оправдал. Его память была очень благодарной, он постоянно помнил доброе отношение к себе и был верен Валентине Джозефовне и Михаилу Семеновичу.

(далее…)

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

Татьяна Васильевна – Таня Чередниченко (1.9.1952 – 28.11.2003) пролетела по нашей жизни, как метеор, разжигая невозможное зарево. Невозможными казались ее начинания. Подвижная, живо-смешливая и всегда одетая как вспышка, она напрашивалась на легкомысленные определения, но стоило с ней заговорить, и все наши интеллектуальные способности переключались на высший режим, а известные факты приобретали остроту сенсации. Она всех незаметно учила извлекать неиспользованную взрывную силу из давно слежавшихся картинок нашей памяти. Разговор с ней заставлял оживать сокровенности вашей эрудиции, отложенные на черный день. Шагая по коридорчику своей специализации, она безбоязненно открывала запрещенные двери, ведущие в иные сферы. Еще пианисткой в ЦМШ она всерьез увлеклась музыковедением, а поступив на музыковедческую специальность в консерваторию, открыла для себя и философию. Единение музыки и философии привело к созданию двух блестящих дипломных работ – о кантатах И. С. Баха и о критериях художественной ценности в музыке. Последняя работа стала предметом жесткой полемики… в среде профессуры прямо на защите. Этот текст, кстати, до сих пор должным образом не оценен. Но зато его сразу после защиты быстро оценил политически продвинутый профессор Борис Ярустовский, отославший донос в верхи компартии о том, что дипломная работа Т. Чередниченко – идеологическая диверсия. Его главный аргумент: в работе нет цитат из текстов В. Ульянова-Ленина! Но истинная причина его выпада была другая: ведь было ясно, что юная умница вскоре станет видным русским ученым, а такого ему допускать нельзя.

Судьба распорядилась по-иному. Ей вскоре присудили две ученые степени в разных специальностях. Но ее не удерживали и эти рамки. Таня излила целый фейерверк остроумия в своем либретто к лучшему русскому мюзиклу – «Медведь» Глеба Седельникова. Она вела культурологические дебаты на телевидении, первой из выпускников консерватории стала экспертом по массовым жанрам, сама пела как рок-певица (приглашала и меня к таким экспериментам, мы с ней напели фонограмму одного фильма), вступала в богословские споры, писала новую версию либретто «Князя Игоря» для новой постановки в редакции Е. М. Левашева, читала лекции о музыке в МФТИ (их не пропускали ни студенты-физики, ни проректор, появлявшийся в Таниной аудитории даже со сломанной ногой, в гипсе, лишь бы выслушать все).

(далее…)

Шесть дней из жизни факультета

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

Жизнь композиторского факультета наполнена событиями. Мы предложили студентам факультета описать несколько запомнившихся эпизодов двух месяцев прошедшей осени 2003 года. Итак…

30 сентября. Малый зал

Концерт, посвященный творчеству ныне здравствующих композиторов кафедры и безвременно ушедших Е. Голубева и А. Пирумова, отличался разнообразием жанров, но отнюдь не напоминал стилистический калейдоскоп и слушался на одном дыхании. Философско-возвышенную сонату № 10 для фортепиано Е. Голубева виртуозно исполнила Н. Баркалая.

Очаровательную сюиту Е. Ботярова, где ярко ожили «Утренние прогулки», «Танец с балалайкой» и «Рассказ деда», выразительно сыграла Е. Яцюк. А. Ариян представил на суд слушателей неистовый Каприс в темпераментном исполнении скрипача Г. Казазяна. Соната для трубы и фортепиано В. Агафонникова (в исполнении В. Лаврика и П. Беляниной) с самого начала поразила энергией и мощью. Т. Чудова показала Концертную токкату, которую очень ярко сыграл композитор и пианист А. Ананьев. С первых же аккордов и до финала это сочинение держало зал в напряжении. Приятным сюрпризом стало исполнение композитором (и кларнетистом!) В. Масловым оригинального произведения Л. Бобылева «Ритурнели» для кларнета и камерного ансамбля. Достойно завершил концерт фортепианный цикл А. Пирумова в безупречном исполнении Н. Шимкунас.

Ольга Смоленская, студентка III курса

(далее…)

Живем дружно и целеустремленно

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

Мы открываем новую рубрику. О достижениях и проблемах консерваторской жизни расскажут деканы. Наш первый собеседник – декан композиторского факультета, профессор А. А. Кобляков.

Александр Александрович, что нового на факультете? С какими успехами вы вступаете в 2004 год?

Прежде всего, это организация – впервые в истории Консерватории! – электро-акустического центра, чего мы добивались в течение целого ряда лет. И здесь необходимо поблагодарить ректорат и лично ректора проф. А. С. Соколова за постоянную помощь и поддержку в решении этой проблемы. Теперь на базе центра ведется курс электронной композиции, который читает мой ученик, высокоталантливый композитор А. В. Райхельсон, ныне преподаватель Консерватории. Он специалист в области электроники, прошел стажировку в Париже. Кстати, Парижская консерватория сыграла огромную роль в оснащении МГК электронным оборудованием и продолжает курировать нас в этом вопросе. Из прочих успехов отмечу создание клуба молодых композиторов. Его организаторы – К. Бодров и А. Гущян, одаренные студенты, энтузиасты своего дела. За короткий срок состоялись творческие встречи с крупными мастерами, среди которых Р. Щедрин, Г. Канчели, С. Губайдулина, А. Эшпай, Э. Артемьев, В. Екимовский, Ю. Каспаров, В. Мартынов и др. Кроме того, мы упорядочили концертную сферу – важное звено обучения композиторов. Дни и залы – на целый год вперед! – теперь известны заранее, для участия в концерте сейчас необходима рекомендация ведущего профессора. Есть постоянное концертное бюро (все те же К. Бодров и А. Гущян), постоянная ведущая (молодой педагог Анжелика Комиссаренко), для рекламы наших концертов начали использовать интернет (здесь неоценимую помощь оказывает нам педагог Ирина Анатольевна Дубкова) и т. д. Концерты всякие – студенческие, аспирантские, педагогические, мемориальные, тематические, причем возросло не только их количество, но, что самое главное, качество! В последнее время крепнут наши связи с ансамблем «Студия новой музыки» (художественный руководитель – проф. В. Г. Тарнопольский, дирижер – И. А. Дронов), с камерным оркестром Консерватории (художественный руководитель – С. Д. Дяченко), с учебным симфоническим оркестром (руководитель – профессор Л. В. Николаев). Все это не может не радовать. Дипломные произведения наших выпускников звучат в исполнении лучших оркестров, в том числе прославленного ГАСО. Особо хочется отметить концерт в Большом зале, 1 декабря. Впервые за всю свою историю знаменитый БСО под управлением В. И. Федосеева играл сочинения наших воспитанников. Выступление оказалось настолько успешным, что Владимир Иванович решил провести подобный концерт и в следующем году.

(далее…)

Свободный разговор

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

29 декабря 2003 года, в Рахманиновском зале, состоялась студенческая конференция, на которой ректор Консерватории, профессор Александр Сергеевич Соколов отвечал на вопросы студентов. Темой разговора, состоявшегося по инициативе студентов, были разные проблемы современной консерваторской жизни. И глобальные, такие как ближайшее будущее Московской консерватории, судьба консерваторских зданий, финансовое состояние нашего вуза. И конкретные, касающиеся каждодневных забот – пользование классами, залами, студией звукозаписи, взаимодействие композиторского факультета с другими факультетами, возможности исполнения новых сочинений студентов-композиторов. Ответы ректора прояснили многое.

Для начала давайте уточним смысл нашего сегодняшнего собрания. Наверное, конференция, как вы прочли на объявлении, не совсем точное слово. Ведь «конференция» – это некое обязательство принять определенное решение. Сегодня у нас более свободный разговор, и после мы решим, надо ли наши встречи делать регулярными. Объективно говоря, всегда есть, о чем поговорить. С того момента, как я студентом переступил порог Московской консерватории и по сей день, я узнаю о ней что-то важное. Наверное, вам это тоже предстоит. И если мы поможем вам в чем-то разобраться, вникнем в ваши проблемы, которые, может быть, отличаются от проблем студента вчерашнего – это уже будет хорошо. В последнее время мне часто приходится разъяснять журналистам, чем живет Консерватория и каковы ее настоящие проблемы. Не надуманные, а настоящие. Поэтому, наверное, и внутри самой Консерватории имеет смысл такую ясность внести, чем мы, в частности, постоянно занимаемся на заседаниях нашего Ученого совета.

Год назад в это время мы были с вами в не очень новогоднем настроении. Как вы помните, пахло гарью, 17 декабря здесь полыхал пожар. Год прошел, какие-то проблемы решены, какие-то еще ждут своего решения, какие-то только проясняются. Конструкция нашего здания исходит из акустических требований: стены внутри, на протяжении метра, заполнены воздушной паклей, благодаря которой у нас такая замечательная акустика. Так вот, все это горит как порох, и когда в 9-м классе внутренняя проводка закоротила, огонь пошел наверх и три класса оказались зоной пожара. Когда тушили, то много часов лили воду, для того чтобы тлеющее впоследствии не загорелось само собой.

Сейчас мы ждем, чтобы высохло здание, потому что делать что-то раньше, значит абсолютно бесполезно тратить деньги. Но и ходить по этому пожарищу тоже невесело. Поэтому мы приняли решение все-таки сделать приличествующий Консерватории интерьер: обшили стены гипсокартоном и по нему покрасили. Так что не обольщайтесь – это еще не ремонт. А настоящий ремонт – очень серьезная вещь, он требует длительного времени и больших вложений. Во-первых, подгорели деревянные перекрытия, а во-вторых, даже не подгоревшие они не были рассчитаны на нагрузку, которую вынуждены нести. Раньше не было богатейших фондов библиотеки, которые своей тяжестью на них давят, не было таких аншлагов на концертах Малого зала, и, собственно, студентов в таком количестве тоже не было. Все это вместе взятое создает истинную проблему Консерватории сегодняшнего дня.

(далее…)

Ответный визит

Авторы :

№ 1 (1223), январь — февраль 2004

В середине декабря ушедшего года в рамках культурного обмена состоялась интересная творческая поездка группы педагогов и студентов Московской консерватории в Италию. С нашей стороны это был ответный визит. Ранее, в феврале 2003 года итальянские педагоги и студенты приезжали к нам.

Нас принимала консерватория имени Умберто Джордано города Фоджиа (провинции Фоджиа, земли Пулия на юго-востоке Италии), с которой у Московской консерватории установились тесные дружеские и художественные связи. Главной идеей подобных встреч, на мой взгляд, должно быть совместное творчество сторон, результатом которого становится взаимное обогащение. Так было и в этот раз, и наш визит в этом смысле оказался очень насыщенным. Тем более, что по времени он совпал с предрождественскими днями, наполненными музыкой. На программке совместного концерта с нашим участием также стоял гриф – «Рождественский концерт» (Concerto di Natale).

В группу Московской консерватории входило 15 человек: ректор консерватории проф. А. С. Соколов (руководитель делегации), проф. П. И. Скусниченко, проф. П. Б. Ландо, проф. И. В. Осипова., ассистент В. Юницкий и 10 студентов: вокалисты Светлана Абзалова, Елена Бычкова, Анна Викторова, Андрей Архипов, Роман Бобров, Михаил Векуа, оркестранты Мария Акинфина (флейта), Владимир Завазальский (гобой), Светлана Микляева (скрипка) и музыковед Екатерина Дубравская (свободно владеющая итальянским). Выбор не был произвольным – поездка в Италию бесценна именно для вокалистов, поэтому они составили основную часть нашей группы, оркестрантов конкретных инструментов попросили включить итальянцы – на симфоническом концерте, где исполнялась Девятая симфония Бетховена с нашими солистами-вокалистами, итальянским оркестром под управлением дирижера Монтебелло, московские студенты-инструменталисты сели в оркестр.

(далее…)